«Кулинарные приключения на Горняке»

Сложность маршрута: Однодневный поход

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Весна-лето-осень

6 часов 5 км
Описание маршрута
К началу активной части маршрута можно добраться на рейсовом автобусе № 12 или личным автотранспортом. Автобусная остановка «Пляж» находится близ моста через р. Дукча и этнопарка «Дюкча». Маркированный желтыми ромбами маршрут проходит по старым заросшим просекам и тропам вдоль обрывистых склонов сопки, спускающихся к морю. С тропы видна вся бухта Гертнера, полуостров Кони, острова Три брата, мыс Восточный, мыс Красный, остров Кекурный («Монах»).
/upload/iblock/3e8/na8g3at99diuei6lxl87qj32mjpzeyb8.jpg
/upload/iblock/b36/iiyg5wo2u1jxf2eyo64ay0akjwje2441.jpg
/upload/iblock/743/m8piulaztpn1v9o3qucpjn12l8tiwdir.jpg
/upload/iblock/f98/u8m7pu6660pdm0kdvixxiqmgabt264ug.jpg
/upload/iblock/cb2/ddlda7rqdh1a663m721w0owhb23ytwdh.jpg
/upload/iblock/18f/3wkdu2ivaimuneyb4zvlwyz2552thw3h.jpg
/upload/iblock/562/t22nwa061t68pugnn0qs531nohnruezx.jpg
/upload/iblock/009/uriipqw9mozlw0l9ys6brap3lh9bb0mh.jpg
/upload/iblock/501/tulzdbad4fpjf7yads81l4ra9zvr0rjm.jpg
/upload/iblock/3d1/kw61td4324an95qz4ddx4g1nvvq10t52.jpg
/upload/iblock/2b3/jvjshr8zaqa8ldhotw6c087ngiy7vxef.jpg
/upload/iblock/e6b/1i44igb2xg5awx04ppxwsm8k2t6bifsh.jpg
/upload/iblock/02f/ehk8jwt5myzvdvqpk213s14lbs38q225.jpg
/upload/iblock/3e8/na8g3at99diuei6lxl87qj32mjpzeyb8.jpg
/upload/iblock/b36/iiyg5wo2u1jxf2eyo64ay0akjwje2441.jpg
/upload/iblock/743/m8piulaztpn1v9o3qucpjn12l8tiwdir.jpg
/upload/iblock/f98/u8m7pu6660pdm0kdvixxiqmgabt264ug.jpg
/upload/iblock/cb2/ddlda7rqdh1a663m721w0owhb23ytwdh.jpg
/upload/iblock/18f/3wkdu2ivaimuneyb4zvlwyz2552thw3h.jpg
/upload/iblock/562/t22nwa061t68pugnn0qs531nohnruezx.jpg
/upload/iblock/009/uriipqw9mozlw0l9ys6brap3lh9bb0mh.jpg
/upload/iblock/501/tulzdbad4fpjf7yads81l4ra9zvr0rjm.jpg
/upload/iblock/3d1/kw61td4324an95qz4ddx4g1nvvq10t52.jpg
/upload/iblock/2b3/jvjshr8zaqa8ldhotw6c087ngiy7vxef.jpg
/upload/iblock/e6b/1i44igb2xg5awx04ppxwsm8k2t6bifsh.jpg
/upload/iblock/02f/ehk8jwt5myzvdvqpk213s14lbs38q225.jpg
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся школьного возраста от 7 лет, без хронических заболеваний, уровень физической подготовки – нормальный для своего возраста. Маршрут может быть пройден организованными группами детских туристско-краеведческих объединений, классными коллективами, семьями, клубами, малыми группами.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Нет
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цели и задачи маршрута могут формулироваться исходя из содержания той программы, в рамках которой реализуется маршрут. Возможные цели: - Знакомство на практике с основами начальной туристской подготовки в пеших летних походах и походах в межсезонье. - формирование ценностного отношения к туризму как виду активности, собственному здоровью и здоровью участников туристкой группы, физической подготовке как необходимому ресурсу, дисциплине и самодисциплине, природе родного края. В рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Таёжник» такой целью является обеспечение гармоничного творческого и физического развития обучающихся, путем стимулирования интереса к изучению родного края.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Воспитательные задачи 1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм. 2. Воспитать чувство личной ответственности. 3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 4. Развить экологическое самосознание. 5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни. Развивающие задачи 1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать. 2. Развитие общей физической выносливости. Обучающие задачи 1. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам начальной туристкой подготовки и выживания. 2. Сформировать и расширить систему знаний обучающихся по краеведению Магадана и Магаданской области. Прохождение маршрута позволяет: - познакомиться с туристским потенциалом р-на п. Горняк; - познакомиться с природными особенностями Охотского побережья Магаданской области; - усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях дикой природы; - развить коммуникативные способности; - способствовать формированию ценностного отношения к природной среде родного края; - способствовать формированию стремления к здоровому образу жизни средствами активного туризма. - отработать практические навыки: - использования снаряжения для летних туристских походов и походов в межсезонье; - техники передвижения в пеших походах по гористой местности; - техник спуска и подъема по некрутым склонам; - преодоления естественных препятствий при движении по пересеченной местности; - разжигания костра; - приготовления пищи на костре; - установки палатки. Прохождение маршрута в образовательной деятельности используется как практическое занятие на местности в виде однодневного похода. Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов: - рассказы, беседы о районе путешествия, его природных особенностях, истории, значимых событиях; - специально организованное наблюдение, фотографирование; - использование интерактивных навигационных материалов (карты, треки, путевые точки); - практическое освоение полученных ранее теоретических знаний.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Образовательные задачи маршрута
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Воспитательные задачи 1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм. 2. Воспитать чувство личной ответственности. 3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 4. Развить экологическое самосознание. 5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни. Развивающие задачи 1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать. 2. Развитие общей физической выносливости. Обучающие задачи 1. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам начальной туристкой подготовки и выживания. 2. Сформировать и расширить систему знаний обучающихся по краеведению Магадана и Магаданской области. Прохождение маршрута позволяет: - познакомиться с туристским потенциалом р-на п. Горняк; - познакомиться с природными особенностями Охотского побережья Магаданской области; - усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях дикой природы; - развить коммуникативные способности; - способствовать формированию ценностного отношения к природной среде родного края; - способствовать формированию стремления к здоровому образу жизни средствами активного туризма. - отработать практические навыки: - использования снаряжения для летних туристских походов и походов в межсезонье; - техники передвижения в пеших походах по гористой местности; - техник спуска и подъема по некрутым склонам; - преодоления естественных препятствий при движении по пересеченной местности; - разжигания костра; - приготовления пищи на костре; - установки палатки. Прохождение маршрута в образовательной деятельности используется как практическое занятие на местности в виде однодневного похода. Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов: - рассказы, беседы о районе путешествия, его природных особенностях, истории, значимых событиях; - специально организованное наблюдение, фотографирование; - использование интерактивных навигационных материалов (карты, треки, путевые точки); - практическое освоение полученных ранее теоретических знаний.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. Алгоритм организации и проведения туристского похода выходного дня с обучающимися образовательного учреждения https://disk.yandex.ru/i/rPvSr2PFfKqwQA 2. Особенности организации и проведения походов с детьми (таблица) https://disk.yandex.ru/i/Cdgirsx1xlU6ww 3. Этапы обеспечения безопасности при проведении туристских походов с обучающимися https://disk.yandex.ru/i/xMuhv8JEsFiUXA 4. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися https://disk.yandex.ru/i/Am5HhpRJfYCucQ 5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Таёжник» https://docs.pfdo.ru/uploads/programs/wys/1mn/wys1mnziCerD.pdf 6. Выбираем гамаши http://magdec.ru/rayzman/vybiraem-gamashi/ 7. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе (Бардин К. В.) - 1973 год https://sinref.ru/000_uchebniki/05400turizm/002_azbuka_turizma_burdin_1973/000.htm 8. Туризм и спортивное ориентирование (В.И. Ганопольский) - 1987 год https://sinref.ru/000_uchebniki/05400turizm/007_turizm_i_sportivnoe_orientirovanie_ganapolski_1987/000.htm 9. Организация и проведение туристских походов с учащимися https://ozlib.com/811710/turizm/organizatsiya_i_provedenie_turistskih_pohodov_s_uchaschimisya 10. Махов, С. Ю. Организация безопасности активного туризма [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования / С. Ю. Махов. — Электрон. текстовые данные. — Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014. - https://ozlib.com/1059174/turizm/organizatsiya_bezopasnosti_aktivnogo_turizma 11. Рабочая тетрадь по основам туризма туризма для учащихся младших классов «Собираем рюкзачок» Рязанцева Людмила Александровна, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и патриотического воспитания» г. Тулы - https://307226.selcdn.ru/turcenter-prod/unauth/3c8ba0/5556ff479cf71cd9ca91a9b655ddaf71d9f98d0e.pdf 12. Седов Р. В. Хочу ходить по земле. – Магадан : Охотник, 2019. https://hunterpress.ru/upload/pdf/Sedov_95_Routes_book.pdf 13. Природа, растения и животные Магаданской области// «Сезоны года» общеобразовательный журнал https://сезоны-года.рф/Магаданская%20область.html 14. Заповедник "Магаданский": флора и фауна - https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/241912/zapovednik-magadanskiy-flora-i-fauna 15. Методические рекомендации по организации и проведению походов выходного дня (прогулок в природу) в окрестностях Магадана с детьми среднего школьного возраста в осенний период - http://magdec.ru/rayzman/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniju-pohodov-vyhodnogo-dnja-progulok-v-prirodu-v-okrestnostjah-magadana-s-detmi-srednego-shkolnogo-vozrasta-v-osennij-period/ 16. Кольцевой маршрут п. Горняк — Черный ключ — п. Горняк (видео) - http://magdec.ru/rayzman/kolcevoj-marshrut-p-gornjak-chernyj-kljuch-p-gornjak-video/ 17. Как правильно составить раскладку продуктов для похода https://mir-tourista.ru/statyi/vyzhivanie-v-dikoi-prirode/pitanie/raskladka-produktov.html 18. Черный ключ http://greatkolymatrail.ru/routes/chernyy-klyuch/
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Маршрут может быть использован для первоначального ознакомления юных начинающих туристов с базовыми навыками пешего туризма. Прохождение маршрута способствует актуализации знаний, полученных в рамках освоения дополнительных образовательных программ туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного и естественно-научного направлений, и образовательных программ основного общего образования по предметным областям «Естественные науки», «Физическая культура», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках внеурочной деятельности. Прохождение маршрута позволяет дополнить и разнообразить программы воспитания /воспитательной работы классов и ОУ в целом, создает условия для дополнительной физической активности обучающихся, содействуя укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Маршрут интегрирован в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу туристско-краеведческой направленности «Таёжник». https://docs.pfdo.ru/uploads/programs/wys/1mn/wys1mnziCerD.pdf
Описание пути следования по маршруту
К началу активной части маршрута можно добраться на рейсовом автобусе № 12 или личным автотранспортом. Автобусная остановка «Пляж» находится близ моста через р. Дукча и этнопарка «Дюкча». Маршрут начинается от моста через р. Дукча в р-не п. Горняк и этнопарка «Дюкча» и проходит по размытой грунтовой дороге, ведущей к заброшенному карьеру. Далее путь сворачивает на одну из просек, огибающих карьер. Здесь начинается официальный старт маркированной тропы «Черный ключ». Именно по ней нам предстоит двигаться. Здесь же установлены качели, фотозона, стенд с описанием маршрута и небольшая беседка для отдыха. Маркированный желтыми ромбами маршрут проходит по старым заросшим просекам и тропам вдоль обрывистых склонов сопки, спускающихся к морю. Спустя пару сотен метров после начала движения сворачиваем на заросшую ольхой просеку и поднимаемся по крутому склону сопки над карьером. Это наиболее сложный для физически неподготовленных участников группы этап. Хороший ориентир и место для отдыха после подъема – металлический грибок – предназначавшийся для защиты от камнепада во время проведения взрывных работ. Далее по едва заметной тропе двигаемся к месту стоянки. Местность каменистая, частично заросшая лиственницей, стлаником, ольхой и малиной, поэтому необходимо использовать перчатки, держать дистанцию между участниками, двигаться медленно и осторожно. Спустя три сотни метров после подъема выходим на место стоянки «Весновка». Это место раньше всего очищается от снега. Ранней весной, при невозможности из-за глубокого снега двигаться дальше, можно остановиться здесь. Каменистая местность позволила оборудовать тут кострище – мангал, окружающие стоянку лиственницы поделятся сухими нижними ветками. При маркировке тропы здесь установили скамейки для отдыха. Но лучше продолжить движение. Наша цель – стоянка «Летнее место» находится всего в трех сотнях метров от предыдущего привала. Здесь помимо кострового места установлены стол со скамейками, дровник и информационный стенд с описанием растений и животных, встречающихся на маршруте. Поляна может вместить 15-20 человек. Рядом находится бочажок с талой водой, однако во второй половине лета она уходит. Следует обратить особое внимание ребят на недопустимость использования в качестве дров свежих растений. Неподалеку есть место для пробной установки палатки. В трехстах метрах от места стоянки находится обзорная площадка с которой открывается замечательный вид на б. Гертнера. (см. Паспорт маршрута «Загадки Черного ключа») Необходимо учитывать, что стоянка находится на мысу и в двух сторонах на расстоянии примерно ста и трехсот метров от стоянки – обрывы. Обратный путь дается гораздо легче. На всем протяжении маршрута имеется сотовая связь. Wi-Fi отсутствует.
Программа маршрута
Перед началом похода необходимо провести подготовительный этап: провести инструктаж по ТБ, дать представление о необходимой для похода одежде и снаряжении, рассмотреть в теории те задачи, которые предполагается решить на практике во время похода. С учетом расписания рейсового автобуса № 12 старт активной части маршрута целесообразно назначать на 10.15. 10.15 – Сбор и перекличка обучающихся на старте активной части маршрута (Этнопарк Дюкча). Стартовый инструктаж. 10.15-10.35 – Движение по маршруту. 10.35-10.45 – Короткий привал на обзорной площадке «Фотозона Черный ключ». Осмотр окрестностей. Привязка к местности. Основные топонимы. Краткая краеведческая справка. 10.45-11.10 - Движение по маршруту. 11.10-11.15 – Короткий привал «У грибка». Краткая краеведческая справка. Дополнительный инструктаж по ТБ «Движение по каменистой местности и дистанция между участниками при движении по лесной местности» 11.15-11.45 – Движение по маршруту. 11.45-11.55 - Основной привал «Летнее место». Общая характеристика флоры и фауны побережья Охотоморья. 11.55-14.00 - Приготовление и прием пищи. Освоение базовых навыков организации обеденного привала. 14.00-15.00 - Тренировочная установка палатки или радиальный выход к обзорной площадке "мозжевельник" 15.00-16.00 - Движение по маршруту (возвращение). 16.00 – Достижение финишной точки. Этнопарк Дюкча. 16.20 – Посадка на автобус в город.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
п. Горняк – этнопарк «Дюкча» - Фотозона маркированной тропы «Черный ключ» - привал «У грибка» - привал «Весновка» - привал «Летнее место» и обратно.
Высотный график маршрута
Дополнительная информация и (или) условия
Сезон Маршрут проходим в мае-октябре. Отдельно следует остановиться на обеспечении безопасности в условиях возможности встречи с медведями. Необходимо четко сознавать, что полностью гарантировать туристскую группу от встречи с медведями невозможно. Однако, и преувеличивать эту опасность нельзя. «Медвежий фактор» необходимо учитывать, однако он не должен быть основанием для полного отказа от походов. Какие же меры следует предпринимать, чтобы избежать встречи с медведями? 1. Мониторинг маршрута: за неделю до предполагаемой даты похода необходимо начать тщательное отслеживание района путешествия. Здесь помощь могут оказать разнообразные магаданские туристские WhatsApp-чаты – там размещается информация о районах, где замечены следы медведей. Разумеется, следует отказаться от путешествия в том районе, где недавно видели медвежьи следы. 2. Движение компактной группой: во всех случаях встречи людей с медведями, речь шла о столкновении одиночек. От группы медведи предпочитают уходить заранее. Следует особенно проинструктировать детей об опасности отдаляться за пределы видимости от взрослых и важности предупреждения руководителя в случае неотложной необходимости отойти. 3. Предупреждающий шум при движении: как правило, детская группа и без дополнительного инструктажа производит столько шума, что слышна за несколько сот метров. Тем не менее, в случае движения по местности с ограниченным полем зрения (стланик, ольховник и т.п.), следует производить максимально много шума, дабы предупредить медведя о вашем приближении, чтобы он успел уйти. 4. Особенное внимание при движении следует обратить на возможные следы недавнего присутствия медведей: отпечатки лап, разоренные муравейники, выворотени – следы мышкования, крупные кучи помета, обилие мелких кисточек живого стланика на тропе. Разумеется, при обнаружении таких следов следует прервать поход и вернуться к старту. 5. Особенное внимание надо обратить на состояние бивака. Не следует оставлять на месте лагеря остатки пищи или сжигать ее на огне – запах может привлечь медведя. Вряд ли стоит приучать его к тому, что на месте вашего бивака он может подкормиться – иначе вы рискуете столкнуться с ним в следующий раз. 6. Так как гарантировать туристскую группу от встречи с медведями тем не менее невозможно, взрослым стоит брать в поход фальшфейер или сигнал охотника, а детям – свистки. 7. При встрече с медведем медленно отступать в наименее заросшую сторону, предварительно убедившись, что там нет второго медведя. Соблюдение элементарных мер предосторожности минимизирует риск неприятной встречи. Особенности прохождения в мае: В мае чаще всего сохраняется снежный покров, поэтому при подготовке похода следует убедиться, что одежда всех участников подготовлена к преодолению снега глубиной до 50 см. Руководитель должен проконтролировать наличие у участников группы запасных носков и перчаток (варежек). Телефоны участников должны быть заряжены на 100%. Особенности прохождения в июле-октябре: Близ цели нашего маршрута – привала «Летнее место», находится небольшой бочажок с талой водой. Однако, начиная с июля, вода из него уходит и туристской группе становится необходимо приносить с собой воду не только для приготовления пищи, но и для тушения костра. Одежда: легкая (желательно не на синтепоне) непромокаемая куртка с капюшоном, вязаная шапочка (в межсезонье), теплые перчатки+запасные (в межсезонье), свитер на молнии с высоким горлом, плотные штаны из снегоотталкивающей ткани с термобельем (в межсезонье, летом – штаны из плотной ткани). Желательны туристские гамаши (в межсезонье). Групповое снаряжение: Желательно иметь с собой одну-две небольших пилы для заготовки дров. Групповая аптечка, снаряжение для организации практических занятий по преодолению различных технических этапов дистанции по спортивному туризму. Котлы для приготовления пищи, поварешка, гриль-решетка и/или шампуры, верхонки, нож, запасные столовые приборы, питание на группу. Опыт показывает, что заранее распределять среди участников компоненты супа/чая бесполезно – обязательно кто-нибудь или не придет, или что-либо забудет. Более удобно заранее закупить и подготовить к приготовлению продукты, распределив расходы среди действительных участников. Личное снаряжение: рюкзак, кружка, миска, ложка, сидушки, запасные носки и перчатки, личная аптечка. Желательны снегозащитные гамаши (фонарики)- в межсезонье. Не забываем полностью зарядить телефоны! Питание: термос с чаем или вода для питья, бутерброды, сосиски или шашлыки для жарки, что-то к чаю.