МВК «Новый Иерусалим»
Программа экскурсии
«Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков»
Направление: историческое, этническое.
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области.
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися.
Программа экскурсии по музейно-выставочному комплексу «Новый Иерусалим», нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименования и адреса объектов:
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Московская область, Истринский р-н, г. п. Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д.1.
Ожидаемый результат:
При реализации программы экскурсии «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII – XX веков» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода.
Познавательные УУД: способность ориентироваться в пространстве музея; умение внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Нового Иерусалима.
Коммуникативные УУД: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Предметные результаты:
По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства, религиозных верований людей; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий «экспозиция», «реликвия», «славянское искусство», «парсуна», «панагия», «подризник».
3. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления.
При посещении экспозиции МВК «Новый Иерусалим» учащиеся смогут ознакомиться с предметами живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства XVII–XX веков, а также узнать о том, как был устроен быт жителей тех времен. На площадке музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» одновременно реализуется работа временных экспозиций, представляющий собой художественные выставки, и постоянных. Посетители МВК «Новый Иерусалим» могут увидеть «Зал с колоннами», главная цель которого – подчеркнуть взаимодействие культурного и исторического наследия и современности. Пространство «Особой кладовой» познакомит участников экскурсий с реликвиями фондов музея – предметами декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVII веков, предметами церковного обихода работы мастеров Серебряной и Золотой палат Московского Кремля XVII века, произведениями русских мастеров эмали и светского бытового серебра. Зал, посвященный русскому церковному и славянскому искусству XVI – начала XX, представляет произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поступившего в собрание музея в послереволюционный период.
Посещение программы позволит познакомиться с уникальными реликвиями – парсуной «Патриарха Никона с братией Воскресенского монастыря», панагией, посохом, с которым Никон изображен на портрете, подризником, обнаруженным в коллекции церковных тканей, и признанным тем, что изображен на картине.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и объекту посещения. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти.
5. Описание объектов посещения:
Безусловный приоритет в экспозиции отдан живописи — наиболее важному жанру в формировании национального самосознания в XVII–XX веках. Раздел пейзажной живописи включает произведения А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского, М. Н. Воробьева и других знаковых авторов жанра. Отдельного внимания заслуживает богатое собрание портретов — традиционно широко экспонируемая часть музейной коллекции. Среди всех живописных жанров в XVII — первой половине XIX века именно портрет отразил своеобразие русского искусства данного периода, связанного с идеалами Просвещения. Архитектура экспозиционного пространства дает возможность проследить основные этапы развития русского портрета и оценить произведения именитых мастеров, таких как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, а также работы неизвестных живописцев, творчество которых составляет основу художественного феномена усадебной русской культуры.
Помимо светского искусства широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.
Среди ключевых экспонатов экспозиции – парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря», на которой патриарх Никон изображен стоящим на кафедре в полном священническом облачении во время богослужения. Многие предметы, изображенные на этом уникальном портрете, сохранились до наших дней, о некоторых есть упоминания в документах. В экспозиции представлены: панагия (знак архиерейского отличия с образом Богоматери), которую мы видим на портрете патриарха, корольковые белые четки с рубинами. Сохранился и посох, с которым Никон изображен на портрете, с некоторыми переделками XVIII века. В коллекции церковных тканей музея «Новый Иерусалим» был обнаружен подризник, который был признан тем, что изображен на парсуне.
Также будут посещены залы «Особая кладовая», «Зал с колоннами».
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея;
• Интерактивные панели;
• Сенсорные панели.
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Кризис власти на рубеже XVI – XVIIвв.», «Социально-экономическое развитие России в XVIIв», «Церковный раскол»; «Предпосылки и начало преобразования», «Культура России второй половины XVIII века».
• 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;
• 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах».
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Просмотр исторических видеороликов, отображающих процесс археологических раскопок; совместный анализ и обсуждение увиденного материала;
• Викторина по итогам посещения экскурсии.
10. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения:
Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ вв. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки.
Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.
Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов.
Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы.
Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь.
В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви.
В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)).
В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России.
В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район).
Сегодня мы отправляемся в Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» на программу «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков». Нас ожидает знакомство с предметами живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства XVII–XX веков, рассказ о жизни и быте жителей тех времен.
Помимо светского искусства нам будут представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.
На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать.
На обратном пути:
Викторина:
• Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области:
1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния)
2) Сколько всего «районов» в Московской области? (64)
3) Какие вы знаете известные музеи-усадьбы, расположенные на территории МО, а может их вы уже посещали? («Архангельское», «Абрамцево», «Мелихово», «Мураново» и пр.)
• Блок вопросов, посвященных истории создания Нового Иерусалима и личности Патриарха Никона:
1) Кто создал Новоиерусалимский монастырь? (Патриарх Никон)
2) Что значит Патриарх? (В Православии Патриарх — это носитель высшего духовного сана, глава Церкви)
3) Какую деятельность осуществлял Никон на Руси во время патриаршества? (Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное знамение тремя перстами, что противоречило Стоглавого Собора закрепившим двоеперстие; продолжал эту реформу в борьбе с возникшими старообрядцами во главе с Аввакумом)
4) С каким событие в истории развития церкви связано имя Никона? (изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификацией с современной греческой, что вызвало раскол церкви и повлекло возникновение старообрядчества)
5) Почему монастырь назван «Новым»? (Попытка перенести храм Гроба Господня на территорию России. По замыслу Никона под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины)
6) С какой целью создавался музей «Новый Иерусалим»? (Сохранение коллекций археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох (иконописи, шитья, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства ХVI-ХХI вв.)
7) С какими музеями сотрудничает «Новый Иерусалим»? (с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственным Русским музеем, Государственным Эрмитажем)
Также учащиеся зададут друг другу самостоятельно подготовленные вопросы.
11. Заключительная часть:
Программа способствует:
- развитию интеллектуальных способностей и творческого потенциала обучающегося через приобщение к истории Отечества, зарубежной истории;
- повышению гражданской ответственности за судьбу страны;
- укреплению чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину;
Полученные знания могут быть использованы учащимися в учебной, проектной и исследовательской деятельности, в научно-практических конференциях, конкурсах, викторинах.
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения:
Безусловный приоритет в экспозиции отдан живописи — наиболее важному жанру в формировании национального самосознания в XVII–XX веках. Раздел пейзажной живописи включает произведения А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского, М. Н. Воробьева и других знаковых авторов жанра. Отдельного внимания заслуживает богатое собрание портретов — традиционно широко экспонируемая часть музейной коллекции. Среди всех живописных жанров в XVII — первой половине XIX века именно портрет отразил своеобразие русского искусства данного периода, связанного с идеалами Просвещения. Архитектура экспозиционного пространства дает возможность проследить основные этапы развития русского портрета и оценить произведения именитых мастеров, таких как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, а также работы неизвестных живописцев, творчество которых составляет основу художественного феномена усадебной русской культуры.
Помимо светского искусства широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.
Среди ключевых экспонатов экспозиции – парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря», на которой патриарх Никон изображен стоящим на кафедре в полном священническом облачении во время богослужения. Многие предметы, изображенные на этом уникальном портрете, сохранились до наших дней, о некоторых есть упоминания в документах. В экспозиции представлены: панагия (знак архиерейского отличия с образом Богоматери), которую мы видим на портрете патриарха, корольковые белые четки с рубинами. Сохранился и посох, с которым Никон изображен на портрете, с некоторыми переделками XVIII века. В коллекции церковных тканей музея «Новый Иерусалим» был обнаружен подризник, который был признан тем, что изображен на парсуне.
Также будут посещены залы «Особая кладовая», «Зал с колоннами».