Образовательные задачи маршрута
- развитие личности ученика путем применения вариативных модулей уроков «Технология», «Изобразительное искусство», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
- формирование межпредметных связей и вовлечение в исследовательско-производственный процесс,
- формирование художественного вкуса,
- знакомство с туристскими, ремесленными профессиями, сыроварением с точки зрения самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности,
- стимулирование познавательного интереса и вовлеченность к изучению истории, культуры, традиций и быта народностей Алтайского края,
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности,
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через вовлечение их в интерактивные мастер-классы, диспуты, беседы, диалог,
- оздоровительный эффект через активную составляющую тура, пролегающего в экологически чистом районе Алтайского края,
- развитие чувства патриотизма у подрастающего поколения.
На протяжении маршрута участники в виде игр, бесед, лекций и экскурсий, творческих личных и групповых заданий, проблемных ситуаций (в зависимости от возраста) получают информацию об Алтайском крае, его истории и культуре, рельефе и известных лицах региона.
В маршрут включены несколько интерактивных экскурсий с мастер-классами, которые позволят вовлечь ребят в действие.
Методы убеждения (диалог, диспут, убеждение, развернутый рассказ, инструктаж) направлены на формирование взглядов обучающихся; методы упражнений (задания, поручения, пример) способствуют организации деятельности учащихся, методы оценки и самооценки (критика, самокритика, соревнования, поощрение) стимулируют самоанализ и самооценку, оценку поступков.
На основе полученного научного и увиденного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы).
По окончанию маршрута предлагается оформить результаты полученных знаний в виде стенгазеты, проекта, презентации, выступления.
Рекомендовано – педагогу задать тему исследования до начала маршрута, развить ее в полевых условиях со сбором материала, а затем оформить проект по завершению маршрута.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. Вводный блок:
План маршрута (вводное занятие и предварительная постановка исследовательских задач. Нитка: г. Барнаул – г. Бийск – Смоленский район – с. Солоновка – кемпинг Бобровая заимка – Гостевой дом «Кержацкие палати» – Белокуриха 2 – г. Барнаул).
Программа маршрута:
Целевая аудитория: обучающиеся 7 – 8 классов.
Цель: развитие личности ученика путем применения вариативных модулей урока технологии, формирования межпредметных связей и вовлечение в исследовательско-производственный процесс, ранняя профориентационная работа.
Задачи:
- развитие личности ученика путем применения вариативных модулей уроков «Технология», «Изобразительное искусство», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», внеурочной деятельности,
- формирование межпредметных связей и вовлечение в исследовательско-производственный процесс,
- формирование художественного вкуса,
- знакомство с туристскими, ремесленными профессиями, сыроварением с точки зрения самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности,
- стимулирование познавательного интереса и вовлеченность к изучению истории, культуры, традиций и быта народностей Алтайского края,
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности,
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через вовлечение их в интерактивные мастер-классы, диспуты, беседы, диалог,
- оздоровительный эффект через активную составляющую тура, пролегающего в экологически чистом районе Алтайского края,
- развитие чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Реализация: разделение обучающихся на исследовательские группы или в форме индивидуального проекта, совершение маршрута, исследовательская работа, защита проекта.
Ожидаемый результат: вовлечение в исследовательский процесс; ознакомление с художественными, ремесленными традициями народностей Алтайского края, знакомство с ремесленными профессиями и сыроварением как ранняя профориентация.
Документация по Технике безопасности (ТБ)
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. №527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»;
Приказ Министерства внутренних дел РФ от 23 июня 2021 г. №469 «Об утверждении формы уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами»;
ГОСТ 54605—2017 «Туристские услуги. Услуги детского туризма»;
Инструкция для сопровождающих (ответственного) по мерам безопасности при перевозке детей автобусами;
Доверенность на сопровождение детей для сопровождения детей в комендантский час;
Страховой полис от несчастного случая и страховой полис от укуса клеща;
Иные документы направляющей стороны.
2. Учебно-дидактический блок:
Методические рекомендации к учебным и исследовательским заданиям: данный маршрут насыщен содержанием: эстетическое воспитание, знакомство с профессией, знакомство с культурой, историей и природой Смоленского района. Учитывая большое количество разносторонней информации необходима максимальная информированность и заинтересованность обучающихся, предварительная подготовка к маршруту.
Обучающимся необходимо заранее самостоятельно и совместно с педагогом ознакомиться с районом проведения маршрута, бытом и культурой народов Смоленского района, понятиями декоративно-прикладного искусства и ремесленными профессиями, сыроварением; обсудить важность и перспективы ремесленных, сельскохозяйственных профессий, профессий, предполагающих ручной труд, дизайнерские решения.
Рекомендуем обсудить вопросы, касающиеся ручного труда как средства самовыражения, проявления творчества и индивидуальности; ручной труд как средство заработка в роли Индивидуального предпринимателя или самозанятости (на примере товаров, реализуемых в социальных сетях, приложениях «Авито», «Юла», сувенирных лавках и т.д.).
Педагогу желательно применять различные методы подачи информации, в том числе игровые, ролевые, решение проблемного вопроса с помощью «Мозгового штурма», рассмотрение вопроса с различных сторон, поощрение самостоятельного поиска ответа.
Исследовательские задания построены на максимальном вовлечении ребенка в мыслительный процесс. Важны его мнение, привлечение различных источников для доказательства / опровержения гипотезы, раскрытие творческих индивидуальных свойств, нестандартных решений.
По окончанию маршрута необходимо оформить исследовательские работы и провести их защиту или презентацию, посвятить урок обсуждению и подвести итоги поездки.
Технические средства обучения и оборудования: проектор, ноутбук. При возможности – изготовление предметов декоративно-прикладного искусства, знакомство с различными техниками и материалами.
Итог настоящего маршрута – познакомится с ремесленными профессиями и сыроварением, как с возможностью будущей профессии и возможностью проявить себя. Ведь любая вещь или пища, сделанная своими руками отличается неповторимостью и уникальностью.
Какие темы желательно рассмотреть до поездки:
Сыроварение: основные этапы и понятия;
Культура, традиции , быт и Декоративно-прикладное искусство (ДПИ);
Классификация ДПИ:
1. по функциональному признаку (мебель, посуда, ювелирные изделия, украшения, орудия труда, оружие, игрушки и т.д.);
2. по материалу (керамика, стекло, металл, дерево, текстиль, эмаль, лак и т.д.);
3. по технике выполнения (резьба, роспись, лепка, ковка, чеканка, лепка, литье, кружевоплетение, ковроткачество, тиснение и т.д.).
Виды ДПИ:
Керамика,
Резьба по дереву,
Ткачество,
Кружево,
Вышивка,
Ковка, литье, чеканка,
Резьба по кости,
Изделия из стекла.
Учебные задания (самостоятельная подготовка обучающихся до поездки, работа с различными источниками):
1. Что такое декоративно-прикладное творчество?
2. Какие существуют виды и классификация декоративно-прикладного творчества?
3. Декоративно-прикладное творчество, как искусство и традиции народа.
4. Основные этапы сыроварения.
5. Виды сыров. Какими сортами славится Алтайский край?
6. Знаменитые места и люди Смоленского района Алтайского края.
Исследовательские задания (пример):
1. Современное декоративно-прикладное искусство. Мода и тенденции, современные материалы.
2. Какие регионы славятся своей ручной работой. Примеры.
3. Традиции народного орнамента: виды, назначение, смысл.
3. Может ли ручная работа приносить доход? Реализация ручных работ через социальные сети, приложения «Авито», «Юла» и другие. Примеры (товары (торты, сладости, украшения, одежда, игрушки и т.п.) и их стоимость).
4. Уникальность и качество. Почему ручная работа ценится выше, чем массовое производство?
5. Какой сувенир вы бы подарили иностранному гостю как символ России? Как символ Алтайского края? Почему?
6. Ручная работа как способ проявить себя и создать свой образ.
7. Основные этапы и особенности изготовления фигуры из шоколада.
8. От чего зависит цвет сыра? Какие выделяются сорта сыра?
9. Экскурсионные объекты села Солоновка и / или «Белокуриха – 2» моими глазами.
4. Блок оценочно-диагностических средств:
Контрольно-измерительные материалы
Основными контрольно-измерительными показателями являются:
· самостоятельное выполнение домашнего задания с привлечением различных источников;
· возможность обучающегося самостоятельно ответить на данные вопросы после выполнения домашнего задания;
· понимание роли Декоративно-прикладное творчество;
· владение основными терминами, понимание технологического процесса (поверхностное, углубленное и тд);
· сбор материала во время маршрута, формулировка вопросов к специалистам;
· выполнение и защита исследовательского проекта.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС – «Технология», «Искусство», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- в рамках внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, декоративно-прикладное искусство;
- дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой, художественной направленности, юные экскурсоводы);
- программы предпрофессиональной подготовки в сфере истории и культуры, туризма и экскурсоведения, декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, сельского хозяйства;
- программы воспитания /воспитательной работы:
познавательные, ценностно-ориентационные, общественные, эстетические, досуговые, формирование сознания личности; организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения.
Прогнозируемые результаты:
- развитие личности ученика путем применения вариативных модулей уроков «Технология» и «Изобразительное искусство»,
- формирование межпредметных связей и вовлечение в исследовательско-производственный процесс,
- формирование художественного вкуса,
- - знакомство с туристскими, ремесленными профессиями, сыроварением с точки зрения самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности,
- проявление познавательного интереса и вовлеченность к изучению истории, культуры, традиций и быта народностей Алтайского края,
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности,
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через вовлечение их в интерактивные мастер-классы, диспуты, беседы, диалог,
- оздоровительный эффект достигается через активную составляющую тура, пролегающего в экологически чистом районе Алтайского края,
- через показ и осмысленное знакомство с историей, культурой, богатствами родного края и знаменитыми лицами укреплять чувство патриотизма у подрастающего поколения.