«Историческая Москва: Старое Ваганьково и зарождение театральной традиции в Москве»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

3 часа 2 км
Описание маршрута
Ваганьково известно по документам с 1446 г. Здесь был «потешный» царский двор, где жили псари, обеспечивающие царские охоты. В XVII в. он был переведен на новое место, а село стало называться Старое Ваганьково. Точное происхождение названия села неизвестно. Исследователями выдвигались различные объяснения: от теории, что здесь был потешный двор московских правителей. По одной из версий, название происходит от глагола ваганить, которое В. И. Даль в своём словаре пометил как «вологодское» и дал объяснение: «баловать, шалить, играть, шутить». В связи с этим полагают, что в XV-XVI веках на Ваганьковом холме находился Потешный царский двор, где жили скоморохи, которые якобы «ваганили» (потешали) царя и бояр. Слободской храм, построенный в XIV-XV веках, был посвящён Николаю Чудотворцу, считавшемуся покровителем скоморохов и путешествующих. В первой половине XV века в Ваганькове находился загородный двор Софьи Витовтовны, вдовы великого князя Василия Дмитриевича. Летописи его впервые упоминают под 1446 годом: Прииде князь великий (Василий II) на Москву месяца Ноября в 17 день, и ста на дворе матере своея (Софья Витовтовна) за городом на Ваганкове (Симеоновская летопись). Длительное время село находилось в непосредственном княжеском владении. В 1472 году дмитровский князь Юрий Васильевич завещал село своему брату великому князю Ивану III. По указанию его преемника Алевиз Новый воздвиг в Ваганькове церковь Благовещения. Во времена Ивана Грозного здесь располагался опричный двор. Перед началом его строительства жители села-дворцовые служащие были переведены на новое место за Земляным городом, в район Пресни, где образовали поселение Новое Ваганьково, память о котором сохранилось в названии Ваганьковского кладбища.
/upload/iblock/56f/lqu72sfpm2gx3avpcni26eeqs1foot7a.jpg
/upload/iblock/de5/b4sfrgbn7ngz5o5x1d27w4w6rvo6lsly.jpg
/upload/iblock/a19/6fha5sd35y6xsorhlpjukstayzecrs1e.jpg
/upload/iblock/569/7psq8p3hzwomz7jdevam8w88copdq5my.jpg
/upload/iblock/9e0/ll3xdlkd75lh657nhqw9mmor2b2eu7ge.jpg
/upload/iblock/188/pmewsqyiipfwj68n30p4qr4i2yjugo9f.jpg
/upload/iblock/7d2/2zj94twj2qj4wrwbpma6o28h3cncevbu.jpg
/upload/iblock/34f/scxtxwjvegd13ihm02nlz1z0w0dc9eco.jpg
/upload/iblock/91d/wewd9tg3rpjyib6c6fweznvmrep75n6n.jpg
/upload/iblock/707/9vkpcj682fegjerhtip2dp34e6o7avhl.jpg
/upload/iblock/56f/lqu72sfpm2gx3avpcni26eeqs1foot7a.jpg
/upload/iblock/de5/b4sfrgbn7ngz5o5x1d27w4w6rvo6lsly.jpg
/upload/iblock/a19/6fha5sd35y6xsorhlpjukstayzecrs1e.jpg
/upload/iblock/569/7psq8p3hzwomz7jdevam8w88copdq5my.jpg
/upload/iblock/9e0/ll3xdlkd75lh657nhqw9mmor2b2eu7ge.jpg
/upload/iblock/188/pmewsqyiipfwj68n30p4qr4i2yjugo9f.jpg
/upload/iblock/7d2/2zj94twj2qj4wrwbpma6o28h3cncevbu.jpg
/upload/iblock/34f/scxtxwjvegd13ihm02nlz1z0w0dc9eco.jpg
/upload/iblock/91d/wewd9tg3rpjyib6c6fweznvmrep75n6n.jpg
/upload/iblock/707/9vkpcj682fegjerhtip2dp34e6o7avhl.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
для учащихся образовательных учреждений, и людей, которым интересна история города Москвы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

воспитывать духовно-нравственную личность на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края; • воспитание гармонично развитой личности посредством изучения истории Москвы – столицы Российской Федерации; • формирование уважения к достижениям своей страны: Москва – место формирования и сосредоточения исторических процессов России, памятников ее прошлого и настоящего, культуры, православных традиций; • формирование чувства национальной гордости: Москва – город, в котором жили и работали крупнейшие деятели российской истории и культуры.

дать дополнительные знания по предметам школьной программы; • развивать навыки исследовательской деятельности; • понимание особенности городской застройки в различные эпохи и до сегодняшних дней.

Образовательные задачи маршрута
дать дополнительные знания по предметам школьной программы; • развивать навыки исследовательской деятельности; • понимание особенности городской застройки в различные эпохи и до сегодняшних дней.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверьянов К.А. Московское княжество Ивана Калиты: В 3 ч. М., 1993-1994. 2. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества ХУШ в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988. 3. Александров Ю.Н. Москва: диалог путеводителей. М., 1986. 4. Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992. 5. Алферова Г.В. Русские города ХVI-ХII веков. М., 1989. 6. Археологические памятники Москвы и Подмосковья: Сб.ст. /Под ред. А.П.Смирнова. М., 1954. 7. Археологические памятники Москвы и Подмосковья: Сб.ст. /Сост. Беляев Л.А. М., 1996. 8. Баталов Л.А. Московское художественное зодчество конца ХУ1 в: проблемы художественного мышления эпохи. М., 1994. 9. Бахрушин С.В., Костомаров Г.Д. Москве 800 лет. 1147-1947. М., 1947. 10. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. О чем поведала открытка. М., 1978. 11. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Открытка продолжает рассказ. М., 1982. 12. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Москва незнакомая. М., 1993. 13. Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы (конец ХIII – начало ХV вв.) по данным археологии. М., 1994. 14. Богоявленский С.К. Научное наследие: О Москве ХУП в. М.. 1980. 15. Буганов В.И. Страницы летописи Москвы: Народные восстания ХIV-ХVIII вв. М., 1986. 16. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991. 17. Бюхер К. Крупные города в прошлом и настоящем. СПб., 1905. 18. Вебер А.Ф. Рост городов в ХIХ столетии. СПб., 1903. 19. Векслер А.Г. Москва в Москве: история в недрах столицы. М., 1982. 20. Венгеров А.А., Венгеров С.А. Житье-бытье московское. Век ХУП: Дела давно минувших дней..? М., 1994. 21. Вешнинский Ю.Г. Сравнительная оценка различных территорий Москвы. М.. 1995 22. Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991. 23. Гаврилова И.Н. Историко-демографический очерк Москвы (1917-1927 гг.) М., 1993. 24. Гаврилова И.Н. Население Москвы: Исторический ракурс. М., 2001. 25. Две столицы: Проза русских писателей второй половины ХIХ в. о жизни Москвы и Петербурга. М., 1990. 26. Глушкова В.Г. Социальный портрет Москвы на пороге ХХI века. М., 1999. 27. Город как социокультурное явление исторического процесса: Сб. /Отв. ред. Э.В.Сайко. М., 1995. 28. Градостроительство Московского государства ХVI-ХVII веков. М., 1994. 29. Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т.1-2. М. 1884, 1891. 30. Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1990. 31. Забелин И.Е. История города Москвы. Неизданные труды. М., 2003. 32. Иванов О. Замоскворечье: Страницы истории. М., 2000. 33. История Москвы: В. 6 т. М., 1952-1959. 34. История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. М., 1997. 35. Кизеветтер А.А. Посадская община в России ХУШ столетия. М., 1903. 36. Ковригина В.А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце ХУП – первой четверти ХУШ века. М., 1988. 37. Краеведение Москвы. М., 1990. 38. Краеведы Москвы. Вып. 1-3. М., 1991-1997. 39. Кудряшов К.В., Яновский А.М. Москва в далеком прошлом: Очерки городской жизни, быта и нравов Москвы ХVI-ХVII веков. М., 1962. 40. Культура средневековой Москвы. ХIV-ХVII вв. М., 1995. 41. Культура средневековой Москвы. ХVII век / Авт.-сост. Беляев Л.А., Макарова Т.И., Чернов С.З. М., 2000. 42. Культурно-исторические экскурсии: (Москва, Московские музеи, подмосковные). Ч. 1-3. / Под общ.ред. Н.А.Гейнике. М., 1923. 43. Латышева Г.П., Рабинович М.Г. Москва и Московский край в прошлом. М., 1973. 44. Лихачева Э.А. О семи холмах Москвы. М., 1990. 45. Лихачева Э.А., Смирнова Е.Б. Экологические проблемы Москвы за 150 лет. М., 1994. 46. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. 47. Матвеев Н.Е. Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812. М., 1912. 48. Иванов Е.П. Меткое московское слово. М., 1989. 49. Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М., 2003. 50. Москва, ее святыни и памятники: (Избр.ст. по описанию Москвы). СПб., 1901. 51. Москва в ее прошлом и настоящем: Роскошно иллюстр. издание, посвященное памяти историка Москвы И.Е.Забелина. М., 1909-1912. Т. 1-12. 52. Москва в истории и литературе: Сб. /Сост. М.Коваленский. М., 1916. 53. Москва и «московский текст» русской культуры: Сб. / Отв. ред. Г.С. Кнабе. М., 1998. 54. Московский некрополь: История, археология, искусство, охрана: Материалы науч.-практ.конф. М., 1991. 55. Московский столичный регион // Вопросы географии: Сб. /Отв. ред. В.Г. Глушкова, Н.П. Матвеев. М. 1988. №131. 56. Муравьев В.Б. Московские предания и были. М., 1988. 57. Муравьев В.Б. Улочки-шкатулочки, московские дворы. М., 1997. 58. Муравьев В.Б. Святая дорога. М., 2003. 59. Муравьева Л.Л. Московское летописание второй половины ХIV - начала ХV века. М., 1991. 60. Назаревский В.В. Из истории Москвы, 1147-1913: Ил.очерки. М., 1997. 61. Начало века: Москва начала ХХ ст. в произведениях русских писателей. М., 1988. 62. Никифоров Д.И. Старая Москва: Описание жизни в Москве со времен царей до двадцатого века. М., 1902-1903. Ч.1-2. 63. Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текстов М.А. Салминой. М.; Л., 1964. 64. По трассе первой очереди Московского метрополитена имени Л.М. Кагановича. М.; Л., 1936. 65. Природа города Москвы и Подмосковья: Сб.ст. К 800-летию Москвы. 1147-1947. М., 1947. 66. Розанов Н.П. Московские святыни в 1812 году: Очерк. М., 1912. 67. Романюк С.К. Москва. Утраты. М., 1992. 68. Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998-1999. Ч. 1-2. 69. Романюк С.К. Из истории московских переулков. М., 2000. 70. Рыбаков Б.А. Русские карты Московии ХУ – начала ХVI века. М., 1974. 71. Русское общество 40-50-х гг. ХIХ в. М., 1991. 72. Сакральная топография средневекового города. М., 1998. 73. Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. М., 1983. 74. Синицына Н.В. Москва – Третий Рим. М., 1998. 75. Скворцов Н.А. Археология и топография Москвы: Курс лекций. 1912-1913 гг. М., 1913. 76. Скрынников Р.Г. На страже московских рубежей. М., 1986. 77. Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в ХУ1-ХУП вв. М., 1988. 78. Сорок сороков: Крат.ил.история всех московских храмов: В 4 т. /Собр. П.Г.Паламарчук. М., 1992-1994. 79. Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы: Материалы и исследования. Ч.1-3. М., 1954-1972. 80. Сытин П.В. Из истории московских улиц: Очерки. М., 1958. 81. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. ХП-ХУ вв.; Средневековая Россия на международных путях Х1У-ХУ вв. М., 1992.(Тихомиров М.Н. Древняя Москва. М., 1991.; Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в Х1У-ХУ вв. М., 1997.) 82. Тихомиров М.Н. Труды по истории Москвы. /Отв. Ред. С.О. Шмидт. М., 2003. 83. Формозов А.А. Историк Москвы И.Е. Забелин. М., 1984. 84. Формозов А.А. Следопыты земли московской. М., 1988. 85. Шакарев С.Ю. Москва и преодоление Смуты. 1612 год. М., 2002. 86. Юшко А.А. Московская земля IХ-ХIV в. М., 1991. ДОКУМЕНТЫ И ВОСПОМИНАНИЯ 87. Белоусов И.А. Ушедшая Москва: Записки по личным воспоминаниям. С начала 1870 годов. М., 1998. 88. Бурышкин П.А.Москва купеческая. М., 1990. 89. Герберштейн С. Записки о Московиии. М., 1988. 90. Иностранцы о древней Москве: Москва ХУ-ХУП вв.: Сб. /Сост. М.М.Сухман. М., 1991. 91. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М., 1979. 92. Москва и первая мировая война: Документальные свидетельства. М., 1994. 93. Москва на старинных открытка: альбом / Сост. В.Царина, И.Коровина. М., 1992. 94. Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989. 95. Московский летописец /Сост. и авт. предисл. Ю.Н.Александров. М., 1988. 96. Найденов Н.А Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М, 1903-1905. 97. Нелидов В.А. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. М., 2002. 98. Пожар Москвы: По воспоминаниям и запискам современников. М., 1911. 99. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы М., 1990. 100. Рассказы бабушки: из воспоминаний пяти поколений, собранные и записанные ее внуком Д.Д.Благово. Л. 1989. 101. Святыни древней Москвы /Рос. Гос. Б-ка по искусству. М., 1993. 102. Сегюр Ф.П. Бородинское сражение и занятие Москвы французами: Мемуары гр. де Сегюра. М., 1912. 103. Чичерин Б.Н. Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина: Земство и Московская Дума. М., 1934. 104. Ушедшая Москва: Воспоминания современников о Москве второй половины ХIХ века /Подгот.текста, предисл. и примеч. Н.С. Ашукина. М, 1964. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ 105. Куранты: Историко-краеведческияй альманах. М., 1983-1989. 106. Московский архив. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1-3. М., 1996-2002. 107. Отечество. Краеведческий альманах. Издается с 1991 г. 108. Московский журнал. История государства Российского. Издается с 1991 г. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ И ПУТЕВОДИТЕЛИ 109. Александровский М.И. Указатель Московских церквей. М., 1915. 110. Козлов В.Ф., Святославский А.В. Москва в экскурсиях. М., 2003. 111. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997. 112. Москва в художественной литературе: Рек.указ.лит. М., 1948. 113. Москва. Городское управление: Справочник. М., 1997. 114. Москва: Энциклопедия / Гл.ред. С.О.Шмидт. М., 1997. 115. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Биографический словарь. М., 1997. 116. По Москве. Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям / Под ред. Н.А.Гейнике, Н.С.Елагина, Е.А.Ефимовой, И.И.Шитца. М., 1991. 117. Путеводитель по Москве. 1913. /Под ред. И.П. Машкова. М., 1998. 118. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС: мирповая художественная культура, история, литература);
Описание пути следования по маршруту
Большой каменный мост. Боровицкий холм Московский Кремль расположен на Боровицком холме на левом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее реки Неглинной. Высота «кремлевской береговой горы», как ее называли в старину, примерно 30 метров. Местность, которую сейчас занимает Кремль, в древности была сплошь покрыта лесом. Видимо, с этим и связано древнее название кремлевского холма «Боровицкий». Первые данные о пребывании человека на Боровицком холме археологи датируют концом II тысячелетия до н.э. и относят найденные памятники к так называемой фатьяновской культуре. Самые древние археологические находки этого периода, сделанные на территории Кремля, - боевые топоры-молоты - первая половина II тыс. до н.э. Обнаруженные на территории Кремля следы дьяковского городища относятся к раннему железному веку - началу I тысячелетия до н.э. Оно запустело к концу I тысячелетия н.э. Поселение такого типа получило название по имени подмосковного села Дьяково (близ Коломенского), где было обнаружено одно из городищ. Для поселения обычно выбирались высокие обрывистые берега рек или мысы при слиянии двух рек, что служило ему надежной защитой. В 1969 году на территории Кремля был обнаружен культурный слой дьяковского городища в районое Боровицких ворот и Соборной площади. Треугольный мыс, ограниченный берегом Москвы-реки и долиной Неглинной, стал идеальным местом для древнейшего укрепленного поселения. На рубеже VIII-IX веков на территории, которую в настоящее время занимает Москва, возникло гнездовье древнерусских вятичских сел и городков, расположившихся по берегам Москвы-реки и ее притоков. Поселение вятичей, возникшее при слиянии рек Москвы и Неглимны (Неглинной), на крутом 30-метровом по высоте Боровицком холме, было одним из наиболее значимых и претендовало на доминирующую градообразующую роль среди других окрестных общин. Древнейшее укрепление Москвы давно исчезло, но споры о времени возникновения первой крепости, ее размерах, о том, как и когда она возникла и что собой представляла, продолжаются до сих пор. По мнению ряда историков, в ранний период своего существования град имел двухчастную структуру и состоял из детинца и примыкавшего к нему с восточной стороны посада. Небольшая крепостица занимала мысовую (юго-западную) часть Боровицкого холма. Восточная граница детинца проходила по линии западной стены Большого Кремлевского дворца, что подвердили строительные работы 1960 года, при которых были обнаружены следы рва и вала. Памятник Святому равноапостольному князю Владимиру Это один из крупнейших памятников на территории России. Открыт в День народного единства 4 ноября 2016 года и установлен по инициативе Российского военно-исторического общества. Владимир Святославич (Владимир Святой, Владимир Красное Солнышко) – святой равноапостольный князь, правивший Киевской Русью в 978-1015 годах. Вошёл в историю как Креститель Руси, за что и был причислен к лику святых. В образе Крестителя князь Владимир и изображён в скульптуре: в правой руке он держит огромный крест, в левой - меч. Позади постамента расположились 3 бронзовых барельефа, на которых изображены сюжеты: жизнь Владимира до крещения, крещение князя и крещение духовенством жителей Руси. Внешний вид Владимира воссоздан с опорой на иконописные образы, фреску «Крещение Руси» Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева и существующие скульптуры князя. Общая высота монумента составляет 17,5 метра: 12-метровая фигура князя установлена на гранитном постаменте, над ней ещё на 3 метра возвышается огромный крест. Скульптура была отлита в подмосковных Химках, затем доставлена на Боровицкую площадь по частям: фигура Владимира, детали плаща, рука и крест, которые на месте были установлены и сварены в единое целое. Скульптор Салават Щербаков, архитектор Игорь Воскресенский. На этапе проектирования памятник князю Владимиру спровоцировал громкую общественную дискуссию об уместности и месте его установки. Изначально проект памятника предполагал возведение более крупной скульптуры и её установку на Воробьёвых горах, но этот вариант нарушал вид на высотку МГУ. В ходе интернет-голосования москвичам были предложены три варианта места установки памятника: Боровицкая и Лубянская площади, Зарядье. Выбор пал на Боровицкую площадь, где до установки памятника по сути был большой пустырь. Для установки на новом месте памятник решено было уменьшить. Село Старое Ваганьково Ваганьково известно по документам с 1446 г. Здесь был «потешный» царский двор, где жили псари, обеспечивающие царские охоты. В XVII в. он был переведен на новое место, а село стало называться Старое Ваганьково. Точное происхождение названия села неизвестно. Исследователями выдвигались различные объяснения: от теории, что здесь был потешный двор московских правителей. По одной из версий, название происходит от глагола ваганить, которое В. И. Даль в своём словаре пометил как «вологодское» и дал объяснение: «баловать, шалить, играть, шутить». В связи с этим полагают, что в XV-XVI веках на Ваганьковом холме находился Потешный царский двор, где жили скоморохи, которые якобы «ваганили» (потешали) царя и бояр. Слободской храм, построенный в XIV-XV веках, был посвящён Николаю Чудотворцу, считавшемуся покровителем скоморохов и путешествующих. В первой половине XV века в Ваганькове находился загородный двор Софьи Витовтовны, вдовы великого князя Василия Дмитриевича. Летописи его впервые упоминают под 1446 годом: Прииде князь великий (Василий II) на Москву месяца Ноября в 17 день, и ста на дворе матере своея (Софья Витовтовна) за городом на Ваганкове (Симеоновская летопись). Длительное время село находилось в непосредственном княжеском владении. В 1472 году дмитровский князь Юрий Васильевич завещал село своему брату великому князю Ивану III. По указанию его преемника Алевиз Новый воздвиг в Ваганькове церковь Благовещения. Во времена Ивана Грозного здесь располагался опричный двор. Перед началом его строительства жители села-дворцовые служащие были переведены на новое место за Земляным городом, в район Пресни, где образовали поселение Новое Ваганьково, память о котором сохранилось в названии Ваганьковского кладбища. На прежнем месте после опричного двора располагалась стрелецкая слобода. Её стрельцы воздвигли напротив Боровицких ворот Кремля храм Николая Чудотворца, известный как «Никола Стрелецкий». Впервые он был упомянут в 1623 году, а к 1657 году был перестроен в камне. Русские средневековые скоморохи Русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины XI веке (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в XV-XVI веках, а в XVIII веке. постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства Балагану, райку. Репертуар С. включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру - «глумы», исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, С. непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления С. – весёлый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости. В XVI-XVII веках скоморохи объединялись в «ватаги», доходившие до 70-100 человек. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 были изданы указы о запрещении скоморошества (иногда С. продолжали выступать во время народных праздников). Дома усадьбы Пашкова Пашков дом – это, быть может, самое красивое гражданское сооружение Москвы, творение великого В.И. Баженова, созданное в 1784–1786 годах. Оно покоряет как общей гармонией, так и продуманностью пропорций и деталей. Есть какая то высокая одухотворенность в четком ритме колонн и окон, горделиво взирающем на нас бельведере, умелом выделении главного из второстепенного, при совершенстве того и другого. Здание настолько выразительно, что иногда напоминает человека, погруженного в какую то свою глубокую и мудрую думу. Баженов построил дом для богатого помещика Пашкова, в 1839 году усадьба была приобретена казной для дворянского пансиона, а с 1862 года стала известна как Румянцевский музей; в нем разместились привезенные из Петербурга богатейшие коллекции, собранные графом Н. П. Румянцевым – известным дипломатом и меценатом. При музее была богатая библиотека, явившаяся основой РГБ. Большое место в музее заняли произведения живописи и скульптуры, после ликвидации в 1925 году музея переданные Третьяковской галерее и Музею изобразительных искусств на Волхонке. Главный вход в Пашков дом, ныне библиотеку, – с другой стороны здания (Малый Знаменский переулок, в 1926–1992 гг. – часть улицы Маркса и Энгельса) – оформлен изящными въездными воротами, ведущими в парадный двор усадьбы. В 1987 году вступила в строй станция метро «Боровицкая», наземный павильон которой расположен между обоими зданиями библиотеки. Авторы станции – архитекторы Л. Н. Попов, В. С. Волович и Г. С. Мун. Усадьба Пашковых имела прямое отношение к театральной жизни Москвы. Здесь на рубеже XVIII-XIX веков много лет шли сценические представления самых разных театральных коллективов. В первую очередь труппы Д. Е. Столыпина, вошедшей в состав труппы Московского Императорского театра. Но и данная площадка оставляла желать лучшего, т. к. не была изначально подготовлена для сцены, а представляла из себя переделанный по театр манеж для лошадей. Современник отмечал: «Новый театр в доме Пашкова ни хорош, ни дурен, а так, ни то, ни се. Сделан из манежа и узок не по длине». Театр в доме Пашкова (или как он еще обозначался в документах - «Театр на Моховой») был специально отремонтирован для работы здесь и императорской театральной труппы. О значимости обустройства в Москве театра говорит и тот факт, что усилия Пашкова были отмечены личным рескриптом императора от 22 декабря 1806 г. В нем выражалась благодарность хозяину дома за его искреннее стремление поддержать театральное дело в Москве, а предпринимаемые усилия определялись не менее как «похвальный подвиг». Через год 26 декабря 1807 г. Пашков был награжден орденом Святой Анны 2-го класса при новом благодарственном рескрипте. Рядом с ним стоял выстроенный в последнее десятилетие XVIII в. усадебный дом Пашкова, перестроенный позже под «новое здание» Московского университета. Не исключено, что прежде находившееся на его месте здание Главной аптеки также использовалось под театр. Анализируя изображение ее на акварели конца XVIII в. и на плане 1777 г., историк архитектуры Е. В. Николаев пришел к выводу, что «такое здание больше похоже на театр, чем на главную аптеку»: второй этаж сооружения был «совершенно лишен окон», что могло свидетельствовать о его переустройстве под зрительный зал. Таким образом, место это и ранее могло быть приспособлено под нужды сценических представлений. Улица Воздвиженка Названа так по монастырю Воздвижения Честного Креста Господня и расположена между Моховой улицей и площадью Арбатские ворота. В XV-XVI веках именно эта местность называлась Арбатом и лишь позже это название распространилось на нынешний Арбат. В конце XIII - начале XIV века по трассе улицы пролегала дорога на Волоколамск и Новгород. В конце XVII века царь Алексей Михайлович повелел называть улицу Смоленской, поскольку она вела к церкви во имя иконы Божией Матери Смоленской (находилась за Смоленским рынком, на Плющихе, не сохранилась). Однако, т.к. церковь располагалась относительно далеко, то царское распоряжение было вскоре позабыто, а улицу стали называть Воздвиженкой по находившемуся здесь монастырю. Кроме того, некоторые исследователи и вовсе позже стали связывать название Смоленская с дорогой на Смоленск. Воздвиженский монастырь основал в 1450 году боярин В.Г. Ховрин и сам же принял постриг в нем. В XV веке произошло событие, память о котором сохранялась долгое время. До монашества Ховрин был весьма смелым и удачливым воином, и во время одного из татарских набегов, когда князь заперся в Кремле, а татары беспрепятственно разоряли посад и пригород, Ховрин собрал монашескую братию и ударил по неприятелю. Не ожидавший отпора враг бежал, но был преследуем отрядом Ховрина вместе с воинами воеводы Юрия Патрикеевича. В результате, все взятые в плен москвичи были отбиты, а монахи с победой вернулись в Москву. В 1812-м году монастырь был разорен и в 1814-м упразднен. Его храм стал приходской церковью, которую снесли в 1934 году. Улица сильно пострадала от пожара 1812 года, после она была расширена до 10 саженей, замощена брусчаткой, с 1869 года освещена газовыми фонарями. По улице ходила конка, а затем и трамвай (пути были убраны уже в советское время). В 1930 году Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, т.к. здесь находился Исполком Коминтерна, в 1946-м – в улицу Калинина (в память М.И. Калинина, доме 4/7 размещалась его приемная, и в сквере перед домом 14 с 1978-го по 1991 год стоял памятник Калинину), с 1963 года улица становится частью проспекта Калинина. В 1990-х улице вернули прежнее название. Казенная палата (Дом Талызиных) История этого владения прослеживается с 1620-х годов, когда участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. В середине века здесь располагалась усадьба боярина Ивана Милославского, родственника царя Алексея Михайловича. В 1659 году казна приобрела его двор для размещения Нового аптекарского двора. В 1670-е годы здесь началось активное строительство под руководством «дворцовых каменных дел подмастерского сына» Гурия Варфоломеева. Вдоль Шуйского (ныне Староваганьковского) переулка возвели дошедшую до наших дней Трапезную палату Аптекарского двора. В начале XVIII века, после переезда Аптекарского двора в Мещанскую слободу, владение перешло к известному петровскому дипломату В. Долгорукому. Возможно, именно при нем был построен дворовый корпус, известный как «Дом садовника». При императрице Анне Иоанновне Долгорукий был арестован, его двор передан «царю грузинскому Вахтангу», лишившемуся престола Картли и переехавшему в Россию. В это время появился каменный дом на углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка, вероятнее всего, по проекту П. Еропкина. Возможно, эта палата частично сохранилась в объеме современного дома. У наследников Вахтанга VI и приобрел усадьбу А. Талызин. К 1787 году по красной линии Воздвиженки было поставлено трехэтажное здание с двумя флигелями. Автор проекта неизвестен. По одной из версий, это был М.Ф. Казаков. Ансамбль усадьбы Талызиных зафиксирован в его «Архитектурных альбомах». Двор принадлежал Талызиным до 1805 года, затем был продан купцам Устиновым. Усадьба была существенно перестроена, появились двухэтажные переходы между главным домом и флигелями. Фасады получили ампирную отделку. При Устиновых особняк стал одним из культурных салонов Москвы. Их музыкальные вечера посещали братья Вяземские, Денис Давыдов. Бывал здесь и Пушкин. Известный британский актер и режиссер сэр Питер Устинов – представитель этой фамилии. В 1845 году владение было продано Министерству финансов и здесь поселились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. В середине 1890-х годов боковые части главного дома были надстроены третьим этажом, здание приобрело нынешние формы. В 1920 году в особняк въехал Секретариат ЦК РКП (б). Здесь находились рабочие кабинеты Сталина и секретарей ЦК Молотова и Куйбышева. Затем в здании попеременно располагались Госплан СССР и Министерство юстиции. В 1930 годы усадьбу превратили в общежитие, потом в коммунальное жилье. Серьезно пострадали интерьеры. Сразу после Великой Отечественной войны часть здания была передана вновь созданному Музею русской архитектуры. Начавшаяся реставрация осложнялась тем, что в доме продолжали жить люди. Последний жилец выехал в январе 1961 года. Музейный комплекс составляют: Главный дом усадьбы с флигелями; Трапезная палата Нового аптекарского двора (служебный флигель); бывший Конюшенный корпус (служебный флигель, флигель «Руина»); «Дом садовника». Дома графов Шереметевых (последний московский адрес актрисы П. И. Ковалевой-Жемчуговой) Трехэтажное здание в стиле позднего классицизма расположено на пересечении Воздвиженки и Романова переулка. Особое внимание в нем привлекает угловая купольная ротонда, опоясанная колоннами тосканского ордера. Известно лишь, что строительство началось в 1790-е гг. по заказу А.К. Разумовского, сына графа К.Г. Разумовского. Построенный в 1780 году дом – прекрасное творение в стиле классицизма. Особенно хороша полукруглая, украшенная четырьмя колоннами угловая часть. В 1799 г. Разумовский продает дом своему зятю Н.П. Шереметеву. Шереметевы владели роскошными подмосковными дворцами в Останкине и Кускове, но именно воздвиженский дом был их зимней резиденцией. Наследник знатного рода, блестящий придворный, владелец лучшего крепостного театра, Николай Петрович Шереметев вошел в историю как меценат и театрал. В новом доме Шереметев обосновался лишь в 1801 г. В 1801–1803 годах тут жила замечательная русская актриса П. И. Жемчугова-Ковалева, крепостная, ставшая женой графа Н. П. Шереметева. Однако прожили здесь супруги недолго. Вскоре они переехали в Петербург, а в 1803 ушла из жизни Прасковья Ивановна. Так, «наугольный» дом стал последним московским адресом этой удивительной женщины, память о которой продолжает жить вот уже третье столетие. Граф Шереметев посвятил остаток жизни делам милосердия и почти успел завершить устройство Странноприимного дома (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского), задуманного еще при жизни супруги. Но в 1809 г. не стало и его. Дом на Воздвиженке перешел сыну Дмитрию, продолжившему благородное дело отца. После смерти С. Д. Шереметева в конце 1918 г. старинный особняк отдали под коммунальное жилье. В конце XX в. дом лишился одного из главных своих украшений – лестниц парадного входа, к счастью, ныне восстановленных. Дом отреставрирован. Сейчас в здании размещаются «Москомстройинвест» и Департамент развития новых территорий г. Москвы. Староваганьковский переулок В XVIII в. переулок именовался Шуйским - по двору знатных бояр, а также Благовещенским - по церкви Благовещения, что в Старом Ваганькове, которая находилась на месте дома № 21. Затем его называли Никольским, Благовещенским, Воздвиженским по расположенным по соседству храмам (храм Николая Чудотворца, церковь Воздвижения Христа — утрачена) и монастырю, с конца XVIII века закрепилось название Ваганьковский. В 1922 году был переименован в Староваганьковский, в 1926 году переулок вместе с Малым Знаменским переулком был переименован в улицу Маркса и Энгельса, поскольку здесь находился Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1996 году переулку возвращено историческое название. В 1990 г. восстановили историческое название этого переулка - Староваганьковский, сохранив таким образом преемственность с древним селом. Долгое время это место находилось во владении великих князей или их родственников. В 1472 г. дмитровский князь Юрий Васильевич, будучи бездетным, завещал Ваганьково брату, великому князю Ивану III: «А что мое место Ваганково да и двор на Ваганкове месте, чем мя благословила баба моя, великаа княгини, а то место и двор господину моему, князю великому, опрочь того места, что есмь того ж места Ваганкова дал великому Николе в дом на Песнош». Вся четная сторона Староваганьковского переулка занята Российской государственной библиотекой - одной из самых больших библиотек мира. Основные ее помещения расположены на Моховой, а в переулок выходит многоэтажное книжное хранилище, в котором находятся миллионы книг. Храм святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове Церковь св. Николы в Староваганьковском переулке известна с XVI в., когда здесь располагалось подворье Николо-Пешношского монастыря. Ныне существующая каменная церковь появилась около 1759 г., когда участок принадлежал А.А. Меншикову. В 1782 г. участок купил П.Е. Пашков, тогда же к храму была пристроена колокольня. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. храм горел и был разграблен. Однако уже в 1814 г. стараниями прихожан он возобновлен и освящен. Когда Дом Пашкова в 1843 г. занял Дворянский институт, церковь стала домовой при институте, потом при 4-й гимназии и наконец «музейской», после того как в 1862 г. в Доме Пашкова разместился Румянцевский музей. По воспоминаниям современников, в церкви Дворянского института «любил молиться Гоголь». В 1896 г. настоятелем храма стал священник Леонид Михайлович Чичагов. Благодаря ему церковь приобрела известность в Москве. И сегодня она хранит иконы и настенные росписи, выполненные отцом Леонидом Чичаговым. Именно стараниями отца Леонида был канонизирован преподобный Серафим Саровский. В 1898 г. отец Леонид принял монашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а в 1937 году в числе других заключенных был расстрелян на Бутовском полигоне. В 1997 г. состоялась канонизация священномученика митрополита Серафима (Леонида Чичагова). В 1902 г. храм обновлялся. Тогда была устроена звонница псковского типа по проекту архитектора Г.П. Евланова. После революции храм был закрыт, в 1926 г. подвергся разграблению и частично разрушен. В 1930-х церковь отдали под склад Ленинской библиотеке. Реставрация и восстановление храма начинается в 1980-х гг. архитекторами А. Клименко и Б. Могиновым. В 1992 г. здесь возобновлены богослужения. Храм отдан Русской православной церкви. Улица Знаменка Одна из старейших исторических улиц Москвы, расположенная частично на территории сразу 3 районов: Арбата, Хамовников и Тверского. Длина улицы составляет всего 600 метров. Название закрепилось в конце XVI века: называть её Знаменкой стали по церкви Знамения Пресвятой Богородицы, которая до наших дней не сохранилась (снесена в 1931 году). Улица сформировалась в XV веке как часть дороги, соединявшей Московский Кремль с речной переправой у села Дорогомилово и Можайской дорогой, которая шла на Можайск и Смоленск; в то время её иногда называли Арбатской - по названию местности Арбат (Орбат), лежавшей к западу от Кремля. Изначально окрестности были заселены ремесленниками и торговцами Арбатской чёрной сотни - поселения «чёрных» непривилегированных людей, но всё изменила опричнина Ивана Грозного. В 1565 году Знаменка вошла в опричную часть Москвы, и большая часть населения сотни была переселена в другие части города, а вместо них на Знаменке стала селиться знать и высшие придворные чины. В начале Знаменки стояли дворы стрельцов Стремянного приказа. Окончательно улица оформилась после строительства Белгородской стены в 1585-1591 годах, протянувшись от Боровицкого моста до Арбатских ворот Белого города. В окрестностях Знаменки существовало несколько церквей: Знамения Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой богородицы, Иоанна Предтечи, Тихона Чудотворца, Саввы Стратилата и Николая Чудотворца Стрелецкого (последнюю посещали жители стрелецкой слободы). В течение 17 века все они были отстроены в камне, однако, ни одна не дошла до наших дней. В 1682 году узкую улицу решили реконструировать и расширить, при этом вдоль неё был снесён ряд построек, а ширина улицы увеличилась. Советский период принёс Знаменке новую архитектурную доминанту: в 1979-1987 годах в конце улицы у Арбатской площади было построено огромное здание Министерства обороны СССР. В советские годы улица была дважды переименована: сразу после Революции она стала Красноказармённой, а в 1925 году была названа улицей Фрунзе - в честь умершего в тот год Михаила Фрунзе. Историческое название Знаменке вернули уже после распада СССР, в 1994 году. В наши дни Знаменка постоянно находится на слуху, во многом благодаря комплексу Министерства обороны, который нередко упоминается в новостях и обсуждениях, но среди прочих исторических улиц города она остаётся довольно непопулярной. На ней нет общественной жизни, по ней практически не водят экскурсии и не гуляют, на ней даже нет магазинов. Дом Апраксиных Долгое время, работавший в Москве Московский Императорский театр, не имел собственного здания. Благоприятный исход был достигнут благодаря усилиям того же главы Московским Императорским театром А.А. Майкова, который смог с имеющимися в его распоряжении ограниченными материальными ресурсами устроить временную сцену в доме генерала Апраксина на Знаменке, сняв его за 12 600 руб. в год. Управляющий взял деньги из средств московского тетра и превратил его ученическую сцену в доме Апраксина в публичный театр, получив при этом почти такое же число посадочных мест, а также шанс устраивать неизменно прибыльные маскарады, для которых помещения в доме Пашкова не подходили. При этом знаменский театральный зал по своим габаритам лишь немного размерам уступал городскому усадебному театру Пашкова на Большой Никитской. К тому же он был достаточно вместительным (три яруса лож) и считался наиболее удобным из всех имеющихся на тот момент в городе. Именно на его сцене старались давать представления все иностранные знаменитости, посещавшие Москву. После наполеоновского разорения Москвы и гибели Арбатского театра «Дом генерала Апраксина» на Знаменке вновь стал местом работы московской труппы. Ее директор А.И. Майков смог по возвращении в город организовать временный московский театр, представлял дворянский особняк и, естественно, не вполне подходил для профессионального театра. Тем более такого масштабного, каким к тому уже давно был Московский Императорский театр. Впоследствии в здании усадьбы расположилось Александровское военное училище. Ныне на этом месте находится Министерство обороны Российской Федерации. Усадьба Апраксиных-Бутурлиных (Воронцова) При особняке Р.И. Воронцова на Знаменке в 70-х годах XVIII века действовал «вольный» (частный) театр Урурсова, принял к себе «в товарищи» англичанина Михаила (Миккеля) Егоровича Медокса. Последний, имея известность человека знакомого с организацией театрального дела в Англии, привлекался, скорее всего, только как организатор хозяйственной стороны антрепризы. Первоначальная труппа П.В. Урусова насчитывала 9 актрис и 13 актеров. Кроме того, в нее входили 7 танцовщиц и танцоров с балетмейстером и 13 музыкантов. Кроме того, владельцы антрепризы совместно устроили в Москве в 1776 г. развлекательный парк («вокзал») при доме Строганова. Позже Медокс еще вернется к этой идеи и создаст второй, значительно больший «вокал» уже за Таганской площадью. Здесь же театр Урусова-Медокса функционировал до вечера 27 февраля 1780 г., когда произошла катастрофа. Во время представления трагедии «Дмитрий Самозванец» «в десятом часу по полудни… в самое то время как спектакль на театре, а в других покоях маскарад» здание загорелось. Убытки В.П. Урусова от пожара составили колоссальную сумму – 80 тыс. руб. Погибли «все мебели и гардероб». Тушивший огонь известный актер Каллиграфов простудился и вскоре умер. Огромны ущерб и реальная опасность грядущего разорения заставили князя отказаться от дальнейшего участия в проекте. Для восполнения финансовых потерь все права на «привилегию» и театр он передал компаньону М.Г. Медоксу, который, согласно их договору, должен был выплатить все долги театра, становясь единственным владельцем «привилегии» на театральное дело в «Первопрестольном» городе. Созданная им труппа стало основой труппы будущего Большого театра. Дом Арсения Морозова. Театр Пролеткульта Владелец дома Арсений Абрамович Морозов представитель известной и богатейшей купеческой семьи Морозовых, двоюродный племянник Саввы Морозова, прославившийся эксцентричным характером. Дом на Воздвиженке – это уникальное здание и считается одним из красивейших и необычных домов города. Особняк был построен в 1895-1899 годах по проекту архитектора Виктора Мазырина. Здание, сочетающее элементы эклектики и модерна, стилизовано в неомавританском духе - редчайшая для Москвы экзотика. На первый взгляд асимметричная постройка напоминает сказочный восточный замок с невероятно вычурным и пышным оформлением. Парадный вход выполнен в виде огромного подковообразного портала, декорированного двумя колоннами в виде переплетённых канатов, по обе стороны от него - башни с кружевными аттиками и карнизами, фасады которых украшены лепниной в виде ракушек. В остальном особняк сочетает различные архитектурные стили: классицизм, неоготику, барокко. Оконные и дверные проёмы украшены растительными орнаментами и цветочной лепниной, балюстрады балконов - причудливым кружевом. Примечателен медальон над дверью парадного входа: на нём изображён сидящий на цепи дракон. По случаю своего 25-летия получил в подарок от своей матери Варвары Алексеевны участок на Воздвиженке и решил воплотить мечту в реальность. После Революции дом Арсения Морозова до 1918 года был штаб-квартирой анархистов, затем сюда переехал театр Пролеткульта, который занимал здание до 1928 года. Здесь не только бывали В. Я. Брюсов, А. В. Луначарский, В. В. Маяковский, С. А. Есенин и многие другие видные деятели культуры первых лет революции. Здесь ставили свои спектакли С. М. Эйзенштейн и В. Э. Мейерхольд. Затем в разные годы в нём размещались посольства, а в 1959 году в особняк въехал «Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами», и вплоть до 2003 года он был известен как Дом дружбы с народами зарубежных стран или просто Дом дружбы народов. В 2006 году особняк стал Домом приёмов Правительства Российской Федерации здание отреставрировали и стали использовать для проведения международных конференций, встреч и переговоров. Арбатский театр Несмотря на то, что главный театр города функционировал, отсутствие у него собственной сцены являлось очевидным парадоксом. Это не только сильно затрудняло работу труппы, но и противоречило интересам и зрителей, и хозяев – театральной дирекции, которая теряло на этом средства от возможных сборов. Кроме того, столичный город, лишенный собственного театрального здания, в начале XIX в. уже не мог не вызывать удивление. Во всеподданнейшем докладе директора Императорских театров обер-гофмаршала А.Л. Нарышкина создание нового московского театра вместо сгоревшего петровского называлось как «неизбежность». А его устройство должно было быть осуществлено на «приличных столице основаниях». Не случайно уже в 1807 г. (т.е. меньше чем через год после улаживания дел с долгами М.Г. Медокса) было принято решение о постройке в городе нового театра. О важности этого мероприятия говорит и тот факт, что данное решение принималось лично императором. Новое здание решили строить у Арбатских ворот. По воспоминаниям современника – театрала Н. Полевого здание Арбатского театра занимало «середину площади на валу Белого Города, там, где кончится Пречистенский бульвар, между домов Апраксина… и Арбатскими воротами». Сейчас по этому месту проходит выезд из подземного тоннеля, проложенного под Новым Арбатом. Высочайше утвержденный проект нового театра отличался «роскошностью». Главным материалом при строительстве служило дерево, что позволило осуществить задуманное в кратчайшие сроки – уже к концу того же 1807 г. Пока шло возведение, труппа продолжала использовать обжитую ею сценическую площадку в усадьбе Пашкова на пересечении Моховой и Никитской. По завершению строительства в том же году состоялся переезд. 3 апреля 1808 г. театр открылся новым балетом д'Амираля «Олимп» и специально написанной С.Н. Глинкой прологом «Баян, русский песноевец древних времен» с музыкой Кашина. Театральное здание, спроектированное архитектором России, было встречено с восторгом. По заверениям московского главнокомандующего Т.И. Тутолмина, оно украсило город. По его представлению архитектор был представлен к награждению орденов Св. Владимира 4-й степени «по талантам и искусству», который вскоре и был получен. Известно, что центральная часть сооружения была полностью окружена «колоннами, подъезды к нему были со всех сторон; большое пространство между колоннами, в виде длинных галерей, служило удобным местом для прогулок». К ним с разных сторон находилось несколько красивых подъездов. Над зрительным залом находилось помещение для того, чтобы зажигать люстру и машина для ее подъема. Всего зал вмещал до 3 000 зрителей (по сравнению примерно с 1 000 у Медокса). Общая площадь Арбатского театра составила 1 556 саж. Прекрасной оказалась и акустика. Декорации писались художником Скотти. Площадь Арбатских ворот Названа по улице Арбат, пересекавшей черту Земляного города. Возможно на ней жили купцы, торговавшие с Персией, Аравией и поэтому улица получила название близкое к арабскому слову. Изначально Арбат начинался у стен Кремля и был частью Смоленской дороги, которая шла через лес на запад. Арбат ни раз видел врагов. На его районе, в частности, были разбиты польские отряды, пытавшиеся в начале XVII века захватить Москву. Площадь на месте ворот Земляного города была образована в конце XVIII века. Тогда открылось большое пространство, от которого вели несколько улиц и два бульвара. Главной достопримечательностью площади была церковь Бориса и Глеба, построенная еще 1525 г. у стены Белого города и уничтоженная 1930-х годах. До 1812 года на площади стоял деревянный Арбатский театр. Красивое высокое здание, возведенное по проекту архитектора К.И. Росси, было построено в 1808 году. Его окружали многочисленные колонны. Театр погиб во время пожара Москвы 1812 года. В XIX веке Площадь Арбатских ворот была одной из красивейший в городе.
Программа маршрута
1. Большой каменный мост. Боровицкий холм 2. Памятник Святому равноапостольному князю Владимиру 3. Село Старое Ваганьково 4. Дома усадьбы Пашкова 5. Улица Воздвиженка 6. Казенная палата 7. Дома графов Шереметевых (последний московский адрес актрисы П. И. Ковалевой-Жемчуговой) 8. Староваганьковский переулок 9. Храм святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове 10. Улица Знаменка 11. Дом Апраксиных 12. Усадьба Апраксиных-Бутурлины 13. Дом Арсения Морозова. Театр Пролеткульта 14. Арбатский театр 15. Площадь Арбатских ворот
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
1. Большой каменный мост. Боровицкий холм 2. Памятник Святому равноапостольному князю Владимиру 3. Село Старое Ваганьково 4. Дома усадьбы Пашкова 5. Улица Воздвиженка 6. Казенная палата 7. Дома графов Шереметевых (последний московский адрес актрисы П. И. Ковалевой-Жемчуговой) 8. Староваганьковский переулок 9. Храм святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове 10. Улица Знаменка 11. Дом Апраксиных 12. Усадьба Апраксиных-Бутурлины 13. Дом Арсения Морозова. Театр Пролеткульта 14. Арбатский театр 15. Площадь Арбатских ворот
Дополнительная информация и (или) условия