Описание пути следования по маршруту
Улица Арбат. Арбат относится к числу старейших московских улиц. Люди заселили эту местность еще в XIV веке. Название происходит от арабского слова «Рабат», что означает пригород. В ту пору здесь и вправду был пригород, ведь городом считали лишь Кремль. Скорее всего, это слово занесли к нам восточные купцы, бывшие частыми гостями на Москве. Существуют и другие версии, согласно которым название произошло от слова «арба» (вообще то в Москве телегами и санями пользовались) или от понятия «горбат» (опять же особых горбов в районе Арбата не наблюдается). Первое упоминание об улице связано с трагическими событиями. В 1493 году в церкви Николы на Песках посреди Арбата забыли погасить свечу. От этой свечи выгорела большая часть города. В связи с этим пожаром Арбат впервые упомянули в летописях. До наших дней сохранилась поговорка-предостережение: «От копеечной свечки Москва сгорела». В XVIII веке Арбат, подобно соседней Пречистенке и Старой Конюшенной, становится дворянской улицей. Ещё в 1845 году Виссарион Белинский утверждал, что Арбат состоит целиком из господских домов. Вплоть до второй половины XIX века на улице не было ни одной лавки. Зато сейчас весь Арбат превратился в сплошную череду кафе и сувенирных лавок. Булочные, овощные и магазин «Диета» исчезли как класс. В 1982 году здесь впервые в СССР (не считая тогдашней советской Прибалтики) решено было устроить пешеходную улицу.
Станция «Арбатская». Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по улице Арбат, как и одноимённая станция Филёвской линии.
Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро. После 1947 года было принято решение о замене этого участка новым, глубокого заложения. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. Арбатский радиус глубокого заложения строился в спешке и в тайне (строительство заняло два года), и его открытие стало неожиданностью для москвичей. Станция была открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская» пятой очереди строительства, после открытия которого (и одновременного закрытия участка «Улица Коминтерна» — «Киевская») в Московском метрополитене стало 38 станций. Тогда же был открыт переход на станцию «Библиотека имени Ленина». В 1958 году Арбатский радиус мелкого заложения был вновь открыт в составе Арбатско-Филёвской линии, и «Арбатская» получила переход на станцию «Калининская» (ныне «Александровский сад»).
В 1980-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее — Министерства обороны РФ).
Особняк Арсения Морозова. Особняк был построен в 1895—1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Абрамовича Морозова. Здание, сочетающее лементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.
Необычность архитектуры здания объясняется просто. В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино.
Ещё на стадии строительства этот особняк стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»
После Октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. При театре в доме жили поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В начале 1920-х годов с пролеткультовцами сотрудничал Сергей Эйзенштейн, поставивший в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.
В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941—1945 годах — службы посольства Великобритании и редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет — посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами» (ССОД); особняк получил название Дом дружбы с народами зарубежных стран или, в обиходе, Дом дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.
Арбатская площадь. В начале XIX века с обеих сторон площади начали сооружать Пречистенский и Никитский бульвары. В 1807 году по проекту архитектора Карла Росси на площади был возведён Арбатский театр. Он представлял собой высокое деревянное здание с колоннами вокруг и имел множество дверей на случай пожара. Декорации для спектаклей и интерьеры разработал художник Михаил Скотти. Площадка под театром была выровнена и вымощена. Официальное открытие состоялось 13 апреля 1808 года пьесой «Баян — русский песнопевец всех времён» Сергея Глинки. Спектакли шли на русском и французском языках. Здание полностью сгорело при пожаре 1812-го. После изгнания Наполеона площадь была расширена.
В 1880-х годах на площади проложили линию конки, которую в начале XX века заменили трамвайной. В 1902-м купец Семён Тарарыкин выкупил здание с простеньким трактиром «Прага», построенное в 1890 году, и реконструировал его в одноимённой ресторан, получивший популярность у представителей московской элиты и долгое время считавшийся одним из первоклассных ресторанов города.. В 1909 году на Арбатской площади открылся один из первых кинотеатров Москвы архитектора Николая Благовещенского. В 1912—1913 годах кинотеатр перестроили по проекту архитектора Фёдора Шехтеля, он получил название «Художественный». По соседству с кинотеатром с 1866 по 1941 год действовала Московская консерватория Николая Рубинштейна. Чуть правее находился храм Святителя Тихона Амафунтского.
Во время Октябрьской революции на Арбатской площади происходили пожары, так как её обстреливали с Пушкинской, но самих боёв на ней не велось. Около кинотеатра «Художественный» стояли конные разъезды, автомобили и грузовики с солдатами. В марте 1930-го в нём впервые в Москве продемонстрировали звуковое кино. В это же время в рамках генерального плана реконструкции Москвы разобрали храм Бориса и Глеба. В 1932 году правее кинотеатра возвели здание Арбатского рынка. В течение последующих трёх лет здание рынка было укорочено, входная группа была отодвинута вглубь, и перед ней был построен вестибюль станции метро «Арбатская» (ныне — Филёвской линии). При строительстве вестибюля метро также разобрали храм Святителя Тихона Амафунтского, кирпичи его стен пошли на бетон для строительства. В военные годы здание рынка было полностью разрушено, а в 1941-м бомба попала в Московскую консерваторию. На её месте в 1944 году разбили сквер. После войны построили вторую станцию «Арбатская» с вестибюлем на площади. В 1962 году площадь полностью реконструировали, снесли почти все строения, а территорию заасфальтировали для возведения главного здания Министерства обороны. Строительство началось в 1970-х годах, а закончилось в 1983-м. Автором проекта является архитектор Михаил Посохин. Через десять лет от Арбатской отделили самостоятельную площадь Арбатские Ворота. В 1997 году на площади была воздвигнута церковь Бориса и Глеба — в память о предыдущем одноимённом разрушенном храме.
Кинотеатр «Художественный». Старейший кинотеатр Москвы, открытый 10 ноября 1909 года. Один из старейших в мире и один из немногих действующих кинотеатров, который имеет столетнюю историю. У этого кинотеатра изначально было «Художественный электро-театр», хотя по документам он назывался «Синематограф Брокша». Здание за свою долгую историю подвергалось перестройке, реставрации, реконструкции, находилось под бомбежкой, должно было быть снесено. Здание кинотеатра было одноэтажным с куполом. Походило на дворец с пилястрами, статуями и колонами. В фойе был светящийся фонтан. Отличительной особенностью этого здания было то, что его изначально соорудили специально для размещения в нём кинотеатра, в отличие от многих других, существовавших в Москве до революции. Спустя 4 года после открытия кинотеатр был приобретен продюсером и режиссёром Александром Ханжонковым и из-за наплыва посетителей, желающих приобщиться к новому виду искусства, этот кинотеатр не справлялся с их количеством. И поэтому в 1912—1913 г.г. здание кинотеатра было перестроено выдающимся московским архитектором Ф. О. Шехтелем в духе нового времени. Новый кинотеатр располагал паровым отоплением, бетонными перекрытиями, балконами и ложами. Количество мест было увеличено 700 до 900, а фасаду здания были приданы некоторые черты античной классики. В 1921 году «Художественный» стал первым кинотеатром ГосКино. В 1926 году в нём состоялась премьера кинофильма «Броненосец Потёмкин», в 1931 году — первой звуковой картины «Путёвка в жизнь», и в 1936 году первого цветного кинофильма «Груня Корнакова». В середине 30-х годов кинотеатр располагал 946 местами.
В 1935 году театр имел в наличии 946 мест, в специальном зале каждые 45 минут демонстрировались кинохроники, а летом в саду при театре проходили концерты. Он имел читальный зал, комнату матери и ребёнка и буфет. Начало киносеансов приходилось на 12 часов дня, стоимость билета на дневной сеанс составляла 1-2 рубля, на вечерние сеансы, которые начинались в 18:00, от 1 рубля 50 копеек до 3 рублей 50 копеек. Ширина экрана достигала 14 метров. Экран был изготовлен из специальной пластмассы, показ сопровождался стереозвуком. Показ немых кинофильмов продолжался и сопровождался выступлением оркестра.
Кинотеатр работал даже во время Великой Отечественной войны. Количество залов было увеличено с 3 до 5. Чуть было не был уничтожен во время реконструкции Арбатской площади, он уцелел лишь благодаря протестам актёров и режиссёров. В 20-30 годы рядом с кинотеатром некоторое время располагалось здание рынка, которое было сильно повреждено во время бомбежки, и его не стали восстанавливать, чтобы построить новую станцию метро.
Ресторан «Прага». Угловой дом, выходивший на Арбат и Поварскую, был построен ещё в конце XVIII века и много раз перестраивался. В 1872 году здесь открылся недорогой трактир, получивший название «Прага». Заходили в него люди малообразованные, в основном извозчики с Арбатских ворот. Они то и перекрестили это непритязательное заведение в «Брагу». В ту пору дом принадлежал Вере Ивановне Фирсановой. Здание с трактиром выиграл на бильярде купец Петр Семенович Тарарыкин, живший по соседству в доме № 5. Тарарыкин полностью переделал «Прагу», превратив её чуть ли не в первый в городе ресторан. До него едальные заведения назывались трактирами, потому что главным посетителем был старый московский купец. А у Тарарыкина начала собираться интеллигенция. Здесь устроили прием в честь основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна, здесь чествовали И.Е.Репина, после того, как он закончил реставрацию знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван», изрезанной сумасшедшим богомазом из Мстёры. Парадный вход в заведение располагался на углу дома. Его украшают полуобнажённые женские фигуры, созвучные той ушедшей эпохе. В 1902 году здание было перестроено по проекту Л. Н. Кекушева, в 1914—1915 годах вновь перестроено А. Э. Эрихсоном. Владелец ресторана отказался от общего зала, разделив пространство на отдельные кабинеты, что позволило принимать гостей различных сословий и устраивать одновременно несочетаемые мероприятия. В ресторане появились большие зеркала, что считалось новшеством. Исторически Новый год в ресторане «Прага» отмечали военные (преподаватели Александровского училища, офицеры штаба Московского военного округа) и представители юриспруденции под руководством главного судьи Москвы. Каждая посетительница новогоднего праздника получала от ресторана сувенир. В 1911 году это был веер с видами ресторана, надушенный парижским парфюмом «Коти». В 1918 году ресторан закрылся, а в 1924 открылся вновь под вывеской «Столовая Моссельпрома». Именно сюда Илья Ильф и Евгений Петров привели Ипполита Матвеевича Воробьянинова вместе со студенткой из общежития им. Бертольда Шварца, которую он хотел соблазнить. Для столовой Моссельпрома В.В. Маяковский написал стихотворную рекламу:
Здоровье — радость, высшее благо
В столовой Моссельпрома – бывшая «Прага»
Там весело, чисто, светло и уютно
Обеды вкусны и пиво не мутно.
В начале 30-х годов столовую закрыли и Арбат стал правительственной трассой, по которой ездил сам вождь из Кремля на подмосковную дачу в Кунцеве. Недаром Осип Мандельштам написал по этому поводу следующие строки: «Я как-то шёл по Арбату, Бог ехал в шести машинах». В каждой арбатской подворотне обязательно стоял топтун-нквдшник, а неблагонадежных жителей района выселили. Для служащих НКВД в бывшей «Праге» была устроена закрытая столовая. Ресторан вновь открыли в 1954 году – после НКВДшников потребовалась серьёзная реконструкция, проект выполнил арх. Соболевский. В этом же году в здании ресторана появился магазин на первом этаже. В советские времена это был один из престижнейших ресторанов, здесь работали лучшие повара, а гостей принимали в девяти залах (ореховом, пражском, бирюзовом, белом, чешском, мозаичном), ротонде, двух зимних садах и шести кабинетах; летом была открыта веранда. В ресторане в 1970-х гг. был изобретён и затем выпускался (как и на некоторых массовых кондитерских фабриках) желанный многими и дефицитный торт «Птичье молоко».
В 1995—1997 годах была проведена реконструкция здания, после которой от отделки начала XX века и 1950-х осталась только мраморная парадная лестница, весь остальной оригинальный декор был утрачен.
Дом №4.Доходный дом А. А. Лазарика — А. Л. Шанявского. Правая часть существующего длинного трёхэтажного здания содержит в своей основе постройку середины XVIII века (частично сохранились детали дворового фасада), левая часть возведена в середине XIX века. В то же время фасад здания получил отделку в формах позднего классицизма. До перестройки здание имело украшенный шестиколонным портиком фасад и принадлежало секунд-майору Загряжскому. Во второй половине XIX века в здании размещались меблированные комнаты «Гуниб», затем — гостиница «Столица».
25 марта 1865 года Общество русских врачей открыло лечебницу и аптеку, где можно было получить лечение и лекарства по очень дешёвым ценам, на 30 %—40 % дешевле, чем эти услуги стоили в других местах. В 1870 году Общество перебралось в дом № 25. Некоторое время здесь располагалась музыкальная школа. В 1887 году дом приобрёл генерал и золотопромышленник А. Л. Шанявский. На 2-м этаже располагалась недорогая гостиница «Гуниб» (название выбрано неслучайно и напоминало о захвате Гуниба в 1859 году, в котором принимал участие сам Шанявский, и пленении Шамиля), позже переименованная в «Столицу». На 1 этаже — дешёвый ресторанчик с недорогими обедами. В молодые годы в «Столице» надолго останавливался И. А. Бунин. Здесь также останавливались: писатель А. И. Левитов, поэт К. Д. Бальмонт, композитор С. Н. Василенко, художник Н. Н. Сапунов, историк А. Д. Удальцов, артистка оперы М. А. Дейша-Сионицкая, профессор-литературовед С. К. Шамбинаго, почвовед А. Н. Сабанин и другие. За несколько дней до кончины Альфонс Леонович Шанявский завещал дом Городской думе для общенародного университета, ставшего носить имя своего создателя — Университет Шанявского. Университет открылся благодаря стараниям вдовы Шанявского Лидии Алексеевны. Поступить туда мог каждый, независимо от пола, социального положения, места проживания, возраста и т. д.; аттестат зрелости не требовался, но и диплом не выдавался. Преподавали известные учёные А. Кизеветтер, А. Чаянов, М. Богословский, Ю. Готье и многие другие. В 1912 году университет Шанявского переехал в новое здание на Миусскую площадь. С прошлого века в доме были расположены книжные («Искусство», «Плакаты») и нотные магазины.
Доходный дом О. С. Бургардта-Гвоздецкого №9. Культурный Центр «Украина». История этого строения с давних пор связаны с интереснейшими событиями культурной жизни города. Здание доходного дома предпринимателя Осипа Бургардт-Гвоздецкого было возведено в начале 1870-х годов и вскоре расширено по проекту архитектора Николая Гущина. В то время, как верхние этажи были заняты жильцами, на первом этаже разместилась булочная Филиппова – одна из сети легендарных московских булочных, а также магазин, где продавалась одежда и головные уборы. Через несколько лет местные торговые помещения обзавелись замечательными витринами, дожившими до наших дней: их проект создал знаменитый московский архитектор Илларион Иванов-Шиц. В 1870-х годах одну из квартир в доме арендовал Владимир Чиколев – человек, чьими стараниями электричество внедрялось в русское военное производство. Его дуговая лампа, а также труды по разработке системы, где множество источников включены в цепь, питаемую одним генератором, стали ценным вкладом в искусство применения электричества. В 1886-1891 годах в доме размещалась редакция юмористического журнала «Сверчок», где публиковались короткие сатирические рассказы Антона Чехова. Откликнувшись на упрек издателя «Сверчка» Евгения Вернера в невысокой литературной ценности материала, Чехов предоставил журналу свой трогательный рассказ «Шуточка». Михаил Вернер, также издатель, получил от Чехова меткое прозвище «Собачий воротник» из-за своего щегольского пальто с серой меховой опушкой. В 1920-е годы в подвальном помещении доходного дома разместилось литературное кафе «Арбатский подвальчик». Посетителями «Подвальчика» были Сергей Есенин, Айседора Дункан, Андрей Белый, Александр Блок, Владимир Маяковский, Борис Пастернак. В настоящее время в здании бывшего доходного дома располагается Национальный культурный центр Украины – словно в продолжение великих традиций прошлых лет. Здесь проводятся выставки, праздничные музыкальные вечера и мероприятия, посвященные украинской истории и национальной культуре.
Граффити «Маршал Жуков». На торце дома хорошо видно масштабное граффити на котором изображен четырежды Героя Советского Союза, маршал, великий полководец времен Великой Отечественной войны — Георгий Константинович Жуков. Граффити является самым большим портретом в мире известного героя. Его площадь более 250 кв. м. Портрет маршала 19 метров в высоту и 17 метров в длину.
Для создания портрета понадобились проекторы. С их помощью изображение перенесли на стену здания, а потом раскрасили портрет красками из баллончиков.
Задача художников была выполнить портрет так, чтоб он был максимально похож на работу маслом. Портрет был размещен на фасаде здания в преддверии празднования 70-летия Победы Великой Отечественной войны в рамках проекта по оформлению зданий «Наша Великая Победа», весной 2015 года.
Бывший дом №14 Дом с привидениями. В 1702 году на этом месте стоял дом генерал-майора И. И. Чамберса, который, вероятно, вошёл в объём построенного позднее дома княжны А. П. Шаховской. Чертёж фасада дома Шаховской был включён в альбом М. Ф. Казакова. Дом сгорел во время пожара 1812 года и был разобран в 1817 году. Существующий в настоящее время по этому адресу дом вошёл в историю Москвы как «дом с привидениями». Однако после «прочёсывания» полицией выяснилось, что роли привидений исполняли нищие, обитавшие в подвале. В XIX веке дом (уже отделённый от дома 12) принадлежал историку, заведующему рукописным отделом Оружейной палаты, директору Московского главного архива Министерства иностранных дел М. А. Оболенскому (1805—1873); возможно здесь некоторое время находился портрет А. С. Пушкина работы Тропинина. В 1840-х гг. в доме жил известный русский библиограф и библиофил, обладатель коллекции древнерусских рукописей В. М. Ундольский. Ряд современных источников указывает, что дом в 1941 году при бомбёжке был разрушен и затем восстановлен.