Культурно-познавательный маршрут «Секреты старой звонницы»
Сложность маршрута: Экскурсия 2-3 дня
Тип маршрута: Пеший
Сезонность: Круглогодичный
2 дня 0 часов
127 км
Описание маршрута
Маршрут создает условия для ознакомления обучающихся с культурными ценностями и достопримечательностями Мезенского округа Архангельской области.
Длина маршрута - 126,5 км
Вид транспорта- газель
Время в пути: 1 день – 3 часа, 2 день – 2 часа
Передвижение по объектам экскурсионного
маршрута: пешком, с переездами между населенными пунктами.
Кимжа: Одигитриевская церковь, мельницы-столбовки, амбары, Политов дом, обетные кресты.
Кильца: дома, колодец.
Дорогорское: Комната памяти, часовня, Лошадь-мезенка, Деревянная Сказка, старинные дома со старинной утварью.
Мезень: Мезенский историко-краеведческий музей, музей карбаса, Собор Рождества пресвятой Богородицы, Семужкина изба(Народный дом), Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева.
Расположение маршрута
В сельской местности и природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций, взрослые
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти
Цели и задачи маршрута
Создание условий для ознакомления с культурными ценностями и достопримечательностями Мезенского края.
1. Познакомить с культурными ценностями, традициями, обычаями и промыслами населения Мезенского края; 2. Мотивировать школьников на участие в исследовательской деятельности и к проявлению творческого потенциала; 3. Формировать бережное отношение к памятникам истории и культуры.
Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
1. Познакомить с культурными ценностями, традициями, обычаями и промыслами населения Мезенского края;
2. Мотивировать школьников на участие в исследовательской деятельности и к проявлению творческого потенциала;
3. Формировать бережное отношение к памятникам истории и культуры.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Авторская группа:
Скворцов Александр Юрьевич,
педагог дополнительного образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева»;
Скворцова Анна Алексеевна,
учитель технологии и изобразительного искусства
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева»;
Ягнитева Галина Александровна,
учитель географии и биологии
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева»;
Высотина Оксана Викторовне,
заместитель директора по учебной работе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева».
Список литературы, используемой для разработки маршрута
«Секреты старой звонницы»:
1. Глушецкий А. А. «Язык есть, речей нет, вести подает»: исторические очерки о колоколах и колокольчиках / Глушецкий А. А. - Москва; Вятка [Киров]: О-Краткое, 2022.
2. Горохов, В.А. Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней/Горохов В.А.- Вече, 2009
3. Мезенский район. Люди, события, факты: энциклопедический словарь/Администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области; сост. В.И. Дранников, Н.В, Тихонова. - Изд.2-е,доп.- Архангельск:Лоция,2023
4. Окладников, Н.А. Мезенские деревни. Исторические очерки/Н.А. Окладников. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севра»,2012
5. Поморская звонница, похожая на крест [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/wall-175699126_1532?w=wall385735958_1647, свободный
Список литературы для детей:
1. Глушецкий А. А. «Язык есть, речей нет, вести подает»: исторические очерки о колоколах и колокольчиках / Глушецкий А. А. - Москва; Вятка [Киров]: О-Краткое, 2022.
2. Мезенский район. Люди, события, факты: энциклопедический словарь/Администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области; сост. В.И. Дранников, Н.В, Тихонова. - Изд.2-е,доп.- Архангельск:Лоция,2023
3. Окладников, Н.А. Мезенские деревни. Исторические очерки/Н.А. Окладников. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севра»,2012
Объекты посещения, график работы, стоимость посещения
д. Кимжа – Одигитриевская церковь, мельницы, Политов дом. (Репицкая Евдокия Гавриловна - МБУ ТКМЦ "Кимжа" (vk.com)
д. Кильца – Старинные дома, амбары, колодец.
с. Дорогорское – Комната памяти Дорогорский Дом Культуры (vk.com), Часовня, частный дом-музей -Аня Скворцова (vk.com), Деревянная Сказка (Козин Александр Иванович – т.89.
г. Мезень – историко-краеведческий музей, музей карбаса Мезенский историко-краеведческий музей (vk.com), Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева.
График работы: по согласованию, стоимость посещения по согласованию.
Питание: д. Кимжа- Кимженская паужна (по согласованию)
Проживание: гостевой дом. Стоимость – по согласованию.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы начального, основного, среднего общего образования (предметные области по: истории, географии, изобразительного искусства.
- дополнительные общеобразовательные
программы (туристско-краеведческая
направленность);
- курсы внеурочной деятельности
- программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
2-х дневный вариант Мезень- Кимжа-Кильца- Кимжа (ночёвка) - Дорогорское–Тимощелье -Мезень
1-дневный вариант: – Мезень - Кимжа- Кильца –Дорогорское – Тимощелье - Мезень
Программа маршрута
1 День:
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Вводное занятие проводится в аудитории Мезенской средней школы имени А.Г.Торцева. Продолжительность вводного занятия один академический час.
У нас есть: карта мезенского района с указанными населёнными пунктами на ней; видеоролик о населённых пунктах, расположенных вдоль реки Мезень; альбом с набросками литейщика Дерягина; легенда «Звонница Дерягина»; колокольчик с надписью «Кимжа»; заготовка для звонницы на столбе без колокольчиков.
Задание для участников маршрута: определить названия населенных пунктов, что зашифрованы в набросках из альбома Дерягина, пользуясь информацией из видеоролика и карты Мезенского района с указанием названий населённых пунктов, расположенных вдоль реки Мезень. Определяем первую деревню, где может находиться первый колокольчик со звонницы Дерягина.
2. ПЕРЕЕЗД В ДЕРЕВНЮ КИМЖУ
Для участников маршрута работниками культурного музейного центра проводится обзорная экскурсия по Кимже и небольшое интерактивное театрализованное представление «Вечорка».
После обзорной экскурсии, обучающимся выдается загадка, где отгадкой будет место нахождения первого колокольчики со звонницы Дерягина.
Разгадав загадку, обучающиеся находят место, где спрятан только один колокольчик.
Все участники маршрута получают льняные мешочки с магнитом «Звонница» и свои первые сувенирные колокольчики + информацию о том, где мог служить найденный первый колокольчик.
Организаторы маршрута задают вопрос, каким образом и куда могли быть переплавлены остальные колокольчики со звонницы в количестве 4 штук?
Обращаем внимание на альбом.
В альбоме видим, что после Кимжи следует Кильца.
Вопрос: каким образом колокольчики были отправлены в Кильцу?
Чтобы ответить на этот вопрос внимательно рассмотрите зарисовки в альбоме. Опираясь на зарисовки в альбоме, делаем вывод, что речь пойдет о промыслах деревень.
Сложив всю информацию, определяем, что колокольчики могли быть отправлены в Кильцу в мешках с мукой.
3. ПЕРЕЕЗД В ДЕРЕВНЮ КИЛЬЦУ
Задание: найти и обследовать все объекты, зарисованные на странице альбома посвященной Кильце.
Участники маршрута, пользуюсь альбомом находят все объекты.
(Подойдя к высокому дому, ребята узнают, какие были раньше на севере дома? Для чего использовался взвоз? Почему дома были такие большие? Почему все дома построены задом к реке? Находят колодец, узнают про него)
Участники маршрута находят около колодца мешок с колокольчиком.
После того, как найден был второй колокольчик, ребята получают по второму сувенирному колокольчику +информацию о «ботало» (колокольчики для коров)
Осталось найти ещё три колокольчика.
Вопрос: где все остальные колокольчики? В чём могли быть отправлены и куда?
В альбоме на странице, посвященной Кильце с оборотной стороны находится кроссворд, участники маршрута разгадывают его, получают слово «кадушка». Рассказ о бондарском деле. В пустой кадушке колокольчик будет звенеть, чем же можно заполнить кадушку?
В Кильце участники маршрута узнали, что эта деревня мастеров-бондарей, и что в этой деревне раньше было много коров.
Вспоминаем(видеоролик), чем занимались жители Кильцы, что производили? Пользуемся альбомом, мы видим на картинке корову. Следовательно, в Кильце при большом поголовье коров, производили много молока, а излишки молока перерабатывали в масло.
Сливочное масло могло быть отличным наполнителем кадушки для тайной перевозки колокольчиков.
Вопрос: где же сейчас могут находиться остальные колокольчики?
Возвращаемся в Кимжу. Анализируем 1 день. Остаёмся на ночлег. Перед сном просмотр 1 серию многосерийного фильма «Михайло Ломоносов»(первая серия снята в деревне Кимжа).
2 день:
4. ПЕРЕЕЗД В СЕЛО ДОРОГОРСКОЕ
Вопрос: Куда был отправлен колокольчик? Отправлен в кадушке! Где можно встретить сейчас кадушки?
Предлагаем посетить комнату памяти в Дорогорском доме культуры. Экскурсия от хранителя комнаты памяти Павла Степановича Петрова.
(В ходе экскурсии участники маршрута узнают, что в Дорогорском было зафиксировано самое большое число ткачих среди других деревень в районе)
После экскурсии замечают кадушку, с разрешения Павла Степановича, достают третий по счету колокольчик.
Сувенирные колокольчики + информация про колокольчик.
Вопрос: где остальные колокольчики? В чём же их могли отправить из Дорогорского? Куда?
Подсказка в альбоме Дерягина, следующий лист – деревня Тимощелье.
После обсуждении промыслов дорогор, приходим к варианту, что остальные колокольчики должны быть отправлены в домотканых половинках в деревню Тимощелье.
Вопрос: где в Тимощелье искать половик с колокольчиками? Старой деревни уже нет.
Вспоминая видеоролик и пользуясь альбомом с зарисовками деревни Тимощелье, мы определяем небольшую хижину, которая называлась раньше «заводом», где активно осуществлялось гончарное производство: Ладки, горшки, трубы.
Определяем её местонахождение по зарисовкам-подсказкам, карте.
«Гончарный завод» находится около большой осины посреди чистого поля. Попав в старую гончарную, участники маршрута среди старых черепков находят половик с колокольчиком.
Сувенирные колокольчики + информация про колокольчик.
Небольшая информация о том, что Тимощелье- это деревня гончаров. По берегам реки Мезени красная глина мергель, которая использовалась для изготовления ладок и горшков.
Осталось найти один колокольчик. В чём из Тимощелья колокольчик был отправлен в город Мезень (по подсказкам альбома)?
В чём отправили колокольчик? Чем засыпали, чтобы не звенел?
Колокольчик был отправлен в горшке.
5. ПЕРЕЕЗД В МЕЗЕНЬ. МЕЗЕНЬ-ГОРОД КОРАБЕЛОВ
Оправляемся в музей карбаса. Экскурсия от музейных работников(Окулова Людмила Николаевна, Удальцова Татьяна Михайловна).
Игра «О чем говорит колокольчик?»
Горшка с колокольчиком здесь нет.
Рассуждение на тему: зачем ходили в море? Чем занимались мезенцы? Промыслы мезенцев? Какую рыбу называли царицей реки Мезени?
Вывод: массовый вылов рыбы. Отправляемся в народный дом, комната «Сёмушкино подворье»
6. ПЕРЕЕЗД В МАЛУЮ СЛОБОДУ. СЁМУШКИНО ПОДВОРЬЕ.
Работники народного дома проводят экскурсию и игровую программу.
По окончанию экскурсии хозяйка сёмушкиного подворья выдаёт участникам маршрута горшок с колокольчиком, это пятый по счёту. Сувенирные колокольчики + информация про колокольчик.
Все пять колокольчиков найдены, осталось собрать звонницу.
7. ПЕРЕЕЗД к историко-краеведческому музею
Собираем старую звонницу. Каждый из участников экскурсии маршрута собирает маленькую сувенирную звонницу - магнит.
Рефлексия.
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Мезень: Мезенский историко-краеведческий музей, музей карбаса, Собор Рождества пресвятой Богородицы, Семужкина изба(Народный дом), Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева.
Дополнительная информация и (или) условия
Описание апробированного маршрута «Секреты старой звонницы»
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Вводное занятие проводится в аудитории Мезенской средней школы имени А.Г.Торцева. Продолжительность вводного занятия один академический час.
У нас есть: карта Мезенского района с указанными населёнными пунктами на ней; видеоролик о населённых пунктах, расположенных вдоль реки Мезень; альбом с набросками литейщика Дерягина; легенда «Звонница Дерягина»; колокольчик с надписью «Кимжа»; заготовка для звонницы на столбе без колокольчиков.
Задание для участников маршрута:
1.Определить названия населенных пунктов, что зашифрованы в набросках из альбома Дерягина, пользуясь информацией из видеоролика и карты Мезенского района с указанием названий населённых пунктов, расположенных вдоль реки Мезень.
2.Определяем последовательность населенных пунктов данного маршрута.
2. ПЕРЕЕЗД В ДЕРЕВНЮ КИМЖУ
Для участников маршрута работниками культурного музейного центра проводится обзорная экскурсия по Кимже и небольшое интерактивное театрализованное представление «Вечёрка».
После обзорной экскурсии, обучающимся выдается загадка, где отгадкой будет место нахождения первого колокольчики со старой звонницы.
Разгадав загадку, обучающиеся находят место, где спрятан только один колокольчик.
Все участники маршрута получают льняные мешочки с магнитом «Звонница» и свои первые сувенирные колокольчики + информацию о том, где мог служить найденный первый колокольчик.
Организаторы маршрута задают вопрос, каким образом и куда могли быть переправлены остальные колокольчики со звонницы в количестве 4 штук?
Обращаем внимание на альбом.
В альбоме видим, что после Кимжи следует Кильца.
Вопрос: каким образом колокольчики были отправлены в Кильцу?
Чтобы ответить на этот вопрос внимательно рассмотрите зарисовки в альбоме. Опираясь на зарисовки в альбоме, делаем вывод, что речь пойдет о промыслах деревень.
Сложив всю информацию, определяем, что колокольчики могли быть отправлены в Кильцу в мешках с мукой.
3. ПЕРЕЕЗД В ДЕРЕВНЮ КИЛЬЦУ
Задание: найти и обследовать все объекты, зарисованные на странице альбома посвященной Кильце + видео.
Участники маршрута, пользуюсь альбомом находят все объекты.
(Подойдя к высокому дому, ребята узнают, о том, какие были раньше на севере дома, для чего использовался взвоз, почему дома были такие большие, почему все дома построены задом к реке, найдя колодец, узнают про него)
Участники маршрута находят около колодца мешок с колокольчиком.
После того, как найден был второй колокольчик, ребята получают по второму сувенирному колокольчику +информацию о «ботало» (колокольчики для коров)
Осталось найти ещё три колокольчика.
Вопрос: где все остальные колокольчики? В чём могли быть отправлены и куда?
В альбоме на странице посвященной Кильце с оборотной стороны находится кроссворд, участники маршрута разгадывают его, получают слово «кадушка». Слушают рассказ о бондарском деле, узнают, что эта деревня мастеров-бондарей, и также узнают о том, что в этой деревне занимались разведением крупно-рогатого скота.
В пустой кадушке колокольчик будет звенеть, чем же можно заполнить кадушку?
Вспоминаем (видеоролик), чем занимались жители Кильцы, что производили? Пользуемся альбомом, где видим на картинке корову. Следовательно, в Кильце при большом поголовье коров, производили много молока, а излишки молока перерабатывали в масло. Подводим к мысли о том, что сливочное масло могло быть отличным наполнителем кадушки для тайной перевозки колокольчиков.
Вопрос: где же сейчас могут находиться остальные колокольчики?
Опираясь на альбом, определяем, что следующий колокольчик надо искать в с.Дорогорское, куда он был отправлен в кадушке!
4. ПЕРЕЕЗД В СЕЛО ДОРОГОРСКОЕ
Вопрос: Где можно встретить сейчас кадушки?
Посещаем мастерскую Козина Александра Ивановича «Деревянная Сказка». Далее осматриваем старинные дома, где сохранилась деревянная утварь (частный дом-музей).
Во время экскурсии замечают кадушку и извлекают из нее очередной колокольчик.
В ходе экскурсии участники маршрута узнают, что в Дорогорском было зафиксировано самое большое число ткачих среди других деревень в районе.
Сувенирные колокольчики + информация про колокольчик.
Вопрос: где остальные колокольчики? В чём же их могли отправить из Дорогорского? Куда?
Подсказка в альбоме Дерягина, следующий лист – деревня Тимощелье.
После обсуждении промыслов дорогор, приходим к варианту, что остальные колокольчики должны быть отправлены в домотканых половинках в деревню Тимощелье.
Вопрос: где в Тимощелье искать половик с колокольчиками? Старой деревни уже нет.
Вспоминая видеоролик и пользуясь альбомом с зарисовками деревни Тимощелье, мы определяем небольшую хижину, которая называлась раньше «заводом», где активно осуществлялось гончарное производство и изготавливались : ладки, горшки, трубы.
Определяем её местонахождение по зарисовкам-подсказкам, карте.
«Гончарный завод» находится около большой осины посреди чистого поля. Попав в старую гончарную, участники маршрута среди старых черепков находят половик с колокольчиком.
Сувенирные колокольчики + информация про колокольчик.
Небольшая информация о том, что Тимощелье- это деревня гончаров. По берегам реки Мезени красная глина мергель, которая использовалась для изготовления ладок и горшков.
Осталось найти один колокольчик. В чём из Тимощелья колокольчик был отправлен в город Мезень (по подсказкам альбома)?
В чём отправили колокольчик? Колокольчик был отправлен в глиняном горшке.
5. ПЕРЕЕЗД В МЕЗЕНЬ. МЕЗЕНЬ-ГОРОД КОРАБЕЛОВ
Отправляемся в музей карбаса. Экскурсия от музейных работников (Удальцова Татьяна Михайловна).
Игра «О чем говорит колокольчик?»
Музейный работник передаёт участникам маршрута горшок с колокольчиком, это пятый по счёту.
Сувенирные колокольчики + информация про колокольчик.
Все пять колокольчиков найдены, осталось собрать звонницу. Рядом с музеем установлена звонница, вот на нее и подвешиваются колокола. Затем желающие звонят в колокола и слушают перезвон колоколов.