Смоленск – западный щит России

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

3 часа 4 км
Описание маршрута
Расположенный в 400 км к западу от Москвы, Смоленск не раз преграждал путь многочисленным врагам к столице нашей Родины, и недаром его издавна стали называть городом-ключом, щитом русского государства. Основной акцент - три героических события в судьбе города: оборона Смоленска в 1609-1611 гг., Смоленск в отечественной войне 1812 г., Смоленск в годы Великой Отечественной войны.
/upload/iblock/779/bglwfjaax2hspjs4vwg4yvbdot53wouc.jpg
/upload/iblock/585/xqtphuetgr8ifey02nsieucjhq1khr46.JPG
/upload/iblock/d7e/f29psi5tczmggj17dd0j28xfsn1u3wsc.JPG
/upload/iblock/784/fp0dwwybs6wcxt11ojipxfqbfe19jf0t.JPG
/upload/iblock/779/bglwfjaax2hspjs4vwg4yvbdot53wouc.jpg
/upload/iblock/585/xqtphuetgr8ifey02nsieucjhq1khr46.JPG
/upload/iblock/d7e/f29psi5tczmggj17dd0j28xfsn1u3wsc.JPG
/upload/iblock/784/fp0dwwybs6wcxt11ojipxfqbfe19jf0t.JPG
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся общеобразовательных организаций возрастом 14–17 лет. Ступени образования: 8–11 класс, в том числе с углубленным изучением предметной области «История России», победители школьных конкурсов и олимпиад по предмету «История». Дополнительно: Обучающиеся организаций дополнительного образования по туристско-краеведческому направлению; участники проектов этого направления, организованные группы детей из других регионов. Степень интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузки - высокая.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

1. Образовательная: Расширить знания экскурсантов об истории России в период с начала XVI до наших дней и роли Смоленска в ней. Основной акцент на трёх героических событиях в судьбе города: героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг.; Смоленск в отечественной войне 1812 г.; Смоленск в годы Великой Отечественной войны. Вклад уроженцев Смоленщины в историю и культуру России и мира. 2. Воспитательная: Привить ребятам любовь к истории родного края и России. Воспитать уважение к защитникам нашей Родины.

- формирование межпредметных связей и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательских работ, закрепление на практике знаний, полученных в процессе изучения предмета «История России»; - самостоятельное ознакомление с литературными источниками по теме экскурсии (согласно заданного педагогом плана до поездки), - постановка исследовательских задач; - сбор материала для выполнения исследовательских работ (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон; фото и видеосъемка), - подготовка группового или индивидуального исследовательского проекта и его защита (на уроке, конкурсе, олимпиаде и т.д.). Для обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование. На основе полученного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы). По окончанию маршрута предлагается оформить результаты полученных знаний в виде проекта, презентации, выступления.

Что интересного на маршруте?
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Образовательные задачи маршрута
- формирование межпредметных связей и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательских работ, закрепление на практике знаний, полученных в процессе изучения предмета «История России»; - самостоятельное ознакомление с литературными источниками по теме экскурсии (согласно заданного педагогом плана до поездки), - постановка исследовательских задач; - сбор материала для выполнения исследовательских работ (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон; фото и видеосъемка), - подготовка группового или индивидуального исследовательского проекта и его защита (на уроке, конкурсе, олимпиаде и т.д.). Для обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование. На основе полученного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы). По окончанию маршрута предлагается оформить результаты полученных знаний в виде проекта, презентации, выступления.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
http://www.visitsmolensk.ru/putevoditel/ https://westfacad.ru/
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- Образовательные программы основного общего образования, предметные области по ФГОС - предметная область «История России»; - в рамках внеурочной деятельности: научно-историческое, индивидуальный проект; - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой направленности); - программы воспитания /воспитательной работы: познавательные (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей), ценностно-ориентационные (формирование убеждений и взглядов, нравственных и иных норм жизни), общественные (взаимодействие в коллективе, умение работать в группе, разрешение возникающих конфликтов, свое мнение), формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения, исследовательская и проектная деятельность.
Описание пути следования по маршруту
Маршрут проходит в центре города Смоленска. От памятника «Защитникам и освободителям Смоленска» (пл. Победы) через сквер А. Твардовского и В. Тёркина, сквер Памяти героев, вдоль Смоленской крепостной стены (башни Громовая и Копытенская), через Королевский бастион, центральный парк культуры и отдыха «Лопатинский сад», сад Блонье, по улицам Маяковского, Ленина, Большая Советская до Свято-Успенского кафедрального собора.
Программа маршрута
Сбор группы в г. Смоленске на пл. Победы у памятника «Защитникам и освободителям Смоленска». Вступительное слово, инструктаж по технике безопасности. Движение пешком по маршруту экскурсии (маршрут соответствует порядку ключевых объектов)
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Памятник «Защитникам и освободителям Смоленска» (пл. Победы), памятник А. Твардовскому и В. Тёркину, сквер Памяти героев, башни Громовая и Копытенская Смоленской крепостной стены, Королевский бастион, памятник защитникам Смоленска от французских войск 4-5 августа 1812 года (центральный парк культуры и отдыха «Лопатинский сад»), сад Блонье, памятник В. Куриленко,(ул Маяковского), Свято-Успенский кафедральный собор.
Дополнительная информация и (или) условия
Проезд группы – организованный, на заказном или рейсовом автобусе, следующем до/через пл. Победы. Всем участникам заранее ознакомиться с материалами по теме экскурсии, во время экскурсии иметь ручки и блокноты. Педагогу необходимо задать тему исследования до начала маршрута, развить ее в полевых условиях со сбором материала, а затем оформить проект по завершению маршрута.