Культурно-познавательный маршрут "Путешествие в мир заповедной природы"

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Комбинированный

Сезонность: Лето-осень

1 день 0 часов 10 км
Описание маршрута
Усть-Коксинский район расположен на юго-западе Республики Алтай в горно-степной зоне. На территории района находится самая высокая гора Сибири — Белуха (4506 м), в окрестностях которой в 1997 году создан природный парк “Белуха”, являющийся частью природно-заповедного фонда Республики Алтай. Находящиеся на его территории озера Кучерлинское и Верхнее Аккемское, а также сам горный массив Белуха, считаются природными памятниками. В южной части района на границе с Казахстаном к природному парку “Белуха” прилегает Катунский заповедник, площадью 151 664 га. Это самая высокая часть территории Республики Алтай (от 1300 до 3280 м над уровнем моря). Катунский заповедник был создан в 1991 году, является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В 2000 г. заповедник включен во Всемирную сеть биосферных резерватов Программы Юнеско «Человек и биосфера». На территории Катунского заповедника насчитывается более 130 живописных озер ледникового происхождения. Здесь протекает множество горных рек — притоков верхней Катуни, берущей начало из ледников Белухи за пределами заповедника. Растительный мир заповедника отличается большим разнообразием, благодаря уникальным природно-климатическим условиям с выраженной вертикальной зональностью. Здесь произрастает около 700 видов растений, из которых более 20 занесены в Красную книгу России и Республики Алтай. Посещение территории Катунского заповедника возможно только с разрешения служб заповедника с обязательным оформлением пропуска. Административным центром Усть-Коксинского района является с. Усть-Кокса, где располагается визит-центр, главный объект центральной усадьбы Катунского заповедника, построенный в 1998 г. В главном зале визит-центра для детей демонстрируются фильмы и презентации о природе Горного Алтая и Катунском заповеднике. На территории центральной усадьбы расположены этно-экологический музей алтайской культуры, детская экологическая тропа «В гармонии с природой». По территории организуются экскурсии среди школьников, что позволяет им на практике получить необходимую информацию о заповеднике, принять участие в эколого-просветительских мероприятиях, полюбоваться природными объектами на фотовыставках и просто приятно провести время. Маршрут с июня по октябрь наиболее безопасен, привлекателен, интересен. В весенние месяцы маршрут нежелателен из-за эндемичного времени по энцефалиту, поздней осенью и зимой сезон невозможен из-за сложных климатических условий Усть-Коксинского района.
/upload/iblock/cec/arptui9jpz4u9mjnwa68te2vslsmm1xj.jpg
/upload/iblock/25b/ojhpjldle2yn660zjyhssl1qmvcj9anq.jpg
/upload/iblock/64b/1zrcazszgujy5l5377pwzeumzmlten0j.jpg
/upload/iblock/a86/gyynyzssywlaqkuax0jjam7fe1dg42a0.jpg
/upload/iblock/cec/arptui9jpz4u9mjnwa68te2vslsmm1xj.jpg
/upload/iblock/25b/ojhpjldle2yn660zjyhssl1qmvcj9anq.jpg
/upload/iblock/64b/1zrcazszgujy5l5377pwzeumzmlten0j.jpg
/upload/iblock/a86/gyynyzssywlaqkuax0jjam7fe1dg42a0.jpg
Расположение маршрута
В сельской местности и природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся (воспитанники) от 7 до 11 лет образовательных организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам начального общего образования и по дополнительным общеобразовательным программам. Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями, клубами, малыми группами.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Основными целями реализации данного маршрута являются пропаганда экологической культуры, создание условий для воспитания патриотизма и освоение природного наследия региона.

актуализация и расширение знаний и опыта, полученных обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ обществознание и естествознание; создание условий для развития экологической культуры обучающихся; способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к природе и культуре родного края; создание условий для развития интереса к изучению экологии, окружающего мира. В ходе реализации образовательного маршрута происходит наблюдение, сбор и описание краеведческого/экспедиционного материала, зарисовки, фото и др. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
актуализация и расширение знаний и опыта, полученных обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ обществознание и естествознание; создание условий для развития экологической культуры обучающихся; способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к природе и культуре родного края; создание условий для развития интереса к изучению экологии, окружающего мира. В ходе реализации образовательного маршрута происходит наблюдение, сбор и описание краеведческого/экспедиционного материала, зарисовки, фото и др. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. http://www.katunskiy.ru/ 2. https://mnr.gov.ru/activity/oopt/ 3. http://www.altai-sayan.ru/members_of_the_association.php?ELEMENT_ID=1696 4. https://vk.com/katunskiy.zapovednik 5. https://www.youtube.com/channel/UCwOjdZSWS6T9PKPzVJPKDIw 6. Научные публикации: http://www.katunskiy.ru/com_content-article-2/nauchnye-publikatsii/com_content-article-87 7. Объекты центральной усадьбы: http://www.katunskiy.ru/posetitelyam/obyektyi-tsentralnoy-usadbyi
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
образовательные программы начального общего образования (предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир») в рамках внеурочной деятельности; дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, естественно-научная направленности); программы воспитательной работы (экологического и культурно-просветительского направления).
Описание пути следования по маршруту
с. Усть-Кокса - Центральная усадьба Катунского биосферного заповедника – этно-экологический музей – детская экологическая тропа «В гармонии с природой» (включает в себя: интерактивные тематический площадки, рокарий, детскую игровую экоплощадку) – с. Усть-Кокса
Программа маршрута
Сбор группы в с. Усть-Кокса. Техника безопасности, инструктаж. Вводная экскурсия. Движение по трассе до центральной усадьбы Катунского заповедника - 4 км. Посещение визит-центра Катунского заповедника, просмотр фильма о природе, о Катунском заповеднике. Обсуждение. Викторина. Посещение этно-экологического музея. Прогулка по детской экологической тропе «В гости к лесу». Посещение интерактивных тематических площадок. Тематический мастер-класс. Рокарий. Игровая экоплощадка. Фотография с ростовой куклой. Движение по трассе до места сбора в с. Усть-Кокса - 4 км.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
с. Усть-Кокса, Центральная усадьба Катунского заповедника
Дополнительная информация и (или) условия
1. Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий (нарушения зрения, слуха, интеллекта) в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) при отсутствии противопоказаний, средней физической нагрузки. Объекты показа на маршруте не оборудованы в рамках программы «Доступная среда». 2. Для летнего сезона необходимо иметь с собой достаточный запас питьевой воды, репеллент, головной убор, удобную обувь, одежду по погоде. 3. Для межсезонья рекомендуется иметь при себе термос с горячим напитком, удобную обувь, одеваться многослойно. 4. Плановая наполняемость групп до 20 человек. Проезд группы – организованный, на заказном автобусе. 5. График работы объектов показа: Понедельник - пятница с 8:00 до 16:00, обед c 12:00 до 13:00. Воскресенье, суббота – выходные дни. 6. Стоимость билета в этно-экологический музей (актуальный прайс http://www.katunskiy.ru)