«Звенигород от XVII века до наших дней»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 3 км
Описание маршрута
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области. Программа экскурсии «Звенигород от XVII века до наших дней» для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений. Особенности программы «Звенигород от XVII века до наших дней» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по Звенигородскому историко-архитектурному и художественному музею нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
/upload/iblock/fcd/d6rw1ormrihiwy8z6iycrkxnk3ssawub.jpg
/upload/iblock/dc2/vj0do1igpnxhbaoy23bpstr1lbznewjk.jpg
/upload/iblock/9dd/ial4nrgesj4ww3efo9zfb8h3w6fyr6xs.png
/upload/iblock/495/6iua3vqz9zrabnoa3ziiv0ugvool9piz.jpg
/upload/iblock/862/1p5jy3h383r9hktf9c96ry6sve2gwwa8.jpg
/upload/iblock/0aa/n9wwnt8cs94ez4upzbj0i1uu2xij1ts9.jpg
/upload/iblock/d3b/9dd2vn15ef943nm3lbhyqguqe5djww7r.jpg
/upload/iblock/796/vkz1mihnm12zhgjwjpro19el74pa0hc0.jpg
/upload/iblock/e96/4sdxo7swmj8fd9ium7qe3zg21ua11okk.jpg
/upload/iblock/fcd/d6rw1ormrihiwy8z6iycrkxnk3ssawub.jpg
/upload/iblock/dc2/vj0do1igpnxhbaoy23bpstr1lbznewjk.jpg
/upload/iblock/9dd/ial4nrgesj4ww3efo9zfb8h3w6fyr6xs.png
/upload/iblock/495/6iua3vqz9zrabnoa3ziiv0ugvool9piz.jpg
/upload/iblock/862/1p5jy3h383r9hktf9c96ry6sve2gwwa8.jpg
/upload/iblock/0aa/n9wwnt8cs94ez4upzbj0i1uu2xij1ts9.jpg
/upload/iblock/d3b/9dd2vn15ef943nm3lbhyqguqe5djww7r.jpg
/upload/iblock/796/vkz1mihnm12zhgjwjpro19el74pa0hc0.jpg
/upload/iblock/e96/4sdxo7swmj8fd9ium7qe3zg21ua11okk.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 5-8 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цель: Формирование представления о культурно-историческом наследии Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, создание условий для усвоения новых знаний по программе «Звенигород от XVII века до наших дней», обобщение изученного материала по темам: «Объединение земель вокруг Москвы», «Культура Руси», «Культура России XVII века»; ознакомление учащихся со славянским искусством XVII века, архитектурными сооружениями XVIII – XIX вв.

Задачи: Образовательная: расширить понятийную базу по учебным предметам, за счёт включения в неё новых элементов; Развивающая: повысить интерес к культурно-историческому процессу; сформировать мотивацию к дальнейшему изучению истории, литературы, художественной культуры; развить память и внимание. Воспитательная: развить духовность и эстетический вкус путем соприкосновения с памятниками, реликвиями, коллекциями, составляющими наследие истории и культуры России.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: Образовательная: расширить понятийную базу по учебным предметам, за счёт включения в неё новых элементов; Развивающая: повысить интерес к культурно-историческому процессу; сформировать мотивацию к дальнейшему изучению истории, литературы, художественной культуры; развить память и внимание. Воспитательная: развить духовность и эстетический вкус путем соприкосновения с памятниками, реликвиями, коллекциями, составляющими наследие истории и культуры России.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVIIв. 7 класс.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016 – 253с. 2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 класс.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2013. – 204с. 3. Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016 – 239с.Г. В. Вернадский Монголы и Русь. Глава IV. 4. Константин Ковалёв-Случевский. Звенигород и Звенигородская Русь. Сокровища подмосковной цивилизации. — М.: Вече, 2009.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Реализация экскурсии программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предмету «История России». Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Кризис власти на рубеже XVI – XVIIвв.», «Социально-экономическое развитие России в XVIIв», «Церковный раскол»; «Предпосылки и начало преобразования», «Культура России второй половины XVIII века». • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; • 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах».
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей Программа экскурсии «Звенигород от XVII века до наших дней» Направление: историческое, этническое. Формат: образовательная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области. Программа экскурсии «Звенигород от XVII века до наших дней» для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений. Особенности программы «Звенигород от XVII века до наших дней» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по Звенигородскому историко-архитектурному и художественному музею нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма. 2. Наименования и адреса объектов: ГБУК МО «Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей» Московская область, г. Звенигород, Московская обл., Ратехинское ш., вл. 1, Саввино-Сторожевский монастырь. Ожидаемый результат: При реализации программы экскурсии «Звенигород от XVII века до наших дней» у обучающихся будут сформированы следующие УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода. Познавательные: способность ориентироваться в пространстве Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея; умение внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Звенигорода. Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. Предметные результаты: По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий «собор», «междоусобица», «эпиграфика», «иконостас». 4. Описание экскурсии: Предметные результаты: По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий «собор», «междоусобица», «эпиграфика», «иконостас». 4. Описание экскурсии: На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах. Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления. Далее в музее их ожидает две постоянных экспозиции: «Покои боярыни 17 века» и «Древний Звенигород». Первая дает представление о том, как жила русская знать 4 века назад, здесь можно увидеть настоящие царские палаты. В 2006 г., после реставрации восстановили орнамент, которым были расписаны стены дворца, что добавило ему колорита. Посетители могут узнать, как царица жила, что ела, чем занималась большую часть дня, где принимала посетителей и какой был принят этикет. Вторая выставка рассказывает об истории самого города и Саввино-Сторожевской обители. Здесь можно увидеть археологические находки, сделанные в Звенигороде, старинные книги, церковную утварь, иконы, антикварную мебель и посуду, изделия народных промыслов. Все это рассказывает о русской культуре и забытых традициях. На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и объекту посещения. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти. 5. Описание объектов посещения: В рамках экскурсии школьники знакомятся с архитектурным комплексом Саввино-Сторожевского монастыря и посещают выставки Звенигородского музея. В экскурсию входят 3 выставки: «Покои боярыни», где представлены интерьеры домов 17 века, и речь идет о древнерусских традициях и быте; «Древний Звенигород» - история Звенигорода и монастыря; «Иконы личного благочестия» - значение иконы в жизни человека. 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Наглядные пособия • Интерактивные панели • Проектор, экран 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Кризис власти на рубеже XVI – XVIIвв.», «Социально-экономическое развитие России в XVIIв», «Церковный раскол»; «Предпосылки и начало преобразования», «Культура России второй половины XVIII века». • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; • 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах». 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Просмотр исторических видеороликов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала; • Викторина. 10. Путевая информация: Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ в.в. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров - ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки. Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию. Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов. Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы. Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь. В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви. В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)). В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России. В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район). Сегодня мы отправляемся в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей на программу «Звенигород от XVII века до наших дней». Нас ожидает знакомство с предметами живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства XVII–XX веков, рассказ о жизни и быте жителей тех времен. На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать. На обратном пути: Викторина: • Блок вопросов, посвященных истории Московской области: 1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния). 2) Какие вы знаете известные музеи-усадьбы, расположенные на территории МО, а может их вы уже посещали? («Архангельское», «Абрамцево», «Мелихово», «Мураново» и пр.). 3) На территории какого монастыря расположен музей? (Саввино-Сторожевого монастыря, основанного в конце XIV века на горе Сторожки). • Блок вопросов, посвященных историко-архитектурному и художественному музею Звенигорода: 1) Что является «жемчужиной» музейного собрания? (иконостас Рождественского собора монастыря, выполненный по заказу царя Алексея Михайловича). 2) По просьбе кого был основан монастырь? (Звенигородский князь Юрий Димитриевич, сын Дмитрия Донского. Князь с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель). 3) Какие святыни находятся в Саввино-Сторожевом монастыре? (Камень Гологофы, камень Гроба Господня, ковчег-мощевик с частицами мощей и святынь). 4) Какие храмы расположены на территории монастыря? (Рождество-Богородицкий собор, Надвратный храм Живоначальной Троицы, церковь преподобного Сергия Радонежского в колокольне, храм святого Алексия, Трапезная церковь, храм во имя Преображения Господня). 5) Какой храм является главным в обители? (белокаменный Рождественский собор, сооруженный в начале 15 века). 6) Что собой представляют покои боярыни XVII века? (выставка в Царицыных палатах представляет собой музейную реконструкцию интерьеров и сказочных теремов ХVII века с расписными потолками и стенами, с широкими лавками и переметными скамьями, с сундуками и ларцами, медной и деревянной посудой). 7) На фресках Красных ворот изображены Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, что изображено между ними? (Два ангела). 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народу, семье. Развивает у обучающихся историческое сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся чувство русской идентичности, причастности к истории народного искусства.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения: В рамках экскурсии школьники знакомятся с архитектурным комплексом Саввино-Сторожевского монастыря и посещают выставки Звенигородского музея. В экскурсию входят 3 выставки: «Покои боярыни», где представлены интерьеры домов 17 века, и речь идет о древнерусских традициях и быте; «Древний Звенигород» - история Звенигорода и монастыря; «Иконы личного благочестия» - значение иконы в жизни человека.
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам экскурсионной программы