«Моя малая родина Ольховатка»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

7 часов 5 км
Описание маршрута
В процессе прохождения маршрута ученики познакомятся с культурным наследием села Ольховатка.
/upload/iblock/b30/wefy2hhbc763pnq9fuzsbds9b80kc029.jpg
/upload/iblock/409/aa5sa449zb521nn2m6eufno9oslbl04k.jpg
/upload/iblock/27e/1hz0ibkalckqed52g3r9kakuybsd5hgz.jpg
/upload/iblock/e1b/6dj3u08tvcgobzk1butfvznyhh0d35qa.jpg
/upload/iblock/d89/ps2y1v591fa1ioy2d8u5br7a1gvn7beo.jpg
/upload/iblock/756/4792lvlvq2w56srjogg5yka0za42ognq.jpg
/upload/iblock/81f/fapm2t7sfi72efuxizih9xru1ne4v27h.jpg
/upload/iblock/0d5/zlaks5qe0jtyn7inqhc489va6zifld10.jpg
/upload/iblock/849/7eg78qaq4v59tmdu9as0t8rrrquuoj4i.jpg
/upload/iblock/a9f/4776ipijptqgw0ft24vn9p7lklh6htp0.jpg
/upload/iblock/381/ij6ixqz8i0gs7youvrviil3z2vitguq5.jpg
/upload/iblock/e77/sxfm2a0ffiwg114ok25385fnq32fmuor.jpg
/upload/iblock/4c1/cee3lc4d4hldoe4vgjhooslbjha6ujgy.jpg
/upload/iblock/b30/wefy2hhbc763pnq9fuzsbds9b80kc029.jpg
/upload/iblock/409/aa5sa449zb521nn2m6eufno9oslbl04k.jpg
/upload/iblock/27e/1hz0ibkalckqed52g3r9kakuybsd5hgz.jpg
/upload/iblock/e1b/6dj3u08tvcgobzk1butfvznyhh0d35qa.jpg
/upload/iblock/d89/ps2y1v591fa1ioy2d8u5br7a1gvn7beo.jpg
/upload/iblock/756/4792lvlvq2w56srjogg5yka0za42ognq.jpg
/upload/iblock/81f/fapm2t7sfi72efuxizih9xru1ne4v27h.jpg
/upload/iblock/0d5/zlaks5qe0jtyn7inqhc489va6zifld10.jpg
/upload/iblock/849/7eg78qaq4v59tmdu9as0t8rrrquuoj4i.jpg
/upload/iblock/a9f/4776ipijptqgw0ft24vn9p7lklh6htp0.jpg
/upload/iblock/381/ij6ixqz8i0gs7youvrviil3z2vitguq5.jpg
/upload/iblock/e77/sxfm2a0ffiwg114ok25385fnq32fmuor.jpg
/upload/iblock/4c1/cee3lc4d4hldoe4vgjhooslbjha6ujgy.jpg
Расположение маршрута
В сельской местности и природной среде
Целевая аудитория маршрута
5 – 11 класс
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Знакомство с культурным наследием села Ольховатка, воспитание любви и интереса к малой Родине, родному краю, развитие кругозора, воспитание чувства гордости за свой край. Создать условия для осознанного выбора профессии, формирования психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности. Повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры и самоопределения.

1) Актуализировать и расширить знания и опыт, полученные обучающимися на занятиях в рамках уроков технологии; 2) способствовать проявлению интереса и развитию у учащихся компетенций, необходимых для самоопределения; 3) способствовать повышению интереса развивать компетентности в области планирования карьеры и самоопределения; 4) способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории Верхнемамонского района; 5) сотрудничество учащегося и взрослого, которое позволит каждому участнику маршрута через посещение культурных и промышленных предприятий маршрута почувствовать себя причастным к профессиональному сообществу и выбрать свой собственный путь развития.

Что интересного на маршруте?
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
1) Актуализировать и расширить знания и опыт, полученные обучающимися на занятиях в рамках уроков технологии; 2) способствовать проявлению интереса и развитию у учащихся компетенций, необходимых для самоопределения; 3) способствовать повышению интереса развивать компетентности в области планирования карьеры и самоопределения; 4) способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории Верхнемамонского района; 5) сотрудничество учащегося и взрослого, которое позволит каждому участнику маршрута через посещение культурных и промышленных предприятий маршрута почувствовать себя причастным к профессиональному сообществу и выбрать свой собственный путь развития.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. Шеншин, Дмитрий Федорович «Малая родина» / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006 (ИПФ Воронеж). – 198 с. 2. Сыроватский, Николай Иванович. История Верхнемамонского района / Н. Сыроватский – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1990. – 254 с. 3. Шеншин, Дмитрий Федорович Энциклопедия Верхнемамонского района Воронежской области / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004 (ИПФ Воронеж). – 575 с. 4. Панова В.И. История Воронежского края / В. И. Панова – Воронеж «Родная речь», 2010. – 287 с.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Маршрут интегрируется в: – образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – естествознание (окружающий мир); география; физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности) в рамках внеурочной деятельности; – дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, естественно-научная направленности); – программы предпрофессиональной подготовки; – программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
Администрация Ольховатского сельского поселения – покаянный крест и Михайловский приход – улица Дьячкова – «Учительский парк» – Ольховатская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области – школьный краеведческий музей – воинское захоронение № 85 – весовая ООО «Хлебороб» – озеро Песчаное – МКУ «Центр культуры Ольховатского сельского поселения».
Программа маршрута
09:00 – 9:30 Завтрак 9:30 – 10:00 1. Станция Географическая Ольховатка находится на юго-западе Верхнемамонского района, на левом берегу реки Дон. Село расположено в 30 км от районного центра – села Верхний Мамон, в 10 км от ближайшего села Гороховка. На юго-западе, в 7 км, на правом берегу Дона находится село Старая Калитва Россошанского района и река Дон, на северо-западе расположено село Большая Казинка Павловского района. 10.00 – 10.30 2. Станция «Историческая» Ольховатка – старинное русское село, оно основано в 1712 году переселенцами украинских казаков Родионом Сапелкиным и Саввой Трубицыным, которых привлекли прекрасные лесные угодья, множество озер и плодородные земли. Трубицын Савва поселился недалеко от озера Круглое на возвышенном месте, где теперь живут Трубицын Василий Федорович и Трубицын Федор Андреевич. Родион Сапелкин построил свою хату на высоком месте против небольшого озера, позднее названное «Дутовой речкой». Сапелкин был старше, опытнее Трубицына, вокруг его усадьбы начали селиться другие беженцы. Поселение разрасталось и получило название по фамилии первопоселенца – Сапеловка. Село наше располагается компактно. Центр села является как историческим, так и культурным центром. В 1802 году здесь была построена деревянная церковь, и только в 1914г. – кирпичная, Михайловского прихода. В 1928 г. её закрыли, в 1932 году разобрали и построили из кирпича школу. В 1942 г. здание было разрушено. 21 ноября 2004г. был открыт приход православной церкви, а в 2006 году при участии казачества Войска Донского был воздвигнут покаянный крест в честь Михайловского прихода. 10.30 – 11.00 3. Станция «Героическая» Мы находимся на улице, названной именем уроженца с. Ольховатка Дьячкова Ф. В. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Было мобилизовано на фронт 384 человека, вернулось домой 166. Среди них был и Дъячков Федор Васильевич – участник, Герой Советского Союза (27.02.1945 г), механик-водитель танка 47-й гвардейской танковой бригады (2-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт). Отличился в боях 15 – 18.01.1945 года за города Груец, Жирардув и Сохачев (Польша). Гвардии старшина Дьячков демобилизован в 1945 году. Впоследствии работал в Россошанском районе. Жил в городе Россошь. На стене школы в родном селе Ольховатка установлена мемориальная плита с именем земляка героя Советского Союза – Дьячкова Фёдора Васильевича. 11.00 – 11.30 4. Станция «Учительский парк» На территории Ольховатской школы находится еще одна достопримечательность не только нашего села , но и района – это «Учительский парк». «Учительский парк» является частью программы озеленения школьного двора. Социальный проект разработали учащиеся и учителя Ольховатская школы, студенты-практиканты во главе с деканом ЕГФ ВГПУ С. И. Алферовой в 2010 году. 11.30 – 12.00 5. Станция «Образовательная» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ольховатская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» расположено в типовом двухэтажном здании, построенном в 1984 году. Школа функционирует как средняя общеобразовательная с 1993 года. В школе имеется группа дошкольного образования, находящаяся в отдельном здании. 12:00 – 12:30 Обед 12:30 – 13:00 6. Станция «Краеведческий музей» В школе усилиями многих поколений учителей и учеников создан и действует краеведческий музей. Как и всё в нем, материалы накапливались годами. Это дело начал еще бывший директор нашей школы Ильинов Григорий Игнатьевич и продолжается сегодняшними школьниками-краеведами. За это время собран очень интересный и необходимый материал. В небольшой музейной комнате находятся главные экспозиции истории села, истории школы и школьной жизни. Также в рекреацию 1 этажа школы вынесен «Зал боевой славы» и в кабинете истории расположена экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. 13:00 – 13:30 7. Станция «Воинское захоронение № 85. Памятник неизвестному солдату» На территории Ольховатского сельского поселения, в центре села в 1975 году был установлен памятник погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны, автором которого является скульптор, член союза художников СССР Фёдор Дмитриевич Фивейский. На пьедестале возвышается скульптура Воина-освободителя. В Центре памятника находится братское захоронение № 85, в котором по паспорту захоронен 1 известный и 9 неизвестных солдата. Общая площадь составляет 293 кв.м. Стена плача, на которой увековечено 242 фамилии местных жителей, участвовавших в Великой Отечественной войне и фамилии участников ВОВ, захороненных на территории Ольховатского сельского поселения (по архивным данным). 13:30 – 14.00 8. Станция «Профессиональная» На территории села находится бригада №3 ООО «Хлебороб», которая занимается земледелием, выращиванием различных сельскохозяйственных культур. 14.00 – 15.00 9. Станция «Природная» Природа привлекла основоположников нашего села к данной местности. Природа – источник жизни для человека, источник питания, дыхания, труда, отдыха. Природа щедро позаботилась о нашем крае. Она окружила село зеленым кольцом лесов, разбросала повсюду жилки ериков, расплескала озера. Эти озера пойменного происхождения. Далеко за пределами нашего района озера знамениты видовым разнообразием ихтиофауны. Здесь гнездятся перелетные птицы – дикие утки, лебеди, гуси. Люди заметили, если лебеди полюбили это озеро, то это значит, что с экологией в этих местах все в порядке. Так как село Ольховатка находится на стыке трех районов Павловского, Россошанского и Верхнемамонского, то в сезон отпусков здесь много отдыхающих, много рыбаков и охотников из других районов. Излюбленными местами отдыха являются озера. Все озёра находятся на значительном расстоянии от села Ольховатка, кроме озёр Песчаное, Круглое и Кривое. Эти озёра расположены в одном, полутора и двух километрах от села соответственно, что удобно для их рекреационного использования местными жителями и гостями Ольховатки. В 2010 г вокруг села проложена трасса Россошь – Верхний Мамон и построен понтонный мост через реку Дон в 7 км от села, что значительно улучшило сообщение между Верхнемамонским и Россошанским районами. Любители летнего отдыха, грибной охоты и рыболовы из Россоши у нас теперь частые гости. 16:30 – 17:00 10. Станция «Культурный центр» И в завершении нашего путешествия приглашаем Вас посетить МКУ «Центр культуры Ольховатского сельского поселения», который порадует зрителей своими замечательными концертами все праздники. В МКУ «Центр культуры Ольховатского сельского поселения» работают кружки: хореографические «Акварель», «Буратино», кружок сольного пения, кружок хорового пения, драматический кружок, кружок мягкой игрушки, кружок «Умелые ручки», теннисная секция. Для взрослого населения села тоже есть клубы по увлечениям: Ансамбль «Варенька», женский вокальный ансамбль «Девчата», ансамбль «Разгуляй».
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
С. Ольховатка Верхнемамонского района Воронежской области.
Дополнительная информация и (или) условия
Объекты показа для посещения работают в соответствии с графиком работы, который уточняется организаторами заранее, билетная система отсутствует – вход свободный. Наличие сотовой связи на протяжении всего маршрута присутствует.