До п. Фиагдон можно добраться из г. Владикавказ на рейсовом автобусе.
На отметке 970 м находится самый многолюдный на сегодня поселок Куртатинского ущелья с численностью населения более тысячи человек. Это половина всех жителей ущелья.
В поселке В.Фиагдон располагаемся на стоянку в гостевом доме (за дополнительную плату), либо в его окрестностях разбиваем бивак. Из этого поселка совершим поход к достопримечательностям Куртатинского ущелья.
После обустройства бивака выход (без рюкзаков) в верховья ущелья к часовне Иверской Моздокской. По дороге мы осмотрим несколько интересных объектов.
В Фиагдонской котловине - в с. Лац – осмотрим «нартский нихас» - место, где проводили свои собрания нарты. С. Лац является архитектурным комплексом федерального значения. Здесь же есть множество свидетельств глубокой древности этого места: большое количество сторожевых и оборонительных башен, изгороди из булыжника, сохранившихся очертания старинных улиц аула. И странные камни похожие на каменные кресла. В них есть отполированные углубления, как будто сидения. И стоят они друг против друга. Говорят, это нартский ныхас – место собрания старейшин, вече самых уважаемых и почтенных мужчин рода.
Среди объектов этого комплекса – галуан, ганах, башни Хадиковых, Тебиевых, Комаевых, Дулаевых, четыре жилых дома, два святилища – «Хуыцауы дзуар» и «Лацы Уастырджи», наземные, полуподземные и подземные склепы, грунтовый могильник, а также памятные стелы и столбы-цырты.
Далее небольшой переход и мы в с. Хидикус. Хидикус переводится с осетинского как "у моста" или как "страж у моста" Вдали просматриваются строения, башни, интересно было бы туда наведаться. В Хидикусе расположено одно из трёх святилищ всего ущелья - Дзири. Ну а мы идём дальше – к Аланскому Успенскому мужскому монастырю. В селе Хидикус на высоте 1290 м в 2000 году был построен новый мужской Успенский монастырь. Для возведения комплекса в классическом византийском стиле были использованы родовые башни семьи Гусовых, в которых сейчас оборудована колокольня.
Монастырь окружен горами абсолютно со всех своих сторон и официально является самым высокогорным и южным православным монастырем на всей территории страны. А сразу за пределами монастыря - развалины старого Хидикуса! Хидикус входил в состав Цымытинской общины. В двадцатых годах 20 века жители переселились на равнину, но село осталось обитаемым. Сейчас здесь живет сто с небольшим жителей.
И далее двигаемся на юг, к часовне Иверской Иконы Божьей Матери, святилищу Мады Майрам, аланскому храму Рождества Пресвятой Бгородицы 12 века.
В пяти километрах от мужского монастыря в высокогорье Куртатинского ущелья Северной Осетии находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой (XIII век). Она по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом – Сосланом. Тамара, в свою очередь, была дочерью аланской княгини Бурдухан. И Бурдухан, и её дочь Тамара были очень высокообразованными, просвещенными правительницами, сделавших много для укрепления христианства в Алании. Так, Бурдухан основала в Осетии-Алании женский монастырь, где монахини изучали науки. После смерти Бурдухан монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, но в конце 13 века он был разрушен монголо-татарами.
Св. Игнатий Брянчанинов об Иверской-Моздокской иконе: “Чудотворная икона Божией Матери, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою”. Немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма. Подлинник иконы в середине XX века был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии будет обретена и эта икона. Здесь нет священнослужителей, и часовня никем не охраняется. Она является достоянием всего народа и бережно им хранима.
После посещения часовни возвращаемся назад к лагерю.
День 2
Пос.. В.Фиагдон - с. Даллагка у- с.Дзивгис – Кадаргаван – с. Тагардон
После завтрака сворачиваем бивак и выходим к Дзивгисской наскальной крепости. По дороге к селу следует обратить внимание на два памятника: И.В. Сталину и воинам-местным жителям, погибшим в Великую Отечественную войну. Памятники Иосифу Виссарионовичу есть в каждом ущелье Северной Осетии. Но в В. Фиагдоне он был открыт первым в 1950-е годы. На высоком постаменте, сооруженном из дикого камня, стоит бюст вождя, который с высоты оглядывает горный район.
Памятник павшим бойцам, созданный в 1971 году осетинским скульптором Д. Цораевым, находится перед самым поселком. Он настолько привлекает внимание, что не остановиться невозможно. В скульптуре нет людей, всю скорбь по воинам, не вернувшимся с войны, передает стоящий у скалы конь с поникшей головой.
Фиагдонское ущелье – местность, где некогда было немало населенных пунктов. Теперь они постепенно исчезают.
Башня Курта и Тага. Древний замок Курта и Тага — еще одна национальная гордость Куртатинского ущелья. Находится она в ауле Уаллагсых, на горе Хакун. Это сооружение считается родовым поместьем для многих осетин. Объясняется это тем, что большинство фамилий, распространенных в республике, имеют генеалогическую связь с легендарными именами владельцев башни. Поверье считает строителями башни Курта и Тага — двух братьв-алагирцев, правнуков легендарного родоначальника Сидамона. В нем рассказывается, что однажды во время охоты Курта и Тага их соколы поссорились и победу одержал сокол Курта. Посчитав это дурным знаком, Таг покинул родные края и ушел в Даргавское ущелье, место обитания кистов. Тага сумел завоевать эту местность и обосновался на ней. Курт же остался полноправным правителем, а его имя дало название исторической территории — Куртатинскому ущелью.
По дороге нам встречается село Даллагкау, бывшее когда-то крупным населенным пунктом. Сегодня здесь живут постоянно человек 50. Многих туристов удивляет то, что среди жилых или уже брошенных полупустых построек селения разбросаны семейные склепы. Суровая жизнь заставляла горцев начинать строительство дома с возведения башни. Вокруг родовой башни позже появлялись пристройки жилого и хозяйственного назначения. Боевая башня всегда оставалась центром комплекса, ей давали имя главы рода.
Высокое сооружение являлось дозорным пунктом, появление огня наверху оповещало соседей о беде или набеге, маленькая крепость было защитой всей семьи. Семейные склепы возводились неподалеку. Они тоже, конечно, были каменными, но имели, помимо входа, окошки, чтоб родные могли навестить умерших, не беспокоя их сильно. В склепах и сейчас лежат скелеты людей.
На высоте 1200 м находится когда-то многолюдное, а сегодня почти опустевшее село Дзивгис. Оно лежит на каменном плато, на левом берегу Фиагдонского ущелья, у подножья горы Кариу-хох. Здесь можно увидеть сохранившиеся оборонительные сооружения, точное время появления которых не могут установить даже специалисты. Однако по признакам и найденным останкам защитников это произошло не позднее XIII века.
Сегодня, спустя 8 веков, Дзивгисская крепость считается крупным фортификационным средневековым сооружением, запиравшим вход в Фиагдонскую котловину. А когда-то она была еще больше. Дзивгисский комплекс состоит из 6 пещер, образованных естественным путем. Горцы использовали их, закрыв входы каменными стенами с оконцами и бойницами. Получились наполовину природные, наполовину рукотворные крепости с высокой степенью маскировки. Они почти незаметны, так как выполнены из того же материала, что и скальный массив, и являются, по сути, его продолжением. Пещеры разной величины размещены друг над другом. Самый большой зал – нижний, там могло поместиться до 100 человек. В него можно подняться по наружной лестнице, вырубленной в скале.
Становясь недоступным для врага, каждый изолированный «уровень» крепости бился автономно. Главная пещера имеет подземный коридор, уходящий вниз и заканчивающийся тупиком. Но это сейчас. А прежде он, возможно, служил тайным, запасным выходом во время осады. А осад Дзивгисской крепости пришлось выдержать немало.
Уверяют, что ее не смог взять могущественный завоеватель шах Аббас I, снявший с нее осаду через 6 месяцев. В районе Дзивгиса есть сквозные пещеры, которые использовали для скорого и незаметного перемещения, и полузаложенные валунами, замаскированные сторожевые посты. Осетины зачастую применяли такой боевой прием: строились два наскальных сооружения на некотором расстоянии друг от друга.
Крепость, практически слившаяся с «материнской» горой и остававшаяся незамеченной, пропускала мимо себя вражеский отряд, перекрывая ему обратную дорогу. А далее раздавался лязг мечей и свист стрел. Сегодня осмотреть полуразрушенные стены крепости можно, войдя внутрь через пролом. Но и теперь руины смотрятся грозно и устрашающе.
При любом оборонительном сооружении у людей разной веры всегда строилось культовое сооружение. На южной окраине села Дзивгис стоит православная церковь, освященная в честь святителя Георгия, охваченная одной оградой с языческим святилищем. А такое сочетание культовых сооружений символично для горной Осетии, настолько сложны и неоднозначны были поиски пути в вероисповедании этого народа. Церковь – ценный памятник осетинского зодчества предположительно XIV-XVI веков, а святилище – еще более раннее творение. Рядом с входными вратами, на каменной стене сооружена небольшая звонница с двумя колоколами. Надписи на них говорят о том, что это подарок от грузинского царя Георгия (XVII век). Фиагдонское ущелье известно всей Северной Осетии как место паломничества к особо почитаемому святому и горячо любимому древнему храму, который и сегодня поддерживается в хорошем состоянии.
Внутренняя обстановка скромная, здесь висят несколько намоленных образов святых, основным из которых является икона Георгия Победоносца. Кроме этого хранится бронзовая церковная утварь, деревянные чаши. Эти старинные вещи дарились храму по традиции в большой осенний праздник Уастырджи (святого Георгия). А еще пожертвования собирал шут («маймули»), ходивший в лохмотьях и маске меж гостей и бросавший часы, деревянные ружье и меч мужчинам, которые должны были достойно ответить денежным подношением.
От с. Дзивгис мы идем к примечательному красивому месту Куртатинского ущелья – Кадаргрванскому каньону. Он расположен возле перевала Кадаргаван, что означает «перевал леса». Этот каньон считается значимым геологическим памятником природы Северной Осетии. Фиагдон здесь бешено несётся, прорываясь сквозь скалы, в глубокой, узкой, горной щели высотой более 60 м. Река «пропилила» себе русло в твёрдой горной породе, в коренных обнажениях верхнеюрских известняков. Образовалась узкая теснина среди высоких вертикальных скал, поросших соснами. Сверху нависают складки горных пород, превращённых временем в вертикальные стены. Скалы поросли сосновыми лесами. Деревья удивительным образом удерживаются корнями на отвесных кручах.
Здесь над узкой тесниной Фиагдона сделаны дорожки и мостики, по которым можно гулять и созерцать прекрасный горный пейзаж. Этот небольшой пешеходный трек называется «Тропа чудес». На смотровой площадке, да и на протяжении всей «Тропы чудес» можно провести фотосессию. Здесь есть небольшой скальный зоопарк: 4 медведя (2 больших и 2 маленьких) и леопард.
От Кадаргавана мы продолжаем свой путь до пос. Тагардон вдоль быстрого и бурного потока реки Фиагдон («Фиййаг – дон» с осетинского – «пастушья река», который несется с верховья ущелья, с ледников. По дороге встречаются источники и водопады. Вот вода каскадом низвергается по рукотворным ступенькам и падает прямо на дорогу. Почти напротив, на другом берегу реки, небольшой живописной водопад «Плачущая скала». Действительно, струйки воды вытекают, как будто, из скалы.
Ночевка в палатках или в гостевом доме в с. Тагардон, ужин из собственных продуктов или в кафе (за дополнительную плату).
3 день
С. Тагардон – пещера Нывджинлагат – с. Тагардон – г.Владикавказ. После завтрака выход (без рюкзаков) в пещеру Нывджинлагат.
Одна из наиболее примечательных и открытых для посещения пещер — карстовая, именуется Нывджын-лагат, что, в переводе с осетинского означает «пещера с рисунками». Сразу у входа вы попадете в широкий грот, постепенно образующий подобие узкого каньона. Потрясающее местечко, привлекает внимание туриста анфиладой затейливых форм сталактитов, сталагнатов и сталагмитов. Каскадные натеки, покрывающие своды, колонны, окрашенные бурыми и желтовато-розовыми тонами окислов железа, колодцы, выступы, глубокие подземные залы будоражат недра человеческой фантазии, рождая на свет духов, монстров и богов.
Пещера Нывджинлагат расположена в Пастбищном хребте, на северном склоне отрога Хошхар, в 2,5-3 км восточное селения Тагардон. К пещере можно подняться от селений Тагардон (расположено в 4 км от Тагардона выше по ущелью). Наиболее легкий маршрут — от Тагардона. По мосту севернее Тагардона переходим на правый берег Фиагдона.
Сначала колесная дорога ведет по некрутому склону, поросшему ольхой, чинарой, липой, кленом. В верхней части ущелья Фиагдона видны оголенные склоны с альпийскими лугами. Дорога сменяется тропой, которая все ближе подводит к правому склону ущелья, а затем по неглубоким балкам круто уходит вверх. Наиболее крутой подъем начинается в 1,2-1,5 км от Фиагдона, а еще через 1,2-1,5 км еле заметная тропа приводит к пещере. Вход в нее расположен на правом склоне узкой балки, идущей параллельно ущелью Фиагдона на высоте 1150 м над уровнем моря, и представляет узкую щель длиной около 12 м. На входе вы сразу попадете в широкий и высокий грот длиной около 20 м. Постепенно он сужается в довольно тесный проход в виде каньона, протяженностью приблизительно 170 м. Дно пещеры неровное, с большим количеством уступов и колодцев разной глубины и формы, которые заполняет водой протекающий по нему ручей.
Пещера Нывжин лагат поражает анфиладой причудливых сталактитов, сталагмитов и сталагнатов, каскадными натеками на сводах, колоннами, окрашенными окислами железа в красные и желтовато-розовые оттенки. В загадочных подземных залах перед нами открываются тайны Куртатинского ущелья. По преданию, древние куртатинские ювелиры делали бусы из сталактитов этой пещеры, а охотники укрывались здесь во время непогоды. Длина пещеры около 170 м. Дно неровное, с многочисленными уступами и колодцами различной глубины. По дну протекает ручей, заполняющий колодцы водой. Направление пещеры от входа — на юго-восток. Передняя часть наиболее высокая и интересная.
За входом — зал длиной до 20 м, шириной в средней части 10 м, высотой в отдельных местах 10-11 м. Передняя часть зала имеет неровные стены и несколько сталактитов и сталагмитов, в более отдаленной части — масса натечных образований. Здесь сталактиты и сталагмиты крупнее. За залом пещера значительно сужается и узким коридором идет вглубь горы, где заканчивается тупиком. При посещении пещеры необходимо соблюдать осторожность. Протяженность маршрута 9 км.
Обед сухим пайком около пещеры.
После спуска отъезд рейсовым автобусом во Владикавказ.