1 день: г. Владикавказ – Высокогорный курорт Цей
До высокогорного курорта Цей можно добраться из г. Владикавказа на рейсовом автобусе отбывающем от автовокзала №1 в 6:20.
По пути следования на нитке маршрута будут присутствовать знаковые места истории Северной Осетии, такие как: святое место Роща Хетага, памятник Уастырджи (покровитель мужчин), шахтерский поселок Мизур, Зарамагская ГЭС и т.д.
По прибытию к контрольной точке ~ 9:20 необходимо разбить палаточный лагерь или выбрать одну из предложенных гостиниц.
После разбивки лагеря (заселения в гостиницу) начинаем наше путешествие по Цейскому ущелью, начнем с Святилище Реком.
Святилище Реком находится в Цейском ущелье, неподалёку от селения Верхний Цей. Неофициально оно считается главным мужским святилищем Осетии, вход туда женщинам запрещён. Святилище Реком сложено без единого гвоздя из сосновых бревен толщиной 30-35 сантиметров. Двухскатная кровля собрана из досок, по ее краям возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов. Со стороны входа в строение вдоль стены закреплена широкая доска наподобие полки. На ней в большом количестве – головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости. Тут же установлена аккуратная деревянная чаша, наполненная монетами и бумажными купюрами. "Никто и никогда под страхом смерти не дерзнет взять отсюда хотя бы копейку", - говорят старожилы.
Попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским праздникам: в день всех рожденных за год мальчиков – Кæхцгæнæн, отмечаемый в июле. Или в мартовский праздник - Хорыбон. Известно, что осетинские воины перед сражением совершали обет братания. Они ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд, несколько изменившись, сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей. Оно предназначалось для общения с богами.
По поводу происхождения Рекома от местных жителей можно услышать немало легенд. По одной из них, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств – Уастырджи, покровитель мужчин, путников, защитник слабых, решил возвести для осетинского народа святилище из вечного дерева - лиственницы, которая никогда не подвергается гниению.
Она росла на другой стороне горного хребта. Тогда Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. По легенде деревья сами падали в арбы, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте строительства повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб без помощи человеческих рук.
Другая версия происхождения Рекома встречается в Нартском сказании - главном литературном памятнике древней Осетии. Там говорится, что когда один из древних полумифических героев Осетии Батраз погиб, то бог оплакивал его смерть и слеза упала в Цейское ущелье, после чего и возник Реком. Так или иначе, но ученые склонны считать, что Реком был построен для поклонения богу Уастырджи, который с древних времен окружен в Осетии ореолом обожания и почета.
К сожалению, до наших времен Реком не дошел в первозданном виде. В 1995 году святилище сгорело от удара молнии. Тут же пошли разговоры, что несчастье было вызвано грехопадением современного поколения, которое забыло о своих богах, и что за этим обязательно последует более страшное наказание. После полного уничтожения Рекома команда энтузиастов восстановила святилище по сохранившимся чертежам. Строители держали пост целую неделю до начала работ и каждый день начинали с молитвы. Древняя технология была полностью соблюдена, за исключением одной важной детали: материалом для сооружения в этот раз послужила сосна, поскольку лиственница сегодня здесь почти не встречается. Чтобы смягчить гнев сурового Уастырджи, осетины каждый год в июне проводят в святилище праздник, посвященный этому божеству. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, длятся целую неделю. Однако современные праздники лишь отдаленно напоминают те, что проводились здесь, скажем, столетие назад. "Раньше праздник в святилище напоминал осетинские олимпийские игры, – рассказывают старейшины, – молодежь состязалась в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе. В окрестностях святилища многие семьи имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных и медных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы". В каждом селе был свой жрец, наблюдавший за правилами проведения празднества. Босые, с непокрытыми головами и с маленькими белыми флажками в руках, жрецы обходили ряды паломников и собирали предметы и ценности, чтобы затем оставить их в святилище. На столе появлялись три осетинских пирога – без этого блюда не обходится ни одно местное празднество. Цифра три не случайна. Три пирога символизируют землю, солнце и воду. Когда на столе появляются два пирога, то люди собираются по печальному поводу – сотворить поминальный обряд. Это означает, что для умершего человека солнце навсегда исчезло. Даже в самом коротком застолье обязательно должны прозвучать три тоста.
Одним из спорных моментов является датировка памятника. Археолог доктор исторических наук Евгений Крупнов считал, что Реком относится к кобанской культуре и появился примерно за тысячу лет до нашей эры. Выводы ученого основывались на археологическом материале, найденном в этом районе. Однако Владимир Кузнецов не согласен с такой датировкой: "На мой взгляд, лихонометрические исследования, при которых возраст определяется величиной пятен лишайников на каменных глыбах либо деревянных срубах, говорит о том, что Реком не мог быть построен раньше XII века нашей эры. Дело в том, что на месте святилища существовал единый Цей-Сказский ледник, а археологический материал, относящийся к более древней кобанской культуре, скорее всего попал сюда из других мест". Ученых всегда интересовал вопрос, почему именно в этом месте возникло языческое святилище. До сих пор ответ не найден. Согласно одному из предположений, древние обитатели этих мест остановили свой выбор на живописной поляне, потому что она никогда не зарастала лесом и не зарастает по сей день, хотя сточки зрения природного ландшафта видимых причин для этого нет. Возможно, эта необычная особенность и привлекла внимание, как явление непонятное и сверхъестественное. Вера в древних арийских богов, которые испокон веков господствовали в этом крае, прочно укоренилась в сознании горцев, передаваясь из поколения в поколение. Местные жители говорят, что, отправляясь в опасное путешествие через горный перевал или высокий горный хребет, они, как их отцы и деды, просят Уастырджи прийти на помощь в трудную минуту.
После посещения Рекома двигаемся к канатно-кресельной дороге.
Двигаясь на ней открываются прекраснейшие виды ущелья, которыми можно наслаждаться в течении 25 минут.
Канатная дорога поднимает нас на уровень 2500м над уровнем моря. Оттуда открывается нам ледник «Сказка» со всеми его красотами.
Ледник Сказка (именно удвоенное «а» – правильно в названии, но для удобства произносят одно «а») лежит на Сказском перевале, высота которого 3910 метров над уровнем моря, между горами-четырёхтысячниками Лагау и Адай-хох.
Перед ледником простирается гигантская наклонная поляна, когда-то давно созданная этим ледником, потоками воды и селями. Сегодня она очень красивая, покрыта яркой зелёной травой, цветами и редкими деревьями.
Здорово и необычно: ты находишься посреди поляны с сочной зелёной травой, а до ледника рукой подать. Стоит жара, кругом всё зелёное, и тут же огромные массы льда и снега.
Сказский ледник – один из самых доступных ледников в Северной Осетии.
К леднику можно подняться на канатной дороге, длина которой чуть более 1,5 километров. Перепад высот станций канатки – с 1900 до 2400 метров над уровнем моря.
После возвращаемся в базовый лагерь, организуем питание и быт. 2 день: Второй день начинается с раннего подъема, рекомендовано организовать его в 6:00, а выход на экологическую тропу 9:00, т.к. путь до Ледника Цейский занимает не малое количество времени, особенно в составе группы.
По пути следования будут открываться прекрасные виды на монументы и памятники природы. Так нам встретиться памятник выветриванию, очень интересному природному явлению.
Ледник - не менее грандиозное природное явление, чем вулкан. Его отличие в меньшей динамичности. Если извержение вулкана не заметить невозможно, то движение ледника почти неощутимо. Зато последствия его деятельности позволяют оценить мощь, способность превращать в щебень целые горы и менять облик огромных территорий. На Кавказе одним из крупнейших объектов подобного рода является Цейский ледник. Его важным достоинством является доступность.
В состав Северо-Кавказского федерального округа входит республика Северная Осетия – Алания. Она зажата между Кабардино-Балкарией, Ингушетией, Чечней и граничит с Грузией. Цейский ледник находится в юго-западной части республики, почти у самой грузинской границы. Путь к нему лежит через Цейское ущелье, которое является популярным местом активного отдыха. Круглый год сюда едут туристы, горнолыжники, альпинисты и скалолазы.
Гигантская масса льда и снега покрывает северные склоны горного массива, самой высокой точкой которого является Адай-Хох. Гора носит гордый титул «четырехтысячник», поскольку ее высота достигает 4408 метров. Она расположена в том месте, где Главный Кавказский хребет разрезается Кассарским ущельем Ардона и плавно переходит в Боковой хребет Большого Кавказа.
На высоте более 2500 метров царят снежные фирны и глетчеры. Фирном называют слежавшийся многолетний снег. Он настолько плотный, что из него можно построить жилище вроде эскимосского иглу. Фирн является промежуточной стадией между снегом и льдом. Глетчер – это ледяная масса, которая под действием силы тяжести приняла форму потока. Собственно, это и есть сам ледник.
Основание Цейского ледника находится на высоте 2200 метров. По кавказским меркам это очень низко. Остальные ледники расположены на большей высоте. Скорее всего, это связано с особенностями микроклимата Цейского ущелья. Площадь ледяного покрова чуть-чуть не дотягивает до десяти квадратных километров. Вместе с фирновыми полями длина ледяного «языка» достигает девяти километров. Толщина покрова колеблется от 20 до 80 метров, но в некоторых местах может достигать 300 метров!
Цейский ледник находится в западной части Северо-Осетинского заповедника, который был создан в 1967 году. В его состав входит заказник «Цейский», на территории которого была воссоздана популяция зубров, полностью уничтоженная в начале XX века. Сейчас кроме этих гигантов в лесах водятся кабаны, благородные олени, медведи, косули. Есть лисицы, зайцы, ласки и дикие лесные кошки. Пернатых насчитывается 160 видов. Среди них – филин, черный аист и стервятник, относящиеся к категории редких.
На территории Северо-Осетинского заповедника к Цейскому леднику ведет экологическая тропа, которая размечена зелеными стрелками. Маршрут берет начало возле бывшей гостиницы «Горянка», на высоте 1900 метров. Протяженность тропы составляет 4700 метров. Это расстояние преодолевается за 6-7 часов. Поскольку тропа идет по заповедной территории, нельзя сходить с нее, рвать цветы и дикоросы. Первые туристы прошли этим путем к леднику еще в конце XIX века. С тех пор этот маршрут стал одной из визитных карточек района. Ледник тащит с собой огромные валуны.
Нитка маршрута идет по берегу реки Цейдон мимо горы Монах. С тропы открывается вид на ворота Цейского хребта, вершину Уилпата и скалы Кальперского хребта. На пути можно увидеть следы недавней катастрофы. В августе 1953 года селевой поток обрушился на альплагерь «Медик», стоявший у реки. Стихия разрушила постройки, погибли люди. Напоминанием о тех трагических событиях являются хаотичные нагромождение камней на берегу реки Медик.
Внимание туристов непременно привлекает валуны-гиганты, которые когда-то притащил сюда Цейский ледник. Размеры камней могут достигать 20 метров в длину при высоте 10 метров. Возле одного такого исполина стоит информационный щит. Надпись гласит, что валун является памятником последнего на Земле оледенения. Ледник доставил его сюда 150 лет назад.
На тропе имеется навес, где можно отдохнуть или спрятаться от дождя.Маршрут заканчивается у нижней части ледникового языка. С этой точки кажется, что ледник это поток бурлящей воды, который застыл, потому что остановилось время. Однако вот-вот часы снова пойдут, и водопад хлынет вниз, сметая все на своем пути.
В непосредственной близости от Цейского ледника находятся альплагерь «Цей» и турбаза «Осетия». Имеется также научная станция и метеостанция. На ночлег можно остановиться в гостиницах «Сказка», «Вертикаль», «Виктория», в пансионате «Орбита», альплагере «Торпедо» и гостиничном комплексе «Домик лесника». Они находятся ниже, в Цейском ущелье.
После посещения ледника Цейский возвращаемся к месту ночевки, собираем оборудование и снаряжение.
Автобус от Высокогорного курорта Цей отбывает в 17:00.
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
г. Владикавказ – г. Алагир – п. Мизур – с. Бурон – Высокогорный курорт Цей.
В Цейском заказнике: Святилище Реком, Альплагерь «Цей», ледник «Сказка», ледник «Цейский» (ночевки в полевых условиях, в палатках; в приютах)