Дорогами славы к природным богатствам Осетии

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Комбинированный

Сезонность: Круглогодичный

6 часов 65 км
Описание маршрута
Маршрут знакомит школьников с героической историей Великой Отечественной войны, природными богатствами Центрального Кавказа и культурным наследием Осетии. Сочетает историю и активный отдых, что делает её познавательной и увлекательной для школьников.
/upload/iblock/315/5s82hwtpk5e7n4dtzbzv6ua1xwg3d8wg.jpg
/upload/iblock/899/n7kwm4j481jkv2519ue5ms4zoieedpcr.jpeg
/upload/iblock/fb3/u3pw3ssohmq64urrv7yqpvgq4ide2mlz.jpg
/upload/iblock/315/5s82hwtpk5e7n4dtzbzv6ua1xwg3d8wg.jpg
/upload/iblock/899/n7kwm4j481jkv2519ue5ms4zoieedpcr.jpeg
/upload/iblock/fb3/u3pw3ssohmq64urrv7yqpvgq4ide2mlz.jpg
Расположение маршрута
В городской и природной среде
Целевая аудитория маршрута
Широкий круг потребителей: - семьи с детьми в возрасте 10-18 лет, - учащиеся 5 - 11классов
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Способствовать формированию у обучающихся общей культуры, активной гражданской позиции, патриотического воспитания, личностному развитию подростков, через приобщение к туристско-краеведческой деятельности, привитие навыков здорового образа жизни, творческого труда.

I. Обучающие задачи: - изучить исторические памятники, географические объекты Северной Осетии; - рассмотреть предметы или явления природы в естественной обстановке; - научить самоорганизации и самоуправлению, общественной активности, обеспечению безопасности; - научить ориентироваться на незнакомой местности; - научить составлять простейшие схемы маршрутов; научить технике пешеходного туризма; - научить навыкам спортивного ориентирования. II. Развивающие: - планировать, выбирать, оценивать способы деятельности для решения задач, связанных с организацией и проведением туристских походов; - анализировать допущенные ошибки в ходе практической деятельности; - организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих. III. Воспитательные: - воспитывать чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию малой родины; - формирование уважения к личности и его достоинствам, доброжелательного отношения к окружающим; - воспитание уважения к ценностям семьи, оптимизм к восприятию мира; - воспитывать привычку рационально использовать свободное время.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Посещение музеев
Посещение музеев/экспозиций/мемориальных комплексов СВО
Мемориальные комплексы и памятные места, посвященные увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны
Образовательные задачи маршрута
I. Обучающие задачи: - изучить исторические памятники, географические объекты Северной Осетии; - рассмотреть предметы или явления природы в естественной обстановке; - научить самоорганизации и самоуправлению, общественной активности, обеспечению безопасности; - научить ориентироваться на незнакомой местности; - научить составлять простейшие схемы маршрутов; научить технике пешеходного туризма; - научить навыкам спортивного ориентирования. II. Развивающие: - планировать, выбирать, оценивать способы деятельности для решения задач, связанных с организацией и проведением туристских походов; - анализировать допущенные ошибки в ходе практической деятельности; - организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих. III. Воспитательные: - воспитывать чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию малой родины; - формирование уважения к личности и его достоинствам, доброжелательного отношения к окружающим; - воспитание уважения к ценностям семьи, оптимизм к восприятию мира; - воспитывать привычку рационально использовать свободное время.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Бероев Б.М. «По Северной Осетии» — Владикавказ: Иристон,1984г. Газаев Т.З. Природные достопримечательности Северной Осетии. — Владикавказ: Аланика, 2017. Гутнов Ф.Х. Века и люди: из истории осетинских сел и фамилий — Владикавказ: Иристон,2001. Дзугутов М.Х. Осетия и её культурное наследие. — М.: Наука, 2015. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). - М.: Наука, 1976. Попов К.П. «Путешествие в древний Иристон» — Владикавказ: Иристон,1995г. Кадыков В.А. История Северной Осетии: с древнейших времен до наших дней — Владикавказ: Иристон, 2018. Кузнецов В. А. Путешествие в древний Иристон - Пятигорск: Снег, 2010. Культовые места Осетии: путеводитель. Сост. Бекоев И.А. — Владикавказ: Иристон,2016. Тменов В. Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. — Орджоникидзе: Ир, 1984. Цуциев А. А. «О некоторых предметах христианского культа из святилища Реком» // Известия СОИГСИ. — 2021. ГОСТ Р 56070-2014. Туристские услуги. Экскурсионное обслуживание. Общие требования. — Введ. 2015-01-01. — М.: Стандартинформ, 2014. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Учебное пособие. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., 2001, Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 160с.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- Образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС - естествознание (окружающий мир), география, основы безопасности и защиты Родины, элективный курс «Осетия — моя история» ) в рамках внеурочной деятельности; - Дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой, направленности); - Программы предпрофессиональной подготовки; - Программы воспитательной работы.
Описание пути следования по маршруту
Владикавказ стелла Город Воинской – с. Гизель - Мемориал «Барбашово поле» - с. Гизель – с. Кобань - место слияния рек Гизельдон и Геналдон. - с. Кобан - Пешеходная часть маршрута от с. Кобан до перевала Кахтисар.
Программа маршрута
Место сбора на маршрут на выезде из города Владикавказ у стелы Город Воинской Славы» в 9.00. 9.00 – 10.30 проезжаем на автобусе участок пути Владикавказ – с. Гизель, протяженностью 12 км, по пути делая остановку у Мемориала «Барбашово поле». Место, где сегодня расположился музей под открытым небом «Барбашово поле» хорошо знакомо жителям и гостям республики Северной Осетии. Именно здесь осенью 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны шли ожесточенные сражения на подступах к Владикавказу. Именно здесь совершил свой бессмертный подвиг молодой солдат Петр Барбашов, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота, тем самым спас от верной гибели десятки своих товарищей. Величественный памятник Герою Советского Союза, братская могила сотен погибших в битве за Кавказ солдат, много лет является местом памяти, скорби и поклонения подвигу советского солдата. 10.30 – 12.00 с. Гизель – с. Кобань. Знакомство с природой Центрального Кавказа. Практические занятия по туристским навыкам. Остановка у памятника жертвам схода ледника Колка. Остановка у места слияния рек Гизельдон и Геналдон. Знакомство с минеральными водами Кармадона. Практические занятия – определение ширины реки. С. Кобан. Это некогда глухое осетинское село дало имя блестящей археологической культуре – кобанской и прославило землю Осетии в мировой науке. В ХIХ веке здесь были обнаружены древние могильники с бронзовыми вещами, относящиеся к 1-му тысячелетию до нашей эры. Найденные предметы ученые относят к переходному периоду от бронзы к железу и называют эту культуру Кобанской. 12.00 – 15.00 Пешеходная часть маршрута от с. Кобан до перевала Кахтисар. Остановка у Гизельдонской ГЭС. За крутым поворотом мы видим светлое здание Гизельдонской ГЭС. Это первая высоконапорная гидроэлектростанция, построенная в СССР. На здании – две мемориальных доски: одна установлена в честь посещения этой ГЭС в 1934 году всесоюзным старостой М.И.Калининым, а вторая установлена в честь «осетинского Кулибина» Цыппу Байматова из сел. Даргавс, на счету которого, более 60 изобретений. Ну, а далее наш путь пройдет вперёд по дороге - достаточно ровной и живописной, не взирая на крутые склоны ущелья. По этому пути мы уже пойдем пешком. Вдоль всей дороги проходит ЛЭП. Дорога идёт вдоль реки Гизельдон - вернее, вдоль того, что остается от неё после того, как выше по течению часть воды уходит по подземному каналу на ГЭС. А остаётся от неё примерно ничего - во всяком случае, в марте. Половодье на этой реке приходится на конец весны - начало лета. Также вдоль дороги с верхних частей скал в нескольких местах стекают небольшими водопадами ручейки от таяния остатков снега. Вообще, дорога крайне живописная. Дорога заканчивается здесь - у подножия перевала. С противоположной его стороны расположено водохранилище и водозабор ГЭС, к которому работникам как-то нужно было добираться. И для этой цели здесь был сооружен самый настоящий фуникулёр! Рельсовый путь длиной чуть более полукилометра поднимал тележки на высоту пару сотен метров. Окрестности Кахтисара изобилуют весьма примечательными памятниками старины. Одним из таких достопримечательностей является старая аробная дорога, от которой собственно и получила свое название местность Кахтисар. Эта дорога в старину связывала Даргавсскую котловину с Кобанским ущельем и представляла собой яркий пример титанического труда горцев. Эту дорогу в простонародье именовали «33 поворота». Именно такое количество поворотов имел серпантин, который местные жители фактически выстрадали, выложив на горном склоне подпорные стены из камня, а где надо – вырубив в скальном грунте.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
г.Владикавказ, с. Гизель, с. Кобань, пер. Кахтисар
Дополнительная информация и (или) условия
Удобная и непромокаемая обувь, одеваться по сезону. Рекомендуем взять с собой перекус и бутылочку воды.