Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 1 км
Описание маршрута
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию о Русском государстве в период 16-18 веков, территории основных занятиях населения, сравнительную характеристику Московского княжества и Московской области сегодня. Экскурсия по музею –заповеднику «Дмитровский кремль» состоит из четырех частей и направлена на расширение закрепление знаний обучающихся по предмету «Истории России». 1. В первой части дается описание Дмитровского удельного княжества в начале ХМI века, под управлением сына Ивана III – князя Юрия, строительства каменных зданий, расцвет торговли. 2. Во второй части рассказывается о переходе Дмитрова во владение московского князя Ивана IV. Дмитров с уездом был отнесен городов, взятых в опричнину. 3. Третья часть экскурсии посвящена внутренней политике Екатерины II, сословному делению общества, высокой доле купечества в Дмитрове. Развитие ремесленного производства. 4. Четвертая часть представляет русское искусство ХVI –ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитровского кремля.
/upload/iblock/c91/7oesf16ct9db1sovr3l3sxcuhne8siax.jpeg
/upload/iblock/6ff/j8sa5l3rvfmrqbz4ji7pxq18ynnzj6nu.jpg
/upload/iblock/50d/35dzy3fs03ty3g77a30e3kiryz6dhj85.jpeg
/upload/iblock/ebf/r8r26hg0djvma7revvgmu88hrbvcew6f.jpg
/upload/iblock/921/snfk0ica1v3r7u3vd626oyu76vy7d2xs.jpeg
/upload/iblock/e1c/py97f5kqn7qqwkwmc2dnfvfi5vv0bpnn.jpg
/upload/iblock/b29/7m20hztzh3rtvizqwlxwfmpma9kjh2xg.jpg
/upload/iblock/a23/7nkl47qr80l38hz34uelck5pbam2kz8g.jpg
/upload/iblock/c91/7oesf16ct9db1sovr3l3sxcuhne8siax.jpeg
/upload/iblock/6ff/j8sa5l3rvfmrqbz4ji7pxq18ynnzj6nu.jpg
/upload/iblock/50d/35dzy3fs03ty3g77a30e3kiryz6dhj85.jpeg
/upload/iblock/ebf/r8r26hg0djvma7revvgmu88hrbvcew6f.jpg
/upload/iblock/921/snfk0ica1v3r7u3vd626oyu76vy7d2xs.jpeg
/upload/iblock/e1c/py97f5kqn7qqwkwmc2dnfvfi5vv0bpnn.jpg
/upload/iblock/b29/7m20hztzh3rtvizqwlxwfmpma9kjh2xg.jpg
/upload/iblock/a23/7nkl47qr80l38hz34uelck5pbam2kz8g.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 5-7 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цели: • расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебный процесс; • воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения через познание своей области.

Задачи: 1) увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; 2) разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; 3) разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; 4) проведение образовательных экскурсий в Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» по следующим темам: 1) Расцвет Дмитровсого удельного княжества под управлением князя Юрия. 2) Дмитров во времена опричнины и земщины Ивана IV. 3) Внутренняя политика Екатерины II и ее отражение на жизни и деятельности дмитровских сословий. Оживление торговли и высокая доля купечества. Развитие ремесленного производства. 4) Русское искусство ХVI – ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитровского кремля. • формирование ключевых компетенций обучающихся; • подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: 1) увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; 2) разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; 3) разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; 4) проведение образовательных экскурсий в Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» по следующим темам: 1) Расцвет Дмитровсого удельного княжества под управлением князя Юрия. 2) Дмитров во времена опричнины и земщины Ивана IV. 3) Внутренняя политика Екатерины II и ее отражение на жизни и деятельности дмитровских сословий. Оживление торговли и высокая доля купечества. Развитие ремесленного производства. 4) Русское искусство ХVI – ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитровского кремля. • формирование ключевых компетенций обучающихся; • подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVIIв. 7 класс.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016 – 253с. 2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 класс.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2013. – 204с. 3. Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016 – 239с. 4. Дмитровский кремль: крепостные валы, Успенский собор, Никольские ворота, Елизаветинская церковь 5. Сунгуров Р. Дмитровский кремль // Литературная газета. — 2007. — 26 сентября (№ 38-39 (6139)). 6. Сунгуров Р. «…И нарече его Дмитров» // «Наше Наследие». — 2015. — № 112.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Реализация экскурсии программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предметам «История России». Экскурсия по Дмитровскому кремлю позволяет более полно раскрывать тему расцвета Дмитровского удельного княжества в первой половине ХVI века, начало каменного строительства, развитие торговли, показать разделение русского государства на опричнину и земщину при Иване Грозном. Назначение Дмитрова основным уделом, управляемым царем, помогает закрепить понятия «опричнина», «земщина». На примере скульптурной группы «горожане» рассматриваются визуально шесть разрядов городского населения и «Жалованная грамота» городам Екатерины II 1785 года. Художественные коллекции Дмитрова отражают направление и основные тенденции искусства ХVI – ХVIII веков.
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
Музей-заповедник «Дмитровский Кремль» Программа экскурсии Тема 1. Расцвет Дмитрова в начале 16 века под управлением князя Юрия, Брата Василия III. Тема 2. Дмитров во времена опричнины и земщины Ивана IV. Тема 3. Внутренняя политика Екатерины II и ее отражение на жизни и деятельности дмитровских сословий. Оживление торговли и высокая доля купечества. Развитие ремесленного производства. Тема 4. Русское искусство ХVI – ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитрова. Направление: историческое. Формат: интерактивная экскурсия. Регламент: проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Экскурсионная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предмету «История России», изучаемому в 7 классе образовательных учреждений. Программа экскурсии включает в себя путевую информацию о Русском государстве в период 16-18 веков, территории основных занятиях населения, сравнительную характеристику Московского княжества и Московской области сегодня. Экскурсия по музею –заповеднику «Дмитровский кремль» состоит из четырех частей и направлена на расширение закрепление знаний обучающихся по предмету «Истории России». 1. В первой части дается описание Дмитровского удельного княжества в начале ХМI века, под управлением сына Ивана III – князя Юрия, строительства каменных зданий, расцвет торговли. 2. Во второй части рассказывается о переходе Дмитрова во владение московского князя Ивана IV. Дмитров с уездом был отнесен городов, взятых в опричнину. 3. Третья часть экскурсии посвящена внутренней политике Екатерины II, сословному делению общества, высокой доле купечества в Дмитрове. Развитие ремесленного производства. 4. Четвертая часть представляет русское искусство ХVI –ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитровского кремля. 2. Наименования и адреса объектов: Муниципальное бюджетное учреждение Музей-заповедник «Дмитровский Кремль» Московская область, г. Дмитров, ул. Загорская, д. 17. 3. Цель, задачи, ожидаемый результат: Цели: • расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебный процесс; • воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения через познание своей области. Задачи: 1) увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; 2) разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; 3) разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; 4) проведение образовательных экскурсий в Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» по следующим темам: 1) Расцвет Дмитровсого удельного княжества под управлением князя Юрия. 2) Дмитров во времена опричнины и земщины Ивана IV. 3) Внутренняя политика Екатерины II и ее отражение на жизни и деятельности дмитровских сословий. Оживление торговли и высокая доля купечества. Развитие ремесленного производства. 4) Русское искусство ХVI – ХVIII века на примере художественных коллекций Дмитровского кремля. • формирование ключевых компетенций обучающихся; • подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала. Ожидаемый результат: Реализация экскурсии программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предметам «История России». Экскурсия по Дмитровскому кремлю позволяет более полно раскрывать тему расцвета Дмитровского удельного княжества в первой половине ХVI века, начало каменного строительства, развитие торговли, показать разделение русского государства на опричнину и земщину при Иване Грозном. Назначение Дмитрова основным уделом, управляемым царем, помогает закрепить понятия «опричнина», «земщина». На примере скульптурной группы «горожане» рассматриваются визуально шесть разрядов городского населения и «Жалованная грамота» городам Екатерины II 1785 года. Художественные коллекции Дмитрова отражают направление и основные тенденции искусства ХVI – ХVIII веков. 4. Описание экскурсии: По пути следования к объекту посещения участники узнают об истории Московского и Дмитровского княжества в период правления Василия III и князя Юрия, основных занятиях населения и территории Московской области в тот период и сегодня, объектах культурного назначения и экскурсионных программах Подмосковья. По ходу экскурсионной программы по Дмитровскому кремлю обучающиеся познакомятся с Дмитровским удельным княжеством в первой половине ХVI века, началом каменного строительства, расцветом торговли, взаимоотношениях удельного князя Юрия и его брата Василия III –московского князя. Как отразилось на Дмитрове правление сына Василия III – Ивана IV (Грозного). Разделение Русского государства опричнину и земщину. Передача Дмитрова в опричнину. Сохранение прав церкви. Разорение Дмитровского края в Смутные времена. Сражение русских войск под предводительством Скопина- Шуйского с поляками. Выступления Марины Мнишек в Дмитрове, поражение Сапеги и отступление в Ржев. Расцвет Дмитрова в 18 веке, получение герба и утверждение регулярного плана застройки Дмитрова Екатериной II. Доля купечества достигает 15 процентов. «Жалованная грамота» Екатерины II разделила городское население на 6 разделов. В период «просветленного абсолютизма» Екатерина II в Дмитрове появилось уездное училище, три приходских училища, семинария из трех классов. Фарфоровый завод в Вербилкахх изготавливает сервис для ее Величества с орденом Святого Георгия. Русский архитектор В.И. Баженов строит в Дмитрове двухэтажный особняк для купца Тугаринова являющийся образцом русской архитектуры раннего классицизма. Образцы русского искусства ХVI – ХVIII веков представлены в художественных коллекциях Дмитровского кремля, отражающие основные тенденции, направления русской культуры. На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам экскурсионной программы- блоки вопросов по московской области, Дмитровскому удельному княжеству первой половины 16 века, Дмитров в период правления Ивана Грозного, в Смутные времена, в период правления Екатерины II. 5. Описание объектов посещения: Дмитровский Кремль; Здание Казначейства; Здание Дворянского собрания; Крепостные валы; Успенский собор Дмитровского кремля; Елизаветинская церковь; Мостик счастья и Камень желаний; Музейная гостиная. 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Интерактивные панели • Проектор, экран 7. Ссылки на литературу: 1. Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVIIв. 7 класс.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016 – 253с. 2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 класс.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2013. – 204с. 3. Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016 – 239с. 4. Дмитровский кремль: крепостные валы, Успенский собор, Никольские ворота, Елизаветинская церковь 5. Сунгуров Р. Дмитровский кремль // Литературная газета. — 2007. — 26 сентября (№ 38-39 (6139)). 6. Сунгуров Р. «…И нарече его Дмитров» // «Наше Наследие». — 2015. — № 112. 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит расширению и закреплению знаний: в 7 классе основного общего образования, предмету «История России», темы: - Русское государство в первой половине ХVI века, - Опричнина Ивана Грозного; - Внутренняя политика Екатерины II; - Просвещенный абсолютизм; - Русская культура в 16, 17, 18 веках 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Экскурсия – беседа; • Викторина 10. Путевая информация: На пути следования к объекту посещения: По пути следования к объекту посещения участники узнают об истории Московского и Дмитровского княжества в период правления Василия III, основных занятиях населения и территории Московской области в тот период и сегодня, объектах культурного назначения и экскурсионных программах Подмосковья. На обратном пути: Викторина: • блоки вопросов по московской области, • Дмитровскому удельному княжеству первой половины 16 века, • Дмитров в период правления Ивана Грозного, • Смутные времена в период правления Екатерины II. 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, а именно осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, её культуру, литературу, историю.   Приложение №1 Викторина с ответами Общий блок вопросов: 1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году) А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929 2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²) А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км. 3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево) 4. В каких городах находятся монастыри? (А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна) А) Троице-Сергиева лавра: Б) Савино-Сторожевский: В) Новоголутвин: 5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка) 6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор) 7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие) 8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи) 9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью) 10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск) Блок вопросов, посвященных Дмитровскому кремлю: 1) Чьим дворянским усадьбам посвящены первые два зала? (усадьба Апраксиных и Олсуфьевых). 2) Какая промышленность являлась основной в купеческом сословии Дмитрова? (Торговля хлебом). 3) Какой промысел был характерен для Дмитровского уезда с 20-х гг. XIX века? («камушный»: изготовление бус и пуговиц из цветного стекла). 4) Во время войны в тылу люди получали всю информацию из уст «говорящих тарелок или сковородок» что это значит? (Репродуктор). 5) В какой технике выполнялось шитье XVII века и что шили? (Техника низания речным жемчугом и рубленым перламутром, шитье золотой и серебряной нитью, использование бисера и стекляруса. Шили головные уборы, платки, кошельки, а также оклады для икон). 6) «Царский» портрет представлен серией изображений русских царей, которую завершает портрет Бориса Годунова. В каком веке (году) он правил? (XVI век, 1598 год). 7) Какие редкости представлены в музейном собрании? (Икона «Святая Афонская гора» с изображением главных храмов и монастырей и надписями об их хозяйственной деятельности, икона «Добрый пастырь» с портретом императора Александра II, икона «Святой Христофор с песьей головой» XVII в).
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения: Дмитровский Кремль; Здание Казначейства; Здание Дворянского собрания; Крепостные валы; Успенский собор Дмитровского кремля; Елизаветинская церковь; Мостик счастья и Камень желаний; Музейная гостиная.
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьникам предложена викторина по итогам экскурсионной программы- блоки вопросов по московской области, Дмитровскому удельному княжеству первой половины 16 века, Дмитров в период правления Ивана Грозного, в Смутные времена, в период правления Екатерины II.