Наследники Великого города

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

4 часа 42 км
Описание маршрута
Программа экскурсии создана в качестве экскурсионной части программы внеурочной деятельности Разговоры о важном ФГБ НУ Института Стратегии Развития образования Экскурсия «Посвящение в москвичи» разработана на основе следующих источников: 1. Методические рекомендации Разговоры о важном ФГБ НУ Института Стратегии Развития образования. 2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для основного общего образования (Основное общее образование) ФГБ НУ Института Стратегии Развития образования. 3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
/upload/iblock/cb1/tgyh2tab1ghn55w638i4u84i542c43xc.jpg
/upload/iblock/b06/l8l9c28js9xwh1m19qtn17htwexol82j.jpg
/upload/iblock/d17/v2j5vn8dfl7yr3bfexwky29i1mwdt66e.jpg
/upload/iblock/cb1/tgyh2tab1ghn55w638i4u84i542c43xc.jpg
/upload/iblock/b06/l8l9c28js9xwh1m19qtn17htwexol82j.jpg
/upload/iblock/d17/v2j5vn8dfl7yr3bfexwky29i1mwdt66e.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Экскурсия ориентирована на обучающихся 5-9 классов (11-15 лет).
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Целью экскурсионной программы “Наследники большого города» является воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к родному городу и стране, формирование ценностного отношения к истории и культуре России.

1. Познакомить обучающихся с основными достопримечательностями и значимыми местами Москвы, событиями и героями прошлого. 2. Продолжить ознакомление с ключевыми темами программы «Разговоры о важном»: День народного единства, Урок памяти, Россия: взгляд в будущее, День российской науки. 3. Создать условия для осознания школьниками ценности народного единства, подвига защитников Отечества, развития науки и технологий. 4. Развивать умение анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, уважать мнение других участников. 5. Способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся, чувства сопричастности к истории и культуре родного города. 6. Прививать бережное отношение к культурному наследию Москвы и России, стремление изучать и сохранять традиции своего народа. Таким образом, экскурсия «Посвящение в москвичи» соответствует целям и задачам программы «Разговоры о важном», носит ценностно-ориентированный и воспитательный характер. Она призвана стать ярким и запоминающимся событием в жизни обучающихся, побудить их к дальнейшему изучению истории своей страны.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Образовательные задачи маршрута
1. Познакомить обучающихся с основными достопримечательностями и значимыми местами Москвы, событиями и героями прошлого. 2. Продолжить ознакомление с ключевыми темами программы «Разговоры о важном»: День народного единства, Урок памяти, Россия: взгляд в будущее, День российской науки. 3. Создать условия для осознания школьниками ценности народного единства, подвига защитников Отечества, развития науки и технологий. 4. Развивать умение анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, уважать мнение других участников. 5. Способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся, чувства сопричастности к истории и культуре родного города. 6. Прививать бережное отношение к культурному наследию Москвы и России, стремление изучать и сохранять традиции своего народа. Таким образом, экскурсия «Посвящение в москвичи» соответствует целям и задачам программы «Разговоры о важном», носит ценностно-ориентированный и воспитательный характер. Она призвана стать ярким и запоминающимся событием в жизни обучающихся, побудить их к дальнейшему изучению истории своей страны.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Московская энциклопедия. Т.1 Лица Москвы. Кн.1 А-З; Кн.2 И-М; Кн.3 М-Р – М., 2007-2010. Москва. Энциклопедия. – М., 1997. Улицы современной Москвы. Справочник. – М., 2005 и последующие годы. Имена московских улиц. Топонимический словарь – М., 2007. Федосюк Ю. Москва в кольце Садовых, 3-е изд. – М., 2009, 446 с. Романюк С. Из истории московских переулков. – М., 1997. Романюк С. Москва за Садовым кольцом. Энциклопедия.– М.,2007,896 с. Градостроительство Московского государства XVI-XVII веков. Русское градостроительное искусство. Т.2 – М., 1994. Москва и сложившиеся русские города XVIII – первой половины XIX веков. Русское градостроительное искусство. Т.4. – М., 1998, 440 с., илл. Бондаренко И. Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль. – М., 2006, 412 с. Тихомиров М. Древняя Москва. XII-XV вв. – М., 1992. Тихомиров М. Средневековая Москва. – М., 1997. Забелин И. История города Москвы. – М., 1905. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов в 4-х томах. Т.1 Кремль и монастыри. Т. 2. Москва в границах Садового кольца. Т. 3 Москва в границах 1917 года. Т. 4 Окраины Москвы. – М., 1992-1995. Рачинский Я.З. Полный словарь названий московских улиц. - М., 2011, 605 с., илл.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Маршрут Наследники Великого города создан по требованиям Федеральной программы внеурочной деятельности "Разговоры о важном" Основного общего образования
Описание пути следования по маршруту
1. Проезд к Москва-Сити. Вводный рассказ об истории Москвы, ее роли как центра политической, экономической и духовной жизни страны. Знакомство с радиально-кольцевой планировкой города. Выход у комплекса Москва-Сити. Тема «Разговоров о важном»: Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет. обучающиеся обсуждают, как Москва-Сити символизирует устремленность России в будущее, развитие высоких технологий, движение к технологическому суверенитету. Дискуссия о возможностях и рисках искусственного интеллекта. Интерактивное путешествие по городу профессий будущего. Предметные результаты: понимание роли науки и технологий в развитии страны. Метапредметные результаты: умение анализировать информацию, приводить аргументы. Личностные результаты: осознание ценности научного прогресса. 2. Проезд к Воробьевым горам. По пути – рассказ о Бородинской панораме, повествующей об Отечественной войне 1812 года. Обсуждение единства народа в борьбе с врагом как залога победы. Выход на смотровой площадке. Тема «Разговоров о важном»: День российской науки. обучающиеся узнают о выдающихся открытиях российских ученых, в том числе совершенных в стенах МГУ. Исследовательское задание: собрать информацию о жизни и достижениях Д.И. Менделеева. Викторина о научных прорывах. Предметные результаты: знакомство с российскими учеными и их трудами. Метапредметные результаты: развитие навыков поиска и анализа информации. Личностные результаты: формирование чувства гордости за отечественную науку. 3. Проезд и выход на Красной площади. Тема «Разговоров о важном»: День народного единства. У памятника Минину и Пожарскому обучающиеся вспоминают события Смутного времени, беседуют о роли народного единства в истории страны. Прогулка по Красной площади – сердцу России, осмотр собора Василия Блаженного, Лобного места. Предметные результаты: знание истории Смутного времени, его героев. Метапредметные результаты: умение рассуждать, обосновывать свою позицию. Личностные результаты: осознание важности сплоченности народа для благополучия страны. 4. Переход в Александровский сад к могиле Неизвестного Солдата. Тема «Разговоров о важном»: Урок памяти. обучающиеся узнают историю мемориала, чтут память павших героев Великой Отечественной войны. Рассказ о подвиге защитников Отечества, поисковой работе. Минута молчания, возложение цветов. Предметные результаты: понимание значения подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Метапредметные результаты: развитие эмоционального интеллекта, эмпатии. Личностные результаты: воспитание уважения к исторической памяти, ветеранам. Кульминация экскурсии – торжественная церемония посвящения в юные москвичи. Ребята получают памятные свидетельства, напутствие хранить и приумножать наследие великого города. Итогом экскурсии становится достижение предметных (знание истории и культуры Москвы), метапредметных (навыки анализа, аргументации, сотрудничества) и личностных (патриотизм, гражданская идентичность, стремление к саморазвитию) результатов. обучающиеся возвращаются домой с ярким опытом прикосновения к истокам, сопричастности к судьбе России, готовностью быть достойными наследниками великого города.
Программа маршрута
По дороге к деловому центру Москва-Сити экскурсовод рассказывает об истории города, его развитии от древней столицы до современного мегаполиса. Упоминаются основные вехи: основание Москвы князем Юрием Долгоруким, расцвет во времена Ивана III и Ивана Грозного, перенос столицы при Петре I, возвращение статуса столицы в 1918 году. Отмечается радиально-кольцевая структура городской застройки. Проезжая по Кутузовскому проспекту, обучающиеся узнают, что эта магистраль названа в честь великого полководца, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Обращается внимание на памятник Багратиону - одному из героев Отечественной войны 1812 года. Подъезжая к Москва-Сити, ребятам предлагается оглядеть панораму делового квартала и поразмышлять, как он отражает устремленность нашей столицы в будущее. По пути к Москва-Сити затрагивается тема «День народного единства» из программы «Разговоры о важном». Пока автобус едет по московским улицам, экскурсовод рассказывает о событиях 1612 года - тяжелом периоде в истории российского государства, известном как Смутное время. Страна находилась под угрозой распада, ей было необходимо объединение всех патриотических сил. В этот критический момент на сцену выходят Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - организаторы народного ополчения. Под их руководством удалось собрать войско из представителей разных сословий и национальностей, которое освободило Москву от иноземных захватчиков. Этот подвиг стал ярким примером того, как народное единство помогает преодолеть любые испытания. Гид подчеркивает, что память о тех событиях хранится в названиях улиц и площадей столицы. Школьникам предлагается вспомнить, какие объекты в Москве носят имена Минина и Пожарского. Обучающиеся участвуют в дискуссии о том, что и сегодня единство и сплоченность общества являются залогом благополучия страны. В моменты серьезных вызовов россияне объединяются, невзирая на различия в происхождении и социальном положении. Так было во время Великой Отечественной войны, так происходит и в наши дни. В завершение обсуждения дети размышляют над вопросом: «Когда еще люди особенно остро чувствуют необходимость действовать сообща?» (во время природных катаклизмов, техногенных катастроф, эпидемий и т.д.). Таким образом, переезд к Москва-Сити становится поводом поговорить о важнейшем событии российской истории и его значении для современности. обучающиеся осознают ценность народного единства - фундамента стабильности и развития нашего государства. Выход к комплексу Москва-сити. Тема из "Разговоров о важном": Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет / цифровая экономика / новые профессии. Обучающиеся любуются небоскребами Москва-Сити, символизирующими инновационное развитие страны. Гид поясняет, что Россия стремится к технологическому суверенитету, то есть к самостоятельности в ключевых технологиях. Для этого необходимо развивать передовые отрасли экономики, в том числе IT-индустрию. Москва-Сити - своеобразный хаб для многих высокотехнологичных компаний. Ребята смотрят ролик о развитии в России цифровой экономики, электронных сервисов в образовании, здравоохранении, госуслугах. обучающиеся участвуют в дискуссии о плюсах и минусах повсеместного внедрения информационных технологий, рассуждают о перспективах и рисках искусственного интеллекта. Следующий интерактив - воображаемое путешествие по городу профессий будущего. обучающиеся представляют, какие специальности будут востребованы в скором времени, когда технологии кардинально изменят привычный уклад. IT-врач, проектировщик умной среды, биоинженер, космический гид - возможно, кто-то из ребят уже сейчас выберет одну из профессий и начнет к ней готовиться. В завершение дети фотографируются на фоне небоскребов Москва-Сити, чтобы сохранить память об этой насыщенной остановке. Проезд к Воробьевым горам: Тема из "Разговоров о важном": 190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки. Содержание: Научные и технические достижения в нашей стране. Вклад российских ученых в мировую науку. Д.И. Менделеев и роль его достижений для науки. Достижения науки в повседневной жизни. Деятельность обучающихся: Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране. Интерактивное задание «Д.И. Менделеев: не только химия». Блиц-опрос «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни». Выход к смотровой площадке Воробьёвы горы: Панорамный показ Москвы. Беседа о роли науки и образования в развитии страны и города. Рассказ о Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова как одном из ведущих вузов страны. Обсуждение научных открытий, сделанных учеными МГУ. Игры-викторины о науке, нобелевских лауреатах, изобретениях. Таким образом, мы свяжем посещение знакового места Москвы - смотровой площадки на Воробьевых горах - с темой развития российской науки и образования, опираясь на содержание занятий "Разговоры о важном". обучающиеся не только насладятся прекрасным видом, но и обсудят важность научных достижений для страны и общества. Проезд к Красной площади: По дороге к сердцу Москвы экскурсовод рассказывает о значении Красной площади как главной площади страны. Ребятам объясняется происхождение ее названия: «красный» в древнерусском языке означало «красивый», «главный». Гид упоминает, что на Красной площади traditionally проходят военные парады, демонстрации, народные гулянья. Обучающиеся узнают о двух важнейших достопримечательностях, расположенных на площади и неразрывно связанных с историей России - Московском Кремле и Покровском соборе (храме Василия Блаженного). Кремль издревле служил резиденцией русских правителей, а собор Василия Блаженного был возведен по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. Также дети слушают рассказ о Мавзолее Ленина и Некрополе у Кремлевской стены, где покоятся выдающиеся деятели советской эпохи. Экскурсовод объясняет значение этих мемориалов для нашей истории. Выход на Красную площадь. Тема из "Разговоров о важном": День народного единства. Пешеходная часть экскурсии начинается у памятника Минину и Пожарскому. обучающиеся вспоминают историю Смутного времени начала XVII века, когда страна оказалась на грани распада и иноземного порабощения. В этот критический момент ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским сумело освободить Москву и положить начало возрождению российской государственности. Ребята рассматривают бронзовую скульптурную группу, читают надпись на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Они размышляют о том, что подвиг организаторов ополчения - пример самоотверженного служения Родине, готовности отдать за нее жизнь. Дети участвуют в дискуссии о необходимости народного единства в трудные для страны времена. Продолжая прогулку по Красной площади, обучающиеся обращают внимание на Лобное место - круглый каменный помост, откуда в старину оглашали царские указы, а также на здание Исторического музея, хранящего бесценные реликвии нашего прошлого. Гид рассказывает о традиции новогодних гуляний на главной площади страны. В завершение пешеходной части дети фотографируются на фоне Кремля и собора Василия Блаженного. Переход к Александровскому саду Тема из "Разговоров о важном": Урок памяти. Экскурсия продолжается в Александровском саду у Могилы Неизвестного Солдата. обучающиеся узнают историю мемориала, зажженного в память о миллионах советских воинов, погибших в боях Великой Отечественной войны. Факел для Вечного огня был доставлен из Ленинграда, что символизирует единство подвига защитников Москвы и города на Неве. Ребята минутой молчания чтут память павших героев. Возлагаются цветы к Могиле Неизвестного Солдата. Гид рассказывает о поисковом движении в нашей стране - как и сегодня добровольцы ищут и перезахоранивают останки бойцов, считавшихся пропавшими без вести. Для многих семей такие находки - бесценная возможность узнать о судьбе своих родных. В завершение дня на Красной площади проходит торжественная церемония посвящения в юные москвичи. Дети получают памятные свидетельства об участии в экскурсии «Посвящение в москвичи». Им напоминают, что быть москвичом - это не только жить в столице, но и знать ее историю, беречь ее наследие, гордиться ее героями. От юного поколения зависит будущее Москвы и всей России. Экскурсия завершается на этой торжественной ноте. обучающиеся возвращаются домой с новыми знаниями и яркими впечатлениями.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Москва
Дополнительная информация и (или) условия