Государственный историко-литературный
музей-заповедник А.С. Пушкина
Программа экскурсии
"Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья"
Направление: историческое, литературно-биографическое
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области.
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы «Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися.
Программа экскурсии по музею-заповеднику А.С. Пушкина нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименования и адреса объектов:
ГАУК МО «Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина».
Московская область, Одинцовский район, поселок Большие Вяземы.
Ожидаемый результат:
При реализации программы экскурсии «Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода.
Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; умение внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Подмосковья.
Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Предметные результаты:
По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей пушкинской эпохи, памятников культуры; понимать связь литературных произведений с эпохой их создания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий - «восстание декабристов», «архитектурно-парковый ансамбль».
4. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления.
На экскурсии в музей-заповедник у обучающихся будет возможность не только побродить по тропинкам старинных парков, где гулял великий поэт, и подышать этим волшебным воздухом, но и дотронуться до немых свидетелей детства поэта — великолепных памятников архитектуры, которые объединены в целый дворцово-парковый ансамбль XVI—XIX веков: церковь Преображения, звонница конца XVI века, дворец и два флигеля XVIII века, хозяйственные постройки, парки, пруды XVI—XIX веков. Всего на территории Вязем более 20 памятников истории и культуры. Эти места связаны с ключевыми событиями в истории России: «Смутными временами», Петровскими преобразованиями, Отечественной войной 1812 года, Гражданской и Великой Отечественной войнами. Здесь бывали Борис Годунов, Лжедмитрий I, Петр I, Павел I, Кутузов, Наполеон, Багратион, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Цветаева, А. Ахматова и многие другие, чьими именами гордится мировая история.
В Захарове сохранился пруд, часть парка, воспетые Пушкиным. В 1999 году восстановлен усадебный дом Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки А. С. Пушкина по материнской линии, где размещен музей детства великого поэта.
В интерьерах старинного дворца воссоздана обстановка гостеприимного голицынского дома, посетив который, школьник узнают о владельцах, некогда обитавших здесь, гостях и лицах, ставших прототипами пушкинских произведений.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и объекту посещения. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти.
5. Описание объектов посещения:
Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Вяземы, Дворец, Конный двор, Флигели, выставки и экспозиции музея.
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
• Проектор, экран
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 6-9 классы основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество А.С. Пушкина»;
• 7-9 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825: Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов»;
• 8 класс общеобразовательного образования, предмет «МХК», темы: «Парадиз не хуже версальского», или о том, как из России было прорублено окно в Европу».
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Просмотр исторических видеоматериалов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала;
• Викторина.
10. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения:
Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ вв. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки.
Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.
Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов.
Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы.
Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь.
В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви.
В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)).
В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России.
В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район).
Сегодня мы отправляемся в музей-заповедник А. С. Пушкина на программу «Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья». Именно здесь прошло детство Александра Сергеевича. Именно в этих местах, в подмосковной бабушкиной усадьбе Пушкин впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, увидел жизнь богатого и провинциального дворянства, здесь формировались его взгляды на жизнь, здесь он начал писать свои первые стихи, здесь он складывался как великий национальный поэт. Сюда же Пушкин приезжал в самые трудные периоды своей жизни.
Сейчас на территории двух усадеб расположен Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (ГИЛМЗ А. С. Пушкина). Приехав в эти места, мы сможем не только побродить по тропинкам старинных парков, где гулял великий поэт, и подышать этим волшебным воздухом, но и дотронуться до немых свидетелей детства поэта — великолепных памятников архитектуры, которые объединены в целый дворцово-парковый ансамбль XVI—XIX веков: церковь Преображения, звонница конца XVI века, дворец и два флигеля XVIII века, хозяйственные постройки, парки, пруды XVI—XIX веков. Всего на территории Вязем более 20 памятников истории и культуры. Эти места связаны с ключевыми событиями в истории России: «Смутными временами», Петровскими преобразованиями, Отечественной войной 1812 года, Гражданской и Великой Отечественной войнами. Здесь бывали Борис Годунов, Лжедмитрий I, Петр I, Павел I, Кутузов, Наполеон, Багратион, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Цветаева, А. Ахматова и многие другие, чьими именами гордится мировая история.
В Захарове сохранился пруд, часть парка, воспетые Пушкиным. В 1999 году восстановлен усадебный дом Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки А. С. Пушкина по материнской линии, где размещен музей детства великого поэта.
В интерьерах старинного дворца воссоздана обстановка гостеприимного голицынского дома, посетив который, мы узнаем о владельцах, некогда обитавших здесь, гостях и лицах, ставших прототипами пушкинских произведений.
На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать.
На обратном пути:
• Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области:
1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния).
2) Сколько всего «районов» в Московской области? (64).
3) Кому принадлежала усадьба в Смутное время? (В 1613 году усадьбу занимал Лжедмитрий I).
• Блок вопросов, посвященные творчеству А.С. Пушкина и усадьбе:
1) Какое стихотворение было написано Пушкиным для чтения на публичном экзамене 9 января 1815 года при переходе с младшего курса лицея на старший? (8 января 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р. Державина. В нем была фраза: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»).
2) С каким историческим лицом связано появление усадьбы? (Борис Годунов).
3) Назовите повести цикла «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
4) Где проходили ссылки Пушкина и что являлось причиной? (Эпиграммы на архимандрита Фотия, Аракчеева, императора Александра. Ссылка в Кишинев, Одессу, Михайловское).
5) Почему усадьба в Вяземах названа архитектурным ансамблем? (Все объекты усадьбы выполнены в едином стиле, гармонично сочетаясь друг с другом).
6) Какой храм построен в усадьбе? (Храм Спаса Преображения, первоначально – Живоначальной Троицы).
7) Какие известные люди останавливались в усадьбе? (М.И. Кутузов, Л.Н Толстой, Павел I, Н.М. Пржевальский, В. Я. Брюсов).
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народу, традициям нашей страны. Развивает у обучающихся историческое сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, её культуру, историю.