«Историческая Москва: Тверская улица – главная улица Москвы»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

2 часа 2 км
Описание маршрута
Тверская – самая главная улица Москвы. И так было всегда. Здесь появилась первая мостовая, была пущена первая конка, с Тверской началась электрификация уличных фонарей. В XVIII–XIX веках здесь строились лучшие в городе дома, гостиницы, магазины. Во времена Российской империи важность Тверской улицы состояла в том, что именно по ней цари въезжали в Кремль, посещая Москву. Тверская улица существовала еще в 12 веке. Ее значение для средневекового города было огромным, поскольку она соединяла Москву с ее превосходящей, а позже и главной соперницей, Тверью. В имперский период Тверская улица была известна как центр общественной жизни Москвы. Дворянство считало модным селиться в этом районе. Важность этой магистрали подчеркивалась тем фактом, что именно по этой улице цари прибывали из Северной столицы, чтобы остановиться в своей кремлевской резиденции. Несколько триумфальных арок были построены в честь церемоний коронации. В 1792 году перед резиденцией губернатора Москвы была разбита Тверская площадь в качестве плацдарма для массовых шествий и парадов. В 1947 году площадь была украшена конной статуей князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы. В конце 19 века Тверская улица наполнилась разного рода коммерческими зданиями самых разных стилей. В 1932 году Тверскую улицу переименовали в улицу Горького, а в 1935 году ее начали расширять, руководствуясь генеральным планом Сталина по реконструкции Москвы. В этот период все церкви и большинство других исторических зданий были снесены, чтобы расширить улицу и заменить малоэтажные здания более крупными, построенными в стиле раннего сталинизма жилыми домами и правительственными учреждениями. Лишь в 1987 году улице вернули ее историческое имя.
/upload/iblock/533/7zelj19347vkjbz3gd5w90n9cs9hx9d7.jpg
/upload/iblock/828/z4ztqb1kc3lpuzkgzzqrnd36xlcy91pz.jpg
/upload/iblock/f1c/yoze02p3oc2tbyqazz4sdp14hjafk2dh.jpg
/upload/iblock/f9c/yof20p9lzbup8fqz9m9q1dgeu3bzfarp.jpg
/upload/iblock/d27/pv01fkq42lxudyuqgapd19kmwm38hhqh.jpg
/upload/iblock/522/t23dp9qbg98jpfg67kcajil5nocgtu5n.jpg
/upload/iblock/5c7/rxc735o9tf4tjml3is37ermvcszdzzvg.jpg
/upload/iblock/94a/gwzaqjyt5535yp2pqrm59zr1el6frat6.jpg
/upload/iblock/096/4o2e5q0p0aw4xonh2ftgwdcvyub0irz2.jpg
/upload/iblock/3f5/uup7vb79d7kbhcuq54pw1dq8ezxcuar0.jpg
/upload/iblock/533/7zelj19347vkjbz3gd5w90n9cs9hx9d7.jpg
/upload/iblock/828/z4ztqb1kc3lpuzkgzzqrnd36xlcy91pz.jpg
/upload/iblock/f1c/yoze02p3oc2tbyqazz4sdp14hjafk2dh.jpg
/upload/iblock/f9c/yof20p9lzbup8fqz9m9q1dgeu3bzfarp.jpg
/upload/iblock/d27/pv01fkq42lxudyuqgapd19kmwm38hhqh.jpg
/upload/iblock/522/t23dp9qbg98jpfg67kcajil5nocgtu5n.jpg
/upload/iblock/5c7/rxc735o9tf4tjml3is37ermvcszdzzvg.jpg
/upload/iblock/94a/gwzaqjyt5535yp2pqrm59zr1el6frat6.jpg
/upload/iblock/096/4o2e5q0p0aw4xonh2ftgwdcvyub0irz2.jpg
/upload/iblock/3f5/uup7vb79d7kbhcuq54pw1dq8ezxcuar0.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
учащиеся 7-11 классов, а также широкий круг интересующихся
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

воспитывать духовно-нравственную личность на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края; • воспитание гармонично развитой личности посредством изучения истории Москвы – столицы Российской Федерации; • формирование уважения к достижениям своей страны: Москва – место формирования и сосредоточения исторических процессов России, памятников ее прошлого и настоящего, культуры, православных традиций; • формирование чувства национальной гордости: Москва – город, в котором жили и работали крупнейшие деятели российской истории и культуры.

дать дополнительные знания по предметам школьной программы; • развивать навыки исследовательской деятельности; • понимание особенности городской застройки в различные эпохи и до сегодняшних дней.

Образовательные задачи маршрута
дать дополнительные знания по предметам школьной программы; • развивать навыки исследовательской деятельности; • понимание особенности городской застройки в различные эпохи и до сегодняшних дней.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. Александров Ю. Москве: Диалог путеводителей. – М., 1982. 2. Архитектура Москвы 1933—1941 гг / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. 3. Бурышкин П. А. Москва купеческая. – М., 1990. 4. Васькин А. А. От Тверской до улицы Горького и обратно по старой Москве. — М., 2006 5. Дергач О. А., Быков В. В. Книга Москвы — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ПРОЗАиК, 2010. — 576 с. 6. Иванов Е. Меткое московское слово: Быт и речь старой Москвы. – М., 1982. 7. Имена Московских улиц / Под ред. А. М. Пегова. – М. 1975. 8. История Московских районов: Энциклопедия / Под ред. К. А. Аверьянова. – М., 2006. 9. Митрофанов А. Г. Прогулки по старой Москве. Тверская — Изд. 3-е испр. и доп. —М.: «Ключ-С», 2010. 10. Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. 11. Московские улицы / Л. В. Беловинский — М.: Олимп: Астрель: АСТ, 2008. – 408 с. 12. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. 13. От Боровицкой до Пушкинской площади. Москва, которой нет. Путеводитель. М.: Memories, 2007. – 384 с. 14. Пешком по Москве-2. М.Ю. Жербак — Москва: Издательство АСТ, 2023. — 256 с. — (Пешком по городу). 15. Рогачев А. В. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг. 16. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная: Очерки городской жизни начала XX века. – М., 2006. 17. Русский торгово-промышленный мир / Авт. Текста Примаченко П. А. – М., 1993 18. Сытин П. В. Из истории московских улиц. — 3-е изд. — М.: Московский рабочий, 1958. 19. Сытин П. В. По старой и новой Москве. — М.: ДЕТГИЗ, 1947. 20. Тверской район Москвы. — М.: «Новая Элита», 2007. 21. Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — М.: АСТ, 2009.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС: мировая художественная культура, история, литература, основы православной культуры); дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческие); программы предпрофессиональной подготовки; программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
Тверская – самая главная улица Москвы. И так было всегда. Здесь появилась первая мостовая, была пущена первая конка, с Тверской началась электрификация уличных фонарей. В XVIII–XIX веках здесь строились лучшие в городе дома, гостиницы, магазины. Во времена Российской империи важность Тверской улицы состояла в том, что именно по ней цари въезжали в Кремль, посещая Москву. Тверская улица существовала еще в 12 веке. Ее значение для средневекового города было огромным, поскольку она соединяла Москву с ее превосходящей, а позже и главной соперницей, Тверью. В имперский период Тверская улица была известна как центр общественной жизни Москвы. Дворянство считало модным селиться в этом районе. Важность этой магистрали подчеркивалась тем фактом, что именно по этой улице цари прибывали из Северной столицы, чтобы остановиться в своей кремлевской резиденции. Несколько триумфальных арок были построены в честь церемоний коронации. В 1792 году перед резиденцией губернатора Москвы была разбита Тверская площадь в качестве плацдарма для массовых шествий и парадов. В 1947 году площадь была украшена конной статуей князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы. В конце 19 века Тверская улица наполнилась разного рода коммерческими зданиями самых разных стилей. В 1932 году Тверскую улицу переименовали в улицу Горького, а в 1935 году ее начали расширять, руководствуясь генеральным планом Сталина по реконструкции Москвы. В этот период все церкви и большинство других исторических зданий были снесены, чтобы расширить улицу и заменить малоэтажные здания более крупными, построенными в стиле раннего сталинизма жилыми домами и правительственными учреждениями. Лишь в 1987 году улице вернули ее историческое имя. Гостиница «Националь» Московский отель, расположенный на Моховой улице, 15/1. Построен в 1900—1902 годах по проекту архитектора Александра Иванова. На момент открытия считался одним из самых престижных в Москве. После Революции 1917 года несколько лет в здании размещалось общежитие для чиновников советского правительства. В 1932 году гостиницу возродили под прежним названием. Гостиница на момент своего открытия была оснащена по последнему слову техники. В ней установили лифты, что считалось большой диковинкой, а также мебель и люстры исключительно импортного производства. Все 160 номеров оснащались ватерклозетами и телефонам. Соответственно, цены на проживание были довольно высокими — до 25 рублей в сутки. (около 30 тысяч рублей сегодня). После революции гостиница была переименована в 1-й дом Советов. В бывших номерах поселились советские чиновники и служащие. С начала 1930-х годов «Националь» снова стала гостиницей, но селились в ней, в первую очередь, приезжие иностранцы. Во время реконструкции Тверской улицы, было принято решение, что на левой стороне останутся без изменений только здания «Националя» и Центрального телеграфа. Остальные дома, расположенные до Советской площади, подлежали сносу. Театр имени М. Н. Ермоловой Театр образован в 1925 году как передвижной. С 1946 года располагается в здании бывшего пассажа Постниковых. Репертуар театра представлен как постановками по произведениям мировой классики, так и спектаклями экспериментальных жанров. Здание увенчано металлическим куполом, выполненным в стилистике барокко. Боковые части дома оформлены четырьмя крупными скульптурами атлантов, которые поддерживают балконы второго этажа. Боковые фасады решены в формах, характерных для московской эклектики. Центральный Телеграф Здание в стиле советского ар-деко, расположенное на Тверской улице Центрального административного округа Москвы, было построено в 1925—1927 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга. Предназначалось для размещения главной столичной телеграфной станции, отделений междугородной и международной телефонной связи. После введения здания в эксплуатацию в его стенах разместились четыре организации: Центральный телеграф, Центральный радиоузел и отделения междугородной и международной телефонной связи. На тот момент в здании работало в две смены 5 тысяч служащих. Позже в нём действовал радиотеатр, транслировавший на всю страну радиоспектакли. А в 1930-х годах в здании находилась штаб-квартира Всесоюзного радио – отсюда 22 июня 1941 года Вячеслав Молотов сообщил советским жителям о нападении немецкой армии на Советский Союз, а в мае 1945-го – Юрий Левитан сообщил о капитуляции Германии. В советское время считалось традиционным на стенах здания создавать праздничную иллюминацию, поэтому это здание часто изображали на тематических и праздничных плакатах. Угол здания со стороны Никитского переулка венчают башенные часы, изготовленные, предположительно, в Германии в начале XX века. Существует версия, что часовой колокол звучал настолько громко, что мешал местным жителям, тогда решено было уменьшить размах молота. Часовой механизм до сих пор находится в исправном состоянии. Раз в неделю его заводят вручную. Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко Данный памятник был открыт 3 сентября 2014 г. и посвящен основателям Московского художественного театра (МХТ) К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко. Монумент установлен на небольшой площади, возникшей у примыкания Камергерского переулка к Тверской улице, поблизости от здания МХТ. Это были русские и советские театральные режиссёры, педагоги, реформаторы театра. Сам будучи актёром, Станиславский разработал знаменитую актёрскую систему («система Станиславского»), которая уже более 100 лет имеет огромную популярность в России и странах зарубежья. Немирович-Данченко прославился как талантливый драматург и писатель. Сформулировав новаторскую театральную программу, Станиславский и Немирович-Данченко совместно основали Московский Художественный театр. Скульптурная композиция включает бронзовые фигуры режиссёров, одетых в аутентичную одежду начала 20 века. Статуи демонстрируют портретное сходство с оригиналом; рука бронзового Станиславского опирается на стилизованный античный алтарь, на задней стороне которого изображены театральные маски и написано переведённое на латынь начало монолога Нины Заречной «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы...» из пьесы Антона Чехова «Чайка». Скульптура установлена на высоком постаменте из серого финского гранита, её общая высота составляет 5,2 метра (высота фигур - 2,9 и 2,6 метра). Саввинское подворье Подворье звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря; построено в 1907 году по проекту архитектора Ивана Кузнецова в неорусском стиле с элементами модерна и барокко (внутренние дворики). Оно было построено во владении Савво-Сторожевского монастыря, как доходное конторско-гостиничное здание. До 1937 года здание выходило непосредственно на Тверскую улицу и было самым крупным зданием между Охотным рядом и Тверской площадью. Среди арендаторов дореволюционного времени была фирма режиссера кино Александра Ханжонкова и православный журнал «Душеполезное чтение». Самым знаменитым арендатором был Ханжонков: режиссёр снимал квартиру на третьем этаже, на втором этаже находилась контора его компании, на первом - прокат «синематографических лент», в полуподвале - лаборатория. В ходе реконструкции 1938-1940 годов по проекту Аркадия Мордвинова чётная сторона домов Тверской улицы подлежала переносу к северу. Менее значимые строения были без сожаления снесены, но Саввинское подворье решили передвинуть на новые фундаменты в глубину квартала. Технологию передвижки разработал инженер Эммануил Гендель. Здание массой в 23 000 т было передвинуто ночью 4 ноября 1939 года без отселения жильцов. На данный момент –это здание спрятано в арку дома по адресу Тверская, дом 6. В здании расположено элитное жилье, 157 квартир и апартаментов. Здание охраняется. Вход в общий холл невозможен. Здание мэрии Москвы Здание, расположенное в Москве по адресу Тверская улица, дом 13. Было построено в 1782 году по проекту архитектора Матвея Казакова и до 1917 года служило резиденцией московских генерал-губернаторов. После Октябрьской революции дом занимал Московский городской совет. В нем неоднократно выступал Ленин его речь, произнесенную с балкона, даже увековечили на мемориальной доске, на фасаде здания. В 1929-1930 годах дом был перестроен по проекту архитектора Ивана Фомина. Усадебный комплекс дополнили новым шестиэтажным корпусом в стиле конструктивизм. Он расположился с тыльной стороны дворца на месте разобранных старинных флигелей. Строение отделялось от главного здания каменными арками с переходами. В 1937 году во время расширения Тверской улицы (на тот момент - улицы Горького), здание Моссовета оказалось выдвинуто дальше положенного на 13,65 метра. Историческую постройку было решено сохранить и передвинуть дом на необходимое расстояние. Реализация проекта осложнялась значительным возрастом строения и его конструктивными особенности: фундамент белого камня не отличался прочностью, а на первом этаже здания располагался бальный зал, не имеющий внутренних опор. Кроме того, было необходимо сохранить подвалы дома, где на тот момент хранился архив. 16 сентября 1939 года начались работы по переносу дворца весом около 20 тысяч тонн. Для этих целей конструкцию укрепили металлическим каркасом и разобрали арки заднего двора, возведённые Фоминым. Транспортировка осуществлялась при большом скоплении москвичей и прессы. В целях пропаганды здание перемещали, не прерывая работы административных служащих, по слухам, это вызвало массовое увольнение сотрудников накануне. Весь процесс занял 41 минуту, что стало новым мировым рекордом по скорости перемещения здания. В 1993 году Моссовет был упразднён, а строение на Тверской переоборудовали под резиденцию мэра Москвы. В 1994 году портреты столичных генерал-губернаторов вернули из музейных хранилищ в парадные залы дома. В это же время советскую символику, украшавшую фронтон дома, заменили гербом Москвы. С 2002 года здание мэрии участвует в программе «Дни исторического и культурного наследия Москвы». Первую экскурсию по бывшей резиденции генерал-губернаторов для школьников провёл мэр города Юрий Лужков. Памятник Юрию Долгорукому Памятник основателю Москвы, открытый в 1954 году. Находится напротив сегодняшней мэрии Москвы и являет собой собирательный образ основателя Москвы, так как подлинного изображения князя не сохранилось. По задумке авторов памятника, Юрий Долгорукий изображен в образе русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи. Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости. Подробно исполнены все элементы боевого облачения князя, а также круглый щит, закреплённый на левой руке князя, украшенный древним геральдическим знаком Москвы - Георгием Победоносцем. Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов знаменитого памятника древнерусского зодчества - Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Использованы изображения кентавра, птицы Сирин, василиска, птицы Феникс, грифонов, стилизованные изображения льва и оленя. Обращает на себя внимание то, что наряду с фольклорными образами славянской мифологии в рельефе широко использованы античные мотивы, воспринятые древнерусскими мастерами через византийское искусство. Тем самым авторы памятника иллюстрировали, на какой богатой почве расцвела культура колыбели Москвы - Владимиро-Суздальской Руси. Магазин Елисеева История магазина берет свое начало в далёком 1898 году, когда петербургский предприниматель Григорий Елисеев приобрёл роскошный дом на пересечении Тверской улицы и Козицкого переулка. Елисеев сразу приступил к его перестройке. Несколько лет москвичи ходили мимо глухо обшитого здания и гадали, что же им предстоит увидеть на этом месте. В 1901 году завеса тайны упала, первые посетители зашли внутрь и ахнули. Интерьеры магазина поражали великолепием, а ассортимент - разнообразием. Церемония открытия была проведена на высшем уровне. Среди почётных гостей были московский генерал-губернатор Сергей Александрович с супругой и известный винодел князь Лев Голицын. Самым крупным отделом магазина был фруктовый, отделы поменьше - кондитерский, колониально-гастрономический, бакалейный, отдел продаж французского хрусталя и винная лавка с отдельным входом. Через несколько дней после революции магазин был закрыт на долгие 4 года. Открылся он лишь во времена НЭПа, получив новое название «Гастроном N1». Все советские годы - плохие ли, хорошие - в магазине всегда имелись в продаже самые дефицитные товары. Буженина, ветчина, даже ананасы. После начала Великой Отечественной войны магазин перешёл на карточную систему, затем был закрыт для свободного посещения и распределял продукты исключительно для правящей элиты. Когда победа была уже не за горами, в «Гастрономе N1» появился наличный расчёт. За редкими товарами изголодавшиеся люди выстраивались в огромные очереди. В годы правления Брежнева магазин был одним из немногих в Москве, работавших до 22 часов. В начале 1980-х годов с гастрономом было связано так называемое «Елисеевское дело», в результате которого группа его работников обвинена в коррупции, а директор Соколов был расстрелян по приговору суда. В 1992 году гастроном приватизировали, акции переданы трудовому коллективу, и, несмотря на невысокие коммерческие результаты, в отличие от большинства продовольственных магазинов центра Москвы, сохранил интерьеры и оформление. В 2003 году гастроном на оставшейся части площадей реставрирован и переформатирован в универсам, в период 2005-2021 годов розничным оператором магазина являлась торговая сеть «Алые паруса». Памятник А. С. Пушкину Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, работы Александра Михайловича Опекушина, был установлен в Москве 6 (18) июня 1880 года. Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, - шляпа. Левая нога чуть выдвинута вперед. Памятник выполнен из бронзы, и первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 году монумент был перемещён на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесённой колокольни Страстного монастыря, и развёрнут на 180 градусов. С тех времен и по наши дни памятник А. С. Пушкину занимает это место.
Программа маршрута
г. Москва. 1. Гостиница Националь 2. Театр имени М. Н. Ермоловой 3. Центральный Телеграф 4. Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко 5. Саввинское подворье 6. Здание мэрии Москвы 7. Памятник Юрию Долгорукому 8. Магазин Елисеева 9. Памятник А. С. Пушкину
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
1. Гостиница Националь 2. Театр имени М. Н. Ермоловой 3. Центральный Телеграф 4. Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко 5. Саввинское подворье 6. Здание мэрии Москвы 7. Памятник Юрию Долгорукому 8. Магазин Елисеева 9. Памятник А. С. Пушкину
Дополнительная информация и (или) условия