Описание пути следования по маршруту
Улица Петровка. Это одна из основных и самых старых улиц центра Москвы. Расположена в Центральном административном округе города на территории Тверского района. Проходит от Театральной площади (начало нумерации домов) до Среднего Каретного переулка.
Своё название улица получила по Высоко-Петровскому монастырю, основанному в конце XIV века. Название «Петровка» употребляется с начала XVII века и с тех пор ни разу не менялось, что считается редкостью для исторических улиц центра Москвы. В XVIII веке улица стала интенсивно застраиваться — во второй половине века здесь появились особняки московской знати. В XIX веке Петровка стала одной из главных торговых улиц Москвы. Несмотря на ряд перестроек XX века, изменивших архитектурный ансамбль улицы, на Петровке сохранилось много примечательных исторических зданий.
Улица Петровка идёт с юго-востока на северо-запад между улицами Неглинная и Большая Дмитровка. На начальном участке пересекается с улицей Кузнецкий Мост, ближе к концу пересекает Бульварное кольцо на площади Петровские Ворота между Страстным и Петровскими бульварами. После небольшого участка за Бульварным кольцом переходит в улицу Каретный Ряд. Границей Петровки и Каретного Ряда служат Успенский и Средний Каретный переулки. На улицу выходят Дмитровский, Столешников, Петровский (слева) и улица Петровские Линии, Рахмановский, Крапивенский, 2-й Колобовский переулки (справа)
Большой Театр. Здание Большого театра выходит на Петровку боковым фасадом. В 1776 году князь П. В. Урусов начал строительство театра, названного по имени улицы Петровским. Однако театр Урусова сгорел ещё до своего открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Медоксу. Именно Медокс построил Большой Петровский театр, открытый в 1781 году и сгоревший в 1805 году. На его месте в 1821—1824 гг. по проекту архитектора О. И. Бове и профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова было возведено современное здание театра, получившего имя «Большой». С 1918 года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после Октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие, начиная с Ленина. Активно ему, в 1922 г. тяжело заболевшему, противостояли Сталин, в 1922 г. ставший Генеральным секретарём ЦК РКП(б), Анатолий Луначарский, нарком просвещения, и Михаил Калинин, председатель Всероссийского ЦИК.
В 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. В 1921 году здание театра обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева, И. П. Машкова, С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены под руководством И. И. Рерберга начались в августе-сентябре 1921 года и продолжались в течение двух лет. В 1928 году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания. В середине 1920-х годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым, выполненным по рисунку Ф. Ф. Федоровского.
22 июня 1941 года в филиале Большого театра (Большой театр с 15.04.1941 находился на реконструкции) прошла премьера оперы Гуно «Ромео и Джульетта», в которой партию Ромео исполнял Сергей Лемешев. Зал был полон. В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве, где поставил спектакли «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Травиата», «Аида», «Кармен», «Пиковая дама», «Вильгельм Телль». 5 марта 1942 г. первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. В это время коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны и получил за это благодарность от Сталина. Артисты и музыканты жили в выделенном театру пустом школьном здании на окраине города, где не было никакой мебели.
В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны. С 1976 года по 1991 год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР». С 2005 по 2011 годы проведена масштабная реконструкция исторического здания театра
ЦУМ. В 1908 году здесь был построен большой магазин фирмы «Мюр и Мерилиз» по проекту Р. И. Клейна, после чего начало Петровки оказалось «зажатым» между двумя массивными сооружениями — Большим театром и ЦУМом. Стилистически здание из стекла и железобетона было решено в формах английской готики. Металлические конструкции для здания были выполнены по проекту инженера В. Г. Шухова. В здании действовали электрические лифты для покупателей — новинка для Москвы начала XX века. Новаторский облик здания, возведённого в историческом центре Москвы, вызвал споры среди современников. В советский период магазин «Мюр и Мерилиз» был преобразован в Центральный Универсальный магазин. В 1974 году к старому ЦУМу было пристроено новое здание. В конце 1990-х — начале 2000-х годов была проведена масштабная реконструкция и перестройка здания магазина.
Доходный дом И. И. Воронцовой — И. Г. Евдокимова — З. И. Шориной. Угловое здание на перекрёстке с Кузнецким Мостом. По данным историка Москвы П. В. Сытина построено в 1821 году на парапете бывшего моста через Неглинную, давшего название улице Кузнецкий Мост. Длительное время в нём располагалась гостиница «Лейпциг», впоследствии — «Россия». Остальную часть здания занимали дорогие и роскошные магазины, в том числе часовой магазин Павла Буре, магазин моды Лямина , Ювелирная мастерская К.Бок и другие. Здание неоднократно перестраивалось, характерную лепнину и оригинальный угловой аттик дом обрёл в 1850-х годах. Помимо гостиниц в здании арендовали помещения многочисленные магазины: книжные Е. Наливкиной и Готье, эстампов Биргера, художественный магазин Б. Аванцио, «Т. Э. Т. А. Американский дом бриллиантов», магазин Павла Буре, модные магазины Лямина, Шарпатье, Годон, Рисс, «А-ла Тоалет», «Парижский магазин» и другие. В магазине Аванцио Ф. Шаляпин и С. Мамонтов обнаружили гравюру немецкого художника В. Кульбаха «Мефистофель», которая помогла Шаляпину в поисках образа исполняемой роли и с которой был пошит костюм Мефистофеля. Находившуюся здесь парикмахерскую «Теодор» часто посещал А. П. Чехов. С 1880-х годов до апреля 1901 года в здании размещался книжный магазин издательства «Посредник» И. Д. Сытина, в котором можно было приобрести книги по доступным ценам и издаваемый им журнал «Вокруг света».
В годы НЭПа здесь открылось издательство «Московский рабочий», выпускавшее газету «Пионерская правда», журналы «Барабан», «Октябрь», «Роман-газета». Несколько лет ответственным секретарём издательства работал Ф. Ф. Раскольников. Осенью 1927 года начинающий писатель М. А. Шолохов сдал в редакцию «Октября» рукопись романа «Тихий Дон», после чего журнал начал публиковать по частям первые две книги эпопеи. Торговое предназначение дома сохранялось и после революции: здесь находился «Образцовый магазин кулинарных изделий и полуфабрикатов», обувной магазин; бывшие помещения парикмахерской «Теодор» занял книжный магазин «Красная Москва», а в магазине Лямина разместилась сначала Ленинградодежда, а затем Торгсин. В 1920-х годах в доме работал магазин «Новая Москва», который посещали В. Маяковский, А. Новиков-Прибой, М. Булгаков, Мате Залка, И. Уткин и другие литераторы. В 1930-х годах часть дома занимали квартиры — здесь жил артист балета, балетмейстер А. М. Монахов. Несколько лет на первом этаже находилось кафе «Дружба», залы которого были оформлены в технике сграффито по эскизам художников А. Васнецова и В. Эльконина. В 1980-х годах в доме находились магазин «Товары для женщин» и пирожковая, которая, согласно исследованиям историка Москвы Ю. А. Федосюка, работала здесь с 1821 года.
Дом Депре. Второй от угла с Кузнецким мостом дом во французском стиле принадлежал одной из самых известных виноторговых фирм дореволюционной России «К.Ф. Депре».
История этой виноторговой фирмы началась еще в начале XIX в. Камилл Филипп Депре попал в Россию будучи капитаном наполеоновской армии, здесь он женился и остался жить. Вскоре как истинный француз он создал виноторговую фирму. Супруга его происходила из «французской купеческой» семьи, которая владела домом на Петровке. В нем и был открыт их первый магазин, ставший весьма популярным. «Вино, разумеется, берется на Петровке, у Депре», — писал А.И. Герцен в книге «Былое и думы». Особо популярен был портвейн «Депре № 113», знатоки считали, что ему нет равных. Поклонником Депре был и Антон Павлович Чехов, упомянувший в «Драме на охоте» ликер «Бенедиктин» от Депре.
В конце 1890-х гг. старый дом обветшал. Проект нового дома заказали модному тогда архитектору Роману Клейну. В 1898 г. на месте старого дома Клейн выстроил новый доходный дом в стиле эклектики, с элементами французского стиля времен Генриха IV. На первом этаже размещался фирменный «Магазин иностранных вин и гаванских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре», с большими красивыми витринами. Над окнами были сделаны ниши, в которые были вставлены фирменные вывески из камня с выбитыми позолоченными буквами. Под магазином располагались обширные винные подвалы. А верхние этажи сдавались в наем под квартиры. На втором и третьем — квартиры подороже, четвертый — для постояльцев победнее.
Центр дома украшен эркером, сбоку от которого на уровне второго этажа сделаны интересные барельефы, изображающие фигуры мужчин, несущих большую виноградную гроздь. Второй и третий этажи выделены цветом. На краснокирпичном фоне выделяется бежевая отделка окон, углов и пилястр крупным рустом. Окна третьего этажа украшены раскрепованными фронтонами. Восстановлена историческая вывеска.
Петровский пассаж. В начале XIX в. часть усадьбы между Неглинной и Петровкой поделили на 6 владений. Участок будущего Петровского пассажа занял тогда купец Суровцев, отказавший его в ведение московскому гражданскому губернатору. Стоявшее на участке здание сдавалось внаем. Здесь обосновался книжный магазин и «Французская библиотека для чтения Рено», музыкальный магазин Брикера. Владельцы менялись, пока в середине 1870-х участок не купил московский купец И. Фирсанов. Его дочь Вера Ивановна, по мужу Ганецкая, – крупная домовладелица и меценат. В 1900 г. она решила построить на новом участке грандиозный пассаж. Проект разработали архитекторы С. Калугин и Б. Фрейденберг. Сотрудничество Фрейденберга с мужем Фирсановой Ганецким сыграло с архитектором злую шутку. После строительства Сандунов Фрейденберг, поссорившись с хозяином, был вынужден уехать из Москвы. Строительство Пассажа было последней его работой, больше о нем никто не слышал. Фирсановский пассаж строился с применением новых технологий, работы осуществлялись под руководством знаменитого инженера В. Шухова. По его проектам были сделаны широкие стеклянные полуцилиндрические своды, перекрывавшие галереи магазина. Пассаж открылся в феврале 1906 г. 50 известных торговых фирм имели тут павильоны. С 1910 г. в подвале работал ресторан и кофейня «Бристоль». После революции торговля в Пассаже была приостановлена. Помещения заняла постоянная промышленная выставка ВСНХ. Здесь же был открыт кинотеатр «Кино-Петровка» и фабрика по пошиву белья для Красной Армии. Тогда же пассаж получил имя Петровский, а в 1921 г. в рамках монументальной пропаганды, проводимой партией большевиков, его стену украсил барельеф «Рабочий» скульптора М. Манизера. С переездом выставки ВСНХ на Крымский вал первый этаж снова отдали под торговые павильоны. В. Маяковский писал:
«С восторгом бросив подсолнухи лузгать,
восторженно подняв бровки,
читает работница:
«Готовые блузки.
Последний крик Петровки»».
В начале 1930-х несколько помещений второй линии занял трест Дирижаблестроя, где консультантом работал итальянский конструктор Умберто Нобиле. В здании Пассажа также проводились аукционы. Герои Ильфа и Петрова Остап Бендер и Киса Воробьянинов приходят сюда за стульями. Часть помещений занимали пролетарские клубы.
Во время Великой Отечественной войны Пассаж стал огромной коммуналкой, куда переселялись жители домов, разрушенных бомбежками. Расселить коммуналку удалось только к 1960-м гг. Тогда здание заняло торговое училище № 3. Пассаж был реконструирован в конце 1980-х. Сейчас это снова один из модных и дорогих магазинов Москвы.
Доходный дом страхового общества «Якорь» на Петровке. Построен в 1905 году по проекту архитектора Оттон (Отто) фон Дессин, который длительное время сотрудничал со страховым обществом «Якорь» и, помимо здания на Петровке, построил ещё целый ряд доходных домов в Потаповском переулке (Доходный дом страхового общества «Якорь» (1905, Столешников переулок, 13/15 — Улица Петровка, 15 стр. 5; Дома в доходном владении страхового общества «Якорь».
По окончании строительства в здании размещался доходный дом, построенный по заказу страхового общества «Якорь». Сегодня в здании располагаются магазины/бутики, архитектурно-проектная организация и ряд других фирм.
Доходный дом "Петровских линий" (д. 20/1). Петровские линии соединили Петровку и Неглинный проезд в середине 1870-х гг., когда были построены дома 18 и 20 по Петровке, которые соответственно выходили на Неглинную под номерами 19 и 21. Здания принадлежали «Товариществу Петровских линий», основанному в это же время московским предпринимателем и меценатом В.И. Якунчиковым. Якунчиков являлся соучредителем Московского торгового банка, он принимал участие в создании Московской консерватории. До 1870-х гг. на месте дома 20 находились владения князя Н.А. Касаткина-Ростовского. В середине 1870-х гг. владение покупает «Товарищество Петровских линий» для постройки доходного дома с квартирами, книжными магазинами и библиотеками. Два доходных дома, разделенные линией переулка, были пассажем под открытым небом. Переулок был торжественно подарен Москве после окончания строительства зданий.
Проект зданий был заказан архитектору Б.В. Фрейденбергу. В проектировании и строительстве также участвовали К.К. Гиппиус, инженеры К.И. Шестаков и А.Н. Кардо-Сысоев.
На Петровку здание выходило своим парадным крылом с полукруглой башней. Оно являлось зеркальным отражением дома 18. Крыло, выходящее на Неглинную улицу, также зеркально отражает соседний дом, отличаются только средние части. В здании 20 не было ресторана, нечетная сторона «Петровских линий» славилась своими книжными магазинами с библиотеками читальнями. Здесь снимали помещения издательства, торговало своими книгами «Общество распространения полезных книг», имел свой магазин журнал «Свет и тени», издаваемый Н.Л. Пушкаревым, здесь находилась «Библиотека для чтения и книжный магазин Б. Поста».
На Петровских линиях располагался магазин «Посредник» И.И. Горбунова, а также магазин антикварных книг П.П. Шабанова. Верхние этажи дома занимали квартиры. Среди знаменитых квартирантов дома был И. Кнебель — основатель первого в России специализированного издательства по изобразительному искусству. В 1878–1883 гг. здесь жили великие ученые — Софья и Владимир Ковалевские, бывали А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, В.И. Танеев.
Дом связан с именами писателей Л. Андреева, В. Вересаева, Н. Телешова, И. Бунина, М. Горького, А. Чехова, А. Серафимовича, П. Боборыкина — все они бывали здесь в 1889–1903 гг., когда в здании размещалась редакция газеты «Курьер». Кроме книг в Петровских линиях торговали живыми цветами братья Фомины, антиквариатом «Японо-китайский магазин» О.К. Иокиша. В 1879–1880 гг. одно из помещений занимает «Товарищество электрического освещения П.Н. Яблочкова и Ко». Этим соседством Петровские линии обязаны тем, что переулок был одним из первых освещен электричеством. Сейчас в доме открыты кафе, рестораны и магазины.
Усадьба Кирьякова. Подковообразная усадьба купца Кирьякова построена в конце XVIII века. Главный дом усадьбы построен учеником М. Ф. Казакова, позднее к нему пристроены боковые флигели. Купец Кирьяков был владельцем текстильной фабрики, состоял в родстве с купцом Губиным, владельцем соседнего здания. В 30—50-х гг. XIX в. усадьбой владел известный в Москве историк и коллекционер П. Ф. Карабанов, владелец роскошной коллекции антиквариата, размещавшейся в усадьбе.
После смерти Карабанова в 1851 году часть его коллекции передали в фонды Оружейной палаты, а собрание книг распределили между Санкт-Петербургской публичной библиотекой и библиотекой Московского университета. Усадьба на Петровке перешла в собственность архивиста Михаила Оболенского. Известно, что в разное время в здании также проживали учёный-терапевт К. М. Павлинов, артист театра Корша В. А. Сашин, врач Н. Н. Оболенский. Во дворе усадьбы действовало «скульптурное заведение» Г. В. Кавыкова.
С сентября 1892 года во флигеле особняка действовала первая в Москве «зубоврачебная школа» под руководством стоматолога Ильи Матвеевича Коварского. Вскоре организация переехала в собственное здание в Каретном ряду и к 1905-му была упразднена. Через три года часть помещений в усадьбе Кирьякова заняла Третья московская зубоврачебная школа. Также в доме действовала лечебница Цандеровского института, где проводили лечение по методике физиотерапевта Густава Цандера, разработавшего аппараты для механотерапевтического массажа.
В начале XX века в усадьбе жил купец Христофор Леденцов. Он завещал своё имущество Обществу содействия успехам опытных наук, которое основал в 1909 году. Организация обеспечивала финансовую поддержку учёным и исследователям, среди которых были Иван Павлов, Николай Жуковский, Пётр Лебедев и другие.
После Октябрьской революции бывшую усадьбу Кирьякова передали в ведение физиотерапевтической поликлиники Мосздавотдела, где лечились культурные и общественные деятели. По свидетельству актрисы Галины Белоцерковской, в государственные праздники артисты устраивали импровизированные театрализованные концерты в конференц-зале. В разное время на мероприятиях выступали Сергей Образцов, Аркадий Райкин, Алла Тарасова, Лев Миров, Марк Новицкий и другие. В этот период часть дома занимали съёмные квартиры, где проживали актриса Московского Художественного театра Мария Роксанова и драматург Леонид Субботин.
Во времена перестройки здание находилось в ведении медицинского кооператива «Оздоровление». В 1995-м бывшую усадьбу Кирьякова признали объектом культурного наследия федерального значения, и к 850-летию Москвы главный корпус особняка отреставрировали. С конца 1990-х годов часть здания занимал отдел МВД по борьбе с киберпреступностью. В 2002-м фасады усадьбы обновили, вернув им первоначальную расцветку. После работ комплекс перешёл в ведение Страховой компании правоохранительных органов МВД России, усадьба открыта для посещения два раза в год в рамках проекта «Дни исторического и культурного наследия». В 2009 году в некоторые СМИ появилась информация об обрушении стены усадьбы Кирьякова в ходе реконструкции, однако источники в правоохранительных органах сообщили, что инцидент произошёл в одном из соседних домов. Через четыре года бывший доходный дом Кирьякова—Татищевой в Петровском переулке расселили и реконструировали под руководством проектировочного института «МосжилНИИпроект» для дальнейшей перепродажи инвесторам. В настоящее время принадлежит страховой компании правоохранительных органов
Высоко-Петровский монастырь. Монастырь изначально был создан за пределами Москвы, в селе Высоком – отсюда и соответствующая приставка в его названии. Его основание связывается с именем митрополита Петра, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву в 1325 году. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря.
С 1514 года сохраняется практически в неизменном виде собор митрополита Петра, по которому монастырь получил свое название. Небольшая столпообразная одноглавая церковь в плане представляет собой восьмилистник, крупные выступы которого направлены по сторонам света, а малые расположены между ними. Собор строился архитектором-итальянцем Алевизом Фрязиным – ранее таких церквей в Москве было несколько, схожим образом выглядел храм святой Варвары на Варварке, но до наших дней дошел только собор в Высоко-Петровском монастыре. Две других соборных церкви построены позже: холодная, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в 1684–1685 годах, а также теплая, во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1690 году. В Боголюбской церкви на средства царя Петра I создана фамильная усыпальница Нарышкиных, его родственников по материнской линии. Церковь выстроена в традиционном русском стиле. Сергиевский же храм построен в память о событиях 1689 года, когда Петр I был вынужден спасаться от заговора стрельцов и царевны Софьи в Троице-Сергиевом монастыре. В нем нашла воплощение стилистика нарышкинского барокко: богаты украшенные белокаменной резьбой порталы, оконные наличники с «разорванными фронтонами» и раковины вместо традиционных кокошников, венчающие четверик, с пятиглавием.
Другие монастырские храмы играли вспомогательную роль. Так, в 1694 году на Петровке были построены новые Святые врата, над которыми появилась трехъярусная колокольня с надвратной церковью Покрова Богородицы, служившей в качестве домового храма настоятелей монастыря – их корпус примыкает к Святым вратам с севера. Южнее расположен храм Толгской иконы Божией Матери, созданный архитектором И.Ф. Мичуриным на средства статс-дамы А.К. Нарышкиной в 1744 году в память спасения Петра I от стрельцов, которое произошло в день памяти этого богородичного образа. Западный фасад этой церкви разрывает стену и выходит на Петровку, но входа здесь не существовало – ранее тут был киот для иконы. Наконец, над южными хозяйственными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, в 1753–1755 году возведена церковь святого Пахомия Великого, позднее переосвященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она возникла на основе существовавших ранее на этом месте белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных. Ими же были созданы палаты на углу Петровки и Крапивенского переулка, превращенные в монастырские кельи: их фасад украшен богатыми оконными наличниками с завершениями в виде ступенчатых гребней.
Монастырь был упразднен в 1926 году, но окончательно богослужения прекратились в 1929 году, когда был закрыт последний храм – Боголюбский. Здания оказались заняты различными конторами, бывшие нарышкинские палаты оказались в ведении Государственного Литературного музея. Возвращение богослужений началось в 1992 году, когда Сергиевский храм передали верующим, а в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Церкви Высоко-Петровского монастыря получили статус патриаршего подворья, а в 2009 году он был возобновлен как монашеская обитель. В южном пролете Святых врат создан новый храм Казанской иконы Божией Матери. Реставрация монастырских построек еще продолжается.
Ново-Екатерининская больница д. 15/29. Городская усадьба Гагариных – значительный памятник архитектуры XVIII–XIX веков. В 1716 году владение «у Петровских ворот» с каменным главным домом (на сохранившихся в кладке кирпичах – клеймо 1690–1710-х годов) принадлежало князю Богдану Ивановичу Гагарину. С этого момента начинается отсчет владения усадьбой представителями рода Гагариных. В 1786–1790 годах в ней, по проекту архитектора М.Ф.Казакова, был выстроен дворец в духе классицизма, включивший ранние каменные постройки. Главный фасад трехэтажного здания с протяженными боковыми двухэтажными крыльями украсил двенадцатиколонный портик. Второй этаж дома был отведен под анфиладу роскошных парадных комнат с овальным залом посередине. С левой стороны здания, по Страстному бульвару, находился полуциркульный корпус манежа и конного двора с флигелями по сторонам.
С 1802 года в доме Гагариных располагался Английский клуб. Здесь проходили званые обеды, устраивались карточные игры. Именно здесь, в 1806 году, состоялся торжественный обед в честь князя Багратиона, который Лев Толстой описывал в романе "Война и мир". Этот обед был манифестацией московского дворянства против кутузовской стратегии в отношении Наполеона, и поддержка суворовских планов, воплощенных в действиях Багратиона при Аустерлице и Шенграбене. Однако во время Отечественной войны 1812 года клуб был закрыт. На здание перекинулся пожар, и, по воспоминаниям Анри-Мари Бейль, более известного под его творческим псевдонимом - Стендаль, французский Интендантский штаб так и не смог расположиться в доме, хотя собирался это сделать. Впрочем, офицеры немного пограбили винный погреб, содержимое которого огонь пощадил. Стендаль писал, что в Париже нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с московским.
В 1820 году по проекту архитектора О.И. Бове отстраивают заново корпус манежа и левое крыло здания. Правое же крыло и центральная часть еще долго остаются нежилыми. С 1828 года Гагарины больше не владеют усадьбой. Городские власти решают разместить здесь больницу – Ново-Екатерининскую, преемницу Екатерининской, основанной в 1775 году.
Приспособление городской усадьбы под медицинское учреждение шло в 1830–1835 годах так же по проекту О.И. Бове , который он разработал еще в 1825 году. Изменилась планировка главного корпуса – со стороны двора появились трехэтажные ротонды-ретирады. В центральном объеме здания была устроена главная трехмаршевая лестница, ведущая на второй этаж из парадного вестибюля. Две симметрично расположенные лестницы соединяли все три этажа с входами в здание со стороны двора. На втором этаже, в бывшем овальном зале после перестройки разместилась домовая церковь Св. Екатерины.
Архитектурный декор фасадов здания изменился согласно стилевым предпочтениям эпохи. Всю часть строения циркумференции О.И. Бове отделил от бульвара металлической оградой на белокаменном цоколе. Капитальный ремонт здания осуществлялся в 1920 годах, а в 1954–1957 годах были проведены реставрационные работы в вестибюле и домовой церкви. Со временем состояние исторических фасадов и интерьеров стало неудовлетворительным: в частности, белокаменный фасадный декор частично оказался утрачен или закрашен масляной краской; настенная живопись скрыта под поздними покрасками или отделкой; художественный паркет покрыт линолеумом; утрачены пролеты чугунных лестниц.
В ходе работ 2013–2015 годов после починки кирпичной кладки фасадных стен и проемов была выполнена реставрация белокаменных колонн портика, венчающего карниза центральной части здания, подоконников, междуэтажных карнизов, эдикул дворового фасада, цоколя. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, слуховые окна, световые фонари, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Осуществлена реставрация лепного декора антаблемента портика главного фасада с воссозданием из гипса герба Российской Империи. Отреставрировано каменное крыльцо центрального входа. Выполнены заново каменные крыльца и площадки входов в здание со стороны двора и курдонера. Установлены металлические козырьки над входами. На кровле воссоздана главка с барабаном домовой церкви. Отреставрирован белокаменный цоколь и пилоны ворот ограды по Страстному бульвару.
Улица Петровка. Это одна из основных и самых старых улиц центра Москвы. Расположена в Центральном административном округе города на территории Тверского района. Проходит от Театральной площади (начало нумерации домов) до Среднего Каретного переулка.
Своё название улица получила по Высоко-Петровскому монастырю, основанному в конце XIV века. Название «Петровка» употребляется с начала XVII века и с тех пор ни разу не менялось, что считается редкостью для исторических улиц центра Москвы. В XVIII веке улица стала интенсивно застраиваться — во второй половине века здесь появились особняки московской знати. В XIX веке Петровка стала одной из главных торговых улиц Москвы. Несмотря на ряд перестроек XX века, изменивших архитектурный ансамбль улицы, на Петровке сохранилось много примечательных исторических зданий.
Улица Петровка идёт с юго-востока на северо-запад между улицами Неглинная и Большая Дмитровка. На начальном участке пересекается с улицей Кузнецкий Мост, ближе к концу пересекает Бульварное кольцо на площади Петровские Ворота между Страстным и Петровскими бульварами. После небольшого участка за Бульварным кольцом переходит в улицу Каретный Ряд. Границей Петровки и Каретного Ряда служат Успенский и Средний Каретный переулки. На улицу выходят Дмитровский, Столешников, Петровский (слева) и улица Петровские Линии, Рахмановский, Крапивенский, 2-й Колобовский переулки (справа)
Большой Театр. Здание Большого театра выходит на Петровку боковым фасадом. В 1776 году князь П. В. Урусов начал строительство театра, названного по имени улицы Петровским. Однако театр Урусова сгорел ещё до своего открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Медоксу. Именно Медокс построил Большой Петровский театр, открытый в 1781 году и сгоревший в 1805 году. На его месте в 1821—1824 гг. по проекту архитектора О. И. Бове и профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова было возведено современное здание театра, получившего имя «Большой». С 1918 года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после Октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие, начиная с Ленина. Активно ему, в 1922 г. тяжело заболевшему, противостояли Сталин, в 1922 г. ставший Генеральным секретарём ЦК РКП(б), Анатолий Луначарский, нарком просвещения, и Михаил Калинин, председатель Всероссийского ЦИК.
В 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. В 1921 году здание театра обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева, И. П. Машкова, С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены под руководством И. И. Рерберга начались в августе-сентябре 1921 года и продолжались в течение двух лет. В 1928 году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания. В середине 1920-х годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым, выполненным по рисунку Ф. Ф. Федоровского.
22 июня 1941 года в филиале Большого театра (Большой театр с 15.04.1941 находился на реконструкции) прошла премьера оперы Гуно «Ромео и Джульетта», в которой партию Ромео исполнял Сергей Лемешев. Зал был полон. В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве, где поставил спектакли «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Травиата», «Аида», «Кармен», «Пиковая дама», «Вильгельм Телль». 5 марта 1942 г. первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. В это время коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны и получил за это благодарность от Сталина. Артисты и музыканты жили в выделенном театру пустом школьном здании на окраине города, где не было никакой мебели.
В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны. С 1976 года по 1991 год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР». С 2005 по 2011 годы проведена масштабная реконструкция исторического здания театра
ЦУМ. В 1908 году здесь был построен большой магазин фирмы «Мюр и Мерилиз» по проекту Р. И. Клейна, после чего начало Петровки оказалось «зажатым» между двумя массивными сооружениями — Большим театром и ЦУМом. Стилистически здание из стекла и железобетона было решено в формах английской готики. Металлические конструкции для здания были выполнены по проекту инженера В. Г. Шухова. В здании действовали электрические лифты для покупателей — новинка для Москвы начала XX века. Новаторский облик здания, возведённого в историческом центре Москвы, вызвал споры среди современников. В советский период магазин «Мюр и Мерилиз» был преобразован в Центральный Универсальный магазин. В 1974 году к старому ЦУМу было пристроено новое здание. В конце 1990-х — начале 2000-х годов была проведена масштабная реконструкция и перестройка здания магазина.
Доходный дом И. И. Воронцовой — И. Г. Евдокимова — З. И. Шориной. Угловое здание на перекрёстке с Кузнецким Мостом. По данным историка Москвы П. В. Сытина построено в 1821 году на парапете бывшего моста через Неглинную, давшего название улице Кузнецкий Мост. Длительное время в нём располагалась гостиница «Лейпциг», впоследствии — «Россия». Остальную часть здания занимали дорогие и роскошные магазины, в том числе часовой магазин Павла Буре, магазин моды Лямина , Ювелирная мастерская К.Бок и другие. Здание неоднократно перестраивалось, характерную лепнину и оригинальный угловой аттик дом обрёл в 1850-х годах. Помимо гостиниц в здании арендовали помещения многочисленные магазины: книжные Е. Наливкиной и Готье, эстампов Биргера, художественный магазин Б. Аванцио, «Т. Э. Т. А. Американский дом бриллиантов», магазин Павла Буре, модные магазины Лямина, Шарпатье, Годон, Рисс, «А-ла Тоалет», «Парижский магазин» и другие. В магазине Аванцио Ф. Шаляпин и С. Мамонтов обнаружили гравюру немецкого художника В. Кульбаха «Мефистофель», которая помогла Шаляпину в поисках образа исполняемой роли и с которой был пошит костюм Мефистофеля. Находившуюся здесь парикмахерскую «Теодор» часто посещал А. П. Чехов. С 1880-х годов до апреля 1901 года в здании размещался книжный магазин издательства «Посредник» И. Д. Сытина, в котором можно было приобрести книги по доступным ценам и издаваемый им журнал «Вокруг света».
В годы НЭПа здесь открылось издательство «Московский рабочий», выпускавшее газету «Пионерская правда», журналы «Барабан», «Октябрь», «Роман-газета». Несколько лет ответственным секретарём издательства работал Ф. Ф. Раскольников. Осенью 1927 года начинающий писатель М. А. Шолохов сдал в редакцию «Октября» рукопись романа «Тихий Дон», после чего журнал начал публиковать по частям первые две книги эпопеи. Торговое предназначение дома сохранялось и после революции: здесь находился «Образцовый магазин кулинарных изделий и полуфабрикатов», обувной магазин; бывшие помещения парикмахерской «Теодор» занял книжный магазин «Красная Москва», а в магазине Лямина разместилась сначала Ленинградодежда, а затем Торгсин. В 1920-х годах в доме работал магазин «Новая Москва», который посещали В. Маяковский, А. Новиков-Прибой, М. Булгаков, Мате Залка, И. Уткин и другие литераторы. В 1930-х годах часть дома занимали квартиры — здесь жил артист балета, балетмейстер А. М. Монахов. Несколько лет на первом этаже находилось кафе «Дружба», залы которого были оформлены в технике сграффито по эскизам художников А. Васнецова и В. Эльконина. В 1980-х годах в доме находились магазин «Товары для женщин» и пирожковая, которая, согласно исследованиям историка Москвы Ю. А. Федосюка, работала здесь с 1821 года.
Дом Депре. Второй от угла с Кузнецким мостом дом во французском стиле принадлежал одной из самых известных виноторговых фирм дореволюционной России «К.Ф. Депре».
История этой виноторговой фирмы началась еще в начале XIX в. Камилл Филипп Депре попал в Россию будучи капитаном наполеоновской армии, здесь он женился и остался жить. Вскоре как истинный француз он создал виноторговую фирму. Супруга его происходила из «французской купеческой» семьи, которая владела домом на Петровке. В нем и был открыт их первый магазин, ставший весьма популярным.