Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 3 км
Описание маршрута
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию по основной теме «Литература 19 века. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина». Рассматривается «золотой век» русской литературы в качестве одной из важнейших составляющих культуры России, а также сатира как жанр литературы. Программа экскурсии по музею-заповеднику М.Е. Салтыкова-Щедрина направлена на расширение и закрепление знаний у обучающихся по «Литературе» и состоит из двух частей. Первая часть раскрывает биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, его творчество, какую роль сыграло творчество писателя для мира литературы 19 века. Во второй части рассматривается такой стихотворный лиро-эпический жанр как сатира. Разбор сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», какие сатирические приемы использовались в данном произведении.
/upload/iblock/fec/9j9h1jr9onq5uv2tjhdheo07h6b5m1er.jpg
/upload/iblock/cc8/ohuwuw05dwfk0islgotgyvp7w0n09yav.jpg
/upload/iblock/fec/9j9h1jr9onq5uv2tjhdheo07h6b5m1er.jpg
/upload/iblock/cc8/ohuwuw05dwfk0islgotgyvp7w0n09yav.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 5-7 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цели: • расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебный процесс; • воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения через познание своей области.

Задачи: • увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; • проведение образовательных экскурсий в музее-заповеднике Архангельское по следующим темам: 1) Литература 19 века. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. 2) Сатира как жанр литературы. Сатирическая сказка «Дикий помещик»

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: • увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; • проведение образовательных экскурсий в музее-заповеднике Архангельское по следующим темам: 1) Литература 19 века. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. 2) Сатира как жанр литературы. Сатирическая сказка «Дикий помещик»
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд. –М.: Просвещение, 2017. – 368с. 2. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: человек в мировой художественной культуре. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.А. Солодовников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 256с.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина», «Сказка «Дикий помещик».
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 1,5 часа. Экскурсионная программа на объекте посещения – 2 часа. Проезд обратно – 1,5 часа.
Программа маршрута
Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина Программа экскурсии Тема 1. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тема 2. Сатира как жанр литературы. Сатирическая сказка «Дикий помещик». Направление: литературно-биографическое Формат: образовательная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 1,5 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 2 часа; Проезд обратно – 1,5 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предмету «Литература», изучаемым в 7 классе образовательных учреждений. Программа экскурсии включает в себя путевую информацию по основной теме «Литература 19 века. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина». Рассматривается «золотой век» русской литературы в качестве одной из важнейших составляющих культуры России, а также сатира как жанр литературы. Программа экскурсии по музею-заповеднику М.Е. Салтыкова-Щедрина направлена на расширение и закрепление знаний у обучающихся по «Литературе» и состоит из двух частей. Первая часть раскрывает биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, его творчество, какую роль сыграло творчество писателя для мира литературы 19 века. Во второй части рассматривается такой стихотворный лиро-эпический жанр как сатира. Разбор сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», какие сатирические приемы использовались в данном произведении. 2. Наименования и адреса объектов: Муниципальное бюджетное учреждение Талдомский историко-литературный музей Московская область, г. Талдом, ул. Салтыкова-Щедрина, 41 Ожидаемый результат: Реализация экскурсионной программы способствует расширению и закреплению знаний у обучающихся по предмету «Литература». Экскурсия по музею М.Е. Салтыкова-Щедрина позволяет раскрыть темы «Литература 19 века. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина», «Сатира как жанр литературы. Сатирическая сказка «Дикий помещик». Путевая информация дополняет литературный материал о творчестве Салтыкова-Щедрина, о характерных чертах русской усадьбы, внутреннего интерьера и т.д. Основные сведения, полученные во время поездки, позволяют: 1) приобщиться к русской литературе. истории и культуре; 2) осмыслить связь литературных произведений с эпохой их написания; 3) почувствовать гордость за свою малую Родину. Знакомство с культурно-историческим наследием области нацеливает на дальнейшие путешествия по своему краю и своей стране. 4. Описание экскурсии: По пути следования к объекту посещения участники получат информацию, связанную с возникновением Московской области, этапами ее развития, объектами культурного значения, расположенных в ее границах. По ходу экскурсионной программы обучающиеся ознакомятся с Музеем М.Е. Салтыкова-Щедрина, который является литературно-мемориальным сооружением. В 60-е годы возникла идея открытия данного музея. Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина особенный, здесь каждый метр пространства связан с жизнью автора, с его творческой натурой. Реликвии семьи Салтыковых, таких как: герб рода Салтыковых, родовой архив Салтыковых, рукописи автора, письма и мебель того времени, помогут погрузиться в эпоху автора. На экскурсии участники получат информацию о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, жанровых особенностях и основных сатирических приемов создания образа помещика в сказке «Дикий помещик». На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов касаются следующих тем: 1. Московская область 2. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 3. Сатирические приемы 5. Описание объектов посещения: Талдомский историко-литературный музей, Музей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Наглядные пособия 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина», «Сказка «Дикий помещик». 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Экскурсия-беседа; • Викторина. 10. Путевая информация: - «Золотой век» русской литературы как один из важнейших составляющих культуры России - сатира как стихотворный лиро-эпический жанр - обзор экскурсионных программ, рекомендуемых для 7 класса На обратном пути: Викторина: • Московская область • Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина • Сатирические приемы 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, а именно осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение к культуре и истории России, любовь к русской литературе.   Приложение №1 Викторина с ответами Общий блок вопросов: 1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году) А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929 2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²) А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км. 3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево) 4. В каких городах находятся монастыри? (А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна) А) Троице-Сергиева лавра: Б) Савино-Сторожевский: В) Новоголутвин: 5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка) 6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор) 7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие) 8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи) 9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью) 10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск) Блок вопросов, посвященных музею Салтыкова-Щедрина: 1. Где родился М.Е. Салтыков-Щедрин? – Село Спас Угол 2. В какой семье родился Салтыков-Щедрин? – В старинной дворянской семье 3. Куда Салтыков-Щедрин был отправлен в ссылку? – В Вятку 4. В каком журнале Салтыков-Щедрин работал в 1862-1864 годах? - «Современник» 5. Как называет свой стиль Салтыков-Щедрин? – Эзоповский стиль 6. В каком году было создано произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»? – 1869 7. Какую газету любил читать глупый помещик? - «Весть» 8. О чем глупый помещик просил бога? - Чтобы он извел всех мужиков 9. Какое животное тоже считало помещика глупым? – Медведь 10. На кого из героев сказки напал одичавший помещик? - На капитан-исправника
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Талдомский историко-литературный музей, Музей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов касаются следующих тем: 1. Московская область 2. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 3. Сатирические приемы