МБУ музей-заповедник «Коломенский кремль»
Сложность маршрута: Однодневная экскурсия
Тип маршрута: Пеший
Сезонность: Круглогодичный
1 день 0 часов
24 км
Описание маршрута
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию о Русском государстве в период 16-18 веков, территории основных занятиях населения, сравнительную характеристику Московского княжества и Московской области сегодня.
Экскурсия по музею –заповеднику «Коломенский кремль» состоит из трех частей и направлена на расширение закрепление знаний обучающихся по предмету «Истории России».
В первой части рассказывается о строительстве Коломенского кремля для укрепления южных границ московского царства для борьбы с казанским и крымскими ханствами во время правления Василия III. Каменные своды были построены в период с 1525 по 1531 год по указу князя Василия III. Новые стены возводились не сразу, а по мере полного разрушения деревянных укреплений и по их периметру. Также строители размещали на территории Коломны гуляй-башни, которые специально встраивались в стены из-за возможного их разрушения.
Вторая часть раскрывает внешнюю политику и устройство русского войска во время правления Ивана IV. Засечные черты и оборона государства. Роль Коломны в подготовке военных походов на Казань. Расширение границ Российского государства.
Третья часть представляет Коломну в Смутное время. Битву с польскими войсками и Правление Марины Мнишек.
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 6-8 классов.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти
Цели и задачи маршрута
• Расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебных процесс; • Воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.
• Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения;
Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
• Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области;
• Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения;
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу:
1. Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVIIв. 7 класс.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016 – 253с.
2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 класс.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2013. – 204с.
3. Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016 – 239с.Г. В. Вернадский Монголы и Русь. Глава IV
4. Коломна — Москвы уголок — 3. Дата обращения 14 декабря 2006. Архивировано 27 сентября 2007 года.
5. Мазурова Н. Б. Количество башен Коломенского кремля в XVI в. // Коломна и Коломенская земля: история и культура: Сборник статей. Коломна, 2009. С. 147—177.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Реализация экскурсии программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предмету «История России». Участники познакомятся с историей Московского княжества и его ролью в истории России того времени, получат информацию об основных объектах показа и экскурсионных программах Подмосковья, связанных с изучаемыми предметами в 7 классе.
Описание пути следования по маршруту
проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
МБУ музей-заповедник «Коломенский кремль»
Программа экскурсии
Тема 1. Строительство Коломенского Кремля для укрепления южных границ московского царства для борьбы с казанским и крымскими ханствами во время правления Василия III.
Тема 2. Внешняя политика и устройство русского войска во время правления Ивана IV. Засечные черты и оборона государства. Роль Коломны в подготовке военных походов на Казань. Расширение границ Российского государства.
Тема 3. Коломна в Смутное время. Битва с польскими войсками. Правление Марины Мнишек.
Направление: историческое, этническое.
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предмету «История России», изучаемому в 7 классе образовательных учреждений.
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию о Русском государстве в период 16-18 веков, территории основных занятиях населения, сравнительную характеристику Московского княжества и Московской области сегодня.
Экскурсия по музею –заповеднику «Коломенский кремль» состоит из трех частей и направлена на расширение закрепление знаний обучающихся по предмету «Истории России».
В первой части рассказывается о строительстве Коломенского кремля для укрепления южных границ московского царства для борьбы с казанским и крымскими ханствами во время правления Василия III. Каменные своды были построены в период с 1525 по 1531 год по указу князя Василия III. Новые стены возводились не сразу, а по мере полного разрушения деревянных укреплений и по их периметру. Также строители размещали на территории Коломны гуляй-башни, которые специально встраивались в стены из-за возможного их разрушения.
Вторая часть раскрывает внешнюю политику и устройство русского войска во время правления Ивана IV. Засечные черты и оборона государства. Роль Коломны в подготовке военных походов на Казань. Расширение границ Российского государства.
Третья часть представляет Коломну в Смутное время. Битву с польскими войсками и Правление Марины Мнишек.
2. Наименования и адреса объектов:
Муниципальное бюджетное учреждение музей-заповедник «Коломенский Кремль»
Московская область, г. Коломна, ул. Лажечникова, 5.
3. Цели, задачи, ожидаемый результат:
• Расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебных процесс;
• Воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.
Задачи:
• Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области;
• Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения;
Проведение образовательной экскурсии в «Коломенский кремль» раскрывает следующие темы:
1. Строительство Коломенского кремля для укрепления южных границ московского царства для борьбы с казанским и крымскими ханствами во время правления Василия III.
2. Внешняя политика и устройство русского войска во время правления Ивана IV. Засечные черты и оборона государства. Роль Коломны в подготовке военных походов на Казань. Расширение границ Российского государства.
• Формирование ключевых компетенций обучающихся;
• Подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.
Ожидаемый результат:
Реализация экскурсии программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предмету «История России».
Экскурсия по Коломенскому кремлю позволяет более полно раскрыть тему укрепления южных границ Московского царства для борьбы с казанским и крымскими ханствами во время правления Василия III, а также познакомить с внешней политикой и устройством Русского войска во время правления Ивана IV и расширением границ Российского государства, узнать о роли Коломны в подготовке военных походов на Казань, рассмотреть события Смутного времени и сплочение народа в борьбе против польско–литовских захватчиков.
Школьники запомнят такие термины как: «опричнина», «земщина»
4. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники познакомятся с историей Московского княжества и его ролью в истории России того времени, получат информацию об основных объектах показа и экскурсионных программах Подмосковья, связанных с изучаемыми предметами в 7 классе.
По ходу экскурсионной программы обучающиеся познакомятся с историей строительства Коломенского кремля. Кремль в Коломне построен в 15 веке для защиты южных границ Московского княжества от набегов татар. До этого на его месте находилась деревянная цитадель, возведенная рязанскими князьями в 12 столетии. Однако она в полной мере не справлялась с оборонительной функцией, поскольку ее постоянно поджигали и разрушали. После того, как татарские войска в очередной раз с легкостью разорили деревянную крепость, князь Василий III (отец Ивана Грозного) отдал указ о возведении в Коломне крепости из камня. Ее строительство началось 25 мая 1525 года. Возведение Коломенского Кремля было доверено итальянским мастерам. Именно они построили и Московский кремль. Работы над каменной крепостью в Коломне продолжались шесть лет и были завершены к августу 1531 года.
Итальянцы использовали при строительстве все достижения европейской фортификационной архитектуры того периода. Кремль занимает территорию в 24 гектара. По периметру было возведено 17 башен. Длина стен – 2 км, высота – более 20 м, при толщине около 3 м. Кремль в Коломне по праву считается одной из грандиозных построек той эпохи. Он долгое время был военным форпостом Руси. Именно в Коломенском кремле Иван Грозный собирал войско для похода на Казань в 1552 году.
Из 17 башен до наших дней сохранилось только 7. Самая высокая из сохранившихся – Коломенская. Она возвышается на 31 м. Эта башня двадцатигранная, но на расстоянии выглядит круглой. Своим вторым названием она обязана жене Лжедмитрия I и Лжедмитрия II – Марине Мнишек. Во время Смуты она проживала в Коломне.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам экскурсионной программы - блоки вопросов по московской области, истории строительства Коломенского кремля. Внешняя политика и устройство Русского войска во время правления Ивана IV, Коломна во время подготовки военных походов на Казань и о Коломне в Смутное время.
.
5. Описание объектов посещения:
• Пятницкая башня
• Маринкина башня
• Успенская церковь Успенского Брусенского монастыря
• Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря
• Памятник Святому Князю Дмитрию Донскому
• Памятник Кириллу и Мефодию.
• Успенский кафедральный собор
• Колокольня Успенского собора
• Храм иконы Божией Матери Тихвинская
• Храм Воскресения Словущего
• Церковь Святой Троицы Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря
• Покровская церковь Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря
• Церковь Николы Гостиного
• Церковь Воздвижения Креста Господня
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
7. Ссылки на литературу:
1. Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVIIв. 7 класс.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016 – 253с.
2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 класс.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2013. – 204с.
3. Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016 – 239с.Г. В. Вернадский Монголы и Русь. Глава IV
4. Коломна — Москвы уголок — 3. Дата обращения 14 декабря 2006. Архивировано 27 сентября 2007 года.
5. Мазурова Н. Б. Количество башен Коломенского кремля в XVI в. // Коломна и Коломенская земля: история и культура: Сборник статей. Коломна, 2009. С. 147—177.
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
7 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы:
- Русское государство в первой половине ХVI века;
- опричнина Ивана Грозного;
- Коломна в Смутное время;
- битва с польскими войсками;
- правление Марины Мнишек.
•
Борьба за власть в конце XVII в.»
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Экскурсия –беседа;
• Викторина.
10. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения школьники услышат рассказ об истории Московского княжества, территории, основных занятиях населения и Московской области сегодня; информация об основных объектах показа эксплуатационных программах Подмосковья.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по следующим блокам вопросов:
- Русское государство в первой половине ХVI века;
- опричнина Ивана Грозного;
- Коломна в смутное время;
- битва с польскими войсками;
- правление Марины Мнишек.
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, а именно осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, её культуру, литературу, историю.
Приложение №1
Викторина с ответами
Общий блок вопросов:
1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году)
А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929
2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²)
А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км.
3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево)
4. В каких городах находятся монастыри?
(А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна)
А) Троице-Сергиева лавра:
Б) Савино-Сторожевский:
В) Новоголутвин:
5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка)
6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор)
7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие)
8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи)
9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью)
10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск)
Блок вопросов, посвященных Коломенскому Кремлю:
1) В связи с каким событием в истории не сохранился деревянный коломенский кремль? (Во времена нашествия Батыя ( XII век) деревянный кремль не стал преградой для войска Батыя и был сожжен).
2) До наших дней сохранилось 7 башен кремля из 16. В связи с чем Кремль пришел в упадок? (Потеря военно-оборонительного статуса для города сделало содержание кремля нерентабельным, и он начал разрушаться и разбираться местными жителями для постройки гражданских зданий. Разрушение кремля было остановлено указом Николая I в 1826, но к тому времени существенная часть кремля уже была разрушена).
3) Вокруг стен и башен Коломенского кремля за свою многовековую историю создалось множество легенд, одна из которых о Коломенской башне, по-другому Маринкиной. Почему башня названа Маринкиной и что гласит легенда? (В 1611году в башне Коломенского кремля была заточена известная смутьянка Марина Мнишек, в которой она и скончалась. Но в городе существует легенда, согласно которой Марина не умерла в заточении в стенах Коломенского кремля, а, обратившись вороной, вылетела в окно. Принято считать, что в честь Мнишек башня и получила своё название).
4) Как называются главные ворота Коломенского кремля и почему они – главные? (Пятницкие. Своё название Пятницкая башня, вероятно, получила от стоявшей на посаде за кремлёвской стеной неподалёку от ворот деревянной церкви Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей торговли).
5) По исторической версии кто руководил строительством кремля? (Итальянский архитектор (Алевиз Фрязин). Построен за 6 лет, а сопоставимое строительство в Москве длилось 10 лет).
6) С какой целью велось строительство кремля? (Укрепление южных границ в борьбе с татарами – Казанским и Крымским ханством).
7) Главный храм Коломенской епархии, перед иконами которого молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в Казанский поход? (Успенский собор, заложенный в 1379 году царем Дмитрием Донским в честь победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже).
Приложение №2
Раздаточный материал
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения:
• Пятницкая башня
• Маринкина башня
• Успенская церковь Успенского Брусенского монастыря
• Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря
• Памятник Святому Князю Дмитрию Донскому
• Памятник Кириллу и Мефодию.
• Успенский кафедральный собор
• Колокольня Успенского собора
• Храм иконы Божией Матери Тихвинская
• Храм Воскресения Словущего
• Церковь Святой Троицы Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря
• Покровская церковь Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря
• Церковь Николы Гостиного
• Церковь Воздвижения Креста Господня
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьникам может быть предложена викторина по следующим блокам вопросов:
- Русское государство в первой половине ХVI века;
- опричнина Ивана Грозного;
- Коломна в смутное время;
- битва с польскими войсками;
- правление Марины Мнишек.
Викторина с ответами прилагается.