Оборонительные сооружения города Смоленска

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

6 часов 7 км
Описание маршрута
В начале XVI века Смоленск вошёл в состав Московского государства. Город, расположенный в междуречье Днепра и Западной Двины (т.н. «смоленские ворота»), на пересечении важнейших дорог (из Прибалтики, Западной и Юго-Западной Европы), на кратчайшем пути между Москвой и Европой (старая Смоленская дорога), стал «ключом» к Москве, её важнейшей пограничной крепостью до конца XVIII в. И даже потом, с потерей пограничного положения, Смоленск играл важнейшую роль в период самых страшных в истории нашего Отечества войн (1812 и 1941-1945 гг.)
/upload/iblock/257/l16n5pqhbepsvn95i2unrp966xbp01yy.jpg
/upload/iblock/77c/sldbx0tjc4du2fc5i349zd0b1vpu93m5.jpg
/upload/iblock/90c/kj0kof403zbgwtyuma1sojb2hc4if8qt.jpg
/upload/iblock/2e6/m2llbi834kx8akmyubwmcog0kqe1x1t6.JPG
/upload/iblock/e67/nz7cq45ayjeluwnw91asvyvh9a979off.JPG
/upload/iblock/904/ljhf6g96gablo67e8ht4rh8vzlzalll7.jpg
/upload/iblock/713/ybg385xsel3b084d0tfazrocd83093b1.JPG
/upload/iblock/023/4gu6u1l29kezzu79op07b6d3vgxx1w26.JPG
/upload/iblock/257/l16n5pqhbepsvn95i2unrp966xbp01yy.jpg
/upload/iblock/77c/sldbx0tjc4du2fc5i349zd0b1vpu93m5.jpg
/upload/iblock/90c/kj0kof403zbgwtyuma1sojb2hc4if8qt.jpg
/upload/iblock/2e6/m2llbi834kx8akmyubwmcog0kqe1x1t6.JPG
/upload/iblock/e67/nz7cq45ayjeluwnw91asvyvh9a979off.JPG
/upload/iblock/904/ljhf6g96gablo67e8ht4rh8vzlzalll7.jpg
/upload/iblock/713/ybg385xsel3b084d0tfazrocd83093b1.JPG
/upload/iblock/023/4gu6u1l29kezzu79op07b6d3vgxx1w26.JPG
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся общеобразовательных организаций возрастом 14–17 лет. Ступени образования: 7–11 класс, в том числе с углубленным изучением предметной области «История России», победители школьных конкурсов и олимпиад по предмету «История». Дополнительно: Обучающиеся организаций дополнительного образования по туристско-краеведческому направлению; участники проектов этого направления, организованные группы детей из других регионов. Степень интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузки - высокая. Доступен для обучающихся с ОВЗ при отсутствии противопоказаний к средней физической, интеллектуальной нагрузке. Доступность только в составе смешанных групп при сопровождении ассистентом/тьютором. Есть частичные ограничения для лиц, передвигающиеся в инвалидных колясках (при движении вдоль внешнего периметра восточного участка крепости, а также на спусках и подъёмах)
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

1. Образовательная: Расширить знания экскурсантов об истории России, сосредоточив основное внимание на оборонительных сооружениях Смоленска – главной крепости на западных границах Российского государства в XVI-XVIII веках, на их участии в многочисленных войнах: русско-литовских, русско-польских, Северной войне, Отечественной войне 1812 года. 2. Воспитательная: Прививать ребятам любовь к истории родного края и России. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины

- Формирование межпредметных связей и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательских работ, закрепление на практике знаний, полученных в процессе изучения предмета «История России»; - самостоятельное ознакомление с литературными источниками по теме экскурсии (согласно заданного педагогом плана до поездки), - постановка исследовательских задач; - сбор материала для выполнения исследовательских работ (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон; фото и видеосъемка), - подготовка группового или индивидуального исследовательского проекта и его защита (на уроке, конкурсе, олимпиаде и т.д.). Для обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование.

Что интересного на маршруте?
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
- Формирование межпредметных связей и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательских работ, закрепление на практике знаний, полученных в процессе изучения предмета «История России»; - самостоятельное ознакомление с литературными источниками по теме экскурсии (согласно заданного педагогом плана до поездки), - постановка исследовательских задач; - сбор материала для выполнения исследовательских работ (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон; фото и видеосъемка), - подготовка группового или индивидуального исследовательского проекта и его защита (на уроке, конкурсе, олимпиаде и т.д.). Для обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
http://www.visitsmolensk.ru/putevoditel/ https://westfacad.ru/ http://www.russiancity.ru/hbooks/h085.htm
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Возможные образовательные и воспитательные эффекты: - образовательные программы основного общего образования, предметные области по ФГОС - предметная область «История России»; - в рамках внеурочной деятельности: научно/учебно-историческое исследование, индивидуальный проект; - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой направленности); - программы воспитания /воспитательной работы: познавательные (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей), ценностно-ориентационные (формирование убеждений и взглядов, нравственных и иных норм жизни), общественные (взаимодействие в коллективе, умение работать в группе, разрешение возникающих конфликтов, свое мнение), формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения, исследовательская и проектная деятельность.
Описание пути следования по маршруту
Экскурсантам предстоит пройти от памятника "Защитникам и освободителям Смоленска" (пл. Победы) через Сквер Памяти Героев к башне Громовой, затем вдоль Смоленской крепостной стены к Королевскому бастиону, затем по улицам Бакунина, Соболева и Темирязева (участок вдоль внешнего периметра восточной части крепостной стены от башни Орёл до Никольских ворот), улице Жукова к Шеинову бастиону, музей «Стрелецкий мир», затем по улицам Большая Советская и Ленина к Историческому музею
Программа маршрута
Сбор группы в г. Смоленске на пл. Победы у памятника «Защитникам и освободителям Смоленска». Вступительное слово, инструктаж по технике безопасности. Движение пешком по маршруту экскурсии (маршрут соответствует порядку ключевых объектов).
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Памятник «Защитникам и освободителям Смоленска», памятник зодчему Федору Коню, музей "Смоленская крепость" в Громовой башне Смоленской крепостной стены, Литовский земляной вал, Королевский бастион, Днепровские ворота с надвратной Одигитриевской церковью, Петровский кронверк, Восточный участок крепостной стены (башни Воронина, Заалтарная, Авраамиевская, Орёл, Позднякова, Веселуха), Земляной бастион XVIII века, Шеинов бастион, Музей «Стрелецкий мир» в башне Маховой, Исторический музей
Дополнительная информация и (или) условия
Проезд группы – организованный, на заказном или рейсовом автобусе, следующем до/через пл. Победы. Всем участникам заранее ознакомиться с материалами по теме экскурсии, во время экскурсии иметь ручки и блокноты. Педагогу необходимо задать тему исследования до начала маршрута, развить ее в полевых условиях со сбором материала, а затем оформить проект по завершению маршрута.