Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина
Программа экскурсии
Тема 1. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Тема 2. Сатира как жанр литературы. Сатирическая сказка «Дикий помещик».
Направление: литературно-биографическое
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 1,5 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 2 часа;
Проезд обратно – 1,5 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предмету «Литература», изучаемым в 7 классе образовательных учреждений.
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию по основной теме «Литература 19 века. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина». Рассматривается «золотой век» русской литературы в качестве одной из важнейших составляющих культуры России, а также сатира как жанр литературы.
Программа экскурсии по музею-заповеднику М.Е. Салтыкова-Щедрина направлена на расширение и закрепление знаний у обучающихся по «Литературе» и состоит из двух частей.
Первая часть раскрывает биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, его творчество, какую роль сыграло творчество писателя для мира литературы 19 века.
Во второй части рассматривается такой стихотворный лиро-эпический жанр как сатира. Разбор сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», какие сатирические приемы использовались в данном произведении.
2. Наименования и адреса объектов:
Муниципальное бюджетное учреждение Талдомский историко-литературный музей
Московская область, г. Талдом, ул. Салтыкова-Щедрина, 41
Ожидаемый результат:
Реализация экскурсионной программы способствует расширению и закреплению знаний у обучающихся по предмету «Литература».
Экскурсия по музею М.Е. Салтыкова-Щедрина позволяет раскрыть темы «Литература 19 века. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина», «Сатира как жанр литературы. Сатирическая сказка «Дикий помещик».
Путевая информация дополняет литературный материал о творчестве Салтыкова-Щедрина, о характерных чертах русской усадьбы, внутреннего интерьера и т.д.
Основные сведения, полученные во время поездки, позволяют:
1) приобщиться к русской литературе. истории и культуре;
2) осмыслить связь литературных произведений с эпохой их написания;
3) почувствовать гордость за свою малую Родину.
Знакомство с культурно-историческим наследием области нацеливает на дальнейшие путешествия по своему краю и своей стране.
4. Описание экскурсии:
По пути следования к объекту посещения участники получат информацию, связанную с возникновением Московской области, этапами ее развития, объектами культурного значения, расположенных в ее границах.
По ходу экскурсионной программы обучающиеся ознакомятся с Музеем М.Е. Салтыкова-Щедрина, который является литературно-мемориальным сооружением. В 60-е годы возникла идея открытия данного музея. Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина особенный, здесь каждый метр пространства связан с жизнью автора, с его творческой натурой.
Реликвии семьи Салтыковых, таких как: герб рода Салтыковых, родовой архив Салтыковых, рукописи автора, письма и мебель того времени, помогут погрузиться в эпоху автора.
На экскурсии участники получат информацию о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, жанровых особенностях и основных сатирических приемов создания образа помещика в сказке «Дикий помещик».
На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов касаются следующих тем:
1. Московская область
2. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
3. Сатирические приемы
5. Описание объектов посещения:
Талдомский историко-литературный музей, Музей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина», «Сказка «Дикий помещик».
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Экскурсия-беседа;
• Викторина.
10. Путевая информация:
- «Золотой век» русской литературы как один из важнейших составляющих культуры России
- сатира как стихотворный лиро-эпический жанр
- обзор экскурсионных программ, рекомендуемых для 7 класса
На обратном пути:
Викторина:
• Московская область
• Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
• Сатирические приемы
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, а именно осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение к культуре и истории России, любовь к русской литературе.
Приложение №1
Викторина с ответами
Общий блок вопросов:
1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году)
А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929
2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²)
А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км.
3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево)
4. В каких городах находятся монастыри?
(А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна)
А) Троице-Сергиева лавра:
Б) Савино-Сторожевский:
В) Новоголутвин:
5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка)
6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор)
7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие)
8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи)
9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью)
10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск)
Блок вопросов, посвященных музею Салтыкова-Щедрина:
1. Где родился М.Е. Салтыков-Щедрин? – Село Спас Угол
2. В какой семье родился Салтыков-Щедрин? – В старинной дворянской семье
3. Куда Салтыков-Щедрин был отправлен в ссылку? – В Вятку
4. В каком журнале Салтыков-Щедрин работал в 1862-1864 годах? - «Современник»
5. Как называет свой стиль Салтыков-Щедрин? – Эзоповский стиль
6. В каком году было создано произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»? – 1869
7. Какую газету любил читать глупый помещик? - «Весть»
8. О чем глупый помещик просил бога? - Чтобы он извел всех мужиков
9. Какое животное тоже считало помещика глупым? – Медведь
10. На кого из героев сказки напал одичавший помещик? - На капитан-исправника
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Талдомский историко-литературный музей, Музей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.