«Волоколамский кремль»
Программа экскурсии
Тема 1. Вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Волоколамский кремль-опорный пункт князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана. Управление русским государством в начале XVI века. Волоколамские монастырские слободы: кожевенная, пушкарская, кузнечная.
Тема 2. Волоколамск в годы Смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III. Крестьянская война.
Направление: историческое, этническое.
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предмету «История России», изучаемому в 7 классе образовательных учреждений.
Программа экскурсии по Волоколамскому кремлю состоит из двух частей и направлена на расширение и закрепление знаний обучающихся по предмету «История России».
В первой части рассматриваются годы правления Василия III, его внешняя политика. Раскрывается тема Вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Экскурсовод расскажет Волоколамском кремле, как о опорном пункте князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана, а также об управлении Русским государством в начале XVI века.
Вторая тема описывает Волоколамск в годы смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III и крестьянская война.
2. Наименования и адреса объектов:
МУК МВК «Волоколамский кремль», Московская область, г. Волоколамск, ул. Горвал, д. 1.
3. Цели, задачи, ожидаемый результат:
Цели:
• Расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебных процесс;
• Воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.
Задачи:
• Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области;
• Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения;
• Разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа;
• Проведение образовательной экскурсии в «Волоколамский кремль» раскрывает следующие термины:
1) вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Волоколамский кремль-опорный пункт князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана. Управление русским государством в начале XVI. Волоколамские монастырские, кожевенная, пушкарская, кузнечная.
2) Волоколамск в годы Смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III. Партизанская война.
• Формирование ключевых компетенций обучающихся;
• Подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.
Ожидаемый результат:
Реализация экскурсионной программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предмету «История России».
Экскурсия по музею позволяет раскрыть более полно тему присоединения Волоколамского княжества к территории Московского княжества в годы правления Василия III. Изучение темы управления русским государством в начале XVI века. Монастыри. Волоколамские монастырские слободы, кожевенная, пушкарская, кузнечная. Как отразились на Волоколамске годы Смуты, ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III и крестьянская партизанская война, свидетельствуют о сплочении русского народа при защите Отечества.
Школьники поймут принципы сословного деления общества, запомнят термины: «русское самодержавие», «самодержец», «служилые люди», «боярская дума», «дворяне».
4. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники познакомятся с историей Московского княжества и его ролью в истории России того времени, получат информацию об основных объектах показа и экскурсионных программах Подмосковья, связанных с изучаемыми предметами в 7 классе.
По ходу экскурсионной программы обучающиеся познакомятся с историей Волоколамска, находящегося на самом развитом торговом пути. Город постоянно страдал от нашествия захватчиков, литовских и татарских войск.
В 1513 году город переходит в Московское княжество, во владение Василия III и становится опорным пунктом для охраны Московских земель. Василий III получил от историков прозвище «Последний собиратель земли Русской», были присоединены Псков 1510, Волоцк 1513, Смоленск 1514, Калуга 1518, Рязань и Углич 1521, Старо- Дубское и Новгородское княжества в 1523 году. В итоге Россия стала крупнейшим европейским государством. Василий III стремился к усилению власти князя. На протяжении всего царствования он отражал набеги ханов. Началось строительство государств – крепостей на границах с ханствами. К числу которых относится Волоколамск.
На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов касаются следующих тем:
1. вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Волоколамский кремль-опорный пункт князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана. Управление русским государством в начале XVI века. Волоколамская монастырские слободы: кожевенная, пушкарская, кузнечная.
2. Волоколамск в годы Смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III. Партизанская война.
5. Описание объектов посещения:
«Волоколамский кремль»
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
7. Ссылки на литературу:
1. Перевезенцев С.В. История России. ХVI-XVIII века. 7 класс. – Русское слово, 2013 г
2. Коровина В.Я. Литература 7 класс В 2ч. Ч1. [В.П,Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин] – М.: Просвещение, 2016 – 304с.
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «История России», темы: Русское государство в первой половине XVI века. Правление Великого князя Василия III.
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Экскурсия-беседа;
• Викторина.
10. Путевая информация:
Московское княжество XVI века, территория, основные занятия населения, охрана границ и Московская область в современное время. Сохранившиеся кремли Подмосковья и места их расположения, другие музеи, усадьбы, достопримечательности, которые можно рекомендовать к посещению в 7 классе.
На обратном пути:
• Викторина по следующим блокам вопросов:
1. Московская область.
2. Правление Василия III.
3. Волоколамский кремль.
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, а именно осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, ее культуру, историю.
Приложение №1
Викторина с ответами
Общий блок вопросов:
1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году)
А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929
2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²)
А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км.
3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево)
4. В каких городах находятся монастыри?
(А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна)
А) Троице-Сергиева лавра:
Б) Савино-Сторожевский:
В) Новоголутвин:
5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка)
6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор)
7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие)
8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи)
9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью)
10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск)
Блок вопросов, посвященных Волоколамскому Кремлю:
1) Волоколамский Кремль назван ансамблем. Что это значит? (Гармоничное единство пространственной композиции зданий, т.е. все элементы комплекса выполнены или соответствуют единой тематике).
2) Что входит в ансамбль Кремля? (Воскресенский собор, Никольский собор, колокольня. Собор – главный храм города).
3) С какой целью возведен Волоколамский кремль, кем и когда? (Возведен сыном Василия Тёмного в XV веке с целью повышения обороноспособности города во время междоусобиц – внутренних конфликтов и войн княжеств).
4) В 1853-1862 гг. возведен Никольский собор. Какому событию посвящено строительство собора? (Погибших в Крымской войне 1852-1856 гг).
5) В каком стиле выполнена колокольня, охарактеризуйте его. (Классицизм. Характеризуется в симметрии, сдержанном убранстве, масштабности).
6) Как называются входы в собор? (Портал, от лат. Порта - дверь).
7) В каком стиле выполнен Никольский собор? (Псевдорусский, ориентированный на формы древнерусского зодчества).
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
«Волоколамский кремль». Воскресенский собор. Колокольня. Никольский собор. Экспонаты музея.