Клиат: Тайны древнего рода Царазонта

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Горный

Сезонность: Круглогодичный

8 часов 200 км
Описание маршрута
Погрузитесь в атмосферу средневекового прошлого Осетии, отправившись в покинутое селение Клиат, расположенное в живописном Мамисонском ущелье. Исследуйте боевые башни, дома-башни и святилища, хранящие память о потомках рода Царазонта. Узнайте о строительных традициях региона, истории туальского общества и культуре древних алан.
/upload/iblock/309/b40ofphrsav70dz6im2ca8ft9h5izgsv.jpg
/upload/iblock/59c/3qe4tuge9b6396gxzvsbgb1a933hnbfy.jpg
/upload/iblock/309/b40ofphrsav70dz6im2ca8ft9h5izgsv.jpg
/upload/iblock/59c/3qe4tuge9b6396gxzvsbgb1a933hnbfy.jpg
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Широкий круг потребителей: - семьи с детьми, - учащиеся 5 -11 классов
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Познакомить участников с историко-архитектурными памятниками селения Клиат, его культурным наследием и природной красотой Мамисонского ущелья. Вдохновить на сохранение и изучение местного культурного наследия.

Образовательные задачи: - Способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре родного края; - Создание условий для развития интереса к изучению географии, истории, геологии. На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей). В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде. Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Образовательные задачи маршрута
Образовательные задачи: - Способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре родного края; - Создание условий для развития интереса к изучению географии, истории, геологии. На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей). В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде. Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Бероев Б.М. «По Северной Осетии» — Владикавказ: Иристон,1984г. Газаев Т.З. Природные достопримечательности Северной Осетии. — Владикавказ: Аланика, 2017. Гутнов Ф.Х. Века и люди: из истории осетинских сел и фамилий — Владикавказ: Иристон,2001. Дзугутов М.Х. Осетия и её культурное наследие. — М.: Наука, 2015. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). - М.: Наука, 1976. Попов К.П. «Путешествие в древний Иристон» — Владикавказ: Иристон,1995г. Кадыков В.А. История Северной Осетии: с древнейших времен до наших дней — Владикавказ: Иристон,2018. Попов К.П. «Путешествие в древний Иристон» — Владикавказ: Иристон,1995г. Кадыков В.А. История Северной Осетии: с древнейших времен до наших дней — Владикавказ: Иристон,2018. Кузнецов В. А. Путешествие в древний Иристон - Пятигорск: Снег, 2010. Культовые места Осетии: путеводитель. Сост. Бекоев И.А. — Владикавказ: Иристон,2016. Тменов В. Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. — Орджоникидзе: Ир, 1984. ГОСТ Р 56070-2014. Туристские услуги. Экскурсионное обслуживание. Общие требования. — Введ. 2015-01-01. — М.: Стандартинформ, 2014.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС - естествознание (окружающий мир), география, основы безопасности и защиты Родины, элективный курс «Осетия — моя история» ) в рамках внеурочной деятельности; - Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой, направленности); - Программы предпрофессиональной подготовки; - Программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
Владикавказ - с. Гизель - с. Нижний Унал - Мизур - Нижний Зарамаг - Клиат - Нижний Зарамаг - Мизур - с. Нижний Унал - с. Гизель - Владикавказ
Программа маршрута
Сбор группы и отправление - Место: Центральная площадь города/согласованный пункт. - Краткий инструктаж и рассказ об истории Мамисонского ущелья. Через ущелье несколько столетий назад проходила военная дорога. По ней можно было добраться в Грузию, Армению и страны Средиземноморья. Для защиты караванов и помощи путникам на маршруте строили заставы, вокруг которых разрастались сёла. На правом берегу реки Клиатыдон на горном склоне над Военно-Осетинской дорогой приютилось живописнейшее село – Клиат. На самой окраине села над скальным обрывом до сих пор сохранился замок Цахоевых, а в центре села возвышается боевая башня Токовых, рядом с которой сохранились развалины жилой башни Боциевых. - Локация: Смотровая площадка на подступах к селению. - Вступительная беседа об истории рода Царазонта, особенностях архитектуры и значении селения для туальского общества. Род (династия) Царазонта на протяжении X–XV веков занимал ведущее место в социальной иерархии алано-осетинского общества. К этому роду относился, например, живший в XII веке осетинский царевич Сослан-Давид, муж и соправитель грузинской царицы Тамары. В ходе татаро-монгольского нашествия в конце 30-х годов XIII века аланские феодалы потеряли основные земли на равнине, но укрепили свои владения в горах. Постепенно, с утратой государственности и её институтов, память о роде Царазонта перешла в народные генеалогические предания, связывая с ним многие осетинские фамилии. Экскурсия по селению - Башня Цахоевых: Находится в селе Клиат Алагирского района Республики Северная Осетия — Алания. Она расположена на окраине села над скальным обрывом. Рассказ об оборонительных сооружениях, их конструкции, назначении и уникальных особенностях (входной проем, машикули, бойницы). - Дома-башни: Изучение жилых построек, рассказ о быте, архитектурной эволюции и роли ганахов в жизни жителей. Ганах — это прямоугольное в плане 2–3-х этажное строение с окнами и бойницами различной конфигурации, с прямоугольным основанием стены, сужавшимся кверху и заканчивавшимся плоской крышей. Ганах огораживался высокой каменной стеной. Часто к ганаху пристраивалась башня, и подобный полубоевой комплекс получал название «галуан». Первый этаж ганаха использовался как хозяйственное помещение, остальные этажи превращались в жилые комнаты и общее помещение. Всё имущество семьи хранилось на первом этаже, второй отводился под жильё, третий служил для обороны, а также для приёма гостей. Последний этаж жилых башен-ганахов нередко использовался для обороны, стены верхнего этажа возвышались над кровлей, образуя парапет. Это значительно усиливало боевые возможности защитников башни, которые вели бой с кровли. - Башня и ганах Токовых: Расположены в селе Клиат, на юго-восточной окраине. Осмотр архитектурных особенностей и упоминание семьи Токовых в истории Клиата. Посещение святилищ - Хуыцау-дзуар (на левом берегу р. Клиатыдон): Хуыцауы дзуар (осет. Хуыцауы дзуар — буквально «Божий святой») — в осетинской мифологии божество-покровитель браков и женской плодовитости. Святилище Хуыцауы дзуар расположено в Алагирском ущелье РСО-Алания, у селения Регах. Также древняя христианская часовня этого имени находится в Фиагдонском ущелье, возле села Лац. Погружение в духовные традиции жителей Клиата. - Рагон Уастырджы: Уастырджи — самое почитаемое в Северной Осетии-Алании божество. Согласно легенде, он — ключевая фигура нартского эпоса. Изображается в образе зрелого бородатого мужчины и грозного воина в боевом облачении, сидящего верхом на белоснежном коне. Считается, что Уастырджи покровительствует путникам и воинам, земледельцам, мореплавателям и даже влюблённым. Ему приписывают волшебную силу и способность воскрешать погибших. Он помогает честным и добрым людям и карает мошенников, клятвоотступников и воров. В честь Уастырджи в 1995 году в Алагирском ущелье Северной Осетии установили памятник — один из самых больших конных монументов в мире. Скульптура изображает всадника, стремительно появляющегося прямо из толщи скалы. Вес памятника — 28 тонн. Ежегодно в третье воскресенье ноября празднуется Джеоргуба — осенний праздник в честь дзуара (святилища) покровителя осетин. Легенды и обряды, связанные с Уастырджи — покровителем мужчин, путешественников и воинов. Перекус на природе - Локация: У подножия горного массива, с видом на Мамисонское ущелье. - Свободное время для отдыха и фотографий. Возвращение - Подведение итогов, обсуждение впечатлений.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Владикавказ, с. Гизель, Нижний Унал, с. Клиат, башня Токовых, башни Боциевых, ущ. Мамисонское
Дополнительная информация и (или) условия
Удобная и непромокаемая обувь, одеваться по сезону. Рекомендуем взять с собой перекус и бутылочку воды.