1 день: г.Владикавказ – п. Мизур - Ход
До пос. Мизур можно добраться из г. Владикавказа на рейсовом автобусе (расписание смотреть самостояетельно в поисковых системах). Далее пешком.
Пос. Мизур. В конце XIX века на землях Мизурского общества осетин, настоящими бельгийскими предпринимателями был основан небольшой рабочий посёлок, для жителей которых основной работой стала добыча серебро-свинцовой руды в здешних отрогах южного склона Скалистого хребта. Добыча серебросвинцовой руды тут велась интенсивными темпами, и рабочим нужно было где-то проживать. Так и возник рабочий посёлок. Раньше добыча руды было выгодным делом и бельгийское поселение быстро расцвело. Сейчас же здесь потихоньку угасает жизнь - работа фабрики давно прекращена, а другой работы нет, поэтому идет большой отток населения. Но посёлок остался и выглядит он просто нереально. Это маленькая Бельгия в горах Осетии. В 20 веке посёлок стал застраиваться как городское поселение, являющееся пунктом притяжения, курортного, социального, торгового назначения, а также всех окрестных поселений. В посёлке так же снимались кинофильмы Северо-Осетинской киностудии. Мизур - популярное место туризма. Мизурское поселение является самым длинным, протяженным горным посёлком городского типа. Выглядит поселение весьма привлекательным для проживания. В посёлке всё есть для городской жизни.
Верхний Мизур. Дорога от современно Мизура - рабочего поселка, который был основан бельгийцами в конце XIX века ведет к Верхнему Мизуру. Сворачиваем с Транскама на проселочную дорогу и поднимаемся в гору.
Когда современного Мизура еще и в помине не было, Верхний Мизур называли просто - Мизур. Или Стыр Мызур, что обозначает Большой Мизур. И называли совершенно правильно, ведь Верхний Мизур по горным меркам село просто гигантское, раскинувшееся сразу по нескольким склонам у подножия Скалистого хребта. А дальше, путешественника, заехавшего сюда без проводника ждала путаница, потому что где начало Верхнего Мизура, где его конец, понять было совершенно невозможно. Когда-то Верхний Мизур был центром мизурского общества, которое простиралось до самых ледников, и включало в себя собственно сам Мизур, а так же все его отселки, то есть небольшие села, основанные выходцами из Мизура. К таким причисляют села Киз, Ногкау, Гусойта, Суларта, Сахаггата и даже Ксурта. Последние четыре селения представляли собой фамильные поселения, названные по имени своих основателей. В 1884 г. во всех названных селениях насчитывалось 172 двора, из них в самом Мизуре 48 дворов, в остальных селениях не более чем по 13—26 дворов. Во всех этих селениях числилось 1248 жителей. У каждой фамилии была своя фамильная башня, вокруг которой формировались жилые и хозяйственные постройки. К сожалению, сегодня большинство этих памятников средневековой башенной культуры разрушены.
Но вернемся к самому Верхнему Мизуру. Дату его основания относят примерно к середине XVI века. В фамилии Агнаевых сохранилось предание о человеке по имени Мизур, который уйдя в поисках лучшей доли из селения Урсдон, обосновался в местности, названной позже в его честь - Мизуром. Так это или не так, неизвестно. Но в Верхнем Мизуре проживало довольно большое число фамилий, многие из которых относили свое происхождение к знатным родам. Так, например, Бутаевы, Хацаевы, Сохиевы причисляли себя к потомкам Цахила. А давность проживания, например, Бутаевых в Верхнем Мизуре исчислялось, по словам информаторов, 8-9 поколениями. Согласно другому преданию, однажды в эти места, охотясь, попал сын Царазона Мизур. Вдоволь поохотившись, собираясь домой, он обнаружил у себя горсть зерен пшеницы, которые тут же и посеял. Спустя какое-то время, проезжая мимо этих мест, он с удивлением обнаружил, что его посевы не только взошли, но и дали хороший урожай. По достоинству оценив эти места, он переехал и основал здесь поселение Мизур (Мызур – осетинская версия). К слову, в последствие уникальные свойства мизурской твердой пшеницы были особо отмечены в трудах Николая Ивановича Вавилова, российского и советского ученого генетика, ботаника и географа.
Мизур стал центром одного из влиятельнейших обществ Алагирского ущелья, названного Мизурским, по имени своего основателя.
Как любое большое село, Верхний Мизур делился на кварталы. Собственно Верхний и Нижний. Между ними располагалось довольно обширное кладбище, со склеповыми захоронениями. Кладбище можно увидеть и сейчас, к тому же оно до сих пор действующее, да и остатки обоих кварталов села тоже хорошо сохранились. Издалека развалины кажутся не очень большими, но вблизи это настоящий лабиринт стен целого древнего квартала. Но самое «топовое» (в прямом и переносном смысле) место Верхнего Мизура это развалины боевой башни на крутом утесе.
Интересным культовым сооружением позднего времени является Церковь Святого Архангела Михаила. Сложена из камня на цементном растворе; свод, конха, перемычки окон и звонница выложены из кирпича. Здание оштукатурено; параметры здания – 11,2 х 7,6 м. Сооружение датируется 1890 годом. В 2017 - 2018 годах была реставрирована. Церковь была построена по одним данным Обществом восстановления православного христианства на Северном Кавказе, по другим источникам местными жителями Марзоевыми. Хотя может это был совместный проект вторых под руководством или благословением первых.
Рядом с селением расположен реликтовый лес, который в народе считается священным, вырубать деревья в нем разрешается только в случае крайней необходимости, помолившись и спросив разрешения у высших сил. В центре села находится святилище «Мызуры Хъæуызæд», празднование которого проходит ежегодно в третье воскресенье июня. В лесной чаще над селом находится святилище «Сау Уацилла», день которого отмечают в конце июля. К северо-западу от села находится третье святилище «Хуыцауы Дзуар». В Мизурском обществе проживали потомки двух легендарных древних осетинских родов – Царазонта и Суларта. Это фамилии Сохиевых, Марзоевых, Зангиевых, Каргиновых, Дзиовых и других, а также потомки рода Сидамонта, заселявшие селение Сахагката и Ксурта. Жители Мизура через селения Ход и Згид вели активные взаимоотношения с жителями Уалагкома Дигорского ущелья. Среди оборонительных сооружений В. Мизура – две боевые башни. Башня Елоевых располагалась на скале, возвышающейся над дорогой Владикавказ – Мизур. Сложена из грубо обработанных камней на глинистом растворе. Длина башни – 5 м, ширина – 4,9 м, высота – 7,2 м. Вторая боевая башня сильно руинирована, находилась в 50 м к юго-западу от Елоевской башни. Сложена из рваного камня на прочном известковом растворе. Длина и ширина башни – 3,5 м, максимальная высота – 6 м. Сильно руинированная фамильная башня Зангиевых была заложена еще в 14 веке, одной из первых в Верхнем Мизуре. Из других башен и комплексов замкового типа отметим башню Сохиевых, расположенную в центре села, на скале; окружена руинами жилых и хозяйственных построек. На вершине скалы в северной части села находилась башня Томаевых. Ганах (жилая башня) Галаовых, трапециевидная в плане, трехъярусная; сложена из массивных камней. Стены прорезаны узкими оконцами и бойницами. Еще один ганах неустановленной принадлежности находился недалеко от кладбища.
На территории Верхнего Мизура имеется 26 фамильных склепов, по числу фамилий, живших здесь испокон веков. Массовые захоронения в них прекратились в конце 19 века. Среди склепов Верхнего Мизура есть склеп, в котором захоронены национальные герои Осетии – абреки Асланбек и Бузи Аликовы, в народе более известные как сыновья Бата, Батайы фыртта. Именно Мизурское общество дало им последний приют, проявив уважение и построив отдельный склеп.
Ход. Далее направляемся из Верхнего Мизура в с. Ход. Село расположено у подножья южного склона Скалистого хребта, на левом берегу реки Ходдон.
Дорога в Ход из серии "пронеси, Господи". Размытая, с подтопленными глинистыми колеями и проторенными прямо по альпийским лугам объездами, с крутыми подъемами и четырьмя родниками, пересекающими и без того ненадежную грунтовку. По таким дорогам ездят исключительно по очень важному делу, ну или разве, что какой любитель экстрима прокатится, а мы с вами прогуляемся по ней пешком, наслаждаясь дивными красотами гор.
Когда говорят что высокогорное село, обычно представляется богом забытое место где-то на уступах вековых скал. Но это неправильно. Ход - это в прошлом, один из самых крупных населенных пунктов в Осетии. Ход - высокогорное село, куда уж выше, располагается на высоте прримерно примерно 1900 м. над уровнем моря. Ход - это крыша мира. В Ходе до облаков можно дотронутся рукой, и тучи застревают, запутавшись в отвесных скалах Кавказского хребта.
Датой постройки Хода принято считать начало 16 века.До середины 20 века существовало 2 поселка с названием Ход – Уаллаг (Верхний) Ход и Даллаг (Нижний) Ход. Нижний Ход возник в начале 20 века, и представлял собой рабочий поселок шахтеров, состоящий из домов барачного типа, в которых проживали рабочие Садонских рудников – выходцы из Верхнего Хода. В настоящее время поселка Нижний Ход не существует. Этимология топонима Ход до конца не определена. А.Д.Цагаева в своей книге «Топонимия Северной Осетии» возводит название села к собственному имени – Ходовы. Однако, ни в документах, ни в окружающих Ход топонимах, фамилия Ходовых больше не значится. В середине 19 века Ход описывается как богатое село, состоящее из 43 дворов с населением в 526 человек. В Ходе исконно проживали представители фамилий Едзиевы, Едзаевы, Саухаловых (Савхаловых), Гатеевы, Кайтуковы, Дзугкоевых, Созаевых и Гергиевых. Село было формально поделено на фамильные кварталы, однако, из-за компактности застройки Хода ярковыраженного деления эти кварталы не имели. В Ходе насчитывалось так же 7 фамильных башен, из которых до настоящего времени сохранилось только 2. Основным занятием жителей Хода до конца 19 века было скотоводство и земледелие. Славился Ход и своими каменщиками и резчиками по камню, которых в селе было не меньше десяти, в том числе и, пожалуй, самый знаменитый уроженец Хода - Сосланбек Едзиев.
В конце 19 века многие жители Хода стали работать в Садонских и Мизурских рудниках. Открывались рудники и на землях Хода. Так 23 декабря 1897 г. Иван Цагараев и Михаил Басиев на земле сел. Ход открыли месторождение каменного угля (ф.11, оп.61, д.4867, л. 1)
7 декабря 1898 г. лейтенант запаса флота Николай Владимирович Филькович на земле сел. Ход открыл 2 месторождения серебро-свинцовых и цинковых руд (ф.11, оп.61, д.4688, л.18, 18об)
Высочайше утверждённым 9 июля 1906 г. положением Совета Министров постановлено: разрешить отвод на земле селения Ход трёх площадей лейтенанту запаса флота Николаю Владимировичу Фильковичу под разведку и разработку ископаемых руд (ф.11, оп.61, д.4688, л. 74) В 1901 году население Хода по официальной статистике составляет уже 653 человека, проживающих в 91 дворе. К этому времени в Ходе уже открыты мужская и женская школы. Освящена Свято-Георгиевская церковь. Работают 3 торгово-промышленные лавки. К 1910 в Ходе проживают уже 832 человека, а число дворов увеличивается до 143.
Революционные события и последующая гражданская война не могли не сказаться на жизни села. На общем собрании 19 мая 1929 г. граждане сел. Ход постановили сделать из церкви клуб. После собрания из церкви вынесли все иконы, сняли с купола крест и водрузили вместо него красный флаг. (Власть труда, 31 мая 1929)
В Великой Отечественной войне погибло более 40 уроженцев Хода.
В настоящее время почти все село лежит в руинах. Если не знать, что здесь живут люди, то никогда и не догадаешься, так их скромные жилые дома растворяются в окружающем пейзаже. А иногда село играет с тобою в обманки, создавая миражи, ты идешь будто к жилому дому, а он оказывается брошенным. К концу 20 века село стало пустеть. После развала Советского Союза Ход лишился последней инфраструктуры и немногочисленные его жители стали переезжать в другие населенные пункты. В настоящее время в Ходе постоянно проживает 3 человека.
Здесь в окрестностях с. Ход мы и расположимся на ночевку. Стоянка предполагает ночлег в палатка. 2 день: После завтрака напраляемся в с. Верхний Згид. Село расположено в юго-западной части Алагирского района, на левом берегу реки Скатты, выше его слияния с рекой Садон.
Среди достопримечательностей с. Згид отмечено несколько полуподземных склепов и одно святилище. На местном кладбище историк -археолог В. X. Тменов зафиксировал ряд хорошо сохранившихся полуподземных склепов с «фронтонами». На фасаде одного из них несколько изображений, оттиснутых в штукатурке (всадники, косарь, кресты, змейки, пляшущие человечки, отпечаток руки). Аларды дзуар (Алардыйы кувæндæттæ) – святилище в честь Аларды. Аларды – небожитель, спускающийся на землю по золотой (серебряной) лестнице, изображался в виде красного крылатого чудовища с безобразным ликом, наводившим страх на людей. Культ связан в древним ритуалом очищения от эпидемических заболеваний: оспы (хæбуз), кори (фадынæг), глазных болезней (цæсты низтæ). Что бы ослабить гнев святого, суеверные осетины строили в его честь многочисленные святилища и молились ему (в Северной Осетии насчитывается более 30 святилищ в честь Аларды, в Южной Осетии – более 7). Празднование Аларды – одно из самых распространенных в Осетии, начиналось с понедельника (Алардыйы къуырисæр) и продолжалось от одной до трех недель. По продолжительности и пышности празднования Аларды в прошлом не было равных жителям с. Згид (в начале мая). Святилище в Згиде появилось в начале XVII века. Разбиваясь по кварталам, жители готовили яства, рассчитанные на неделю. Каждому кварталу отводилась по договоренности «своя» неделя и свой цардахъ. Представители фамилий Цагараевых, Габолаевых, Агузаровых и Томаевых до сих ежегодно собираются и вместе молятся Святому Аларды. Двери святилища открываются только раз в год в период празднования. Заходить сюда имеют право только старейшины. Патрону оспы приносили в жертву белого ягненка. Божеству оспы оказывали самые высокие почести: задабривали словами: рухс дзуар (светлое божество), сызгъæринбазыр (золотокрылый), сызгъæрин (золотой), сырх (красивый), базырджын (крылатый), пели в его честь песни. В молитве просили Аларды смотреть издали на молящихся, не подходя близко к аулу. Самое сильное проклятие осетин: Алардыйы фыдæх ссар (да пусть настигнет тебя гнев Аларды). В ограде святилища Аларды имеется большой плоский камень, обладающий целительной силой. К нему вели рожениц и совершали ритуальное обкатывание новорожденного по священному камню. К этому камню по совету знахарей шли бездетные женщины и больные с надеждой на исцеление. В. И. Абаев назвал Аларды языческим «медицинским» богом алан-осетин, который наделялся способностью не только владеть и поражать болезнью, но и исцелять от нее.
В 2013 году Згидское сельское поселение было упразднено и включено в Мизурское сельское поселение вместе с Садонским сельским поселением, к которому мы с вами и пройдем.
п. Садон - необычный поселок с европейской архитектурой, вырос в первой половине XIX веке возле богатого рудного месторождения. Здесь, в Алагирском ущелье на высоте больше 1200 метров над уровнем моря, когда-то обнаружили месторождение полиметаллической руды. В первой половине XIX века у Садонского рудника выросло небольшое поселение. Позже, в 1886 году, рудник сдали в аренду Бельгийскому промышленному и химическому обществу. Грянул строительный бум. Бельгийские архитекторы и строители возвели потрясающей красоты здания из камня. Даже если не видеть фотографии, где поселок запечатлен в былой славе, легко можно представить, почему им так гордились. В советское время разработка руды продолжилась. В Садон стекались специалисты со всей страны. Населенный пункт, получивший статус поселка городского типа, кипел жизнью. Во время Великой Отечественной здесь добывали цинк и свинец для нужд фронта. Постепенно производство теряло былой масштаб. С потерями ему удалось пережить распад Советского Союза, но к началу двухтысячных Садонский горно-металлургический комбинат почти не работал. А в 2002 году в судьбу поселка вмешалась стихия. Наводнение случилось ночью. Река Садонка вышла из берегов и затопила два поселка — Садон и Галон. Уровень воды поднялся на семь метров. Природа нанесла столь серьезный урон, что власти признали: поселок восстанавливать нерентабельно. Жителям выделили денежные компенсации и предложили переселиться. Полностью потеряли свои дома почти 530 семей. Когда сошла вода, стало понятно, что какие-то дома пострадали меньше остальных. В Садон вернулись люди — восстанавливать разрушенные квартиры.
Далее обед в лагере. После лагерь сворачивается, и путь лежит к поселку Нузал. Мы пройдем 3.5 км вдоль реки Садонка и выйдем на Траскавказскую магистраль, потом еще примерно 3 км и мы у поселка Нузал.
c.Нузал одно из древнейших горных селений Северной Осетии (770лет). Это бывшее родовое селение знаменитого осетинского богатыря и военоначальника, мужа грузинской царицы Тамары Давида-Сослана, потомка древних осетинских царей Царазоновых. Здесь мы увидим старинную средневековую часовню, сложенную из неотесанных каменных плит. Нузальскую часовню окружают тайны – точных знаний о ней не так уж много. Неизвестно, например, когда была построена часовня. Предположительно, это вторая половина XIII века. Существует версия, что возводилась она как склеп и лишь позже была переделана в храм, но убедительных доказательств нет. Первое упоминание культового сооружения относится к XVIII веку. Известно также, что когда-то стену часовни украшала надпись на грузинском языке, начинающаяся со слов «нас было девять братьев». Узнать ее содержание исследователи смогли только благодаря спискам. Но и переводов, и толкований ее существует несколько. «Нас было девять братьев из семьи Чарджонидзе-Дчархилан: Ос-Багатар, Давид-Сослан, Сокур и Георгий, которые бросали на врага взгляды гнева. Трое наших братьев – Исак, Романоз и Василий – были монахами, верными служителями Христа. Мы были хозяевами узких дорог, которые вели и четыре стороны. У нас в Касаре крепость и таможня, и мы занимаем переднюю часть моста. Надейтесь на доброе отношение на той стороне, если вы повели себя хорощо на этой сторне. У нас столько же золота и серебра сколько и воды. Завоевал Кавказ и покорил четыре царства. Верный своим привычкам, я похитил сестрицу принца Картли. Он, настроенный против меня и обманувший в клятве, взял на себя мои грехи. Багатара бросили в воду и истребили армию Оссов. Вы, читающие эти строки, помолитесь за меня».
В 1946 году в этой часовне ленинградский археолог, исследовательница Северного Кавказа Евгения Пчелина проводила раскопки и обнаружила под полом скрытое захоронение - каменный ящик со скелетом человека могучего телосложения и погребальное снаряжение, в частности три железных ножа и кресало, и кремень для высечения огня. Пчелина сделала смелое предположение: погребенный в часовне - Давид-Сослан, осетинский полководец XII века, второй муж и соправитель легендарной грузинской царицы Тамары. И часовня является его усыпальницей.
В районе Нузала хорошо видны на скалах правого берега Ардона стены и оборонительные укрепления древней полупещерной крепости.
Здесь у стен Нузала мы заканчиваем свое путешествие, и автобусом взовращаемся в г. Владикавказ. В дороге проведем коллективную рефлексию, обсудим основные моменты путешествия, устроим викторину.