ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник»

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 12 км
Описание маршрута
Программа экскурсии для обучающихся составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе учебной программы основного общего образования по предметам «Обществознание» и «Биология», изучаемым в 7 классах образовательных учреждений. Программа экскурсии включает в себя путевую информацию о вопросах, связанных с современными экологическими проблемами, о негативном человеческом воздействии на окружающую среду, а также о животных, их миграции, основных типах ареалов животных, сезонных и нерегулярных миграциях, закономерностях распространения животных. Программа экскурсии по Приокско-Террасному государственному заповеднику на расширение и закрепление знаний обучающихся по «Обществознанию» и «Биологии» и состоит из двух частей. Первая часть раскрывает вопрос охраны природы как среды обитания человека и других видов живых существ. Обучающиеся узнают, как осуществляется программа охраны окружающей среды, что такое «Гринпис», как эта организация борется с промышленными гигантами. Затронется тема природоохранного законодательства, какие именно области окружающей среды она защищает, а также каким образом человек должен выказывать свою гражданскую позицию по отношению к природе и окружающей среде. Во второй части экскурсии рассматривается тема об ареале, какие бывают типы ареалов, как животные распространяются и перемещаются на поверхности Земли, в воде, в атмосфере и толще почвы. Кроме этого, обучающимся станут понятны причины миграций, объемы которых они смогут оценить. Раскрываются вопросы о том, как животные ориентируются во время миграций, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет, а также как древние миграции повлияли на современное распространение животных на Земле, и почему и от чего следует охранять пути миграции позвоночных и беспозвоночных животных.
/upload/iblock/2f5/3klhpnpolv7gzaxjoww8x3idkyt5sj9p.png
/upload/iblock/b6a/y73svzhuslqki60gedg0xtiv77jc2g3p.jpg
/upload/iblock/2f5/3klhpnpolv7gzaxjoww8x3idkyt5sj9p.png
/upload/iblock/b6a/y73svzhuslqki60gedg0xtiv77jc2g3p.jpg
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций Московской области 6-8 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цели: • расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебный процесс; • воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения через познание своей области.

Задачи: • увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования туристских ресурсов Московской области; • разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по темам: Тема 1. Охрана природы. Законы РФ об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. Тема 2. Животные. Миграция. Природа Земли. Природные зоны Земли. • формирование ключевых компетенций обучающихся; • подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Образовательные задачи маршрута
Задачи: • увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования туристских ресурсов Московской области; • разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по темам: Тема 1. Охрана природы. Законы РФ об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. Тема 2. Животные. Миграция. Природа Земли. Природные зоны Земли. • формирование ключевых компетенций обучающихся; • подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Абсалямов Р., Семар Г. На окской широте: Путеводитель. — 2-е изд., перераб. — М.: Московский рабочий, 1983. — 160, [64] с. 2. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 7 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с. 3. Дронов В.П. География России: Природа. Население. Хозяйство. 7 кл: учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, А.А. Лобжанидзе. – 10е изд. – М.: Дрофа, 2009. – 271 с. 4. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2012. – 302с.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «Биология», темы: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»; «Современные экологические проблемы», «Значение охраны биосферы для жизни на Земле». • 7 класс основного общего образования, предмет «Обществознание», темы: «Человек и природа», «Воздействие человека на природу», «Охрана природы»
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» Программа экскурсии Тема 1. Охрана природы. Законы РФ об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. Тема 2. Животные. Миграция. Природа Земли. Природные зоны Земли. Направление: естественно-научное, профориентационное. Формат: интерактивная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 1 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии для обучающихся составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе учебной программы основного общего образования по предметам «Обществознание» и «Биология», изучаемым в 7 классах образовательных учреждений. Программа экскурсии включает в себя путевую информацию о вопросах, связанных с современными экологическими проблемами, о негативном человеческом воздействии на окружающую среду, а также о животных, их миграции, основных типах ареалов животных, сезонных и нерегулярных миграциях, закономерностях распространения животных. Программа экскурсии по Приокско-Террасному государственному заповеднику на расширение и закрепление знаний обучающихся по «Обществознанию» и «Биологии» и состоит из двух частей. Первая часть раскрывает вопрос охраны природы как среды обитания человека и других видов живых существ. Обучающиеся узнают, как осуществляется программа охраны окружающей среды, что такое «Гринпис», как эта организация борется с промышленными гигантами. Затронется тема природоохранного законодательства, какие именно области окружающей среды она защищает, а также каким образом человек должен выказывать свою гражданскую позицию по отношению к природе и окружающей среде. Во второй части экскурсии рассматривается тема об ареале, какие бывают типы ареалов, как животные распространяются и перемещаются на поверхности Земли, в воде, в атмосфере и толще почвы. Кроме этого, обучающимся станут понятны причины миграций, объемы которых они смогут оценить. Раскрываются вопросы о том, как животные ориентируются во время миграций, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет, а также как древние миграции повлияли на современное распространение животных на Земле, и почему и от чего следует охранять пути миграции позвоночных и беспозвоночных животных. 2. Наименования и адреса объектов: Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник. Московская область, Серпуховский район, местечко Данки. Тема 2. Животные. Миграция. Природа Земли. Природные зоны Земли. • формирование ключевых компетенций обучающихся; • подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала. Ожидаемый результат: Реализация экскурсии программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по предметам «Обществознание» и «Биология». Экскурсия по Приокско-Террасному государственному заповеднику позволяет раскрыть темы Путевая информация дополняет материал и закрепляет понятия «экологические проблемы», «охрана природы», «Гринпис», «ареал», «миграция». Основные сведения, полученные во время поездки, позволяют: 1) оценить значительный вклад Московской области в экономику государства, 2) почувствовать гордость за свою малую Родину. Знакомство с культурно-историческим наследием области нацеливает на дальнейшие путешествия по своему краю и своей стране. 3. Описание экскурсии: На пути следования к объекту посещения обучающиеся участники познакомятся с историей становления Московской области, поговорят с экскурсоводом об охране природы. По ходу экскурсионной программы обучающиеся познакомятся с историей Приокско-Террасного государственного заповедника и Центрального зубрового питомника. Увлекательная экскурсия проходит по маршруту северной части биосферного резервата и включает посещение Центрального зубрового питомника и Музея природы. За полтора часа прогулки на свежем воздухе обучающиеся смогут увидеть зубров, бизонов и пятнистых оленей в условиях, максимально приближенных к естественным, узнают историю спасения «царя быков» от исчезновения, и как зубры спасли заповедник от закрытия. Интереснейшая экспозиция «Музей природы» ярко и наглядно рассказывает о животном и растительном мире южного Подмосковья. Среди экспонатов – обитатели самых разных типов лесов, как широколиственных, так и таежной зоны: кабан, лось, косуля, лиса, европейский бобр и др., а также изредка заходящие на территорию заповедника рысь и волк. Широко представлены местные виды птиц, а также коллекция насекомых и отпечатки следов некоторых животных. На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов касаются следующих тем: 1. Охрана природы. Законы РФ об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. 2. Животные. Ареал и миграция. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, предполагают дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Лучшие работы и фотографии будут отмечены. 4. Описание объектов посещения: Центральный зубровый питомник, Музей природы. 5. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея природы • Наглядные пособия 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «Биология», темы: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»; «Современные экологические проблемы», «Значение охраны биосферы для жизни на Земле». • 7 класс основного общего образования, предмет «Обществознание», темы: «Человек и природа», «Воздействие человека на природу», «Охрана природы» 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Экскурсия-беседа; • Интерактивные задания; • Викторина. 10. Путевая информация: - Основные сведения о Московской области. Управление, территориальное деление - История заповедника - Воздействие человека на животный мир - Федеральный закон о животном мире - Миграция животных - Природные зоны Земли - Охрана природы На обратном пути: Викторина: • Охрана природы. Законы РФ об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. • Животные. Ареал и миграция. 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, а именно осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, её культуру, историю.   Приложение №1 Викторина с ответами Общий блок вопросов: 1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году) А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929 2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²) А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км. 3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево) 4. В каких городах находятся монастыри? (А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна) А) Троице-Сергиева лавра: Б) Савино-Сторожевский: В) Новоголутвин: 5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка) 6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор) 7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие) 8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи) 9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью) 10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск) Блок вопросов, посвященных музею-заповеднику: 1) Как вы понимаете значение слова «гидрология»? (Наука о водных пространствах на земле и круговороте воды в природе). 2) Что входит в Окскую флору? (Высшие растения (травы, кустарники, деревья), мхи, шляпочные грибы, лишайники). 3) Что составляет Окскую фауну? (Птицы (рябчик, кукушка, синица, дрозд), животные (лось, кабан, косуля, бобр, барсук). 4) Кто является главной достопримечательностью Окской фауны? (Зубр). 5) Что такое экологический мониторинг и для чего он нужен? (Измерения по различным параметрам окружающей среды (Атмосферный воздух и осадки, поверхностные воды, почвы, донные отложения и растительность). 6) В чем заключается миссия заповедника? (Сохранение и восстановление природных экосистем и ландшафтов, редких и исчезающих видов растений и животных, проведение экологических исследований, экологическое просвещение). 7) Что запрещено на территории заповедника? (Рубка деревьев и кустарников, сбор грибов и ягод, охота и любое другое преследование зверей и птиц, строительство и т.п.).
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Центральный зубровый питомник, Музей природы.
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии