Ржевско-Вяземский плацдарм. 1941-1943 гг

Сложность маршрута: Экскурсия 2-3 дня

Тип маршрута: Комбинированный

Сезонность: Круглогодичный

2 дня 0 часов 750 км
Описание маршрута
«Ржевско-Вяземский плацдарм», выступ, образовавшийся в обороне немецко-фашистских войск в ходе наступления советских войск зимой 1941-42 на западном направлении, он имел размеры до 160 км в глубину и до 200 км по фронту.. Немецко-фашистское командование рассматривало этот выступ как плацдарм для наступления на Москву (от линии фронта до Москвы по прямой около 150 км.). Много названий получил Ржевско-Вяземский плацдарм: "Северный Сталинград", "ворота к Москве и Берлину", "трамплин для прыжка на Москву" и другие. В марте 1943 года он был ликвидирован, завершилась кровопролитная Ржевская битва. По официальным данным потери Красной Армии составили 1325823 человека.
/upload/iblock/730/ezpzcoyiyrb5ifwo1fhtu44cc2h3wkv3.jpg
/upload/iblock/3bb/8iwvlusvd2ugd652wf7pfpjgx7yzvk83.jpg
/upload/iblock/b9c/piqruuwbzi4wy2p1uu39swy2dmmlcf9s.jpg
/upload/iblock/ae7/m9w959z2dt31lxsg0ocvfo71fnt25z0v.JPG
/upload/iblock/730/ezpzcoyiyrb5ifwo1fhtu44cc2h3wkv3.jpg
/upload/iblock/3bb/8iwvlusvd2ugd652wf7pfpjgx7yzvk83.jpg
/upload/iblock/b9c/piqruuwbzi4wy2p1uu39swy2dmmlcf9s.jpg
/upload/iblock/ae7/m9w959z2dt31lxsg0ocvfo71fnt25z0v.JPG
Расположение маршрута
В городской и природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся старших классов общеобразовательных учреждений, СУЗов и ВУЗов
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

1. Образовательная: Приобретение обучающимися новых знаний по истории родного края. Ознакомление с местами кровопролитных боев в годы Великой Отечественной Войны. 2. Развивающая: Способствовать формированию активной жизненной позиции. 3. Воспитательная: На исторических и боевых традициях воспитывать у ребят чувство патриотизма и любви к Родине.

- Сформировать межпредметные связи и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательских работ, закрепить на практике знания, полученные в процессе изучения предмета "История России". - Самостоятельное ознакомление с литературными источниками по теме экскурсии (согласно заданного педагогом плана до поездки), - Освоить постановку исследовательских задач; - Закрепить навыки по сбору материала для выполнения исследовательских работ (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон; фото и видеосъемка), - Подготовить групповой или индивидуальный исследовательский проект и его защита (на уроке, конкурсе, олимпиаде и т.д.).

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Посещение музеев
Мемориальные комплексы и памятные места, посвященные увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны
Образовательные задачи маршрута
- Сформировать межпредметные связи и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательских работ, закрепить на практике знания, полученные в процессе изучения предмета "История России". - Самостоятельное ознакомление с литературными источниками по теме экскурсии (согласно заданного педагогом плана до поездки), - Освоить постановку исследовательских задач; - Закрепить навыки по сбору материала для выполнения исследовательских работ (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон; фото и видеосъемка), - Подготовить групповой или индивидуальный исследовательский проект и его защита (на уроке, конкурсе, олимпиаде и т.д.).
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
https://westfacad.ru/ https://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-vladimirskiy-muzhskoy-monastyr-na-istoke-dnepra/# https://tvermuzeum.ru/affiliates/ https://rzhev.histrf.ru/ http://www.visitsmolensk.ru/putevoditel/
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Возможные образовательные и воспитательные эффекты: - образовательные программы основного общего образования, предметные области по ФГОС - предметная область «История России», «Естественные науки», - в рамках внеурочной деятельности: научно-историческое, индивидуальный проект; - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой, общественно-исторической, естественнонаучной направленности); - программы воспитания /воспитательной работы: познавательные (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей), ценностно-ориентационные (формирование отношения к миру, убеждений и взглядов, нравственных и иных норм жизни), общественные (взаимодействие в коллективе, умение работать в группе), формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов).
Описание пути следования по маршруту
Переезд из г. Смоленск в г. Вязьма (посещение стелы «Вязьма – Город воинской славы», мемориала советским военнопленным, погибшим в немецком пересыльном лагере «Дулаг-184», памятника командующему 33-й армией генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову, музея Неизвестного солдата), переезд в с. Богородицкое (посещение музея «Богородицкое поле» и одноименного мемориального комплекса), переезд в Сычевский район: посещение Истока Днепра, а также Свято-Владимирского монастыря, переезд в г. Ржев (стела «Ржев – Город воинской славы», обелиск освободителям Ржева, аллея Героев Советского Союза, Ржевский мемориальный комплекс, музей Военной истории Ржева, «Ржевский мемориал Советскому Солдату») - г. Смоленск.
Программа маршрута
1 день Сбор группы в г. Смоленске (ориентировочно 8.00). Техника безопасности, инструктаж. г. Смоленск - г. Вязьма (посещение стелы «Вязьма – Город воинской славы», мемориал советским военнопленным, погибшим в немецком пересыльном лагере «Дулаг-184», памятник командующему 33-й армией генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову, музей Неизвестного солдата) – с. Богородицкое (музей «Богородицкое поле» и одноименный мемориальный комплекс) – Сычевский район: Исток Днепра, Свято-Владимирский монастырь 2 день г. Ржев (стела «Ржев – Город воинской славы», обелиск освободителям Ржева, аллея Героев Советского Союза, Ржевский мемориальный комплекс, музей Военной истории Ржева, «Ржевский мемориал Советскому Солдату») - г. Смоленск.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
г. Смоленск – г. Вязьма – с. Богородицкое – Сычевский район: Исток Днепра, Свято-Владимирский монастырь – г. Ржев
Дополнительная информация и (или) условия
Доступен для обучающихся с ОВЗ при отсутствии противопоказаний к средней физической, интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной нагрузке. Доступность только в составе смешанных групп при сопровождении ассистентом/тьютором. Ограничения для лиц, передвигающиеся в инвалидных колясках.