По дороге к деловому центру Москва-Сити экскурсовод рассказывает об истории города, его развитии от древней столицы до современного мегаполиса. Упоминаются основные вехи: основание Москвы князем Юрием Долгоруким, расцвет во времена Ивана III и Ивана Грозного, перенос столицы при Петре I, возвращение статуса столицы в 1918 году. Отмечается радиально-кольцевая структура городской застройки.
Проезжая по Кутузовскому проспекту, обучающиеся узнают, что эта магистраль названа в честь великого полководца, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Обращается внимание на памятник Багратиону - одному из героев Отечественной войны 1812 года.
Подъезжая к Москва-Сити, ребятам предлагается оглядеть панораму делового квартала и поразмышлять, как он отражает устремленность нашей столицы в будущее.
По пути к Москва-Сити затрагивается тема «День народного единства» из программы «Разговоры о важном».
Пока автобус едет по московским улицам, экскурсовод рассказывает о событиях 1612 года - тяжелом периоде в истории российского государства, известном как Смутное время. Страна находилась под угрозой распада, ей было необходимо объединение всех патриотических сил.
В этот критический момент на сцену выходят Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - организаторы народного ополчения. Под их руководством удалось собрать войско из представителей разных сословий и национальностей, которое освободило Москву от иноземных захватчиков. Этот подвиг стал ярким примером того, как народное единство помогает преодолеть любые испытания.
Гид подчеркивает, что память о тех событиях хранится в названиях улиц и площадей столицы. Школьникам предлагается вспомнить, какие объекты в Москве носят имена Минина и Пожарского.
Обучающиеся участвуют в дискуссии о том, что и сегодня единство и сплоченность общества являются залогом благополучия страны. В моменты серьезных вызовов россияне объединяются, невзирая на различия в происхождении и социальном положении. Так было во время Великой Отечественной войны, так происходит и в наши дни.
В завершение обсуждения дети размышляют над вопросом: «Когда еще люди особенно остро чувствуют необходимость действовать сообща?» (во время природных катаклизмов, техногенных катастроф, эпидемий и т.д.).
Таким образом, переезд к Москва-Сити становится поводом поговорить о важнейшем событии российской истории и его значении для современности. обучающиеся осознают ценность народного единства - фундамента стабильности и развития нашего государства.
Выход к комплексу Москва-сити.
Тема из "Разговоров о важном": Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет / цифровая экономика / новые профессии.
Обучающиеся любуются небоскребами Москва-Сити, символизирующими инновационное развитие страны. Гид поясняет, что Россия стремится к технологическому суверенитету, то есть к самостоятельности в ключевых технологиях. Для этого необходимо развивать передовые отрасли экономики, в том числе IT-индустрию. Москва-Сити - своеобразный хаб для многих высокотехнологичных компаний.
Ребята смотрят ролик о развитии в России цифровой экономики, электронных сервисов в образовании, здравоохранении, госуслугах. обучающиеся участвуют в дискуссии о плюсах и минусах повсеместного внедрения информационных технологий, рассуждают о перспективах и рисках искусственного интеллекта.
Следующий интерактив - воображаемое путешествие по городу профессий будущего. обучающиеся представляют, какие специальности будут востребованы в скором времени, когда технологии кардинально изменят привычный уклад. IT-врач, проектировщик умной среды, биоинженер, космический гид - возможно, кто-то из ребят уже сейчас выберет одну из профессий и начнет к ней готовиться.
В завершение дети фотографируются на фоне небоскребов Москва-Сити, чтобы сохранить память об этой насыщенной остановке.
Проезд к Воробьевым горам:
Тема из "Разговоров о важном": 190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки.
Содержание: Научные и технические достижения в нашей стране. Вклад российских ученых в мировую науку. Д.И. Менделеев и роль его достижений для науки. Достижения науки в повседневной жизни.
Деятельность обучающихся: Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране. Интерактивное задание «Д.И. Менделеев: не только химия». Блиц-опрос «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни».
Выход к смотровой площадке Воробьёвы горы:
Панорамный показ Москвы. Беседа о роли науки и образования в развитии страны и города. Рассказ о Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова как одном из ведущих вузов страны. Обсуждение научных открытий, сделанных учеными МГУ.
Игры-викторины о науке, нобелевских лауреатах, изобретениях.
Таким образом, мы свяжем посещение знакового места Москвы - смотровой площадки на Воробьевых горах - с темой развития российской науки и образования, опираясь на содержание занятий "Разговоры о важном". обучающиеся не только насладятся прекрасным видом, но и обсудят важность научных достижений для страны и общества.
Проезд к Красной площади:
По дороге к сердцу Москвы экскурсовод рассказывает о значении Красной площади как главной площади страны. Ребятам объясняется происхождение ее названия: «красный» в древнерусском языке означало «красивый», «главный». Гид упоминает, что на Красной площади traditionally проходят военные парады, демонстрации, народные гулянья.
Обучающиеся узнают о двух важнейших достопримечательностях, расположенных на площади и неразрывно связанных с историей России - Московском Кремле и Покровском соборе (храме Василия Блаженного). Кремль издревле служил резиденцией русских правителей, а собор Василия Блаженного был возведен по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства.
Также дети слушают рассказ о Мавзолее Ленина и Некрополе у Кремлевской стены, где покоятся выдающиеся деятели советской эпохи. Экскурсовод объясняет значение этих мемориалов для нашей истории.
Выход на Красную площадь.
Тема из "Разговоров о важном": День народного единства.
Пешеходная часть экскурсии начинается у памятника Минину и Пожарскому. обучающиеся вспоминают историю Смутного времени начала XVII века, когда страна оказалась на грани распада и иноземного порабощения. В этот критический момент ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским сумело освободить Москву и положить начало возрождению российской государственности.
Ребята рассматривают бронзовую скульптурную группу, читают надпись на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Они размышляют о том, что подвиг организаторов ополчения - пример самоотверженного служения Родине, готовности отдать за нее жизнь. Дети участвуют в дискуссии о необходимости народного единства в трудные для страны времена.
Продолжая прогулку по Красной площади, обучающиеся обращают внимание на Лобное место - круглый каменный помост, откуда в старину оглашали царские указы, а также на здание Исторического музея, хранящего бесценные реликвии нашего прошлого. Гид рассказывает о традиции новогодних гуляний на главной площади страны.
В завершение пешеходной части дети фотографируются на фоне Кремля и собора Василия Блаженного.
Переход к Александровскому саду
Тема из "Разговоров о важном": Урок памяти.
Экскурсия продолжается в Александровском саду у Могилы Неизвестного Солдата. обучающиеся узнают историю мемориала, зажженного в память о миллионах советских воинов, погибших в боях Великой Отечественной войны. Факел для Вечного огня был доставлен из Ленинграда, что символизирует единство подвига защитников Москвы и города на Неве.
Ребята минутой молчания чтут память павших героев. Возлагаются цветы к Могиле Неизвестного Солдата. Гид рассказывает о поисковом движении в нашей стране - как и сегодня добровольцы ищут и перезахоранивают останки бойцов, считавшихся пропавшими без вести. Для многих семей такие находки - бесценная возможность узнать о судьбе своих родных.
В завершение дня на Красной площади проходит торжественная церемония посвящения в юные москвичи. Дети получают памятные свидетельства об участии в экскурсии «Посвящение в москвичи». Им напоминают, что быть москвичом - это не только жить в столице, но и знать ее историю, беречь ее наследие, гордиться ее героями. От юного поколения зависит будущее Москвы и всей России.
Экскурсия завершается на этой торжественной ноте. обучающиеся возвращаются домой с новыми знаниями и яркими впечатлениями.
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Москва