"Крылатые герои"

Субъект: Брянская область

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

5 часов 8 км
Описание маршрута
Пешеходный маршрут: «Крылатые герои» однодневный. Маршрут всесезонный, может проходить пешком, на лыжах, на велосипедах. На маршруте мы посещаем два памятника летчикам, используем 3 карты по спортивному ориентированию, где можно провести тренировки, поставить дистанцию и провести квест игру, связанную с летчиками ВОв.
/upload/iblock/a7b/2vdna129xcxcxfiw7zqc1619tauoa9tl.jpg
/upload/iblock/a8a/nqynqa5j3ywaqbi2vnyq5r9nc8hylsf5.jpg
/upload/iblock/bbb/yjqtnheaejiojg6tyulepl91p7tsubol.jpg
/upload/iblock/958/bisu3ln3rpgahxldrwsj1fvyv44ge4v3.JPG
/upload/iblock/938/3ymuee458m3v8hvj8k11trta2za0yddt.jpg
/upload/iblock/60d/ivlgw17doyihbux2sj5f8xbrdvdwrbp7.jpg
/upload/iblock/322/4xm1buzksmrjbnmnire00juwj99ibeop.JPG
/upload/iblock/007/cslln0stmmllo4frvcv0o4fomxjouavb.JPG
/upload/iblock/ac4/431w91xq4q1l4oo3w2qnina1duaqqv1t.JPG
/upload/iblock/309/8l858gm4s6r7baa3cx9eirmq0u43u7er.JPG
/upload/iblock/f0b/n2a4anzzblapxhee9kqrvh6sti2957tc.JPG
/upload/iblock/636/koh8byvwiosnzsd6lt5c7ykdtmepofue.JPG
/upload/iblock/5a1/zlpfbczvpnpu6laxtl4mhdc3720k6qij.JPG
/upload/iblock/a7b/2vdna129xcxcxfiw7zqc1619tauoa9tl.jpg
/upload/iblock/a8a/nqynqa5j3ywaqbi2vnyq5r9nc8hylsf5.jpg
/upload/iblock/bbb/yjqtnheaejiojg6tyulepl91p7tsubol.jpg
/upload/iblock/958/bisu3ln3rpgahxldrwsj1fvyv44ge4v3.JPG
/upload/iblock/938/3ymuee458m3v8hvj8k11trta2za0yddt.jpg
/upload/iblock/60d/ivlgw17doyihbux2sj5f8xbrdvdwrbp7.jpg
/upload/iblock/322/4xm1buzksmrjbnmnire00juwj99ibeop.JPG
/upload/iblock/007/cslln0stmmllo4frvcv0o4fomxjouavb.JPG
/upload/iblock/ac4/431w91xq4q1l4oo3w2qnina1duaqqv1t.JPG
/upload/iblock/309/8l858gm4s6r7baa3cx9eirmq0u43u7er.JPG
/upload/iblock/f0b/n2a4anzzblapxhee9kqrvh6sti2957tc.JPG
/upload/iblock/636/koh8byvwiosnzsd6lt5c7ykdtmepofue.JPG
/upload/iblock/5a1/zlpfbczvpnpu6laxtl4mhdc3720k6qij.JPG
Расположение маршрута
В городской и природной среде
Целевая аудитория маршрута
Школьники, студенты, жители и гости Брянска, в возрасте от 7 лет и далее без ограничений
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Воспитание у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей

- углубление знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;- сохранение исторической памяти через воссоздание атмосферы суровых военных лет, осознание нравственной ценности причастности к судьбе Отечества;- сохранение культурных ценностей и защита окружающей среды

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Образовательные задачи маршрута
- углубление знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;- сохранение исторической памяти через воссоздание атмосферы суровых военных лет, осознание нравственной ценности причастности к судьбе Отечества;- сохранение культурных ценностей и защита окружающей среды
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. https://proza.ru/2012/12/21/1302?ysclid=mg1we8zaz01582182302.https://poisk32.ru/index.php?showtopic=8248&ysclid=mg1wivullt5098696363. Материал для подготовки квест игры https://kamozin100.ucoz.net/index/brjanskij_aviaklub/0-9?ysclid=mg1wkpuqci8188790874. https://trizna.ru/forum/topic/42586-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BB-2-%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA-%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%8D%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%B6%D0%B0/?page=25. https://poisk.re/way/3720775?ysclid=mg1wvp5xyc9345565956.https://poisk32.ru/index.php?showtopic=8248&hl=%CB%E0%EF%F2%E5%E2+-%C4%E5%F0%EA%E0%F77. http://allaces.ru/p/people.php?id=25855
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Программы воспитательной работы.Образовательные программы основного общего образования (учебные предметы «История России», «Всеобщая история», «Обществознание»). Образовательные программы в рамках внеурочной деятельности (исследовательская деятельность, индивидуальные проекты).Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-гуманитарной направленности).- совершенствование деятельности образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников и созданию для них оптимальных условий для культурного и духовно-нравственногоразвития;- активизация краеведческой деятельности и вовлечение детей в исследовательскую и туристско-краеведческую работу;- осознание участниками программы ответственности за судьбу малой Родины, формирование чувства патриотизма и гордости за сопричастность к историческому и духовному наследию;- развитие интеллектуальных способностей обучающихся;- увеличение разнообразия форм краеведческой и экологической деятельности.
Описание пути следования по маршруту
г. Брянск – станция Свень, памятник летчикам – п. Свень-Товарная - карьер, спортивная карта «Свень-Транспортная» – р. Тадивля – Южный пост, спортивная карта «Южный пост» – Ковшовское лесничество, спортивная карта «Ковшовка», памятник летчикам – Брянск.
Программа маршрута
Начало маршрута можно начинать с остановки Набережная или Брянск 2 (расписание автобуса №103 в приложении). Садимся на автобус №103 (Брянск-Свень) и продолжаем наше движение до остановки Свень1 (схема прилагается). Далее мы продолжаем движение через дорогу по пешеходному переходу к ст. Свень (фотографируемся). От ст. Свень идем по платформе на Ю-З (180 м.) до памятника летчикам. Делаем привал (слушаем информацию). Затем возвращаемся назад до станции и уходим по дороге в направлении Ю-В, через 20 м. пересекаем ж/д пути, далее по дороге 115 м. до переезда. От переезда уходим по дороге влево до леса 500 м. Заходим в лес и идем по дороге примерное направление на Юг до карьера (1км 650 м.). Делаем привал, на котором можно провести квест- игру, ориентироваться и пройти курсы выживания в лесу. После привала выходим по дороге в направлении Восток до дороги, которая ведет на СВ. Идем по ней, пересекая р. Тадивля (750 м.), затем движение продолжаем дальше по дороге до ст. Южный пост (1км 650м). Пересекаем ж/д пути и продолжаем движение дальше по дороге на СВ до поселка Ковшовское лесничество (450 м.). Идем по поселку, через 180 м. с правой стороны находится памятник Погибшему экипажу летчиков (краеведческая информация, фотографируемся). Движение продолжаем дальше по асфальтированной дороге на С–СЗ до озера, где можно сделать привал и так же провести различные игры, занятия по карте. После привала идем вдоль озера до моста с маленьким водопадом (фотографируемся). Далее движение продолжаем по этой же дороге до остановки общественного транспорта (автобус №48, 33к, 33д).Станция СвеньСтанция Свень была построена в 1887 году. Брянская станция Свень по железнодорожной классификации наравне со станциями Навля и Орджоникидзеград относится к 3-му классу. По размеру она уступает только таким крупным станциям, как Брянск-Орловский, Брянск-Льговский и Унеча, сообщили в редакции газеты «Деснянка 32». В то время там еще не было депо и складов, но люди уже приступили к работе. Первое здание на станции было возведено только 137 лет назад. «Станция Свень, расположенная на неэлектрифицированном участке (до 1996 года здесь курсировали электропоезда до Выгоничей) на линии Брянск - Гомель, находится в 13 км от Брянска-Орловского и в 3 км от Брянска-Льговского. Количество основных железнодорожных путей - три, две платформы, круглосуточное освещение и дежурства,» - говорится в сообщении. За сутки через станцию проходит до 14 пар грузовых поездов и 4 пары автомотрис, следующих по маршруту «Брянск-Унеча». Кроме того, через станцию проходят пассажирские поезда белорусского направления – на Гомель и Минск. Однако остановок здесь они больше не делают.Также на станции есть еще 4 подъездных пути, не предназначенных для общего пользования, а открытых для предприятий, расположенных в поселке Свень-Транспортная.Свень расположена в окружении леса и озёр - посёлок в Брянском районе Брянской области, административный центр Свенского сельского поселения. Расположен в 7 км к югу от городской черты Брянска, в 4 км к югу от железнодорожной станции Свень. На месте где сейчас находится поселок, в 1945 году была территория торфопредприятия «Брянское». Здесь находилась контора, несколько бараков-землянок. Добывали торф, как основное топливо для Брянской ГРЭС в Белых Берегах. С расширением добычи торфа встал вопрос о строительстве поселка для рабочих. Местом для поселка была выбрана Свень.С 1 марта 1945 года – торфопредприятие вступило в планомерный период восстановительных работ.1946 год – на Свени запустили лесозавод (он и сейчас работает), стали пилить лес для строительства. Были построены 3 жилых дома, магазин, столовая, школа, ясли, авто гараж.1948 год – построена участковая больница, 6 жилых домов.1949 год – построен Свенский Дом культуры и библиотека.Торфопредприятие «Брянское» ликвидировано с 01.09.1960 г. и образован филиал Жуковского велозавода.Филиал Жуковского велозавода с 01.01.1962 г. переименован в Брянский завод винтовых конвейеров. В дальнейшем ещё много раз переименовывался.В 1999 году стал называться ЗАО «Брянскстроммаш» (так называется и по сегодняшний день).С 1950 по 1997 год населённый пункт относился к категории посёлков городского типа. До 2007 года в состав этого посёлка были включены все населённые пункты (8 нас. п.), ныне составляющие Свенское сельское поселение;2012 год – построен 1-й дом по программе «Переселения из ветхого жилья». В 2016 году построен последний (7 дом) по программе переселения.Число жителей Свенского сельского поселения на конец 2017 года составило 3309 человек.Свень-ТранспортнаяСвень-Транспортная (Транспортный) - посёлок в Брянском районе Брянской области, в составе Свенского сельского поселения. Расположен в 3 км к югу от городской черты Брянска, в 5 км к юго-востоку от села Супонево. Население - 771 человек (2010).Возник в 1930-х гг.; с 1963 года был причислен к Свенскому поссовету, а с 1970-х гг. по 2007 был включён в состав пгт Свень.В посёлке расположена железнодорожная станция Свень на линии Брянск -Гомель. Имеется средняя школа (№ 2).Население на 2016 год - около 1000 человек. На территории поселка Свень-Транспортная располагается филиал МБОУ «Свенская сош №1» Брянского р-на, а также несколько промышленных предприятий.Памятник лётчикам на станции Свень (Информация о памятнике из статьи «Не вернулся из полёта», Михаил Лазаренко, Операция «ПОИСК», ссылка на статью в разделе «Учебно-методический комплекс»).17 сентября 1968 года. Ясный тёплый солнечный день. Деревья одеваются в пурпурный осенний наряд. На пороге – короткое бабье лето. Брянщина торжественно отмечала 25-летие освобождения области от немецко-фашистской оккупации. Ещё свежи в памяти народа картины жестоких расправ и расстрелов мирного населения немцами и полицаями, ноют раны у ветеранов, многие семьи так и не узнали, где покоятся останки их отцов и сыновей, ушедших на фронт и «пропавших без вести». Сегодня школа и жители п. Свень хоронят погибших в небе над Брянском в боях за освобождение города в 1943 году тела двоих летчиков. Погибший самолёт и тела лётчиков найдены пионерами Свенской школы №2 в болоте поймы Десны у пользующегося среди старожилов дурной славой Тёмного озера. Руководила поисками неизвестных героев старшая пионервожатая Рыкова Нина. Такая патриотическая работа с лёгкой руки писателя Смирнова С.С. проводилась тогда по всей стране. Процессия под траурные звуки духового оркестра медленно двигалась от школы к станции Свень. Над толпой плыл обитый красным ситцем гроб, который старшеклассники и солдаты несли на своих плечах. Шагавшие впереди две девочки в белых блузках с приколотыми на груди комсомольскими значками держали портрет погибшего лётчика, овитый чёрной лентой. За гробом шли приехавший на похороны из Украины брат лётчика, жители Свени и близлежащих посёлков: Пятилетки, Стяжного, Полужья – с цветами и венками. Строем шагали пионеры и октябрята школы, отделение солдат с карабинами. Собралось более тысячи человек. Процессия остановилась у станции Свень, у свежевырытой могилы. Траурный митинг открыл военный комиссар района. Он говорил о Великой Отечественной войне, о героизме советских воинов, отдавших жизни за любимую Родину. Благодарил пионеров Свенской школы за патриотическую работу по розыску неизвестных героев прошедшей войны. Выступали ветераны, участники сражений, брат погибшего лётчика, школьники. Как только стали опускать гроб в могилу, тишину прорезал паровозный гудок. Он тревожно разносился по посёлку, эхом возвращаясь из окружающего Свень леса. Это гудел старый паровоз, специально присланный железнодорожниками из паровозного депо. Гудел долго, казалось, целую вечность. Склонив головы, молча стояли люди, у многих по щекам текли слёзы. Ещё свежи были раны прошедшей войны. Не было семьи, которая не потеряла бы на войне отца, брата, сына. И мало кто знал, где покоятся кости дорогого человека. Прозвучали три ружейных залпа. Это солдаты по команде офицера отдали последний воинский салют погибшим воинам… Посёлок Свень находится в живописном сосновом лесу, в нескольких километрах от Брянска, у железнодорожного полустанка. В военные годы в этих лесах активно действовали партизаны, станцию и проходящие через Брянск воинские эшелоны бомбили в 41 году немецкие самолёты, в 42-43 годах – наши. Посёлки появились уже после войны, а тогда возле станции было несколько домиков, да на лесных кордонах проживали со своими семьями лесники. И в лесах с войны осталось немало безымянных могил защитников родной земли, неразорвавшихся мин и авиабомб. Решила вожатая с пионерами разыскать такие захоронения и установить имена погибших воинов. И появился в школе отряд юных следопытов. В п. Пятилетка одна пожилая женщина показала девочкам на опушке леса, который подходил вплотную к её дому, могильный холмик с вросшим в землю деревянным крестом. Из её рассказа следопыты узнали, что здесь похоронен старший лейтенант Красной Армии. В сентябре 41-го года выходившие из окружения красноармейцы оставили на её попечение тяжело раненного командира. Обещали, что скоро погонят немцев назад и вернутся за лейтенантом. Спрятала раненого от рыскавших по округе немцев женщина в сарае, как могла, выхаживала, лечила травами, но раны оказались смертельны. Не приходя в сознание, лейтенант через две недели умер. Документов при нём не оказалось. Так и похоронен был русский юноша лейтенант безымянным. Немцев погнали нескоро, и те, кто оставил командира, не вернулись. Наверное, и сами не дожили до Победы. Женщина ухаживает за могилой, каждую весну высаживает свежие цветы. Её муж тоже ушёл на фронт и не вернулся. Про сбитый немецкими зенитчиками в 1943 году над Свенью самолёт люди знали, но о судьбе пилотов никто не ведал. И когда пионеры спросили лесничиху про тот самолёт, то оказалось, что она не только видела, как падал горящий самолёт в болото, но и предала земле погибших пилотов. В конце апреля 1968 года привели пионеры к этой женщине вожатую Нину. Их встретила сухонькая старуха с умными усталыми глазами. Узнав о цели приезда вожатой с пионерами, угостила душистым лесным чаем и стала рассказывать. И вот что услышали следопыты: – Было это в начале мая 1943 года, в полдень. Наши самолёты бомбили немецкие эшелоны на Втором Брянске. Со стороны Свенского монастыря по самолётам били немецкие зенитки. Два наших истребителя атаковали эту зенитную батарею. Слышно было, как строчили пулемёты и рвались над монастырём снаряды. И вдруг один из наших самолётов загорелся и стал падать. Упал он километрах в трёх от кордона на нашей стороне Десны, в лесу, как раз напротив монастыря. Я и мой сын (ему тогда было 11 лет), взяв топорики, побежали к месту падения самолёта. Весна в тот год запоздала. Все болота ещё были залиты талой водой, приходилось их обходить или прыгать по кочкам. Лес был ещё прозрачный. Деревья только начинали распускать почки. Добирались до места падения самолёта более часа. Самолет ещё дымился. От удара о землю он рассыпался, нос ушёл в болото. Возле места падения уже было пятеро немецких автоматчиков с собакой. Они нас заметили, но прогонять не стали. И мы с сыном стояли в метрах в 20 и наблюдали за ними из-за кустов. Немцы вытащили из-под обломков самолёта тела лётчиков, обыскали. Забрали с собой планшетки, документы и ушли к Десне. Мы подошли ближе. Оба лётчика были мертвы. У каждого недоставало ноги. Только у одного – правой, у другого – левой. Видимо, ноги оторвало попавшим в самолёт зенитным снарядом. Лётчики были совсем молоденькие. Мы решили лётчиков похоронить, чтобы не растерзали бродячие собаки или волки. Шагах в сорока от упавшего самолёта нашли сухое место, топорами вырубили неглубокую яму, положили на дно кусок крыла самолёта, потом тела лётчиков, сверху тоже накрыли куском алюминия и прикопали землёй. Сын нашёл под обломками самолёта пистолет и обгоревшее удостоверение пилота. Сохранилось только часть фамилии «Дерка…» и «г. Мелитополь». Покопавшись в сундучке, женщина достала передала ребятам сохранённое ею обгоревшее картонное удостоверение. Никаких других букв там было не прочесть. На просьбу вожатой показать место захоронения лётчиков лесничиха стала отказываться, говоря: – Я бы и рада, да ноги не хотят подчиняться: ревматизм замучил, дальше магазина уже не хожу. Дам я вам адрес сына, который помогал мне предавать земле лётчиков. Живёт в Брянске, ему уже 36 лет, женат. Он вам и покажет. Хотя там по болоту и лес порос, но место он помнит. Мы лет десять назад туда с ним наведывались. Нашли ребята сына лесничихи в Брянске, договорились пойти на поиски упавшего самолёта и лётчиков после Дня Победы, 10 мая, когда в болоте будет посуше. Но в условленное время следопыты проводника не дождались. Не дождались и в следующий выходной. Как оказалось, 9 мая сын лесничихи утонул в Десне, пытаясь на спор переплыть полноводную холодную реку. Решили пионеры попробовать разыскать место гибели самолёта и захоронение погибших воинов сами.На уроках труда из толстой проволоки сделали метровые шомпола с заострёнными концами, нашли резиновые сапоги, и в первый же день каникул отправились к Тёмному озеру. Кроме шомполов, с собой взяли лопаты и топорики. Вела их вожатая Нина и завуч Калиничев В. И.В первый же день ребятам удалось близко подойти к Тёмному озеру. Всё болото действительно поросло густым березняком и лозой. После долгих поисков мальчикам удалось увидеть прямо у самого берега, в тине фрагмент самолёта. Помня рассказ лесничихи, стали искать поблизости бугорок. Их было несколько. Надеясь наткнуться на металл, мальчики и девочки на каждом возвышении протыкали шомполами землю. Наконец, после трёх часов поиска шомпол вожатой наткнулся на что-то металлическое. Копнули лопатой, а там на глубине не более 30 см, действительно кусок крыла самолёта. Вырубили поросшие на нём берёзки, подняли лист и увидели останки двоих пилотов. Как и говорила женщина-лесничиха, у каждого было по одной ноге, обутой в солдатский сапог. Сапоги даже не истлели. Как и было заранее условлено, захоронение не стали трогать. Положили кусок крыла на прежнее место, присыпали землёй и вернулись домой.Надо было попытаться установить имена погибших воинов. Поскольку было известно, что один из пилотов, фамилия которого начиналась с букв «Дерка…», получил удостоверение в Мелитополе, написали в Совет пионерской дружины школы №1 этого городка письмо. Просили разыскать хоть какие-то сведения об этом лётчике, учившемся в их лётном училище во время войны, и сообщить в Свень. На радость, следопытам уже через две недели из Мелитополя ответили, что в марте 1943 года Мелитопольское лётное военное училище закончил Деркач П.С., уроженец Черниговской области. Написали ребята письмо в черниговское село, на родину лётчика. Оказывается, там живёт младший брат лётчика, работает учителем. Он и сообщил, что был у него брат Пётр, который в июне 1941 года, сразу после выпускного вечера, добровольцем ушёл на фронт. Вскоре пришли немцы-оккупанты, которые хозяйничали в селе более двух лет. В семье поэтому не знали, как и где воевал и как погиб Пётр. Уже после войны из военкомата сообщили, что лейтенант Деркач П.С. с 1943 года числится без вести пропавшим. Учитель прислал довоенную фотокарточку брата и сообщил дату его рождения: 9 мая 1923 года. Зная фамилию одного лётчика и обстоятельства его гибели, ребята обратились в Центральный Архив Министерства обороны с просьбой сообщить, что известно о гибели под Брянском самолёта-штурмовика с двумя лётчиками на борту, один из которых Деркач П.С., в начале мая 1943 года. Из Архива ответили, что 9 мая 1943 года пилот Деркач и стрелок Лаптев вылетели по заданию за линию фронта в район г. Брянска. Назад на базу не вернулись. Числятся пропавшими без вести. Таким образом, к концу августа ребятам стало известно, когда погиб наш самолёт, где останки пилота и стрелка, где самолёт. Известны фамилия, место рождения и родственники лётчика. О стрелке ничего неизвестно, кроме фамилии Лаптев. Торжественные похороны погибших решили организовать 17 сентября. Все организационные вопросы пришлось решать мне, как директору школы. По моей просьбе завод винтовых конвейеров сделал гроб, прислал гусеничный трактор, который тросом вытащил из болотной трясины остов штурмовика. Начальник станции Свень подобрал место возле станции для могилы, вызвал паровоз с гудком. Военкомат Брянского района прислал офицера с солдатами, которые в присутствии пионеров вскрыли в лесу захоронение, сложили останки воинов в гроб и привезли в школу. Гроб установили в фойе школы для прощания с воинами. В почётном карауле стояли поочерёдно октябрята, пионеры и комсомольцы. В 14 часов под траурный марш духового оркестра похоронная процессия двинулась от школы к станции Свень…Прошло 40 лет с того печального дня. Пионеры, разыскавшие сбитый немцами самолёт и установившие имена лётчиков, уже сами стали дедушками и бабушками. И 40 лет у станции Свень стоит надгробный памятник с фамилиями найденных ими погибших героев. Из выбитой на мраморе надписи видно, что лейтенанту Деркачу в день гибели 9 мая 1943 года исполнилось ровно 20 лет. И ровно 2 года ещё оставалось до Великой Победы. Свенские школьники ухаживают за могилой. 17 сентября приносят к скромному памятнику цветы. Иногда к могиле приходит и бывшая пионервожатая Нина Кондратьевна, ныне заместитель директора школы №5 г. Брянска. И все, кто приезжает в Свень поездом или уезжает, не преминет остановиться у скромного надгробия. А старушка, перекрестившись, ещё и скажет: «Царство вам небесное, воины, отдавшие свою жизнь за спасение Родины от супостатов!» Директор Свенской средней школы №2 в 1964-1968 гг.****На региональном форуме poisk32.ru 8 июня 2021 г. тему про самолет нашли родственники летчика: "Отец моего мужа Лаптев Владимир Яковлевич - племянник Лаптева Дмитрия Захаровича, погибшего в 1943 во время боевого вылета на ИЛ-2 в Брянской области. Лаптев Захар Ильич (отец Дмитрия) с семьей - сыновьями Яковым 1918 г.р., Дмитрием 1922 г.р. и дочерью Зиной в конце двадцатых годов ХХ века переехал на постоянное место жительства из Брянской области Клинцовского р-н, село Ново-Ропск в город Макеевка." На фото братья Дмитрий (слева) и Яков.Информация о памятнике погибшему экипажу лётчиков. Ковшовское лесничество.Стараниями членов штаба «Поиск» Брянской школы № 41 было найдено место падения сбитого в мае 1943 года советского самолета и место захоронения летчиков в период оккупации в Ковшовском лесничестве. Благодаря настойчивости поисковиков были установлены имена экипажа тяжелого бомбардировщика ТБ-3 номер 163 первого гвардейского авиаполка дальнего действия. Памятник сооружен на окраине Фокинского района Брянска.Памятник погибшему экипажу летчиков во время Великой Отечественной войны в Ковшовском лесничестве. Ковшовский мемориальный комплекс. Мемориал сбитого в Великую Отечественную самолёта «ТБ-3» находится на окраине Фокинского района Брянска. Сам памятник поставили 35 лет назад. Сначала был небольшой мемориал со звездой, потом был мраморный обелиск. И лишь 8 лет назад появился нынешний, с именами похороненных здесь лётчиков: Демидкин И. М., Кисленко Я. Ф., Григорян М. И., Рычков В. И., Прохоров Ф. А., Комиссаров Р. Ф.Во время выполнения боевого задания у Свенского монастыря был сбит тяжёлый бомбардировщик «ТБ-3». Почти весь экипаж погиб и был здесь же похоронен местными жителями с Ковшовки и Ходаринки. Выжили лишь двое лётчиков. Один приземлился на мосту и был взят в плен. Второй сел в болотце и, обойдя стоявших невдалеке румын, сумел уйти. Дочь одного из погибших лётчиков, Григоряна М. И., искала своего отца 20 лет. Ответ на одно из её писем пришёл из Брянска, из 41-й школы. Ребята из этой школы до сих пор ухаживают за памятником. А тогда они только начинали собирать материалы о лётчиках и опрашивать очевидцев. Нашёлся и выживший лётчик Иван Павлович Буря. Вместе с дочерью и внучкой Григоряна М. И. они неоднократно бывали на месте падения самолёта, разговаривали с местными жителями, а также теми из них, кто хоронил погибших лётчиков.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
г. Брянск
Дополнительная информация и (или) условия
Маршрут всесезонный, можно проходить пешком, на лыжах, на велосипедах. На маршруте мы посещаем два памятника летчикам, используем 3 карты по спортивному ориентированию, где можно провести тренировки, поставить дистанцию и провести квест игру, связанную с летчиками ВОВ. Маршрут частично доступен для детей с ОВЗ. Противопоказания по интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузке. Маршрут частично доступен для детей-инвалидов.