Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Программа экскурсии
Тема 1. Духовное укрепление России при Иване IV. Святая Русь.
Тема 2. Осада и героическая защита Троицкого монастыря в Смутное время. Второе ополчение Минина и Пожарского.
Тема 3. Церковная реформа Петра I. Создание Синода, подчинение РПЦ государству.
Направление: историческое, этническое.
Формат: образовательная экскурсия.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсий для обучающихся 7-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по «Истории России».
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию о Русском государстве и Московском княжестве в период 16-18 веков, дается сравнительная характеристика Московского княжества того времени и Московской области сегодня.
Программа экскурсии состоит из нескольких тем и касается истории Троице – Сергиевой Лавры в период правления Ивана Грозного, который способствовал превращению обители в мощную оборонительную крепость; в Смутные времена, когда монастырь 16 месяцев находился в осаде польско – литовских войск; во время Стрелецкого бунта, когда за стенами монастыря укрывался Петр I; в период проведения губернской реформы Екатерины II из сел и деревень вокруг Троице - Сергиевой Лавры был учрежден Сергиев Посад.
2. Наименования и адреса объектов:
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник»
г. Сергиев Посад, ул. Первой Ударной Армии, д. 2.
Ожидаемый результат:
Реализация экскурсионной программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предмету «История России». Экскурсия по территории Троице- Сергиевой Лавры позволяет раскрыть более полную тему истории Российского государства в период правления Ивана Грозного и необходимость создания на границах московского княжества мощных оборонительных сооружений, тему единства русского народа при осаде монастыря польско-литовскими захватчиками. Школьники получат уникальную возможность познакомиться с православными святынями и памятником русской культуры на примере архитектурного ансамбля Троице –Сергиевой Лавры и испытать чувство преклонения и гордости за культурно- историческое наследие нашего государства.
4. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники получат информацию о Российском государстве и московском княжестве в период 16-18 веков, сравнительную характеристику Московского княжества того периода, включая территорию, основные занятия населения, сословное деление общества, и Московской области сегодня, современной специфике, объектах культурного назначения и экскурсионных программ, связанных с изучаемыми предметами в 7 классе.
По ходу экскурсионной программы обучающиеся познакомятся с историей Троице -Сергиевой Лавры и превращением ее из обители в мощную оборонительную крепость в период правления Ивана Грозного и страницами его биографии, связанными с Лаврой, почувствуют героизм защитников монастыря в период польско- литовской осады в Смутные времена в 1608-1610 гг., увидят усыпальницы находящиеся на территории, в том числе царя Бориса Годунова, узнают о названиях и назначении построек, расположенных на территории Троице- Сергиевой Лавры: соборов, церквей, трапезной, а также об основных событиях, связанных с монастырем.
Сергиево –Посадский музей заповедник является одним из крупнейших собраний русского искусства. Экспозиции и выставки музея позволяют познакомиться с памятниками и экспонатами русской культуры начиная с 14 века. Сегодня коллекция музей насчитывает более 170 тысяч единиц хранения; иконы, рукописи, произведения живописи, парадного художественного творчества.
На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов включают следующие темы:
1. Московское княжество и Московская область сегодня;
2. Троице- Сергиева Лавра и ее история;
3. Сергиев –Посад и его история.
5. Описание объектов посещения:
Экспозиция: «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края»;
Экспозиция: «Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль, страницы истории».
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
• Интерактивные панели
• Проектор, экран
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит расширению и закреплению знаний:
в 7 классе основного общего образования, предмету «История России», темы:
- Правление Ивана Грозного;
- Смутные времена;
- Стрелецкий бунт;
- Губернская реформа Екатерины II.
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Просмотр исторических видеороликов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала;
• Викторина.
10. Путевая информация:
Участники получат информацию о Российском государстве и московском княжестве в период 16-18 веков, сравнительную характеристику Московского княжества того периода, включая территорию, основные занятия населения, сословное деление общества, и Московской области сегодня, современной специфике, объектах культурного назначения и экскурсионных программ, связанных с изучаемыми предметами в 7 классе.
На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов включают следующие темы:
1. Московское княжество и Московская область сегодня;
2. Троице- Сергиева Лавра и ее история;
3. Сергиев –Посад и его история.
11. Заключительная часть:
Программа способствует:
- развитию интеллектуальных способностей и творческого потенциала обучающегося через приобщение к истории Отечества, зарубежной истории;
- повышению гражданской ответственности за судьбу страны;
- укреплению чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину;
Полученные знания могут быть использованы учащимися в учебной, проектной и исследовательской деятельности, в научно-практических конференциях, конкурсах, викторинах.
Приложение №1
Викторина с ответами
Общий блок вопросов:
1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году)
А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929
2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²)
А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км.
3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево)
4. В каких городах находятся монастыри?
(А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна)
А) Троице-Сергиева лавра:
Б) Савино-Сторожевский:
В) Новоголутвин:
5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка)
6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор)
7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие)
8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи)
9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью)
10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск)
Блок вопросов, посвященных музею-заповеднику:
1) Кем основана Троице-Сергиева лавра? (преподобным Сергием Радонежским)
2) С каким событием русской истории связано явление преподобного Сергия Радонежского? (Во времена татарского игра. Сергий Радонежский посвятил жизнь нравственному воспитанию народа с тем, чтобы укрепить и приподнять нравственные силы народа, приниженные вековым порабощением и унынием)
3) Почему Троице-Сергиева лавра изначально была названа пустынью? (Единственное средство, доступное и понятное народу того века, в поднятии нравственных сил, был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила. Сергий Радонежский начал с самого себя и продолжительным уединением, ис¬пол¬нен¬ным тру¬дом и ли¬ше¬ний сре¬ди дре¬му¬че¬го ле¬са, при¬го¬то¬вил¬ся быть ру¬ко¬во¬ди¬те¬лем дру¬гих пу¬стын¬но¬жи¬те¬лей. Пустынь в данном случае – уединенный монастырь или келья, монашеское поселение)
4) Где исторически расположилась Свято-Троицкая пустынь? (Холм Маковец. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия на Маковец прибыли новые насельники, и пустынь превратилась в особожительный монастырь)
5) Троице-Сергиева лавра – это комплект храмов, соборов и церквей, перечислите те, что запомнили. Всего в комплекс входит 11 объектов. (Колокольня, Успенский кладезь, Троицкий собор, Успенский собор, храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких, Церковь в честь Рождества святого Иоана Предтечи, Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому, Церковь во имя преподобного Никона Радонежского, Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой, Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии)
6) С какими именами в истории связано «Троицкое стояние» и в какой период оно происходило? (Смутное время. Осада польско-литовских войск. Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский)
7) Указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь удостаивается звания Лавры, что это значит? (Каждая лавра – это монастырь, но не каждый монастырь – лавра. Лавр в России всего две, одна из которых Троице-Сергиева – мужской монастырь, существование которого сыграло выдающуюся роль в духовной и исторической жизни страны)
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
5. Описание объектов посещения:
Экспозиция: «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края»;
Экспозиция: «Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль, страницы истории».