НЕПОКОРЕННЫЕ. Школьный историко - культурный маршрут для обучающихся 8 - 11 классов

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

2 часа 0 км
Описание маршрута
Дети войны - и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом, Дети войны - и дыбом волосы: На челках детских седые полосы. Людмила Голодяевская Трудно поверить, что люди, героически перенесшие лишения и тягости войны, и сейчас среди нас. Они уже в преклонном возрасте, ведут тихую и спокойную жизнь, растят правнуков, но посмотрите им в глаза... Там застыла слеза. Ведь ужас войны не исчез без следа... 1 июня 2015 года в День защиты детей в г. Рубцовске Алтайского края на бульваре Победы был открыт сквер, в центре которого памятник - фигурки детей, измученных, но несломленных. "Непокорённые" – памятник малолетним узникам фашистских лагерей, а затем и сквер, который для жителей стал символом мужества и борьбы, светлого будущего и Победы над фашизмом. Скульптура изображает двоих детей, приехавших на Алтай в эвакуацию. На постаменте девочка-подросток, собравшая всю свою волю в кулак и маленький мальчик, забавляющийся бабочкой и не понимающий ужасов войны. Он просто по-детски радуется спокойной природе, солнцу и мирной жизни. Через год, 24 октября 2016 года в сквере «Непокорённые» была установлена мемориальная табличка, посвящённая инициатору создания памятника - В. С. Новикову, почётному гражданину города, директору фирмы «Время». На ней высечены слова, обращённые ко всем живущим: «Я сам прошёл страшный ад концлагеря, помню голод и смерть близких. Пусть наши дети не знают ужасов войны, пусть живут и растут под мирным небом великой страны». Со временем, на общественные, грантовые и спонсорские средства, мемориальная композиция обогатилась. 7 мая 2020 года в сквере Победы был установлен народный обелиск. Он посвящен рубцовчанам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны, ковавшим победу в тылу, ветеранам, вернувшимся с фронта и восстанавливавшим страну в послевоенные годы. Тем, кто со слезами на глазах встречал 75-летие Великой Победы, и тем, кто не дождался этого дня. Народный обелиск Победы потому и называется народным, что средства на него собирали всем миром. А инициаторами возведения такого обелиска выступили старшеклассники гимназии № 11. 1 июня 2020 года на площадке у Бульвара Победы появились две школьные парты, на них раскрытые книги, игрушки. Новые скульптуры символизируют внезапно оборвавшееся детство, и посвящены светлой памяти детей, погибших как в военное, так и в мирное время. Открытие памятника состоялось 3 сентября 2020г в день борьбы с терроризмом. В открытии памятника участвовали ветераны, дети войны и узники лагерей, школьники и дети. В память о погибших в Беслане они выпустили 186 шаров: столько детей погибло от рук террористов в 2004 году. Для жителей Рубцовска этот памятник стал символом мира, доброты и любви к родине. К нему они приходят вспомнить родственников, погибших в блокаду или перенесших тяготы плена, почтить память детей, безвинно погибших в мирное время.
/upload/iblock/fa1/jh6ad4zq2etpn73epogcegze5xfy9dug.jpg
/upload/iblock/077/hgt6zfpg1upjq7c0cbdtiqdqmgkdnvfp.jpg
/upload/iblock/d12/iy7ifl9z7k9c1z0iv4m2ae1ijwa2cvo5.jpg
/upload/iblock/c02/otuwgz85exym5xpo9k2gqv728jho0n0x.png
/upload/iblock/149/b78dwu05s44vjohjoucttbthpz0numaq.jpg
/upload/iblock/e2d/shkf91g5u63v2rza03dhn985vifcmwmc.jpg
/upload/iblock/3f6/d7lnl2ac44yy969n0jdbqs7zk0jzykjt.jpg
/upload/iblock/c86/y02qygu60jkl4lj09tc37xxwvao6c2qr.jpg
/upload/iblock/fa1/jh6ad4zq2etpn73epogcegze5xfy9dug.jpg
/upload/iblock/077/hgt6zfpg1upjq7c0cbdtiqdqmgkdnvfp.jpg
/upload/iblock/d12/iy7ifl9z7k9c1z0iv4m2ae1ijwa2cvo5.jpg
/upload/iblock/c02/otuwgz85exym5xpo9k2gqv728jho0n0x.png
/upload/iblock/149/b78dwu05s44vjohjoucttbthpz0numaq.jpg
/upload/iblock/e2d/shkf91g5u63v2rza03dhn985vifcmwmc.jpg
/upload/iblock/3f6/d7lnl2ac44yy969n0jdbqs7zk0jzykjt.jpg
/upload/iblock/c86/y02qygu60jkl4lj09tc37xxwvao6c2qr.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
обучающиеся общеобразовательных организаций: - возраста (от 14 до 17 лет) - ступени образования: 8 - 11 класс, в том числе с углубленным изучением предметной области «История», участники ВПК и ЮНАРМИЯ. Дополнительно: обучающиеся организаций дополнительного образования по направлениям: туристско-краеведческое, патриотическое, историческое, участники проектов этих направлений, организованные группы детей из других регионов; совместно с родителями Степень интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузки: средняя. Ограничений по здоровью нет.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Формирование у школьников доступных исторических представлений и понятий о Великой Отечественной войне.

углубленно изучить отдельные аспекты периода Великой Отечественной войны, а именно морально - волевые качества человека в условиях лишений военного времени; на конкретных примерах рассмотреть с какими испытаниями столкнулись жители нашей страны, показать доблесть и мужество, которое они проявили; объяснить понятие «концлагерь», разъяснить цели фашистов, показать степень «трудностей» выпавших на долю детей войны и узников концлагерей, объяснить значимость изучения истории и краеведения. продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за мужество нашего народа; почтить память детей, безвинно погибших в военное время.

Что интересного на маршруте?
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Посещение музеев
Мемориальные комплексы и памятные места, посвященные увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны
Образовательные задачи маршрута
углубленно изучить отдельные аспекты периода Великой Отечественной войны, а именно морально - волевые качества человека в условиях лишений военного времени; на конкретных примерах рассмотреть с какими испытаниями столкнулись жители нашей страны, показать доблесть и мужество, которое они проявили; объяснить понятие «концлагерь», разъяснить цели фашистов, показать степень «трудностей» выпавших на долю детей войны и узников концлагерей, объяснить значимость изучения истории и краеведения. продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за мужество нашего народа; почтить память детей, безвинно погибших в военное время.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Тему желательно предварительно раскрыть до посещения экскурсии. Рекомендуется просмотр фильмов, роликов для более яркого представления периода Великой Отечественной войны. Самостоятельное изучение тематики из общедоступных источников и СМИ. Проектная деятельность, включая работу с архивными данными. Эссе, сочинения на тематику "Почему нельзя забывать исторические уроки", "О чем нас учат события прошлого", "Стойкость и мужество детей войны". Информационные ссылки: В Рубцовске открыли памятник "Непокоренные", посвященный детям, испытавшим ужасы войны https://676.su/Pi6Q Памятники г. Рубцовска http://120.biblrub.ru/component/k2/item/616-памятники.html В Рубцовске открыли памятник детям, погибшим в годы войны и мирное время https://vesti22.tv/news/v-rubtsovske-otkryli-pamyatnik-detyam-pogibshim-v-gody-voyny-i-mirnoe-vremya/ Народная стройка в Рубцовске продолжается: в сквере «Непокоренные» установлены два новых памятника https://rubtsovskmv.ru/obshhestvo/narodnaya-strojka-v-rubcovske-prodolzhaetsya-v-skvere-nepokorennye-ustanovleny-dva-novyx-pamyatnika/2020/06/05/ Проект по истории "Дети в концентрационных лагерях" https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/01/28/proekt-po-istorii-deti-v-kontsentratsionnyh-lageryah
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – История); - в рамках внеурочной деятельности: историческое, патриотическое, индивидуальный проект; - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, историческая, патриотическая направленности) - программы воспитания /воспитательной работы: познавательные (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей), ценностно-ориентационные (формирование отношения к миру, убеждений и взглядов, нравственных и иных норм жизни), общественные (взаимодействие в коллективе, умение работать в группе, разрешение возникающих конфликтов, свое мнение), формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения, исследовательская и проектная деятельность. Образовательные и воспитательные эффекты формулируются исходя из целей, задач и прогнозируемых результатов вышеуказанных образовательных/воспитательных программ Использование элементов виртуальной экскурсии
Описание пути следования по маршруту
Комплекс памятников расположен в сквере в центре города Рубцовска. Переход от одного к другому не более 5 минут.
Программа маршрута
Сбор группы в г. Рубцовске. При необходимости завтрак в местах общественного питания. Техника безопасности, инструктаж. Экскурсия около 2 часов. Возможно дополнительное посещение мемориальных объектов, рекомендованных к посещению: Памятник боевой разведывательной машине БРМ-3К Рысь, Памятник Воинам железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, Памятник Воинам Рубцовского пехотного училища, погибшим в годы Великой Отечественной войны, Памятник Рубцовчанам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Памятник Конь в пальто и иные.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
г. Рубцовск, бульвар Победы. Скульптура "Непокоренные", мемориальная табличка, посвящённая инициатору создания памятника В. С. Новикову, Две школьные парты.
Дополнительная информация и (или) условия
Маршрут расположен в городе Рубцовске Алтайского края. В городе расположены гостиницы, хостелы, места общественного питания. Развитая инфраструктура и транспортная доступность.