"Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья"

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 3 км
Описание маршрута
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области. Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений. Особенности программы «Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по музею-заповеднику А.С. Пушкина нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
/upload/iblock/7f8/t996oxota6h4s1cp9u5gmrt84fwm4cd5.jpg
/upload/iblock/644/81916pjhom9m03p680rr40a0p1827swf.jpg
/upload/iblock/ce4/d2ztg9bxn5hl5ea70her8l6zn4awbtoj.jpg
/upload/iblock/ef2/o437br6ypyvufwxoska5295iacccd26h.jpg
/upload/iblock/e7a/xka7h7dcugy9o0eyr48ibnn4ke4tqk1f.jpg
/upload/iblock/f9d/35yvv6ez7mnm1ty7bofjqxnqg4cmy3jl.jpg
/upload/iblock/f7a/2sz6ktzxfyx09q74rkgaxhohbef4pxfq.jpg
/upload/iblock/a24/pdpj9wd2hvijq0unonunmp4uhiwgx8ao.jpg
/upload/iblock/e13/6v0dslizpczzk66se6y22umng17759t5.jpg
/upload/iblock/ec6/6ug3a9iezu4gmqt050fq4wxsx6tndmyc.jpg
/upload/iblock/228/b8cs8tyxs0m9pkeaqgq43rvy65b41i8r.jpg
/upload/iblock/7f8/t996oxota6h4s1cp9u5gmrt84fwm4cd5.jpg
/upload/iblock/644/81916pjhom9m03p680rr40a0p1827swf.jpg
/upload/iblock/ce4/d2ztg9bxn5hl5ea70her8l6zn4awbtoj.jpg
/upload/iblock/ef2/o437br6ypyvufwxoska5295iacccd26h.jpg
/upload/iblock/e7a/xka7h7dcugy9o0eyr48ibnn4ke4tqk1f.jpg
/upload/iblock/f9d/35yvv6ez7mnm1ty7bofjqxnqg4cmy3jl.jpg
/upload/iblock/f7a/2sz6ktzxfyx09q74rkgaxhohbef4pxfq.jpg
/upload/iblock/a24/pdpj9wd2hvijq0unonunmp4uhiwgx8ao.jpg
/upload/iblock/e13/6v0dslizpczzk66se6y22umng17759t5.jpg
/upload/iblock/ec6/6ug3a9iezu4gmqt050fq4wxsx6tndmyc.jpg
/upload/iblock/228/b8cs8tyxs0m9pkeaqgq43rvy65b41i8r.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 5-7 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цель: Формирование представления о культурно-историческом наследии музея-заповедника А.С. Пушкина, создание условий для усвоения новых знаний по программе «Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья», обобщение изученного материала по темам: «Из русской литературы XIX века: А.С. Пушкин», «Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 : Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов», «Парадиз не хуже версальского»; ознакомление учащихся с историческим процессом эпохи восстания декабристов, отражения события в поэзии А.С. Пушкина.

Задачи: Образовательная: расширить понятийную базу по учебным предметам, за счёт включения в неё новых элементов; Развивающая: повысить интерес к культурно-историческому процессу; сформировать мотивацию к дальнейшему изучению истории, литературы, художественной культуры; развить память и внимание. Воспитательная: развить духовность и эстетический вкус путем соприкосновения с памятниками, реликвиями, коллекциями, составляющими наследие истории и культуры России.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: Образовательная: расширить понятийную базу по учебным предметам, за счёт включения в неё новых элементов; Развивающая: повысить интерес к культурно-историческому процессу; сформировать мотивацию к дальнейшему изучению истории, литературы, художественной культуры; развить память и внимание. Воспитательная: развить духовность и эстетический вкус путем соприкосновения с памятниками, реликвиями, коллекциями, составляющими наследие истории и культуры России.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Новиков В. И. Большие Вязёмы. — М.: Московский рабочий, 1988. — 64, [16] с. — (Памятники Подмосковья). — 60 000 экз. — ISBN 5-239-00056-5. 2. Меркин Г.С. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 /авт.-сост. Г.С. Меркин. – 10-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 344 с. 3. Ляшенко Л.М. История России: XIX – начало XX в. 9 кл.: учебник / Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В, Симонова. – М.: Дрофа, 2016. – 351 с. 4. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: человек в мировой худож.культуре. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.А. Солодовников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 256с.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 6-9 классы основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество А.С. Пушкина»; • 7-9 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825: Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов»; • 8 класс общеобразовательного образования, предмет «МХК», темы: «Парадиз не хуже версальского», или о том, как из России было прорублено окно в Европу».
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина Программа экскурсии "Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья" Направление: историческое, литературно-биографическое Формат: образовательная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области. Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений. Особенности программы «Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по музею-заповеднику А.С. Пушкина нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма. 2. Наименования и адреса объектов: ГАУК МО «Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина». Московская область, Одинцовский район, поселок Большие Вяземы. Ожидаемый результат: При реализации программы экскурсии «Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья» у обучающихся будут сформированы следующие УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода. Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; умение внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Подмосковья. Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. Предметные результаты: По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей пушкинской эпохи, памятников культуры; понимать связь литературных произведений с эпохой их создания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий - «восстание декабристов», «архитектурно-парковый ансамбль». 4. Описание экскурсии: На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах. Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления. На экскурсии в музей-заповедник у обучающихся будет возможность не только побродить по тропинкам старинных парков, где гулял великий поэт, и подышать этим волшебным воздухом, но и дотронуться до немых свидетелей детства поэта — великолепных памятников архитектуры, которые объединены в целый дворцово-парковый ансамбль XVI—XIX веков: церковь Преображения, звонница конца XVI века, дворец и два флигеля XVIII века, хозяйственные постройки, парки, пруды XVI—XIX веков. Всего на территории Вязем более 20 памятников истории и культуры. Эти места связаны с ключевыми событиями в истории России: «Смутными временами», Петровскими преобразованиями, Отечественной войной 1812 года, Гражданской и Великой Отечественной войнами. Здесь бывали Борис Годунов, Лжедмитрий I, Петр I, Павел I, Кутузов, Наполеон, Багратион, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Цветаева, А. Ахматова и многие другие, чьими именами гордится мировая история. В Захарове сохранился пруд, часть парка, воспетые Пушкиным. В 1999 году восстановлен усадебный дом Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки А. С. Пушкина по материнской линии, где размещен музей детства великого поэта. В интерьерах старинного дворца воссоздана обстановка гостеприимного голицынского дома, посетив который, школьник узнают о владельцах, некогда обитавших здесь, гостях и лицах, ставших прототипами пушкинских произведений. На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и объекту посещения. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти. 5. Описание объектов посещения: Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Вяземы, Дворец, Конный двор, Флигели, выставки и экспозиции музея. 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Наглядные пособия • Проектор, экран 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 6-9 классы основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Творчество А.С. Пушкина»; • 7-9 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825: Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов»; • 8 класс общеобразовательного образования, предмет «МХК», темы: «Парадиз не хуже версальского», или о том, как из России было прорублено окно в Европу». 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Просмотр исторических видеоматериалов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала; • Викторина. 10. Путевая информация: На пути следования к объекту посещения: Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ вв. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки. Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию. Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов. Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы. Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь. В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви. В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)). В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России. В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район). Сегодня мы отправляемся в музей-заповедник А. С. Пушкина на программу «Усадьба Вяземы – историческая и литературная жемчужина Подмосковья». Именно здесь прошло детство Александра Сергеевича. Именно в этих местах, в подмосковной бабушкиной усадьбе Пушкин впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, увидел жизнь богатого и провинциального дворянства, здесь формировались его взгляды на жизнь, здесь он начал писать свои первые стихи, здесь он складывался как великий национальный поэт. Сюда же Пушкин приезжал в самые трудные периоды своей жизни. Сейчас на территории двух усадеб расположен Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (ГИЛМЗ А. С. Пушкина). Приехав в эти места, мы сможем не только побродить по тропинкам старинных парков, где гулял великий поэт, и подышать этим волшебным воздухом, но и дотронуться до немых свидетелей детства поэта — великолепных памятников архитектуры, которые объединены в целый дворцово-парковый ансамбль XVI—XIX веков: церковь Преображения, звонница конца XVI века, дворец и два флигеля XVIII века, хозяйственные постройки, парки, пруды XVI—XIX веков. Всего на территории Вязем более 20 памятников истории и культуры. Эти места связаны с ключевыми событиями в истории России: «Смутными временами», Петровскими преобразованиями, Отечественной войной 1812 года, Гражданской и Великой Отечественной войнами. Здесь бывали Борис Годунов, Лжедмитрий I, Петр I, Павел I, Кутузов, Наполеон, Багратион, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Цветаева, А. Ахматова и многие другие, чьими именами гордится мировая история. В Захарове сохранился пруд, часть парка, воспетые Пушкиным. В 1999 году восстановлен усадебный дом Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки А. С. Пушкина по материнской линии, где размещен музей детства великого поэта. В интерьерах старинного дворца воссоздана обстановка гостеприимного голицынского дома, посетив который, мы узнаем о владельцах, некогда обитавших здесь, гостях и лицах, ставших прототипами пушкинских произведений. На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать. На обратном пути: • Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области: 1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния). 2) Сколько всего «районов» в Московской области? (64). 3) Кому принадлежала усадьба в Смутное время? (В 1613 году усадьбу занимал Лжедмитрий I). • Блок вопросов, посвященные творчеству А.С. Пушкина и усадьбе: 1) Какое стихотворение было написано Пушкиным для чтения на публичном экзамене 9 января 1815 года при переходе с младшего курса лицея на старший? (8 января 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р. Державина. В нем была фраза: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»). 2) С каким историческим лицом связано появление усадьбы? (Борис Годунов). 3) Назовите повести цикла «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). 4) Где проходили ссылки Пушкина и что являлось причиной? (Эпиграммы на архимандрита Фотия, Аракчеева, императора Александра. Ссылка в Кишинев, Одессу, Михайловское). 5) Почему усадьба в Вяземах названа архитектурным ансамблем? (Все объекты усадьбы выполнены в едином стиле, гармонично сочетаясь друг с другом). 6) Какой храм построен в усадьбе? (Храм Спаса Преображения, первоначально – Живоначальной Троицы). 7) Какие известные люди останавливались в усадьбе? (М.И. Кутузов, Л.Н Толстой, Павел I, Н.М. Пржевальский, В. Я. Брюсов). 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народу, традициям нашей страны. Развивает у обучающихся историческое сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, её культуру, историю.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения: Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Вяземы, Дворец, Конный двор, Флигели, выставки и экспозиции музея.
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам экскурсионной программы