Дорога на гору Таш-Джарган начинается на южной окраине села Чистенького Симферопольского района.
Добраться сюда можно на общественном транспорте — к многоэтажкам окраины села подходит городская маршрутка № 86. Отсюда и начнётся наш путь к Таш-Джарганской балке (N44°52′37,99′′ E34°02′52,78′′).
Определить правильность маршрута поможет замечательный ориентир — огромный металлический резервуар для хранения ГСМ (N44°52′31,41′′ E34°03′31,29′′), мимо которого предстоит пройти. Не доходя до животноводческого комплекса, вы увидите тропу, которая подводит к левому борту балки и начинает спускаться вниз по склону.
Но оглянемся назад. На северо-востоке открывается прекрасная панорама Симферополя, удобно расположившегося на второй и третьей грядах, а также на северной продольной депрессии между ними. На западе в ясную погоду видны блики Чёрного моря. Особенно привлекательны северо-западная перспектива долины реки Западный Булганак, искусственное водохранилище (озеро Тереклы), внешняя (третья) гряда, в которую как бы вплетается ниточка трассы «Таврида» с мелькающим на ней транспортом.
Не спеша спускаемся в балку. Обращаем внимание, что балка обводнена. И хоть режим течения ручья в основном подземный, местами его воды видны в каптированных источниках.
Таш-Джарганская балка, в которой выстроена дамба и устроена водокопилка, огибает с северо-востока село Чистенькое и несёт воды ручья к озеру Тереклы у села Трёхпрудного Симферопольского района. С этого места формально начинается река Западный Булганак. Начинаем свой путь к верховью одного из истоков реки. Буквально сразу выходим на просторную и удобную для отдыха поляну (N44°52′19,96′′ E34°03′52,23′′).
Здесь расположен один из каптированных источников. Традиционно на этой поляне студенты исторического факультета Крымского федерального университета проводят день первокурсника.
Здесь обращает на себя внимание какая-то особенная растительность. Во-первых, это заросли бузины, которыми обычно зарастают развалины строений и участки, подвергавшиеся активному хозяйственному освоению. Во-вторых, это правильные ряды одичавших сливовых деревьев. Ну а центральную часть поляны бережно скрывают кроны двух старинных шелковиц (N44°52′19,16′′ E34°03′51,88′′), в зарослях на склоне видны толстые стволы старых деревьев грецкого ореха. То есть перед нами — остатки традиционного крымского сада-чаира, появившегося здесь в конце XVIII — начале XIX века. В 1832 году этот участок принадлежал трём братьям Джанкличевым и назывался Ашага-Кора. В месте, где балка Татар-Джилга (Калиновская, Татарская) примыкает к Таш-Джарганской, сохранились следы стены из крупного бутового камня — остатки загона для скота.
Стена же проходит по склону Таш-Джарганской балки и в некоторых местах сохранилась на высоту до 1 м. В 2019 году было обнаружено несколько спёкшихся криц (рыхлых, губчатых, пропитанных шлаком затвердевших железных комков) сыродутного железа. По всей вероятности, где-то близости могла находиться средневековая кузница. Неподалёку видны бетонные поилки для скота и система водосбора, сооружённые в 1960–1980-х годах тружениками колхоза «Советская Украина». И в настоящее время небольшие стада крупного рогатого скота местные пастухи направляют к этим источникам водопоя (N44°52′25,31′′ E34°03′47,21′′).
Следуем дальше вверх по Таш-Джарганской балке. Благодаря обводнённости растительность её становится насыщенной и густой, и сквозь кроны ясеней небо уже не видно. В самый жаркий летний день здесь достаточно прохладно. По течению ручья местами встречаются каптированные бетонные родники. Через каменный развал поднимаемся на очередную поляну, окружённую старыми деревьями грецкого ореха. Мы стоим на дне ранее существовавшего здесь пруда. А каменный развал — это остатки дамбы. Впереди подобная ситуация повторится ещё дважды — мы увидим остатки двух запруд (N44°52′08,87′′ E34°04′14,23′′; N44°52′07,31′′ E34°04′16,97′′; N44°52′05,29′′ E34°04′19,93′′). Тропа неспешно выводит к главному роднику Кочарган, воды которого стекают из трубы в металлическую поилку для скота. В источнике Кочарган живёт один из наиболее распространённых видов — гаммарус (пресноводная креветка, бокоплав, мормыш). Плавает бокоплав с помощью гребных движений плавательных ног с участием и двух первых пар ходильных ног; направление движения он регулирует с помощью сгибаний и разгибаний брюшка и в мелких водоёмах плавает на боку, в глубоких местах — спиной вверх.
От родника по просёлочной дороге поднимаемся на правый борт Таш-Джарганской балки. Мы находимся на территории старинного села Таш-Джарган, история которого представлена нами в предыдущей главе. Изрядно заросли лесом и кустарником остатки домов, сельскохозяйственных угодий. Но в лесном массиве в изобилии встречаются прекрасные поляны, становящиеся пристанищем для туристов и участников спортивных слётов. Поляны — это всё, что осталось от сельских дворов. Некоторые развалины заросли бузиной и крапивой,
а район правого борта балки — сиренью. Неподалёку, на лесной опушке, виден каменный развал. Сопоставляя картографические материалы XIX века, можно предположить, что именно здесь находилось здание мечети (N44°52′12,34′′ E34°04′20,37′′), а рядом участок, дом и двор имама — Муллы Муслядина. Здесь же располагалось и мусульманское кладбище жителей деревни Таш-Джарган. Поднимаемся по дороге через бывшее село и погружаемся в историю. Вымытые дождями и выбитые колёсами автомобилей случайные археологические находки рассказывают о прошлом этих мест. Прямо на запылённой поверхности дороги можно обнаружить кремнёвые микролиты и отщепы периода мезолита, неолита и раннего железного века, фрагменты грубой лепной керамики тавров и поздних скифов; увидеть покрытые стеклянной поливой фрагменты керамики средневекового Таш-Джаргана, гильзы времён Первой и Второй мировых войн, кованые гвозди для крепления подков к копытам животных, кусочки изящных османских курительных трубок... Расположенное где-то неподалёку погребение тавров не смогло пережить активную застройку Таш-Джаргана, но спустя годы наступали моменты, когда поляны на месте заброшенных дворов и усадеб оживали. Здесь на протяжении многих лет размещали свои лагеря и бивуаки юные туристы из разных уголков Крымского полуострова. С 1986 года по инициативе патриарха крымского туризма Марка Иосифовича Генхеля на турбазе «Орлиный залёт» в районе села Соколиного Бахчисарайского района начали проводиться слёты юных туристов, посвящённые памяти известного путешественника Иосифа Григорьевича Когана, погибшего во время похода. Слеты получили название «Памяти друга». Этому тур слёту в 1970–1980-х годах предшествовали областные туристические слёты, проходившие в селе Краснолесье. С 1994 года детско-юношеские слёты переносятся на Таш-Джарган, полюбившийся всем своей доступностью, живописной природой и удобством для проведения различных видов испытаний участников. И дети и взрослые в ходе соревнований демонстрировали навыки в технике пешеходного и горного туризма, спортивного ориентирования, а также свои краеведческих познания. Победители в каждой номинации награждались призами в память ушедших в иной мир краеведов, учёных, альпинистов, инструкторов туризма, спелеологов. Это же место стало финальной точкой для участников «звёздных походов».
Для сотен и тысяч крымских мальчишек и девчонок сочетание «Таш-Джарган» всегда будет ассоциироваться с самыми лучшими моментами детства и юности — от вязания узлов, наведения переправы через условную реку, спуска «дюльфером» с отвесной скалы до установки палатки, приготовления вкусного ужина в закопчённом казане и песен под гитару у костра. И конечно же, каждый познал цену сплочённости, дружбы и командного духа! Несмотря на «лихие 90-е», здесь сохранялись настоящая романтика юности и правильная, ещё советская, педагогика. Проходим верховья балки. Нас окружает значительное количество археологических памятников, в основном поселений раннего железного века. Впереди возвышается покрытая кустарником и деревьями группа из трёх курганов (N44°51′43,61′′ E34°04′31,07′′). Направимся к западному кургану, который находится на обочине просёлочной дороги. Курган повреждён в середине
2000-х годов. Грабителями уничтожено одно из впускных погребений. Но основное погребение (эпохи бронзы или раннего железного века), по всей вероятности, ещё ждёт своих исследователей-археологов. Поселение «Таш-Джарган II», занимающее значительную часть Таш-Джарганского мыса, относится к двум последним этапам существования кизилкобинской культуры и датируется VIII — первой половиной VII века до н. э.
Мощность культурных слоёв этого поселения составляет 0,2–0,6 м. Как и все кизилкобинские поселения крымских предгорий, оно не имело оборонительных сооружений. Жилища, как правило, представлены двумя типами:углублёнными в землю полуземлянками или наземными постройками каркасно-столбовых конструкций с плетёными стенами, обмазанными глиной. По соседству с поселением «Таш-Джарган II», в северо-восточной части мыса, расположен могильник «Таш-Джарган» (N44°51′35,93′′ E34°04′55,84′′). Могильники кизилкобинской культуры, состоящие из каменных ящиков. Погребальные сооружения Таш-Джаргана датируются VIII–VII веками до н. э. Этот памятник относится к могильникам с кучевой планировкой, а по устройству погребения — к ящикам с оградами. Число погребённых в ящиках Таш-Джаргана — до четырёх человек (для сравнения: в одном из ящиков могильника Мал-Муз в Байдарской долине обнаружено 68 черепов). Для могильников, синхронных Таш-Джаргану, характерен следующий заупокойный набор: орнаментированные и неорнаментированные лепные кубковидные сосуды, а также единичные бронзовые предметы — булавки и проволочные серьги. Отметим, что в 2004 году в западной части мыса обнаружен ещё один таврский могильник, который по подъёмному материалу может датироваться VI–V веками до н. э. Подойдём к обрыву, откуда открывается прекрасный вид на Главную гряду Крымских гор. Буквально рядом с нами находится группа из двух курганов (N44°51′25,55′′ E34°04′52,06′′). Это один из редких случаев сооружения курганных погребальных насыпей в непосредственной близости от скальных обрывов в горнолесной части Крыма. А теперь обратимся к визитной карточке Таш-Джаргана —естественной полости Тешкли-Коба («дырявая пещера»), которая представляет собой вскрытый грот с диаметром «дыры» около 5 м.
Фрагменты железобетона и известняковых плит. Это остатки телевизионного ретранслятора (N44°51′31,88′′E34°04′54,00′′). Замечательный крымский краевед Владимир Николаевич Гуркович, вспоминая свою шофёрскую молодость, упоминал о выездах на Таш-Джарган для обслуживания ретрансляторного пункта. Собственно, именно из-за ретранслятора на топографической карте Игоря Белянского гора Таш-Джарган обозначена как «Таш-Джарган-Маяк». Фактически здесь находится вершина горы с абсолютной отметкой 546 м над уровнем моря. На картах XIX века — это место обозначено «Сигнал Таш-Чорган», что означает расположение на вершине горы триангуляционной отметки. Под Таш-Джарганом, в южной продольной депрессии, разместилась Курцовско-Сабловская долина. На юго-востоке виднеются дома села Константиновка, на юге и юго-западе находятся сёла Партизанское, Каштановка и Кизиловка, известные памятниками археологии и архитектуры. Славной истории этих мест мы посвятим отдельное издание, но обратим ваше внимание на село Партизанское. Это крымское село, носившее название Саблы, одно из варварски сожжённых нацистами крымских сёл в годы Великой Отечественной войны. В начале декабря 1943 года за связь с партизанами немецкие каратели часть жителей расстреляли, сожгли живьём в домах, а часть вывезли в концлагерь «Красный». Глядя на перспективу Крымского предгорья, отдадим дань памяти крымским партизанам и мирным жителям, приближавшим победу советского народа в Великой Отечественной войне.
С Таш-Джаргана можно вернуться обратной дорогой в сёла Чистенькое или Фонтаны, или спуститься по юго-восточному склону по тропе к конечной остановке «Надежда» и вернуться в Симферополь на маршрутке № 78.
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
1 — г. Симферополь
2.п.Чистенькое, остановка общественного транспорта (маршрут № 86);
3 — бывший резервуар ГСМ; 3 — поляна; 4 — родник;
4 — место бывшей деревни Таш-Джарган;
5 — группа из трёх курганов;
6 — Кизилкобинское поселение
«Таш-Джарган II» и позднескифское поселение «Таш-Джарган»;
7 — Тешкли-Коба; 8 — таврский могильник «Таш-Джарган»;
9. п Фонтаны