Водопад Кольцо, каньон и пещера Лагат

Сложность маршрута: Поход 2-3 дня

Тип маршрута: Горный

Сезонность: Круглогодичный

2 дня 0 часов 46 км
Описание маршрута
Республика Северная Осетия – Алания богата различными памятниками природы и истории. Одним из ярких памятников природы является водопад «Кольцо» (высота падения более 3 метров) - уникальное явление природы. Находится в Карцинском ущелье - боковом ответвлении Куртатинского ущелья. Река Карцадон пробила отверстие в скале, образовав кольцо, через которое падает вода. Дорога к водопаду лежит через красивейший каньон и огромные завалы камней. Имеет большую научную ценность для изучения геологических процессов. Объект общекавказского и даже всероссийского значения, одно из главных чудес нашей природы.
/upload/iblock/105/8k7mm20f60p9po1zmfl5fd9r4n4vvoma.jpg
/upload/iblock/2cc/0jozjhkafu077a99nshy2rsehh83xacz.jpeg
/upload/iblock/207/sa2qbxdmhryg4x12y59ki7t3iq4jnbkl.jpg
/upload/iblock/459/faxb0q5lba9crrfdpvnsg57myqnijj10.jpg
/upload/iblock/8df/3lkii7mz3h1q17oqgrln6j3r0p09eiq1.jpg
/upload/iblock/105/8k7mm20f60p9po1zmfl5fd9r4n4vvoma.jpg
/upload/iblock/2cc/0jozjhkafu077a99nshy2rsehh83xacz.jpeg
/upload/iblock/207/sa2qbxdmhryg4x12y59ki7t3iq4jnbkl.jpg
/upload/iblock/459/faxb0q5lba9crrfdpvnsg57myqnijj10.jpg
/upload/iblock/8df/3lkii7mz3h1q17oqgrln6j3r0p09eiq1.jpg
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Широкий круг потребителей: - семьи с детьми, - учащиеся 9 -11 классов
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Создание условий для воспитания патриотизма, самоопределения обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей через освоение природного и исторического наследия региона.

Образовательные задачи: - Актуализация и расширение знаний и опыта, полученных обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ географии и истории; - Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; - Способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре родного края; - Создание условий для развития интереса к изучению географии, истории, геологии. На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей). В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде. Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Мемориальные комплексы и памятные места, посвященные увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны
Образовательные задачи маршрута
Образовательные задачи: - Актуализация и расширение знаний и опыта, полученных обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ географии и истории; - Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; - Способствовать проявлению познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе и культуре родного края; - Создание условий для развития интереса к изучению географии, истории, геологии. На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей). В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде. Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Бероев Б.М. «По Северной Осетии» — Владикавказ: Иристон,1984г. Газаев Т.З. Природные достопримечательности Северной Осетии. — Владикавказ: Аланика, 2017. Гутнов Ф.Х. Века и люди: из истории осетинских сел и фамилий — Владикавказ: Иристон,2001. Дзугутов М.Х. Осетия и её культурное наследие. — М.: Наука, 2015. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). - М.: Наука, 1976. Попов К.П. «Путешествие в древний Иристон» — Владикавказ: Иристон,1995г. Кадыков В.А. История Северной Осетии: с древнейших времен до наших дней — Владикавказ: Иристон, 2018. Кузнецов В. А. Путешествие в древний Иристон - Пятигорск: Снег, 2010. Культовые места Осетии: путеводитель. Сост. Бекоев И.А. — Владикавказ: Иристон,2016. Тменов В. Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. — Орджоникидзе: Ир, 1984. Цуциев А. А. «О некоторых предметах христианского культа из святилища Реком» // Известия СОИГСИ. — 2021. ГОСТ Р 56070-2014. Туристские услуги. Экскурсионное обслуживание. Общие требования. — Введ. 2015-01-01. — М.: Стандартинформ, 2014.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС - естествознание (окружающий мир), география, основы безопасности и защиты Родины, элективный курс «Осетия — моя история» ) в рамках внеурочной деятельности; - Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой, направленности); - Программы предпрофессиональной подготовки; - Программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
Владикавказ – Гусыра - водопад Кольцо - Осман Лагат - Гусыра - Владикавказ
Программа маршрута
1 день: г.Владикавказ – Гусыра – Горный Карца До пос. Гусыра можно добраться из г. Владикавказа от Центрального рынка на рейсовом автобусе следующему по маршруту Владикавказ - с. Харисджин. Издавна народ называл эту местность «пышыра», что по-осетински означает крапива. Крапива росла здесь в изобилии на месте стоянки пастухов, перегонявших скот в горы с плоскости и обратно. От с. Гусыра до Горного Карца можно пройти пешком 6 км, перепад высот 200 м. На территории Н.Карца можно осмотреть древнее кладбище, боевую башню Дзахоевых, замок-галуан Есиевых. Сохранился дом, принадлежавший участнику русско-турецкой войны 1877—1878 гг. отважному Асламурза Есиеву. Водопад образовался вследствие того, что река проточила узкую перемычку в виде кольца в одном из поддатливых к растворению слоев меловых известняков. Общая высота водопада 5-6 м, ширина каменного кольца 1.5-2 м. Стоянка на ночлег в палатках на поляне около каньона, рядом есть родник. 2 день: После завтрака радиальный выход (без рюкзаков) к живописному Каньону расположенному недалеко от водопада Карцинского ущелья. Это расщелина между берегами реки, промытая речкой за тысячи лет, о чем свидетельствует и скальная порода и форма отложения слоев земли. Если хорошенько поискать можно найти окаменевшие останки доисторических головоногих и моллюсков. Пещера Осман-Лагат расположена дальше по ущелью. К ней доступ немного сложнее, но от этого более захватывающий. Пещера уникальная, сквозная, местами в виде прямого коридора, в конце сужается, создавая эффект "света в конце тоннеля". По происхождению она обвально-гравитационная. Представлены кораллиты. Длина пещеры по А. Г. Чекишеву - 100 м, по В. Г. Дзасохову— 154 м. В народе ее связывали с именем горца Уосмана, бывшего, возможно, ее первооткрывателем. Имеет огромный входной вестибюль, в котором раньше держали скот, и узкий коридор. Одним концом выходит на скальную полку, покрытую лесом. Далее идут обрывы.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
г. Владикавказ – с. Гизель – В. Саниба - с. Майрамадаг – с. Дзуарикау- с. Тагардон – с. Гусыра – с. Горное Карца - г. Владикавказ.
Дополнительная информация и (или) условия
Удобная и непромокаемая обувь, одеваться по сезону. Рекомендуем взять с собой перекус и бутылочку воды.