«Историческая Москва: Немецкая слобода – эпоха старообрядцев»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

2 часа 3 км
Описание маршрута
Русский церковный раскол XVII столетия – одна из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Куда двигаться и какими быть России и русскому христианству? Этот вопрос, который не дает покоя многим из нас и сегодня, с особой остротой встал три с половиной столетия назад. Результатом этого конфликта стало возникновение целой культуры, русского старообрядчества – особого самобытного менталитета со своими традициями, ценностями, историей.
/upload/iblock/299/h8damo61aezqedk9e8touvn7vpgca8rp.jpg
/upload/iblock/e6b/664aw2k16m04s62xptc103llgxqz5oud.jpg
/upload/iblock/2a7/jycw0u98y6vckiuy2mu2u85yf4y1c467.jpg
/upload/iblock/8a2/1953i9qntucy3yg5n3db48hlpenkb3rh.jpg
/upload/iblock/ad8/qipbh3l2les0q86pqg1s19q4zfd9j3f3.jpg
/upload/iblock/d56/5huk28wn9ln5d3qu3zlaqowlu60zv7oa.jpg
/upload/iblock/968/57q6n936fjqu3i67jze6rpp17j0b5blk.jpg
/upload/iblock/3ed/45i3gsw9c809sgs79fdfucec9plwuxos.jpg
/upload/iblock/5d8/d3yg0j8tn7tj0a7fuzxgm92xzukcyv9z.jpg
/upload/iblock/504/q4glmkwkb9pk8x052df9dtbtkn3arb4d.jpg
/upload/iblock/299/h8damo61aezqedk9e8touvn7vpgca8rp.jpg
/upload/iblock/e6b/664aw2k16m04s62xptc103llgxqz5oud.jpg
/upload/iblock/2a7/jycw0u98y6vckiuy2mu2u85yf4y1c467.jpg
/upload/iblock/8a2/1953i9qntucy3yg5n3db48hlpenkb3rh.jpg
/upload/iblock/ad8/qipbh3l2les0q86pqg1s19q4zfd9j3f3.jpg
/upload/iblock/d56/5huk28wn9ln5d3qu3zlaqowlu60zv7oa.jpg
/upload/iblock/968/57q6n936fjqu3i67jze6rpp17j0b5blk.jpg
/upload/iblock/3ed/45i3gsw9c809sgs79fdfucec9plwuxos.jpg
/upload/iblock/5d8/d3yg0j8tn7tj0a7fuzxgm92xzukcyv9z.jpg
/upload/iblock/504/q4glmkwkb9pk8x052df9dtbtkn3arb4d.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
учащиеся 7-11 классы, а также широкий круг интересующихся
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

воспитывать духовно-нравственную личность на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края; • воспитание гармонично развитой личности посредством изучения истории Москвы – столицы Российской Федерации; • формирование уважения к достижениям своей страны: Москва – место формирования и сосредоточения исторических процессов России, памятников ее прошлого и настоящего, культуры, православных традиций; • формирование чувства национальной гордости: Москва – город, в котором жили и работали крупнейшие деятели российской истории и культуры.

• дать дополнительные знания по предметам школьной программы; • развивать навыки исследовательской деятельности; • понимание особенности городской застройки в различные эпохи и до сегодняшних дней.

Образовательные задачи маршрута
• дать дополнительные знания по предметам школьной программы; • развивать навыки исследовательской деятельности; • понимание особенности городской застройки в различные эпохи и до сегодняшних дней.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. Аверьянов К.А. Московское княжество Ивана Калиты: В 3 ч. М., 1993-1994. 2. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества ХУШ в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988. 3. Александров Ю.Н. Москва: диалог путеводителей. М., 1986. 4. Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992. 5. Алферова Г.В. Русские города ХVI-ХII веков. М., 1989. 6. Археологические памятники Москвы и Подмосковья: Сб.ст. /Под ред. А.П.Смирнова. М., 1954. 7. Археологические памятники Москвы и Подмосковья: Сб.ст. /Сост. Беляев Л.А. М., 1996. 8. Баталов Л.А. Московское художественное зодчество конца ХУ1 в: проблемы художественного мышления эпохи. М., 1994. 9. Бахрушин С.В., Костомаров Г.Д. Москве 800 лет. 1147-1947. М., 1947. 10. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. О чем поведала открытка. М., 1978. 11. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Открытка продолжает рассказ. М., 1982. 12. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Москва незнакомая. М., 1993. 13. Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы (конец ХIII – начало ХV вв.) по данным археологии. М., 1994. 14. Богоявленский С.К. Научное наследие: О Москве ХУП в. М.. 1980. 15. Буганов В.И. Страницы летописи Москвы: Народные восстания ХIV-ХVIII вв. М., 1986. 16. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991. 17. Бюхер К. Крупные города в прошлом и настоящем. СПб., 1905. 18. Вебер А.Ф. Рост городов в ХIХ столетии. СПб., 1903. 19. Векслер А.Г. Москва в Москве: история в недрах столицы. М., 1982. 20. Венгеров А.А., Венгеров С.А. Житье-бытье московское. Век ХУП: Дела давно минувших дней..? М., 1994. 21. Вешнинский Ю.Г. Сравнительная оценка различных территорий Москвы. М.. 1995 22. Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991. 23. Гаврилова И.Н. Историко-демографический очерк Москвы (1917-1927 гг.) М., 1993. 24. Гаврилова И.Н. Население Москвы: Исторический ракурс. М., 2001. 25. Две столицы: Проза русских писателей второй половины ХIХ в. о жизни Москвы и Петербурга. М., 1990. 26. Глушкова В.Г. Социальный портрет Москвы на пороге ХХI века. М., 1999. 27. Город как социокультурное явление исторического процесса: Сб. /Отв. ред. Э.В.Сайко. М., 1995. 28. Градостроительство Московского государства ХVI-ХVII веков. М., 1994. 29. Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т.1-2. М. 1884, 1891. 30. Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1990. 31. Забелин И.Е. История города Москвы. Неизданные труды. М., 2003. 32. Иванов О. Замоскворечье: Страницы истории. М., 2000. 33. История Москвы: В. 6 т. М., 1952-1959. 34. История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. М., 1997. 35. Кизеветтер А.А. Посадская община в России ХУШ столетия. М., 1903. 36. Ковригина В.А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце ХУП – первой четверти ХУШ века. М., 1988. 37. Краеведение Москвы. М., 1990. 38. Краеведы Москвы. Вып. 1-3. М., 1991-1997. 39. Кудряшов К.В., Яновский А.М. Москва в далеком прошлом: Очерки городской жизни, быта и нравов Москвы ХVI-ХVII веков. М., 1962. 40. Культура средневековой Москвы. ХIV-ХVII вв. М., 1995. 41. Культура средневековой Москвы. ХVII век / Авт.-сост. Беляев Л.А., Макарова Т.И., Чернов С.З. М., 2000. 42. Культурно-исторические экскурсии: (Москва, Московские музеи, подмосковные). Ч. 1-3. / Под общ.ред. Н.А.Гейнике. М., 1923. 43. Латышева Г.П., Рабинович М.Г. Москва и Московский край в прошлом. М., 1973. 44. Лихачева Э.А. О семи холмах Москвы. М., 1990. 45. Лихачева Э.А., Смирнова Е.Б. Экологические проблемы Москвы за 150 лет. М., 1994. 46. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. 47. Матвеев Н.Е. Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812. М., 1912. 48. Иванов Е.П. Меткое московское слово. М., 1989. 49. Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М., 2003. 50. Москва, ее святыни и памятники: (Избр.ст. по описанию Москвы). СПб., 1901. 51. Москва в ее прошлом и настоящем: Роскошно иллюстр. издание, посвященное памяти историка Москвы И.Е.Забелина. М., 1909-1912. Т. 1-12. 52. Москва в истории и литературе: Сб. /Сост. М.Коваленский. М., 1916. 53. Москва и «московский текст» русской культуры: Сб. / Отв. ред. Г.С. Кнабе. М., 1998. 54. Московский некрополь: История, археология, искусство, охрана: Материалы науч.-практ.конф. М., 1991. 55. Московский столичный регион // Вопросы географии: Сб. /Отв. ред. В.Г. Глушкова, Н.П. Матвеев. М. 1988. №131. 56. Муравьев В.Б. Московские предания и были. М., 1988. 57. Муравьев В.Б. Улочки-шкатулочки, московские дворы. М., 1997. 58. Муравьев В.Б. Святая дорога. М., 2003. 59. Муравьева Л.Л. Московское летописание второй половины ХIV - начала ХV века. М., 1991. 60. Назаревский В.В. Из истории Москвы, 1147-1913: Ил.очерки. М., 1997. 61. Начало века: Москва начала ХХ ст. в произведениях русских писателей. М., 1988. 62. Никифоров Д.И. Старая Москва: Описание жизни в Москве со времен царей до двадцатого века. М., 1902-1903. Ч.1-2. 63. Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текстов М.А. Салминой. М.; Л., 1964. 64. По трассе первой очереди Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича. М.; Л., 1936. 65. Природа города Москвы и Подмосковья: Сб.ст. К 800-летию Москвы. 1147-1947. М., 1947. 66. Розанов Н.П. Московские святыни в 1812 году: Очерк. М., 1912. 67. Романюк С.К. Москва. Утраты. М., 1992. 68. Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998-1999. Ч. 1-2. 69. Романюк С.К. Из истории московских переулков. М., 2000. 70. Рыбаков Б.А. Русские карты Московии ХУ – начала ХVI века. М., 1974. 71. Русское общество 40-50-х гг. ХIХ в. М., 1991. 72. Сакральная топография средневекового города. М., 1998. 73. Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. М., 1983. 74. Синицына Н.В. Москва – Третий Рим. М., 1998. 75. Скворцов Н.А. Археология и топография Москвы: Курс лекций. 1912-1913 гг. М., 1913. 76. Скрынников Р.Г. На страже московских рубежей. М., 1986. 77. Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в ХУ1-ХУП вв. М., 1988. 78. Сорок сороков: Крат.ил.история всех московских храмов: В 4 т. /Собр. П.Г.Паламарчук. М., 1992-1994. 79. Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы: Материалы и исследования. Ч.1-3. М., 1954-1972. 80. Сытин П.В. Из истории московских улиц: Очерки. М., 1958. 81. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. ХП-ХУ вв.; Средневековая Россия на международных путях Х1У-ХУ вв. М., 1992.(Тихомиров М.Н. Древняя Москва. М., 1991.; Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в Х1У-ХУ вв. М., 1997.) 82. Тихомиров М.Н. Труды по истории Москвы. /Отв. Ред. С.О. Шмидт. М., 2003. 83. Формозов А.А. Историк Москвы И.Е. Забелин. М., 1984. 84. Формозов А.А. Следопыты земли московской. М., 1988. 85. Шакарев С.Ю. Москва и преодоление Смуты. 1612 год. М., 2002. 86. Юшко А.А. Московская земля IХ-ХIV в. М., 1991. ДОКУМЕНТЫ И ВОСПОМИНАНИЯ 87. Белоусов И.А. Ушедшая Москва: Записки по личным воспоминаниям. С начала 1870 годов. М., 1998. 88. Бурышкин П.А.Москва купеческая. М., 1990. 89. Герберштейн С. Записки о Московиии. М., 1988. 90. Иностранцы о древней Москве: Москва ХУ-ХУП вв.: Сб. /Сост. М.М.Сухман. М., 1991. 91. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М., 1979. 92. Москва и первая мировая война: Документальные свидетельства. М., 1994. 93. Москва на старинных открытка: альбом / Сост. В.Царина, И.Коровина. М., 1992. 94. Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989. 95. Московский летописец /Сост. и авт. предисл. Ю.Н.Александров. М., 1988. 96. Найденов Н.А Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М, 1903-1905. 97. Нелидов В.А. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. М., 2002. 98. Пожар Москвы: По воспоминаниям и запискам современников. М., 1911. 99. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы М., 1990. 100. Рассказы бабушки: из воспоминаний пяти поколений, собранные и записанные ее внуком Д.Д.Благово. Л. 1989. 101. Святыни древней Москвы /Рос. Гос. Б-ка по искусству. М., 1993. 102. Сегюр Ф.П. Бородинское сражение и занятие Москвы французами: Мемуары гр. де Сегюра. М., 1912. 103. Чичерин Б.Н. Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина: Земство и Московская Дума. М., 1934. 104. Ушедшая Москва: Воспоминания современников о Москве второй половины ХIХ века /Подгот.текста, предисл. и примеч. Н.С. Ашукина. М, 1964. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ 105. Куранты: Историко-краеведческияй альманах. М., 1983-1989. 106. Московский архив. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1-3. М., 1996-2002. 107. Отечество. Краеведческий альманах. Издается с 1991 г. 108. Московский журнал. История государства Российского. Издается с 1991 г. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ И ПУТЕВОДИТЕЛИ 109. Александровский М.И. Указатель Московских церквей. М., 1915. 110. Козлов В.Ф., Святославский А.В. Москва в экскурсиях. М., 2003. 111. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997. 112. Москва в художественной литературе: Рек.указ.лит. М., 1948. 113. Москва. Городское управление: Справочник. М., 1997. 114. Москва: Энциклопедия / Гл.ред. С.О.Шмидт. М., 1997. 115. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Биографический словарь. М., 1997. 116. По Москве. Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям / Под ред. Н.А.Гейнике, Н.С.Елагина, Е.А.Ефимовой, И.И.Шитца. М., 1991. 117. Путеводитель по Москве. 1913. /Под ред. И.П. Машкова. М., 1998. 118. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС: мировая художественная культура, история, литература, основы православной культуры); дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческие); программы предпрофессиональной подготовки; программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Покрова и Успения в Лефортове, Покрово-Успенская община) Храм в Лефортове, известный под названием Шибаевская моленная, существовал с 1784 г. В 1877 г., за год до смерти, владелец моленной Семен Иванович Шибаев оставил дом своему брату Ивану Ивановичу, который в 1878 г. передал дом обществу верующих. Общее собрание прихожан избрало попечителей, в числе которых были известные деятели старообрядчества И.О. Трегубов, Рахманов, и постановило именовать храм «Покровским старообрядческим молитвенным домом». В судьбе моленной большую роль сыграл Иван Иванович Шибаев, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества. В начале 1880-х гг. приход испытал много притеснений от властей, но благодаря И.И. Шибаеву испытания эти закончились благополучно. После дарования свобод старообрядчеству в 1907 г. была зарегистрирована самостоятельная старообрядческая Покровско-Успенская община. С 1960-х гг. в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак». Здание долгое время не ремонтировалось, сильно запустело, растрескалось. Часть каменной ограды, покрытой черепицей старинного типа, уничтожили. В 1970–1980-е гг., в связи с прокладкой автомагистрали, была снесена почти вся окружающая историческая застройка, а рядом с храмом выстроили несколько многоэтажных жилых домов. В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его отрады стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский храм с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х годов городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали. Позднее в цокольном этаже, где располагался Успенский престол, разместилась секция йоги, там же находилась секция тайского бокса, в алтаре Успенского храма был ринг. Старообрядцы постоянно ходатайствовали о возвращении храма, проводили молебны у его стен. Храм был передан верующим лишь в 2017 году. Большое значение для возвращения церковного здания имела встреча митрополита Корнилия и президента России Владимира Путина на Рогожском и поддержка правительства Москвы, куда неоднократно обращались старообрядцы. Купцы-старообрядцы Шибаевы Иван Иванович Шибаев (ок. 1830 - 4 мая 1908) - московский 1-й гильдии купец, старообрядец, приемлющий священство белокриницкой иерархии. Около 40 лет был одним из попечителей Рогожского кладбища, поддерживал и проводил текущий ремонт его храмов, умело обходя полицейские запреты и получая неограниченные средства на эти цели от купцов-благотворителей К.Т. Солдатенкова и И.И. Бутикова. Здание Хлебной биржи на Гавриковой площади Здание Хлебной биржи на Гавриковой площади, созданное по уникальному проекту архитектора Капитолия Абрамовича Дулина, открылось 16 октября 1911 года. На открытии присутствовал московский губернатор В.Ф. Джунковский. Строительству предшествовал конкурс. Жюри, в составе которого были прославленные русские архитекторы Ф.О. Шехтель и А.Ф. Мейснер, из двадцати одного варианта, поступившего на конкурс, выбрало проект Дулина. Автор, которому в то время был всего тридцать один год, получил премию в размере шести тысяч рублей. Вскоре на площади выросло здание биржи — роскошный белокаменный особняк, прекрасный образец неоклассицизма. После революции здание Хлебной биржи было экспроприировано, здесь разместили Дом коммунистического воспитания — детское учреждение, прообраз будущих домов пионеров. В 1934-35 годах Дом коммунистического воспитания переименовали в Бауманский детский дом культуры, затем он стал называться Бауманским домом пионеров, позднее — Сталинским домом пионеров, Первомайским домом пионеров, Первомайским дворцом пионеров и школьников. Воспитанниками Дворца пионеров на Спартаковской площади были прославленные советские актеры Лев Дуров, Алла Ларионова и Ролан Быков. В 1982 году в Дворец пионеров переехал в новое здание, а дом на Спартаковской площади, оставшись без хозяина, постепенно ветшал. В конце концов, ко времени «перестройки» 1990-х здание пришло в такое состояние, что ни Олег Табаков, ни Анатолий Васильев, которым его предлагали, не решились разместить в нем свои театры. В 1987–1988 гг. здание передают вновь созданному Московскому молодежному экспериментальному театру-студии. Колокольня храма во имя священномученицы Екатерины (руины) Часть Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской до революции имела другой статус и именовалась Девкиным переулком. Здесь в XIX–начале ХХ вв. находилось владение купцов Карасевых, известных своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Свой дом они отметили особым сооружением, сегодняшнее состояние которого вызывает серьезные опасения. Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского. В нижнем ярусе сооружения находились проездные ворота во двор Карасева, средний уровень составляли три пролета звонницы — один крупный посередине и два меньше слева и справа — и сверху располагался еще один небольшой пролет, увенчанный главкой с крестом. Особое внимание привлекают маленькие зубцы-мерлоны в виде «ласточкиных хвостов», имитирующих кремлевскую стену, а также три восьмиконечных креста на центральной звоннице. По своей форме сооружение напоминает уменьшенный вариант колокольни на Рогожском кладбище. После революции дом был национализирован, церковь в 1918 г. закрыта. Особняк Карасева сохранялся до апреля 1979 г., когда он был снесен ради создания ангара (сегодня его место и вовсе пустует). Колокольня, тем не менее, сохранилась, но с утратой дома она потеряла должную опору и начала стремительно разрушаться: исчезла керамика с первого яруса, пропали кресты со всех трех главок, разваливается лемеховая черепица, осыпается штукатурка, сооружение в целом приобрело неряшливый вид. Фактически колокольня оказалась «ничья», она никем и никак не используется, быстро разрушаясь, несмотря на статус объекта культурного наследия регионального значения. Служить при ней невозможно, так как храмовое пространство уничтожено, вешать колокола небезопасно в силу ее сильной ветхости. Решение этой проблемы еще предстоит найти, но, в любом случае, сооружению необходима срочная реставрация. Доходный дома купцов-старообрядцев Рахмановых Угловой дом, выходящий фасадами на Бакунинскую и Бауманскую улицы. Построен в 1898 году по заказу братьев Ивана и Георгия Рахмановых. Архитектор - И.Г.Кондратенко, автор множества доходных домов столицы с характерными для того времени лепными декорами фасадов. Сотрудничество Рахмановых с Кондратенко носило постоянных характер, архитектор участвовал во всех строительных инициативах братьев. На третьем этаже фасада дома в картуше размещена первая буква фамилии домовладельцев - в латинском начертании R - это следование своеобразной тщеславной моде. Дом строился и эксплуатировался в качестве доходного, после революции был заселён по коммунальному принципу. В Москве купцы Рахмановы, вышедшие из вольноотпущенных крестьян Московской губернии, появляются в первой четверти XIX века. Уже к середине века несколько торговых семей Рахмановых владели значительными капиталами. Во второй половине XIX в. род Рахмановых сильно разрастается. Рахмановы породнились с богатейшими купеческими фамилиями России - Овсянниковыми, Дубровиными, с К.Т. Солдатенковым. Опираясь на свое влияние в старообрядческой среде, на родственные связи и денежный капитал, они активно участвовали в религиозно-духовной жизни Рогожской старообрядческой общины. Широко известна и благотворительная деятельность Рахмановых как в пользу старообрядческой общины, так и московского общественного призрения. Купцы Рахмановы помогали горожанам еще со второй половины XVIII столетия, они издавна занимались торговлей хлебом, лесом, пряжей. На средства Рахмановых были построены Старообрядческая школа, Дом бесплатных квартир, приют. Они помогали заключенным еще во времена доктора Ф.Гааза. Старообрядческая церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы В Токмаковом переулке находится один из самых оригинальных по своей архитектуре старообрядческих храмов Москвы – храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1907-1908 годах для Второй московской общины поморского законобрачного согласия. Церковь в Токмаковом переулке построена по проекту известного архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, который много работал по заказу старообрядческих общин. Бондаренко был одним из провозвестников неорусского стиля, ставшего столь популярным в начале ХХ века, и в своих работах обращался в первую очередь к наследию древнерусского искусства. Не стала исключением и церковь в Токмаковом переулке. Архитектор так писал об этом: «Предо мною развернулось широкое поле деятельности, на котором я мог проверить свои силы. Появилась возможность дать новое, исходя из хорошего старого русского народного искусства. Я вспомнил наш Север… Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой». Воскресенско-Покровский храм, освященный летом 1908 года, был построен по типу древних новгородских и псковских церквей XVI века с элементами поморской архитектуры. Но те приемы, что характерны для древнерусского зодчества, были переосмыслены архитектором по-новому, это была не стилизация, не копирование памятников прошлого, а новое направление в архитектуре, воплотившее все, что было накоплено искусством к началу ХХ века. Спроектированный Бондаренко храм был двухэтажным, с большой моленной и комнатами для собраний общины. Одной из достопримечательностей храма была звонница, покрытая изразцовой черепицей, ее фасад был украшен майоликовым панно с изображением ангелов, держащих икону Воскресения (эта икона – копия с чудотворного образа, располагавшегося над Спасскими воротами Кремля). Майоликовой плиткой были оформлены и боковые фасады церкви, а окна были украшены разноцветными витражами. Внутри храма помещалось множество старинных икон, некоторые из которых относились к XVI-XVII векам. Храм в Токмаковом переулке стал общероссийским центром поморцев, приемлющих брак. Это были приверженцы одного из течений старообрядчества, которые «священства не приемли», поскольку считали, что истинное священство прекратилось со смертью тех, кто был рукоположен еще в старые, дониконовские времена (т.е. до церковного раскола). Такие старообрядцы стали жить вообще без священников, отчего и получили название «беспоповцы». Из церковных таинств приверженцы этого учения сохранили крещение и исповедь. Отдельные функции священников у беспоповцев выполняли миряне. Поморским согласием называется одно из самых многочисленных беспоповских обществ, возникшее в конце XVII века – это те старообрядцы, кто считает, что таинство брака также могут совершать миряне (потому их еще зовут беспоповцами-брачниками). После прихода к власти большевиков храм продолжал действовать вплоть до 1930 года, когда был закрыт. Ценные иконы и утварь были переданы в музеи, а в самом церковном здании размещался сначала театр, потом швейный цех и штемпельная фабрика. Храм был возвращен верующим только в начале 1990-х годов. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы. Бывший Никольский собор старообрядцев-неокружников Выстроен в 1912 году. Архитектор Николай Мартьянов. В советские годы в этом здании размещалось издательство «Педагогика». Сейчас размещаются различные офисы. Храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста был построен в 1819 году. В 1836 году перестраивался. Изначально это была летняя (неотапливаемая) церковь при соседнем тёплом зимнем Введенском храме. Оба храма относились к Введенской единоверческой общине. Храм был закрыт около 1931 года. Купола храма и колокольни были сломаны. Храмовая икона XVI века «Иоанн Богослов на Патмосе, с житием» была переданв в Третьяковскую галерею. После закрытия у Троицкого храма была сломана главка колокольни с крестом и снята обшивка с куполов. При приспособлении здания под жилье фасады и интерьер искажены: были пробиты новые окна, устроены два междуэтажных перекрытия, сделаны дополнительные лестницы. Завершения церкви в процессе эксплуатации пришли в ветхое состояние; главы и кресты малых боковых барабанов утрачены, от центральной главы остался только деформированный металлический каркас - куравцы. С 1966 года стали вестись реставрационные работы по храму. До 1966 года в помещении церкви размещались жилые квартиры. Затем Троицкая церковь вместе с соседним Введенским храмом были взяты на государственную охрану. Жильцы были выселены, начались реставрационные работы. К 1984 году восстановили главный купол и два боковых из четырёх. К началу 1990-х внешние реставрационные работы были в основном завершены. В 1992 году здание передали Московскому патриархату, после чего храм был возрождён, как православный. Вместе с соседним Введенским храмом образует единый храмовый комплекс. Сохранилась церковная ограда XIX века, общая для обеих церквей. К 1984 году были восстановлены луковичные главы и кресты на главном куполе и на двух боковых. Остальное здание церкви пребывало в густых лесах, которые были сняты в начале 90-х годов, после восстановления двух других малых куполов церкви и купола колокольни. В 1992 году была образована православная община верующих которой были переданы храмы Троицы Живоначальной и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Старообрядческие единоверческие храмы общины у Салтыковского моста На сегодняшний день в храме Покрова и Успения совершаются богослужения. Приход состоит из двух храмов: Троицы Живоначальной у Салтыкова моста и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Троицкий храм построен в 1819 году как летний храм, Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы построен в 1825 году как зимний храм. После закрытия храмов в 1931 году, у Троицкого храма была сломана главка колокольни с крестом и снята обшивка с куполов. При приспособлении здания под жилье фасады и интерьер искажены: были пробиты новые окна, устроены два междуэтажных перекрытия, сделаны дополнительные лестницы. Завершения церкви в процессе эксплуатации пришли в ветхое состояние; главы и кресты малых боковых барабанов утрачены, от центральной главы остался только деформированный металлический каркас -куравцы. С 1966 года стали вестись реставрационные работы по храму. В 1970 году были начаты проектно-изыскные работы и выполнены архитектурные обмеры планов здания. К 1984 году были восстановлены луковичные главы и кресты на главном куполе и на двух боковых. Остальное здание церкви пребывало в густых лесах, которые были сняты в начале 90-х годов, после восстановления двух других малых куполов церкви и купола колокольни. В 1992 году была образована православная община верующих которой были переданы храмы Троицы Живоначальной и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Программа маршрута
1. Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы 2. Бывшая Московская хлебная биржа 3. Колокольня храма во имя священно мученицы Екатерины (руины) 4. Доходный дома купцов Рахмановых (старообрядцы Белокрицкого крещения) 5. Бывший Никольский собор старообрядцев-неокружников 6. Старообрядческая церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы 7. Старообрядческие единоверческие храмы общины у Салтыковского моста
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
1. Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы 2. Бывшая Московская хлебная биржа 3. Колокольня храма во имя священно мученицы Екатерины (руины) 4. Доходный дома купцов Рахмановых (старообрядцы Белокрицкого крещения) 5. Бывший Никольский собор старообрядцев-неокружников 6. Старообрядческая церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы 7. Старообрядческие единоверческие храмы общины у Салтыковского моста
Дополнительная информация и (или) условия