«Донские рубежи»

Сложность маршрута: Поход 2-3 дня

Тип маршрута: Водный

Сезонность: Весна-лето-осень

3 дня 0 часов 86 км
Описание маршрута
Туристический маршрут построен на сплавах на байдарках по течению реки с остановками в местах памяти мемориалов ВОВ, по пути следования из с. Лозовое до с. Ольховатка туристы также смогут изучать местную природу.
/upload/iblock/96e/9yg6xlubyy5ta3yh7jmv3u2zfotbgtix.jpg
/upload/iblock/4fb/6ceiq18ke9ymsom88gzfjhx4hywtzgf2.jpg
/upload/iblock/4ee/i4wwxpylxd75nu0mrju6s2gov57nvdvl.jpg
/upload/iblock/4f9/jnxnhopsk1qdlr8iuaeg4uet0tw3cqg0.jpg
/upload/iblock/854/2gmktc7l7elkr8qir1py3htacyh52ivp.jpg
/upload/iblock/ec3/n42y4q2m7bosp41u8923cedlrqkz42ef.jpg
/upload/iblock/074/hn5xuk6nnyvveglhabwgaogo8deq6dyz.jpg
/upload/iblock/ba1/jbqz9xh62r812n8i7bvlnjrbpw952m6i.jpg
/upload/iblock/ed2/uusfzfgfo0s3l4bkyfdpu5fjkx3tmz5c.jpg
/upload/iblock/96e/9yg6xlubyy5ta3yh7jmv3u2zfotbgtix.jpg
/upload/iblock/4fb/6ceiq18ke9ymsom88gzfjhx4hywtzgf2.jpg
/upload/iblock/4ee/i4wwxpylxd75nu0mrju6s2gov57nvdvl.jpg
/upload/iblock/4f9/jnxnhopsk1qdlr8iuaeg4uet0tw3cqg0.jpg
/upload/iblock/854/2gmktc7l7elkr8qir1py3htacyh52ivp.jpg
/upload/iblock/ec3/n42y4q2m7bosp41u8923cedlrqkz42ef.jpg
/upload/iblock/074/hn5xuk6nnyvveglhabwgaogo8deq6dyz.jpg
/upload/iblock/ba1/jbqz9xh62r812n8i7bvlnjrbpw952m6i.jpg
/upload/iblock/ed2/uusfzfgfo0s3l4bkyfdpu5fjkx3tmz5c.jpg
Расположение маршрута
В сельской местности и природной среде
Целевая аудитория маршрута
6-10 класс
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Создание условий для воспитания патриотизма, самоопределения обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей через освоение исторического, культурного и природного наследия региона.

- Актуализировать и расширить знания и опыт, полученные обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ по истории, литературе, географии; - Способствовать проявлению и развитию у учащихся умения систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод. - Способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре Воронежской области.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Образовательные задачи маршрута
- Актуализировать и расширить знания и опыт, полученные обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ по истории, литературе, географии; - Способствовать проявлению и развитию у учащихся умения систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод. - Способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре Воронежской области.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
http://veslo.ru/voronov/
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – история, естествознание (окружающий мир); география; биология, основы безопасности жизнедеятельности) в рамках внеурочной деятельности - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, естественно-научная направленности)
Описание пути следования по маршруту
1 день. Изучение природы по пути следования из с. Лозовое до с. Ольховатка (лесополосы из березы и тополя, лесные массивы из сосны.) Изучение фауны и флоры реки Дон. Изучение фауны и флоры реки Черная Калитва. Обед сухим пайком. Наблюдение растительности и горных пород (мел, известняк) при подъеме на «Миронову гору». Осмотр мемориального комплекса погибшим в годы Великой Отечественной войны землякам. Беседа о защитниках Новой Калитвы. История создания мемориала. Наблюдение фауны и флоры реки при сплаве на байдарках. Изучение растительности мелового склона и беседа об истории образования Гороховской «Андреевской» пещеры. Гороховская, или Андреевская пещера находится вблизи деревни Гороховка на юге Воронежской области. Считается, что пещера рукотворная. Ее начали разрабатывать в 1859 году местные жители. Но есть предположения, что пещера была создана гораздо раньше. На одной из колонн найдены рисунки, изображающие два корабля. Стиль, в котором изображены корабли, дает отсылку к XVII веку. Разбивка лагеря на ночевку у села Гороховка (район Чупаховка). Изучение фауны и флоры лугового левобережья р. Дон. Вечер туристской песни «Споемте, друзья». 2 день Беседа о береговой растительности: верба, лоза. В воде – ряска, камыш, кувшинки. На пути сплава 2 большие мели. Первая мель глубиной 15-25 см почти на всю ширину р. Дон. Только под правым крутым берегом глубина до 2-3 м и сильное течение. Дальше от берега в 200-300 м сплошной лесной массив из вербы и тополя. По левому берегу – луг. Через 2,5-3 км на Дону огромный песчаный остров, покрытый камышом. Вверх по течению от острова – огромная отмель, на которой можно остановиться для отдыха. Перед поворотом Дона направо к дерезовскому пляжу оба берега покрыты лесным массивом. А прямо – Стародонье, правее – огромный остров с крутым берегом (3-4 метра) сплошь покрытый густым лесом. Беседа с детьми о сильных водоворотах близ острова. Дежурные готовят обед. Купание на пляже, отдых. Беседы с дерезовцами – школьниками. Экскурсия к памятнику Герою Советского Союза Василию Прокатову, повторившему подвиг Александра Матросова. Беседа с историком села Дерезовка Бледных В.С. От памятника Василию Прокатову до урочища «Орехово» низменное левобережье сплошь покрыто лесом: верба, тополь, черноклен, дуб, ясень и т.д. По правобережью от села Дерезовка до Верхнего Мамона высятся меловые горы. Встречаются небольшие ложбины, покрытые лесными массивами (тополь, орешник, верба и т.д.). Одно из таких мест – урочище «Орехово». Здесь хорошее место для ночевки. Выгрузка туристского оборудования из байдарок, установка палаток, приготовление ужина дежурным экипажем. Пеший подъем на гору. На левом берегу открывается широколиственный лес, далее огромный луг, покрытый разнотравьем, где находятся 3 озера, заливаемые ежегодным весенним половодьем. Вдалеке сосновый бор, 2 моста через Дон. На высоком правом меловом берегу расположен крупный мемориальный комплекс «Осетровский плацдарм» с виднеющейся издалека высокой стелой. Особенно красива стела ночью, в радуге освещения. А вверх по течению – вид на очень красивый закат. Дежурный экипаж готовит ужин. Ужин и подведение итогов. 3 день Завтрак. Изучение фауны и флоры реки Дон (камыш, кувшинки, на правом берегу вдоль воды верба, тополь, на меловом склоне кривые березы). По пути следования наблюдение горных пород (выходов песчаника на поверхность осталось очень мало, карьер почти пустой). Осмотр мемориала: карта-схема наступления, зигзаг окопов, мемориальные доски с высеченными фамилиями погибших советских солдат, пушка 45 мм, стела – монумент, прекрасная панорама Дона, лесного массива за Доном, с. Дерезовка, с. Верхний Мамон. Спуск к Дону, к байдаркам и дальше в путь. Обед. Заезд в Затон, изучение природы. Изучение природы Затона (нет течения, много камыша, кувшинок. Берега в зарослях лозы, вербы, много высокорослых тополей. Частые всплески рыбы, множество рыбаков с лодки и с берега). Изучение природы острова в районе «Полянка». С правой стороны спокойное течение, мелководье. Уклон плоскости дна влево и поэтому левая протока быстрая, с большой глубиной с левой стороны. Сразу за островом, посредине Дона мелководье протяженностью 300 м.
Программа маршрута
В программу маршрута этих трех дней входит: сплав на байдарках, изучение флоры и фауны р. Дон и знакомство с мемориалами в честь Великой Отечественной Войны.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Село Новая Калитва Россошанского района, хутор Донской, мемориала погибшим в годы ВОВ, памятник Герою Советского Союза Василию Прокатову.
Дополнительная информация и (или) условия