«Между двух революций»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 5 км
Описание маршрута
Экскурсия проходит в районе железнодорожной станции Люберцы Московской железной дороги. Люберцы - Железнодорожный узел в 19 км к юго-востоку от Казанского вокзала. Население — 224 195 чел. (2021). Люберцы являются шестым по численности населения городом в Московской области и первым по плотности. Город областного подчинения, административный центр городского округа Люберцы. Город поделен железной дорогой на две части, экскурсионный маршрут начинается с северной части города, продолжается на южной, передвижение с одной части города в другую осуществляется по подземному переходу. Добраться до станции Люберцы можно с Казанского вокзала на электричке, от станции метро «Выхино» на электричке или автобусе.
/upload/iblock/73a/ge7bigs2yjgt6kcs1alqeeqggjmhzmjs.jpg
/upload/iblock/73a/ge7bigs2yjgt6kcs1alqeeqggjmhzmjs.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Школьники с 10 до 18 лет (средняя, старшая школа), в том числе дети с ОВЗ. Родители. Пенсионеры.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цель маршрута – знакомство с люберчанами - героями революций 1905 и 1917 годов.

Задачи: актуализация и расширение знаний и опыта, полученных обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ по истории; создание условий для развития физических, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории и культуре родного края.

Что интересного на маршруте?
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Мемориальные комплексы и памятные места, посвященные увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны
Образовательные задачи маршрута
Задачи: актуализация и расширение знаний и опыта, полученных обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ по истории; создание условий для развития физических, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории и культуре родного края.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. Белов А.А. «Люблю я Люберцы. А ты? (История Земли Люберецкой и ее народа)». Люберцы, 2000 г. 2. Города Подмосковья. Кн. 1. -- М.: Московский рабочий, 1979.-- 640с., 3. Добрюха Н.А., «Рок из первых рук». М., 1992 4. https://lubgazeta.ru/articles/69619 5. http://logoworks.narod.ru/towns/luber.html
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС) по предмету история. - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая). - программы предпрофессиональной подготовки, - программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
Железнодорожная станция Люберцы, Памятник «Братская могила борцов двух революций» (улица Инициативная), Завод им. А.В.Ухтомского (улица Красная), Дом Н.А.Круминга, памятник А.В.Ухтомскому (улица Красная), улицы: Смирновкая, Волковская, Куракинская.
Программа маршрута
Начало маршрута – станция Люберцы. На платформе мемориальная доска помощнику станции в 1905 году Смирнову. Далее проходим по мосту, выходим на северную сторону города, двигаемся к памятнику «Борцам двух революций». Начинаем свой маршрут от памятника «Братская могила борцов двух революций», который находится в 350 метрах от ж/ст Люберцы. Памятник воздвигли в 1918 году на месте расстрела двенадцати участников революции, в числе которых был машинист Алексей Ухтомский, в честь которого назван завод города Люберцы и станция Казанской железной дороги. На постаменте расположен памятник и плита, на которой высечены имена погибших во время революции 1905 года. В этом же месте по некоторым историческим данным, покоятся жертвы второй Русской революции — представители Белого движения и красногвардейцы. Мемориал расположен в самом центре города Люберцы на улице Инициативной в парковой зоне, недалеко от него находится центральный рынок. В 2014 году властями города было решено подвергнуть памятник реконструкции и дополнить его памятной плитой с именами воинов Первой Мировой. В ходе реконструкции было разбито множество красочных цветников, посажен газон, дорожки выложили плиткой, по-новому организовали освещение мемориала и окружающих её площадей. За памятником установлена плита, с именами солдат, погибших на Великой Отечественной войне. Сегодня мы пройдемся по улицам города, которые носят имена героев-борцов революций 1905 и 1917 гг. Проходим по подземному переходу на южную сторону города, двигаемся по улице Волковская, в направлении эстакады, выходим на улицу Красная, подходим к бывшему заводу им. А.В. Ухтомского. Название улицы происходит от слова «красный», которое часто употреблялось в русском языке в значении красивый, лучший, парадный, либо потому что здесь располагались торговые ряды, которые были выложены из обожженного красного кирпича, создававшего впечатление, что улица красного цвета. Примечательной вехой в истории Люберец явилась прокладка железной дороги Москва-Рязань. Люберчане стали самыми первыми свидетелями движения по ней. Пробный рейс от Москвы до Раменского по недостроенному еще пути был совершен 21 января 1862 года. Газета "Московские ведомости" сообщила: "Приятно было видеть, как на дороге, где мы останавливались один раз для забора воды, крестьяне соседнего села Люберец поднесли распорядителям хлеб-соль в изъявление своего удовольствия, что видят движение по дороге, которая им, как ближайшим жителям, обещает наиболее выгоды". Железная дорога в какой-то мере определила будущее Люберец. После пуска поездов до Коломны - в 1862 году и до Рязани - в 1864-м население стало быстро расти, сдвинулась с места торговля, появились зачатки промышленности, возникли вокруг дачные поселки. Конечно, этому способствовала и отмена крепостного права - Манифест от 19 февраля 1861 года. Начинает развиваться и грамотность. Первая школа для детей открылась в 1875 году. Через три года из нее выделилось женское училище. Все это вместе: близость к огромному городу, удобное железнодорожное сообщение, обилие источников воды, наличие свободных рабочих рук привлекло внимание капиталистов, в частности, иностранных. Германский подданный Карл Вейхельт купил у люберчан более 14 десятин земли и начал строить завод паровых машин. Но начавшийся промышленный кризис 1900-1903 года сделал его банкротом. Недостроенный завод был продан 17 августа 1901 года американскому бизнесмену Томасу Пурдэ. 16 июня 1902 года (29 по новому стилю) состоялось торжественное открытие завода с названием "Нью-Йорк". Он выпускал тормоза к железнодорожным вагонам. Рядом с заводом находится Дом Н.А.Круминга. Здесь продолжаем экскурсию. Дом Н. А. Круминга был возведён в начале XX века в Люберцах. Строительство закончилось 25 ноября 1902 года. 11 марта 1903 года были произведены осмотр и приёмка строения. В 1910 году Люберецкий завод стал активом американского миллиардера С.Г.Мак-Кормика. В 1912 году руководить предприятием назначен Николай Августович Круминг. Именно он и поселился в деревянном доме с подвалом и мезонином. Сейчас у дома Круминга находится памятник машинисту Ухтомскому, который вместе с рабочими завода участвовал в революции 1905 года. Рабочие завода активно участвовали в первой русской революции. Десять дней над Люберцами развивался красный флаг (7-16 декабря 1905 г.). Станки остановились. Был создан Совет рабочих депутатов. Улицы патрулировались дружинниками. Часть люберчан влилась в боевую дружину машиниста Ухтомского. Крепость на колесах совершала героические рейсы от Москвы до Полутвино, разоружала полицию, устанавливала власть повстанцев. 14декабря 1905 года, когда поезд Ухтомского возвращался в Москву, он был обстрелян казаками, находящимися в засаде. Машинист проявил волю и бесстрашие. Под яростным огнем противника Ухтомский остановил поезд, дал ход назад и развил необыкновенную скорость, что грозило взрывом котла. Около двухсот дружинников были спасены. На подавление восстания из Петербурга в Москву прибыл отборный лейб-гвардии Семеновский полк. 17декабря карательный отряд под командованием полковника Римана с артиллерией и пулеметами обрушил на Люберцы свой удар. Были расстреляны рабочие завода Волков, Лядин, Дубинкин, крестьянин Киселев, помощник начальника станции Смирнов и другие. Был арестован и Ухтомский. На месте казни он вел себя как герой. Капитан Майер, лично руководивший расстрелом, был очарован его личностью. Ухтомскому предложили завязать глаза. Он отказался, говоря, что встретит смерть лицом к лицу. А также отказался повернуться спиной к солдатам... Ухтомский молча смотрел на приготовления, потом обратился к солдатам: "Сейчас вам предстоит обязанность исполнить долг согласно вашей присяге. Исполните его честно, так же, как и я исполнял честно долг перед своей присягой; но наши присяги разные. Капитан, командуйте!" Раздался залп... Ухтомский остался недвижим со скрещенными руками на груди. Ни одна пуля его не задела. Раздался второй залп - и он упал на снег!... Так рассказал о смерти машиниста Ухтомского журналист В. Владимиров в книге "Карательная экспедиция лейб-гвардии Семеновского полка в декабрьские дни на Московско-Казанской железной дороге", М., 1906. Имя Ухтомского и носил Люберецкий завод. Железнодорожная платформа Подосинки переименована в Ухтомскую. Долгое время существовал Ухтомский район, теперь он Люберецкий. Городская газета называлась "Ухтомский пролетарий", затем "Ухтомский рабочий", потом "Люберецкая правда". Летал самолет его имени, ходила электричка, демонстрировался фильм "Машинист Ухтомский". О нем написаны стихотворения, поэмы, повести, драматические произведения. Осенью 1924 года завод перешел государству. Первым "красным" дир6ектором стал Я. Кубышкин, бывший путиловский рабочий. После Октябрьской революции, примерно в 1920-1921 годах, В.И. Ленин стал посетителем дома управляющего Н.А. Круминга. Лидер пролетариата принял приглашение поучаствовать в охоте. Однако производство на предприятии постепенно сворачивалось, а весной 1923 года и вовсе остановилось. Сам Круминг покинул Россию, а осенью 1924 года предприятие и его помещения перешли государству. Дом некоторое время использовали под размещение детского учреждения ясли-сад. В 90-е годы ХХ века дом не использовался, в начале 2000-х годов началось его восстановление. В 2017 году работы по восстановлению дома были завершены. В настоящее время памятник представляет собой двухэтажный деревянный дом с мезонином и подвалом, общей площадью 434,8 квадратных метров. В соответствии с охранными обязательствами объект используется в социальных и культурных целях. Здесь проводятся выставки изобразительного искусства, антиквариата, мебели XIX и XX века, а также другие событийные мероприятия. Далее выходим на улицу Смирновскую, на доме по адресу улица Волковская дом 9 установлена мемориальная доска. На этом же доме находится мемориальная доска рабочему завода Волкову, расстрелянному в 1905 году. Проходим на улицу Куракинскую, здесь ведем разговор о событиях революции 1917 года. Октябрьская революция 1917 года разделила страну на белых и красных, началась гражданская война, кровопролитная, жестокая... В Люберцах большевиков возглавил И. Н. Миритеев. В ноябрьские дни 1917 года люберецкий красногвардейский отряд сражался против белогвардейцев на баррикадах Москвы. В боях погибло трое бойцов: Кириллов, Захаров, Зубарев. Гробы с их телами несли из Москвы в Люберцы на руках, гремела музыка, произносились речи. На люберецком кладбище дали троекратный салют. Похоронили их в братской могиле, где уже лежали Ухтомский и его боевые соратники. А 1 мая 1918 года на месте их захоронения был, воздвигнут памятник на средства, собранные народом. 13 ноября 1917 года состоялись и другие, "чужие", как писали газеты, похороны, тоже в братской могиле, но без музыки и салюта, и памятника им не ставили. Нельзя быть героем, сражаясь против отечества... В гражданскую войну люберчане сражались на разных фронтах, несли потери. В боях погиб Иван Куракин. Его именем названа улица в Люберцах. От улицы Куракинская возвращаемся на станцию Люберцы, где можно перекусить в кафе и возвращаться домой. Примечание: весной и летом маршрут может быть продолжен до железнодорожной станции Ухтомская.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
1. Памятник «Братская могила борцов двух революций» 2. Завод им. А.В.Ухтомского (улица Красная) 3. Дом Н.А.Круминга 4. Памятник А.В.Ухтомскому
Дополнительная информация и (или) условия