«Волоколамский кремль»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 7 км
Описание маршрута
Программа экскурсии по Волоколамскому кремлю состоит из двух частей и направлена на расширение и закрепление знаний обучающихся по предмету «История России». В первой части рассматриваются годы правления Василия III, его внешняя политика. Раскрывается тема Вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Экскурсовод расскажет Волоколамском кремле, как о опорном пункте князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана, а также об управлении Русским государством в начале XVI века. Вторая тема описывает Волоколамск в годы смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III и крестьянская война.
/upload/iblock/575/m0q72dpkqwet70rbzi2ck43nu9ryxot9.jpg
/upload/iblock/94d/ow5pf002safoqcq6bcwq57gdy63whzbm.jpg
/upload/iblock/9ac/pfoykozi35okc8keuwwfdtsc8xsj9sdn.jpeg
/upload/iblock/9b3/9ttujpo4u2mn2wfvgcnyr9cqmaex39og.jpg
/upload/iblock/575/m0q72dpkqwet70rbzi2ck43nu9ryxot9.jpg
/upload/iblock/94d/ow5pf002safoqcq6bcwq57gdy63whzbm.jpg
/upload/iblock/9ac/pfoykozi35okc8keuwwfdtsc8xsj9sdn.jpeg
/upload/iblock/9b3/9ttujpo4u2mn2wfvgcnyr9cqmaex39og.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
обучающиеся образовательных организаций 7-6 классов
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

• Расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебных процесс; • Воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.

• Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • Разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; • Формирование ключевых компетенций обучающихся; • Подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
• Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • Разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; • Формирование ключевых компетенций обучающихся; • Подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Перевезенцев С.В. История России. ХVI-XVIII века. 7 класс. – Русское слово, 2013 г 2. Коровина В.Я. Литература 7 класс В 2ч. Ч1. [В.П,Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин] – М.: Просвещение, 2016 – 304с.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Реализация экскурсионной программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предмету «История России». Экскурсия по музею позволяет раскрыть более полно тему присоединения Волоколамского княжества к территории Московского княжества в годы правления Василия III. Изучение темы управления русским государством в начале XVI века. Монастыри. Волоколамские монастырские слободы, кожевенная, пушкарская, кузнечная. Как отразились на Волоколамске годы Смуты, ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III и крестьянская партизанская война, свидетельствуют о сплочении русского народа при защите Отечества. Школьники поймут принципы сословного деления общества, запомнят термины: «русское самодержавие», «самодержец», «служилые люди», «боярская дума», «дворяне».
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
«Волоколамский кремль» Программа экскурсии Тема 1. Вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Волоколамский кремль-опорный пункт князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана. Управление русским государством в начале XVI века. Волоколамские монастырские слободы: кожевенная, пушкарская, кузнечная. Тема 2. Волоколамск в годы Смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III. Крестьянская война. Направление: историческое, этническое. Формат: образовательная экскурсия. Регламент: проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предмету «История России», изучаемому в 7 классе образовательных учреждений. Программа экскурсии по Волоколамскому кремлю состоит из двух частей и направлена на расширение и закрепление знаний обучающихся по предмету «История России». В первой части рассматриваются годы правления Василия III, его внешняя политика. Раскрывается тема Вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Экскурсовод расскажет Волоколамском кремле, как о опорном пункте князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана, а также об управлении Русским государством в начале XVI века. Вторая тема описывает Волоколамск в годы смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III и крестьянская война. 2. Наименования и адреса объектов: МУК МВК «Волоколамский кремль», Московская область, г. Волоколамск, ул. Горвал, д. 1. 3. Цели, задачи, ожидаемый результат: Цели: • Расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебных процесс; • Воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения. Задачи: • Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • Разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; • Проведение образовательной экскурсии в «Волоколамский кремль» раскрывает следующие термины: 1) вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Волоколамский кремль-опорный пункт князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана. Управление русским государством в начале XVI. Волоколамские монастырские, кожевенная, пушкарская, кузнечная. 2) Волоколамск в годы Смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III. Партизанская война. • Формирование ключевых компетенций обучающихся; • Подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала. Ожидаемый результат: Реализация экскурсионной программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предмету «История России». Экскурсия по музею позволяет раскрыть более полно тему присоединения Волоколамского княжества к территории Московского княжества в годы правления Василия III. Изучение темы управления русским государством в начале XVI века. Монастыри. Волоколамские монастырские слободы, кожевенная, пушкарская, кузнечная. Как отразились на Волоколамске годы Смуты, ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III и крестьянская партизанская война, свидетельствуют о сплочении русского народа при защите Отечества. Школьники поймут принципы сословного деления общества, запомнят термины: «русское самодержавие», «самодержец», «служилые люди», «боярская дума», «дворяне». 4. Описание экскурсии: На пути следования к объекту посещения участники познакомятся с историей Московского княжества и его ролью в истории России того времени, получат информацию об основных объектах показа и экскурсионных программах Подмосковья, связанных с изучаемыми предметами в 7 классе. По ходу экскурсионной программы обучающиеся познакомятся с историей Волоколамска, находящегося на самом развитом торговом пути. Город постоянно страдал от нашествия захватчиков, литовских и татарских войск. В 1513 году город переходит в Московское княжество, во владение Василия III и становится опорным пунктом для охраны Московских земель. Василий III получил от историков прозвище «Последний собиратель земли Русской», были присоединены Псков 1510, Волоцк 1513, Смоленск 1514, Калуга 1518, Рязань и Углич 1521, Старо- Дубское и Новгородское княжества в 1523 году. В итоге Россия стала крупнейшим европейским государством. Василий III стремился к усилению власти князя. На протяжении всего царствования он отражал набеги ханов. Началось строительство государств – крепостей на границах с ханствами. К числу которых относится Волоколамск. На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов касаются следующих тем: 1. вхождение Волоколамска в состав московского княжества. Волоколамский кремль-опорный пункт князя Василия III при обороне Москвы от нашествий крымского хана. Управление русским государством в начале XVI века. Волоколамская монастырские слободы: кожевенная, пушкарская, кузнечная. 2. Волоколамск в годы Смуты. Ожесточенное сопротивление польскому королю Сигизмунду III. Партизанская война. 5. Описание объектов посещения: «Волоколамский кремль» 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Наглядные пособия 7. Ссылки на литературу: 1. Перевезенцев С.В. История России. ХVI-XVIII века. 7 класс. – Русское слово, 2013 г 2. Коровина В.Я. Литература 7 класс В 2ч. Ч1. [В.П,Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин] – М.: Просвещение, 2016 – 304с. 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «История России», темы: Русское государство в первой половине XVI века. Правление Великого князя Василия III. 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Экскурсия-беседа; • Викторина. 10. Путевая информация: Московское княжество XVI века, территория, основные занятия населения, охрана границ и Московская область в современное время. Сохранившиеся кремли Подмосковья и места их расположения, другие музеи, усадьбы, достопримечательности, которые можно рекомендовать к посещению в 7 классе. На обратном пути: • Викторина по следующим блокам вопросов: 1. Московская область. 2. Правление Василия III. 3. Волоколамский кремль. 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, а именно осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, ее культуру, историю.   Приложение №1 Викторина с ответами Общий блок вопросов: 1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году) А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929 2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²) А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км. 3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево) 4. В каких городах находятся монастыри? (А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна) А) Троице-Сергиева лавра: Б) Савино-Сторожевский: В) Новоголутвин: 5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка) 6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор) 7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие) 8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи) 9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью) 10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск) Блок вопросов, посвященных Волоколамскому Кремлю: 1) Волоколамский Кремль назван ансамблем. Что это значит? (Гармоничное единство пространственной композиции зданий, т.е. все элементы комплекса выполнены или соответствуют единой тематике). 2) Что входит в ансамбль Кремля? (Воскресенский собор, Никольский собор, колокольня. Собор – главный храм города). 3) С какой целью возведен Волоколамский кремль, кем и когда? (Возведен сыном Василия Тёмного в XV веке с целью повышения обороноспособности города во время междоусобиц – внутренних конфликтов и войн княжеств). 4) В 1853-1862 гг. возведен Никольский собор. Какому событию посвящено строительство собора? (Погибших в Крымской войне 1852-1856 гг). 5) В каком стиле выполнена колокольня, охарактеризуйте его. (Классицизм. Характеризуется в симметрии, сдержанном убранстве, масштабности). 6) Как называются входы в собор? (Портал, от лат. Порта - дверь). 7) В каком стиле выполнен Никольский собор? (Псевдорусский, ориентированный на формы древнерусского зодчества).  
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
«Волоколамский кремль». Воскресенский собор. Колокольня. Никольский собор. Экспонаты музея.
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьники могут принять участие в викторине по итогам экскурсии. Вопросы и ответы включены в программу маршрута