«Хранители истории родного края»
Сложность маршрута: Однодневная экскурсия
Тип маршрута: Комбинированный
Сезонность: Круглогодичный
1 час
1 км
Описание маршрута
Паровоз-памятник Героя Соцтруда Павла Шолкина, пожалуй, главная достопримечательность Инского узла Первомайского района города Новосибирска.
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся 7-18 лет
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти
Цели и задачи маршрута
Формирование интереса к изучению и сохранению исторической памяти о труде советского народа во времена ВОВ.
Познакомить с историей Инского узла и его достопримечательностями.
Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Образовательные задачи маршрута
Познакомить с историей Инского узла и его достопримечательностями.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Паровоз-памятник Героя Соцтруда Павла Шолкина, пожалуй, главная достопримечательность Инского узла Первомайского района города Новосибирска. Но мало кому известно, что изначально на этом месте стоял другой локомотив – паровоз серии 9П.
Там, где сейчас красуется «паровоз Шолкина», ещё с довоенных времен располагался огромный деревянный склад, в котором хранился госрезерв всей железной дороги. Чего там только не было: от всевозможных запчастей и спецодежды до медицинского оборудования и даже посуды. Есть все основания полагать, что в годы войны здесь хранились ценнейшие бронзовые пушки XV-XVII веков, эвакуированные из Военно-исторического музея Ленинграда. В 1960-е годы госрезерв перебазировали в Тогучин. Склад снесли, а на его месте образовался большой пустырь.
Вскоре руководители предприятий узла подняли вопрос: как облагородить этот пустырь? Ведь он выходил на главную улицу района – Первомайскую, нельзя было оставлять столь заметное пространство в неприглядном виде. И в начале 1980-х здесь появился предшественник «шолкинского паровоза» – маневровый 9П. Эти локомотивы использовались на маневрах по всему Советскому Союзу еще с 1935 года и, безусловно, заслужили чести быть увековеченными.
Однако, по воспоминаниям ветеранов, простоял 9П в качестве памятника всего несколько лет. В 1984-м, в год 50-летия Инского узла, его место на постаменте занял более массивный и красочный ФД-20 № 2610. На этом паровозе долгие годы трудился Герой Социалистического Труда, машинист депо Инская Павел Шолкин, завоевав в 1942 году для него звание «Лучший паровоз Союза».
О машинисте Шолкине до сих пор ходят легенды в его родном депо и за его пределами. Это он в суровые военные годы водил грузовые составы до Москвы, что само по себе было героизмом. Это он первым кинул клич членам своей бригады и их жёнам с просьбой в канун зимы своими силами и материалами утеплить паровоз и не дать ему замерзнуть. Вскоре это начинание подхватили локомотивщики со всей дороги, а затем и сети. Это он, тщательно изучив профиль участка пути Инская – Черепаново, повёл тяжеловесные составы одним паровозом, а не двумя, как это делали до него. Да что там, Павел Дмитриевич даже вызывал на соцсоревнование не кого-нибудь, а самого Николая Лунина. Чем закончилась эта «битва титанов», неизвестно, но смелый поступок инчанина вызывает уважение.
Еще один занимательный факт из биографии машиниста: Павел Шолкин мог сделать блестящую партийную карьеру и после войны два года занимал должность секретаря парторганизации депо и узлового парткома, но не смог усидеть в кабинете и вернулся в движение, в будку паровоза.
Пространство, которое когда-то занимал склад, затем – небольшой 9П, а сегодня мощный «Железный Феликс», продолжают облагораживать. Так, в 2022 году в сквере у паровоза-памятника заложена аллея в честь железнодорожников, павших в Великой Отечественной войне.
По материалам Александра Матвеева
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- в образовательные программы основного общего образования (предметные области «окружающий мир», «история», «краеведение»);
- в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (туристско-краеведческой, социально – гуманитарной направленности);
- в воспитательные программы образовательных организаций.
Описание пути следования по маршруту
1. Станция Инская
2. Паровоз ФД (Шолкина)
3. Мемориальная доска машинисту Павлу Шолкину на территории Инского локомотивного депо.
4. Памятник рабочим локомотивного депо, погибшим в ВОВ
Программа маршрута
1. Сбор группы.
2. Проезд на транспорте до остановки общественного транспорта «Путепровод» 3. ЖД Станция Инская (начало экскурсии)
4.Движение со стороны ул. Первомайской - вход на территорию памятника.
5. Движение по территории станции «Инская» к мемориальной доске машинисту Павлу Шолкину и памятник рабочим локомотивного депо, погибшим в ВОВ
6. Подведение итогов (окончание экскурсии).
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Станция Инская.
Дополнительная информация и (или) условия