Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»
Программа экскурсии
Тема 1. Расцвет Дмитрова в начале 16 века под управлением князя Юрия, Брата Василия III.
Тема 2. Дмитров во времена опричнины и земщины Ивана IV.
Тема 3. Внутренняя политика Екатерины II и ее отражение на жизни и деятельности дмитровских сословий. Оживление торговли и высокая доля купечества. Развитие ремесленного производства.
Тема 4. Русское искусство ХVI – ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитрова.
Направление: историческое.
Формат: интерактивная экскурсия.
Регламент:
проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Экскурсионная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предмету «История России», изучаемому в 7 классе образовательных учреждений.
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию о Русском государстве в период 16-18 веков, территории основных занятиях населения, сравнительную характеристику Московского княжества и Московской области сегодня.
Экскурсия по музею –заповеднику «Дмитровский кремль» состоит из четырех частей и направлена на расширение закрепление знаний обучающихся по предмету «Истории России».
1. В первой части дается описание Дмитровского удельного княжества в начале ХМI века, под управлением сына Ивана III – князя Юрия, строительства каменных зданий, расцвет торговли.
2. Во второй части рассказывается о переходе Дмитрова во владение московского князя Ивана IV. Дмитров с уездом был отнесен городов, взятых в опричнину.
3. Третья часть экскурсии посвящена внутренней политике Екатерины II, сословному делению общества, высокой доле купечества в Дмитрове. Развитие ремесленного производства.
4. Четвертая часть представляет русское искусство ХVI –ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитровского кремля.
2. Наименования и адреса объектов:
Муниципальное бюджетное учреждение Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»
Московская область, г. Дмитров, ул. Загорская, д. 17.
3. Цель, задачи, ожидаемый результат:
Цели:
• расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебный процесс;
• воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения через познание своей области.
Задачи:
1) увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области;
2) разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения;
3) разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа;
4) проведение образовательных экскурсий в Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» по следующим темам:
1) Расцвет Дмитровсого удельного княжества под управлением князя Юрия.
2) Дмитров во времена опричнины и земщины Ивана IV.
3) Внутренняя политика Екатерины II и ее отражение на жизни и деятельности дмитровских сословий. Оживление торговли и высокая доля купечества. Развитие ремесленного производства.
4) Русское искусство ХVI – ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитровского кремля.
• формирование ключевых компетенций обучающихся;
• подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.
Ожидаемый результат:
Реализация экскурсии программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предметам «История России».
Экскурсия по Дмитровскому кремлю позволяет более полно раскрывать тему расцвета Дмитровского удельного княжества в первой половине ХVI века, начало каменного строительства, развитие торговли, показать разделение русского государства на опричнину и земщину при Иване Грозном. Назначение Дмитрова основным уделом, управляемым царем, помогает закрепить понятия «опричнина», «земщина». На примере скульптурной группы «горожане» рассматриваются визуально шесть разрядов городского населения и «Жалованная грамота» городам Екатерины II 1785 года. Художественные коллекции Дмитрова отражают направление и основные тенденции искусства ХVI – ХVIII веков.
4. Описание экскурсии:
По пути следования к объекту посещения участники узнают об истории Московского и Дмитровского княжества в период правления Василия III и князя Юрия, основных занятиях населения и территории Московской области в тот период и сегодня, объектах культурного назначения и экскурсионных программах Подмосковья.
По ходу экскурсионной программы по Дмитровскому кремлю обучающиеся познакомятся с Дмитровским удельным княжеством в первой половине ХVI века, началом каменного строительства, расцветом торговли, взаимоотношениях удельного князя Юрия и его брата Василия III –московского князя.
Как отразилось на Дмитрове правление сына Василия III – Ивана IV (Грозного). Разделение Русского государства опричнину и земщину. Передача Дмитрова в опричнину. Сохранение прав церкви. Разорение Дмитровского края в Смутные времена. Сражение русских войск под предводительством Скопина- Шуйского с поляками. Выступления Марины Мнишек в Дмитрове, поражение Сапеги и отступление в Ржев.
Расцвет Дмитрова в 18 веке, получение герба и утверждение регулярного плана застройки Дмитрова Екатериной II. Доля купечества достигает 15 процентов. «Жалованная грамота» Екатерины II разделила городское население на 6 разделов. В период «просветленного абсолютизма» Екатерина II в Дмитрове появилось уездное училище, три приходских училища, семинария из трех классов. Фарфоровый завод в Вербилкахх изготавливает сервис для ее Величества с орденом Святого Георгия. Русский архитектор В.И. Баженов строит в Дмитрове двухэтажный особняк для купца Тугаринова являющийся образцом русской архитектуры раннего классицизма.
Образцы русского искусства ХVI – ХVIII веков представлены в художественных коллекциях Дмитровского кремля, отражающие основные тенденции, направления русской культуры.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам экскурсионной программы- блоки вопросов по московской области, Дмитровскому удельному княжеству первой половины 16 века, Дмитров в период правления Ивана Грозного, в Смутные времена, в период правления Екатерины II.
5. Описание объектов посещения:
Дмитровский Кремль;
Здание Казначейства;
Здание Дворянского собрания;
Крепостные валы;
Успенский собор Дмитровского кремля;
Елизаветинская церковь;
Мостик счастья и Камень желаний;
Музейная гостиная.
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Интерактивные панели
• Проектор, экран
7. Ссылки на литературу:
1. Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVIIв. 7 класс.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016 – 253с.
2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 класс.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2013. – 204с.
3. Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016 – 239с.
4. Дмитровский кремль: крепостные валы, Успенский собор, Никольские ворота, Елизаветинская церковь
5. Сунгуров Р. Дмитровский кремль // Литературная газета. — 2007. — 26 сентября (№ 38-39 (6139)).
6. Сунгуров Р. «…И нарече его Дмитров» // «Наше Наследие». — 2015. — № 112.
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит расширению и закреплению знаний:
в 7 классе основного общего образования, предмету «История России», темы:
- Русское государство в первой половине ХVI века,
- Опричнина Ивана Грозного;
- Внутренняя политика Екатерины II;
- Просвещенный абсолютизм;
- Русская культура в 16, 17, 18 веках
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Экскурсия – беседа;
• Викторина
10. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения:
По пути следования к объекту посещения участники узнают об истории Московского и Дмитровского княжества в период правления Василия III, основных занятиях населения и территории Московской области в тот период и сегодня, объектах культурного назначения и экскурсионных программах Подмосковья.
На обратном пути:
Викторина:
• блоки вопросов по московской области,
• Дмитровскому удельному княжеству первой половины 16 века,
• Дмитров в период правления Ивана Грозного,
• Смутные времена в период правления Екатерины II.
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, а именно осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, её культуру, литературу, историю.
Приложение №1
Викторина с ответами
Общий блок вопросов:
1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году)
А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929
2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²)
А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км.
3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево)
4. В каких городах находятся монастыри?
(А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна)
А) Троице-Сергиева лавра:
Б) Савино-Сторожевский:
В) Новоголутвин:
5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка)
6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор)
7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие)
8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи)
9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью)
10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск)
Блок вопросов, посвященных Дмитровскому кремлю:
1) Чьим дворянским усадьбам посвящены первые два зала? (усадьба Апраксиных и Олсуфьевых).
2) Какая промышленность являлась основной в купеческом сословии Дмитрова? (Торговля хлебом).
3) Какой промысел был характерен для Дмитровского уезда с 20-х гг. XIX века? («камушный»: изготовление бус и пуговиц из цветного стекла).
4) Во время войны в тылу люди получали всю информацию из уст «говорящих тарелок или сковородок» что это значит? (Репродуктор).
5) В какой технике выполнялось шитье XVII века и что шили? (Техника низания речным жемчугом и рубленым перламутром, шитье золотой и серебряной нитью, использование бисера и стекляруса. Шили головные уборы, платки, кошельки, а также оклады для икон).
6) «Царский» портрет представлен серией изображений русских царей, которую завершает портрет Бориса Годунова. В каком веке (году) он правил? (XVI век, 1598 год).
7) Какие редкости представлены в музейном собрании? (Икона «Святая Афонская гора» с изображением главных храмов и монастырей и надписями об их хозяйственной деятельности, икона «Добрый пастырь» с портретом императора Александра II, икона «Святой Христофор с песьей головой» XVII в).
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения:
Дмитровский Кремль;
Здание Казначейства;
Здание Дворянского собрания;
Крепостные валы;
Успенский собор Дмитровского кремля;
Елизаветинская церковь;
Мостик счастья и Камень желаний;
Музейная гостиная.