Смоленская крепость

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

3 часа 5 км
Описание маршрута
Маршрут проходит в центре города Смоленска вдоль части Смоленской крепостной стены - крупнейшей из сохранившихся кирпичных крепостей мира.
/upload/iblock/cd8/u0w8j7jv72hf7n7zx47zy3y17o3osdea.jpg
/upload/iblock/2f6/qkc81g31m7mggk452qcua3kr8rnbmmi5.png
/upload/iblock/cd8/kctoo5vti61t1pkyy2vciyb8nx6uxajj.png
/upload/iblock/08c/2qn45gyhcsuxel5vyhvzz80pvxkoq2n5.jpg
/upload/iblock/a2a/qarv76e2jjug609wza8kgobp2w0s4ua0.jpg
/upload/iblock/a06/wujo80jg35jm35yq6kke12s6vfjayamh.jpg
/upload/iblock/cd8/u0w8j7jv72hf7n7zx47zy3y17o3osdea.jpg
/upload/iblock/2f6/qkc81g31m7mggk452qcua3kr8rnbmmi5.png
/upload/iblock/cd8/kctoo5vti61t1pkyy2vciyb8nx6uxajj.png
/upload/iblock/08c/2qn45gyhcsuxel5vyhvzz80pvxkoq2n5.jpg
/upload/iblock/a2a/qarv76e2jjug609wza8kgobp2w0s4ua0.jpg
/upload/iblock/a06/wujo80jg35jm35yq6kke12s6vfjayamh.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся общеобразовательных организаций возрастом 14–17 лет. Ступени образования: 8–11 класс, в том числе с углубленным изучением предметной области «История России», победители школьных конкурсов и олимпиад по предмету «История». Дополнительно: Обучающиеся организаций дополнительного образования по туристско-краеведческому направлению; участники проектов этого направления, организованные группы детей из других регионов. Степень интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузки - высокая. Нет ограничений по здоровью.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

1. Образовательная: Расширить знания экскурсантов об истории России в период с начала XVI до событий Великой Отечественной войны и роли Смоленска в ней, как главной пограничной крепости за западных рубежах страны. Основной акцент на трёх героических событиях в судьбе города: героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг.; Смоленск в отечественной войне 1812 г.; Смоленск в годы Великой Отечественной войны, а также на событиях Северной войны. Зодчий Ф. Конь и история строительства смоленской крепости. 2. Воспитательная: Прививать ребятам любовь к истории родного края и России. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.

- формирование межпредметных связей и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательских работ, закрепление на практике знаний, полученных в процессе изучения предмета «История России»; - самостоятельное ознакомление с литературными источниками по теме экскурсии (согласно заданного педагогом плана до поездки), - постановка исследовательских задач; - сбор материала для выполнения исследовательских работ (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон, фото и видеосъемка), - подготовка группового или индивидуального исследовательского проекта и его защита (на уроке, конкурсе, олимпиаде и т.д.). Для обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование. На основе полученного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы). По окончанию маршрута предлагается оформить результаты полученных знаний в виде проекта, презентации, выступления

Образовательные задачи маршрута
- формирование межпредметных связей и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательских работ, закрепление на практике знаний, полученных в процессе изучения предмета «История России»; - самостоятельное ознакомление с литературными источниками по теме экскурсии (согласно заданного педагогом плана до поездки), - постановка исследовательских задач; - сбор материала для выполнения исследовательских работ (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон, фото и видеосъемка), - подготовка группового или индивидуального исследовательского проекта и его защита (на уроке, конкурсе, олимпиаде и т.д.). Для обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование. На основе полученного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы). По окончанию маршрута предлагается оформить результаты полученных знаний в виде проекта, презентации, выступления
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
https://westfacad.ru/zapadnyj-fasad-rossii/smolenskaya-oblast/ http://www.visitsmolensk.ru/chto-posmotret/dostoprimechatelnosti/krepostnaya-stena/
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Возможные образовательные и воспитательные эффекты: - образовательные программы основного общего образования, предметные области по ФГОС - предметная область «История России»; - в рамках внеурочной деятельности: научно-историческое, индивидуальный проект; - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой направленности); - программы воспитания /воспитательной работы: познавательные (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей), ценностно-ориентационные (формирование убеждений и взглядов, нравственных и иных норм жизни), общественные (взаимодействие в коллективе, умение работать в группе, разрешение возникающих конфликтов, свое мнение), формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения, исследовательская и проектная деятельность. Образовательные и воспитательные эффекты: воспитание в обучающихся самостоятельности в принятии решении, целенаправленности в действиях и поступках, развитие способности к самовоспитанию и саморегулированию. Прогнозируемые результаты: - вовлечение в исследовательский процесс, самостоятельная работа с источниками; - формирование целостной картины исторического развития территории; - ознакомление с современным процессом реконструкции исторического места; - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Описание пути следования по маршруту
Участникам экскурсии предстоит проследовать вдоль сохранившихся частей Смоленской крепостной стены и местам, где располагались недошедшие до наших дней участки. От памятника зодчему Федору Коню возле Громовой башни (ул. Октябрьской революции) - башни Бублейка и Копытенская (ул. Дзержинского) – Королевский бастион (Марсово поле) – ул. Бакунина – участки стены вдоль ул. Студенческая и ул. Соболева – ул. Тимирязева – восточный участок крепости с внешней стороны, башни Веселуха, Орел, Аврамиевская – ул. Жукова – Шеинов бастион – участок стены у Моховой башни – пл. Победы (памятник «Защитникам и освободителям Смоленска»
Программа маршрута
Сбор группы в г. Смоленске около памятника зодчему Федору Коню возле Громовой башни (ул. Октябрьской революции). Вступительное слово, инструктаж по технике безопасности. Движение пешком по маршруту экскурсии (маршрут соответствует порядку ключевых объектов).
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Памятник зодчему Ф. Коню у Громовой башни – башни Бублейка и Копытенская – Королевский бастион – участки стены вдоль ул. Студенческая (Пятницкая башня) и ул. Соболева – восточный участок крепости с внешней стороны Веселуха, Орел, Аврамиевская – Шеинов бастион – участок стены у Моховой башни – памятник «Защитникам и освободителям Смоленска»
Дополнительная информация и (или) условия
Проезд группы – организованный, на заказном или рейсовом автобусе, следующем до ост. «Улица Октябрьской революции». Всем участникам заранее ознакомиться с материалами по теме экскурсии, во время экскурсии иметь ручки и блокноты. Педагогу необходимо задать тему исследования до начала маршрута, развить ее в полевых условиях со сбором материала, а затем оформить проект по завершению маршрута.