«Удивительное рядом. Загадки Пинежья»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Лето-осень

4 часа 4 км
Описание маршрута
Пешеходная экскурсия «Удивительное рядом. Загадки Пинежья» проходит по территории поселок Ясный и прилегающему лесному массиву вдоль реки Пинеги. Экскурсия по удивительным местам с использованием аудиогида. В рамках маршрута - решение тематических заданий.
/upload/iblock/c07/towuujj9jo556812b3qh653kiydat9of.jpg
/upload/iblock/7e5/slald5zta0ng02bnmmscs3701rcwkqhj.jpg
/upload/iblock/105/76ycbaaskk792wdclrhfd9lxf0oiygrg.jpg
/upload/iblock/2f9/lxfv1ktq4xuz1kg7kv5bexry4e7m70ru.jpg
/upload/iblock/1a9/23tdwi7igdgv5da9o0wni6kkqd1kz9le.jpg
/upload/iblock/4f6/cyh4utv2fv8oipop6271wkzukkb27h8k.jpg
/upload/iblock/1b6/vqp23w3mh1w0ixa2ozxnp0s5isl7r1cg.jpg
/upload/iblock/958/0s6lzadfj2z2ce17umi4kfn1uhk6k21e.jpg
/upload/iblock/c07/towuujj9jo556812b3qh653kiydat9of.jpg
/upload/iblock/7e5/slald5zta0ng02bnmmscs3701rcwkqhj.jpg
/upload/iblock/105/76ycbaaskk792wdclrhfd9lxf0oiygrg.jpg
/upload/iblock/2f9/lxfv1ktq4xuz1kg7kv5bexry4e7m70ru.jpg
/upload/iblock/1a9/23tdwi7igdgv5da9o0wni6kkqd1kz9le.jpg
/upload/iblock/4f6/cyh4utv2fv8oipop6271wkzukkb27h8k.jpg
/upload/iblock/1b6/vqp23w3mh1w0ixa2ozxnp0s5isl7r1cg.jpg
/upload/iblock/958/0s6lzadfj2z2ce17umi4kfn1uhk6k21e.jpg
Расположение маршрута
В сельской местности и природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся 8-9 классов образовательных организаций
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Воспитание уважения к историческому наследию и прошлому Пинежского округа через пешую экскурсию с использованием аудиогида и вовлечением школьников в интерактивные игры.

1. Расширить знания по истории родного края в советский период; подвести к пониманию, что односельчане внесли вклад в развитие отраслей лесной промышленности и транспорта нашего региона. 2. Ознакомить с геологическими находками в окрестностях поселка, характеризующих геологическое прошлое этой территории. 3. Сформировать положительное отношение к «пинежской говоре» и произведениям писателя –земляка. 4. Углубить представление об окружающей природе, о процессах и удивительных явлениях, которые в ней происходят, показать, как человеческая деятельность влияет на состояние окружающей среды, воспитать культуру бережного поведения в природной среде.

Образовательные задачи маршрута
1. Расширить знания по истории родного края в советский период; подвести к пониманию, что односельчане внесли вклад в развитие отраслей лесной промышленности и транспорта нашего региона. 2. Ознакомить с геологическими находками в окрестностях поселка, характеризующих геологическое прошлое этой территории. 3. Сформировать положительное отношение к «пинежской говоре» и произведениям писателя –земляка. 4. Углубить представление об окружающей природе, о процессах и удивительных явлениях, которые в ней происходят, показать, как человеческая деятельность влияет на состояние окружающей среды, воспитать культуру бережного поведения в природной среде.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Авторская группа: Червочкова Елена Валерьевна, учитель географии Заозерская Людмила Валентиновна, учитель биологии образовательная организация - МБОУ «Ясненская средняя школа №7» Пинежского муниципального округа Архангельской области Список литературы: 1. Железнодорожная линия Архангельск – Карпогоры [электронный ресурс]//Кailway-archive: Архив о железной дороге[сайт] .- URL: https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=22/arh-karpogory.html .- (Опубликовано 31.07.2005) 2. Железнодорожный мост через реку Пинегу [Электронный ресурс] .- Wikimapia [сайт]. - URL: https://wikimapia.org/19041210/ru/Железнодорожный-мост-через-реку-Пинегу.- (Дата обращения 09.02.2023) 3. Загадочные маршруты Пинежья: занимательный путеводитель для детей и взрослых. - Архангельск, 2018.- 64с. 4. Ларин О. Поезд идет на восток//В ритме Пинеги. – М.: Мысль, 1975.- С. 90-95 5. Особо охраняемые природные территории: Пинежский заповедник; Альбом для раскрашивания [ФГБУ «Государственный заповедник «Пинежский»]. - Архангельск, 2015.- 16с. 6. Сосновые дети [электронный ресурс]//Газета «Пинежье» Пинежского района[сообщество в ВКонтакте].- URL: https://vk.com/im?peers=100&sel=c59&w=wall-109105449_11077%2F7bfbdb9cfd37ccc639 (опубликовано 28.09.2019) 7. Сумкина Д.В. Палеонтологические загадки пятиречья/Науч. рук. Л. В. Заозерская. – Архангельск, 2010.-21с.: ил.- Библиогр.: 15 назв.- [Област. учебно-исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья»: секция биология] 8. Тарасова Г.И. «Красавец – мост соединяет…»//Пинежье поэтическое: Сборник стихотворений. - Архангельск. 2010.- С. 216 9. Ястребинская Г.А. Таёжная деревня Кобелево. История советской деревни в голосах крестьян:1992-2002.- М., Памятники исторической мысли, 2005.- 348 с.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы основного общего образования (данный маршрут предназначен для расширения рабочей программы учебных предметов «География» (8-9 класс в рамках реализации ФГОС СОО); «Биология» (8 класс в рамках реализации ФГОС СОО); «Литература» (8 класс в рамках реализации ФГОС СОО); - дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (туристско-краеведческой, художественной направленности); - рабочая программа воспитания. - в рамках внеурочной деятельности: краеведение, индивидуальный проект.
Описание пути следования по маршруту
- образовательные программы основного общего образования (данный маршрут предназначен для расширения рабочей программы учебных предметов «География» (8-9 класс в рамках реализации ФГОС СОО); «Биология» (8 класс в рамках реализации ФГОС СОО); «Литература» (8 класс в рамках реализации ФГОС СОО); - дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (туристско-краеведческой, художественной направленности); - рабочая программа воспитания. - в рамках внеурочной деятельности: краеведение, индивидуальный проект.
Программа маршрута
Программа включает в себя 2 этапа: 1. Подготовка. Предполагается, что на подготовительном этапе можно познакомить обучающихся с презентацией маршрута и обозначить ключевые моменты в рамках учебного процесса. Для этого педагог может использовать маршрут на платформе аудиогида izi.TRAVEL. После этапа подготовки педагог должен подвести обучающихся к пониманию предназначения и важности образовательного путешествия. 2. Проведение. Данный этап заключается в прохождении маршрута. Маршрут предполагает не только пассивное посещение экскурсионных объектов, но и вовлечение обучающихся в получение новых знаний и их систематизацию. По желанию педагогов и обучающихся, темы могут быть изменены или добавлены новые. В зависимости от выбора обучающихся и педагогов можно подготовить исследовательскую работу или проект, который может участвовать в различных конкурсах.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
- «Пинежский БАМ» (Линия Архангельск — Карпогоры, длиной 212 километров — один из любопытных и малоизвестных участков сети Российских железных дорог. Активное строительство железнодорожной линии Архангельск — Карпогоры началось в 1969 году. Связано оно с интенсивным развитием лесной промышленности: открытие новых предприятий, вывозка заготовленного леса, комплексная переработка древесины. Дорога имела большое значение для развития экономики Севера и его отдалённых районов. Для строителей железной дороги на берегу реки Пинега вырос поселок, которому дали имя по названию ближайшего левого притоки – Шилега. В 1971 году начался один из самых сложных этапов в строительстве – возведение моста. 27 декабря 1974 года мост соединил берега таёжной реки. Мост состоит из 7 опор и 6 пролётных строений различных по длине. Длина его составляет 481 метр, ширина 5 метров, высота 40 метров). - Парк «Сосновые дети» (находится на въезде от реки Пинеги в поселок Ясный, получил свое название в честь одноименного произведения Федора Абрамова. Парк относительно молодой: сосны были посажены 18 сентября 2019 года. В 2020 году, в честь 100-летия со дня рождения Федора Абрамова, знаменитого писателя - пинежанина, в парке была установлена мемориальная плита на природном камне, который стал называться «Абрамовский камень». На доске высечены слова писателя: «Сосна-трудяга… Стоит – день и ночь смолу качает. Ей некогда пустяками заниматься. На ней вся планета держится..»). - «У речки Шилега» (в устье реки Шилеги обитает крупный грызун - бобр. Длина его тела достигает более1 м, а вес до 32 кг. Глаза небольшие веки прозрачные. Благодаря этому он может плавать под водой с закрытыми глазами и прекрасно ориентироваться в пространстве. Бобры превосходно плавают и ныряют. Роскошная бобровая шуба не промокает, а густой подшерсток греет зимой в ледяной воде. Из-за ценного меха в результате хищнического промысла в ХIХ на территории Архангельской области бобры исчезли. Популяции были восстановлены только в 1930 годы. По берегам речки Шилеги в летний и зимний период можно встретить и других представителей фауны таежных лесов.) - «На дне древнего моря» (брахиоподы, фузулиниды, белемниты, хететиды… На первый взгляд, очень непонятные слова. На самом деле, это ископаемые останки организмов, относящиеся к разным геологическим эпохам. Эти, а также другие представители разных видов, например усоногие раки или морские лилии, были найдены на территории Пинежского района. По способу захоронения среди обнаруженных фоссилий различаются сохранившиеся в результате просто погребения, окаменения и образования отпечатков. Учёным также удалось выяснить и время захоронения – около 300 млн. лет назад. Возраст этих окаменелостей говорит о том, что на территориях, где они были найдены, на дневную поверхность выходят карбоновые отложения. Но отложений таких периодов, как Триас, Юра, Мел, нет. Следовательно, по находкам можно судить, что эти отложения морские. А значит, территория Пинежского района когда-то была морем. Это подтвердилось и в исследованиях, проводимых в 60-х годах прошлого века. В один из дней 1967 года вышла газета с громким названием «Интересная находка». В статье рассказывалось, как строители Усть-Шилеги обнаружили останки доисторического животного. В ходе раскопок и исследований выяснилось, что на дне карьера лежит скелет кита. В более позднее время произошло поднятие суши, море отступало и приняло очертания, близкие к современным контурам Белого и Баренцева, но все найденные находки свидетельствуют о том, что Пинежье когда-то было дном огромного древнего моря.) - Место для отдыха «Кировская» (в 50-е годы ХХ века на этом месте располагалась смолокурня «Кировская». В лесу собирали живицу – сосновую смолу и на мини-заводе перерабатывали в скипидар. Для сбора живицы на дереве снимали кору, на обнаженном месте сверху вниз проводили желобок и «усы»: наклонные боковые желобки. Поэтому в лесу на отдельных деревьях до сих пор можем увидеть характерный рисунок. Живица стекала вниз по желобу в воронку – приемник. Первоначально использовались приемники из бересты – небольшие коробки, сложенные из куска коры и скрепленные деревянными зажимами, затем их сменили железные и стеклянные воронки, еще позднее – пластиковые. Не вся живица, вытекающая из надреза, попадала в приемник, некоторая ее часть оставалась на дереве. Она засыхала и теряла свой скипидар. Засохшая живица называлась баррасом. Баррас периодически соскабливали, собирали, затаривали в бочки и отправляли на производство канифоли. Сегодня Кировская – место для отдыха. Здесь оборудованы столик, костровище, с высокого берега открывается красивый вид на реку Пинега).
Дополнительная информация и (или) условия
Программа культурно-познавательного «Удивительное рядом. Загадки Пинежья» может быть выстроена и адаптирована под каждую отдельную группу с учетом их временных и физических возможностей.