Путешествие в Дигорское ущелье

Сложность маршрута: Поход 2-3 дня

Тип маршрута: Горный

Сезонность: Весна-лето-осень

2 дня 0 часов 16 км
Описание маршрута
Высокогорная Дигория — это самая удалённая юго-западная часть Северной Осетии, расположенная в верховьях реки Урух и её истоков. Двухдневный поход в Дигорское ущелье ознакомит обучающихся не только с волшебной природой региона, но и с большим количеством древних и средневековых исторических памятников, которыми необычайно богат этот горный район.
/upload/iblock/e68/9cfre5wf824g41j0jlwad8ynpww1jh10.jpg
/upload/iblock/54d/goh929yqvro4esbvu9s8x5taxrcfnyf5.jpg
/upload/iblock/9e6/elk2jds2pw4d6ex1674inzleznlwz7uq.jpg
/upload/iblock/ef9/h1xujqjusyem26hf906zjit32jhrdcav.jpeg
/upload/iblock/142/0a2u9bietqdd8qr914dkgly6qkhnn3u0.jpeg
/upload/iblock/3c9/6nmbcw8npljfj24tq37klsir6paoipku.jpg
/upload/iblock/43d/g9n11041g1e01zcepodlkh8txzzaj2qd.jpg
/upload/iblock/346/lqwfkp9cn17arwghfluxstto1mf721jr.png
/upload/iblock/e68/9cfre5wf824g41j0jlwad8ynpww1jh10.jpg
/upload/iblock/54d/goh929yqvro4esbvu9s8x5taxrcfnyf5.jpg
/upload/iblock/9e6/elk2jds2pw4d6ex1674inzleznlwz7uq.jpg
/upload/iblock/ef9/h1xujqjusyem26hf906zjit32jhrdcav.jpeg
/upload/iblock/142/0a2u9bietqdd8qr914dkgly6qkhnn3u0.jpeg
/upload/iblock/3c9/6nmbcw8npljfj24tq37klsir6paoipku.jpg
/upload/iblock/43d/g9n11041g1e01zcepodlkh8txzzaj2qd.jpg
/upload/iblock/346/lqwfkp9cn17arwghfluxstto1mf721jr.png
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Широкий круг потребителей: - семьи с детьми, - учащиеся 9-11 классов.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цели: Создание условий для воспитания патриотизма, самоопределения обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей через освоение природного и исторического наследия региона

Образовательные задачи: - Способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре родного края; - Создание условий для развития интереса к изучению географии, истории, геологии. На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей). В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде. Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Мемориальные комплексы и памятные места, посвященные увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны
Образовательные задачи маршрута
Образовательные задачи: - Способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре родного края; - Создание условий для развития интереса к изучению географии, истории, геологии. На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей). В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде. Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Бероев Б.М. «По Северной Осетии» — Владикавказ: Иристон,1984г. Газаев Т.З. Природные достопримечательности Северной Осетии. — Владикавказ: Аланика, 2017. Гутнов Ф.Х. Века и люди: из истории осетинских сел и фамилий — Владикавказ: Иристон,2001. Дзугутов М.Х. Осетия и её культурное наследие. — М.: Наука, 2015. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). - М.: Наука, 1976. Попов К.П. «Путешествие в древний Иристон» — Владикавказ: Иристон,1995г. Кадыков В.А. История Северной Осетии: с древнейших времен до наших дней — Владикавказ: Иристон,2018. Попов К.П. «Путешествие в древний Иристон» — Владикавказ: Иристон,1995г. Кадыков В.А. История Северной Осетии: с древнейших времен до наших дней — Владикавказ: Иристон,2018. Кузнецов В. А. Путешествие в древний Иристон - Пятигорск: Снег, 2010. Культовые места Осетии: путеводитель. Сост. Бекоев И.А. — Владикавказ: Иристон,2016. Тменов В. Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. — Орджоникидзе: Ир, 1984. Цуциев А. А. «О некоторых предметах христианского культа из святилища Реком» // Известия СОИГСИ. — 2021. ГОСТ Р 56070-2014. Туристские услуги. Экскурсионное обслуживание. Общие требования. — Введ. 2015-01-01. — М.: Стандартинформ, 2014.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС - естествознание (окружающий мир), география, основы безопасности и защиты Родины, элективный курс «Осетия — моя история» ) в рамках внеурочной деятельности; - Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой, направленности); - Программы предпрофессиональной подготовки; - Программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
Владикавказ - Дигора - Нижний Задалеск – Ханаз – Мацута - Ханаз - Нижний Задалеск - Дигора - Владикавказ
Программа маршрута
Из города Владикавказ доезжаем до Задалеска, далее следуем пешком до Музей Нана (мама) Задалеская, после перекуса поднимаемся к Крепости Фрегат в селении Ханаз, путь нелегкий, но очень живописный, с высоты 2000 над уровнем моря открываются незабываемые виды, в небе парят Орлы, гордые свободные птицы. Дойдя делаем привал, разбиваем лагерь и готовимся к ужину в предвкушении ночи, когда звездное небо опустится так близко, что звезды будут слышны создавая ощущение величия и близости. Утром второго дня разбираем палаточный лагерь, завтракаем и направляемся к дороге оставляя за собой это сказочное место. Мы направляемся к селению Мацута. с рюкзаками, по пути следования любуясь волшебными видами, маршрут пролегает по старой дороге, помнящей как по ней катились брички с запряженными волами и скакали кони с гордыми наездниками. Пройдя через урочище верхний нар спускаемся к Мацуте. В Мацуте делаем привал для приема пищи можем, погуляв по окрестностям Мацуты у слияния двух рек Урух и реки Айгамуга. Готовимся к отъезду в город Владикавказ. Но мы еще вернемся сюда, ведь с этого места ущелье разделяется на две дороги, ведущие к неизведанному.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Владикавказ - ст. Архонская - г. Ардон - г. Дигора - Нижний Задалеск - Верхний Задалеск – Ханаз – Нижний Нар – Мацута.
Дополнительная информация и (или) условия
Включает: - проезд на автобусе -питание,/продукты (приготовленное в походных условиях) https://anzor-m.livejournal.com/46963.html https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/161205/ https://geogid.net/kavkaz/digorskoe-ushchele.html https://etokavkaz.ru/turizm/puteshestvie-v-gornuyu-digoriyu https://www.airinme.com/blogs/10-beauties-of-the-digor-gorge-that-everyone-needs/ https://fb.ru/article/254325/digorskoe-uschele-osetiya-opisanie-dostoprimechatelnosti-interesnyie-faktyi