«Маршрут памяти»
Сложность маршрута: Однодневная экскурсия
Тип маршрута: Комбинированный
Сезонность: Весна-лето-осень
1 час
2 км

Описание маршрута
Маршрут:
1. Площадь Ленина, Аллея героев
2. Здание детской библиотеки, где в годы войны был военный госпиталь
3. Здание детского сада №7 по ул. Карла Макса, где был штаб партизанского движения
4. Здание гимназии №1, где был штаб Юго-Западного фронта.
5. Городское кладбище, братская могила, захоронения бойцов СВО
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
5-11 класс
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти
Цели и задачи маршрута
Патриотическое воспитание, привить учащимся чувство гордости за подвиги предков, научить уважению к прошлому и памяти потомкам.
Осветить историю событий Великой Отечественной войны и Специальной военной операции

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Посещение музеев/экспозиций/мемориальных комплексов СВО
Образовательные задачи маршрута
Осветить историю событий Великой Отечественной войны и Специальной военной операции
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. Афанасьев А.И. От Дона до Низких Татр. – Воронеж. 1974. – 248 с.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Учебник для 9 класса. – М. 2009 г.
3. Земля Калачеевская. Страницы истории Калачеевского района. – Воронеж. 1998 г. – 144 с.
4. Панова В.И. История Воронежского края. – Воронеж. 1995. – 195 с.
5. Филоненко С.И. О вкладе города Воронежа в Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - «Коммуна», № 44 (25081), 28.03.08 г.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Потенциал этого маршрута возможно использовать при проведении уроков истории и кружковой музейной работы
Описание пути следования по маршруту
1. Площадь Ленина и Аллея Героев:
⦁ Место памяти: Площадь Ленина — центральное место памяти о героях Великой Отечественной войны в Калаче. Вечный огонь служит символом непреходящей памяти о подвиге земляков.
⦁ Эволюция аллеи: Интересно проследить, как менялось оформление аллеи Героев со временем: от простых деревянных щитов в 60-70-х годах до барельефов в 80-х и, наконец, до современного мемориального ансамбля.
⦁ Автор мемориала: Стоит подчеркнуть, что мемориальный комплекс создан по проекту земляка, скульптора А.С. Хижняка, что добавляет истории местный колорит.
⦁ Художественное решение: Опишите подробнее художественное решение триптихов: как именно сгруппированы портреты, какие рода войск представлены, какой создается общий образ героев. Можно упомянуть материал - гранит, как символ вечности и стойкости.
⦁ Контраст материалов: Можно отметить контраст между бронзовыми бюстами живых героев и гранитными триптихами павших, подчеркивая разную судьбу, но единый подвиг.
2. Детская библиотека – бывший военный госпиталь:
⦁ Калач – город-госпиталь: Подчеркните значение Калача как города-госпиталя в тяжелое военное время.
⦁ Жизнь в прифронтовом городе: Опишите атмосферу прифронтового города: поток беженцев, пленных, постоянная опасность бомбежек.
⦁ Нехватка мест в госпиталях: Расскажите подробнее о трудностях, с которыми сталкивались врачи и раненые из-за нехватки мест и ресурсов.
⦁ Помощь школьников: История о помощи школьников раненым очень трогательна. Можно добавить детали: какие письма они писали, какие концерты показывали, как это помогало поднять дух раненых.
3. Детский сад №7 – штаб партизанского движения:
⦁ Роль партизан: Расскажите о роли партизанского движения в борьбе с врагом.
⦁ Курсы обучения: Упомяните о важности курсов обучения методам партизанской борьбы, которые проводились при штабе.
⦁ Связь с домом №32: Подчеркните связь между детским садом и домом М.С. Цареградского, создавая единый маршрут памяти.
4. Гимназия №1 – штаб Юго-Западного фронта:
⦁ Значение штаба: Объясните значение штаба Юго-Западного фронта в Калаче и его роль в Среднедонской наступательной операции «Малый Сатурн».
⦁ Известные военачальники: Упоминание о таких фигурах, как Василевский и Воронов, добавляет исторической значимости месту.
⦁ Опасность для города: Подчеркните, что присутствие штаба делало Калач целью для вражеских бомбардировок и диверсий.
⦁ Гибель Стельмаха: История о гибели начальника штаба Стельмаха и его захоронении во дворе школы-интернат добавляет трагизма и драматизма.
5. ⦁ Братская могила 1942-1943 гг.: Здесь похоронены воины, которые лечились в военных госпиталях, но скончались от тяжелых ранений, полученных в боях Великой Отечественной войны. В условиях военного времени, из-за нехватки ресурсов и времени, не было возможности создавать отдельные могилы с памятниками для каждого погибшего. Поэтому их хоронили вместе, в братской могиле, подчеркивая их братство по оружию и общую жертву.
⦁ Захоронения бойцов СВО: Трагическая связь времен подчеркивается тем, что рядом с братской могилой героев Великой Отечественной войны появились новые захоронения – могилы участников специальной военной операции (СВО), погибших в боях. Это создает преемственность между поколениями защитников Родины и напоминает о цене, которую приходится платить за мир.

Программа маршрута
1. Площадь Ленина: Во время больших всенародных праздников сюда, к Вечному огню приходят те, кто помнит о подвиге наших земляков, чтобы почтить память народных героев, погибших ради жизни и счастья будущих поколений на калачеевской земле. в 60-70-е годы в городском парке была оформлена первая аллея Героев Советского Союза. На деревянных щитах были изображены портреты семнадцати Героев Советского Союза, выходцев из Калачеевского района. В 80-е годы была возведена вторая аллея – с барельефами героев, автором которой был художник Лопатин. Создание нового мемориального ансамбля началось в 1989 году. План строительства культурно-художественного комплекса был разработан нашим земляком скульптором А. С. Хижняком. Тем Героям Советского Союза, кто вернулся с войны домой живым (их было восемь человек) изготовили бюсты из бронзы. Портреты тех же, кому звание Героя было присвоено посмертно (это девять человек), сгруппировали по три. Каждый триптих вырубили из цельного монолитного куска гранита, учитывая, чтобы в каждом были представлены различные рода войск: пехотинцы, лётчики, танкисты, артиллеристы. Эти герои навечно застыли в камне.
2. Здание детской библиотеки, где в годы войны был военный госпиталь. В грозном 1942 году Калач стал прифронтовым. Враг совсем немного не дошел до него, был остановлен южнее у Богучара. Город переживал все ужасы прифронтовой обстановки. Через Калач на восток двигался большой поток беженцев, пленных. В Калач стали прибывать раненные, поэтому его называли городом-госпиталем. В первую очередь госпитали размещали в больнице. Очень скоро здесь стало не хватать мест. Раненые лежали в коридорах, во всех подсобных помещениях, просто на полу, на соломенных тюфяках. Поэтому госпитали стали размещать во всех больших зданиях в Калаче. В Заброденской школе, школе №6, в школе-интернат. Занятия в школах прекратились, но это не радовало учеников. В теплое время дети помогали в уборке урожая на полях. Когда наступили холода школьники каждый день приходили в школу и помогали в госпитале, чем могли. Мыли полы, посуду, разносили еду и кормили немощных раненых, писали письма родным, показывали концерты.
3. Здание детского сада №7 по ул. Карла Макса, где был штаб партизанского движения: с декабря 1942 года по апрель 1943 года здесь размещался Штаб партизанского движения Юго-Западного фронта, возглавляемый полковником Алексеем Никитичем Асмоловым. На стене здания помещена мемориальная плита, посвящённая этому событию. Я планирую рассказать о том, что при штабе были организованы курсы обучения методам партизанской борьбы. Командовать курсами назначили нашего земляка Михаила Семёновича Цареградского. Дом №32, где жил этот герой находится неподалеку на улице 9 января. Этому месту тоже стоит поклонится, посмотреть на мемориальную доску.
4. Здание гимназии №1, где был штаб Юго-Западного фронта. здесь с 15 декабря 1942 года по 3 января 1943 года дислоцировался штаб Юго-Западного фронта, командующим которого был генерал-полковник Николай Фёдорович Ватутин, начальник штаба – Григорий Давыдович Стельмах, член Военного совета – Алексей Сергеевич Желтов. Из Калача руководили Среднедонской наступательной операцией советских войск под кодовым названием «Малый Сатурн». В Калач приезжали такие видные советские военачальники как Маршал Советского Союза Василевский, командующий артиллерией Воронов. Фашисты знали об этом. Город неоднократно бомбили. Сюда направляли диверсантов. Начальник штаба Стельмах выехал на передовую, попал под обстрел и погиб. Он был похоронен во дворе школы-интернат.
5. Городское кладбище, братская могила, захоронения бойцов СВО: Здесь покоятся те, кто находились на излечении в военных госпиталях и не сумели выжить после тяжёлых ранений в 1942-1943 гг. Тогда не было времени и возможности копать индивидуальные могилы и обозначать их памятниками. Хоронили всех вместе, как братьев. К сожалению, совсем недавно за последний год рядом с захоронением героев Великой Отечественной войны на городском кладбище появились новые могилы бойцов. Здесь похоронены воины российской армии – участники специальной военной операции, погибшие на поле боя.
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Точки маршрута:
1. Площадь Ленина в центре Калача
2. Здание детской библиотеки.
3. Здание детского сада №7 по ул. Карла Макса.
4. Здание гимназии №1.
5. Городское кладбище.
Дополнительная информация и (или) условия
Нужен школьный автобус