Минеральный источник "Шивилиг"

Сложность маршрута: Поход 2-3 дня

Тип маршрута: Комбинированный

Сезонность: Лето-осень

2 дня 0 часов 76 км
Описание маршрута
обзорная экскурсия по уникальным природным объектам (авто), ознакомительная экскурсия по минеральному источнику "Шивилиг", поход с приготовлением пищи в условиях природы. проживание в палатках, также имеются небольшие домики.
/upload/iblock/72c/c5m3w0jg93ldyrpjxawfy2hglgxj66sz.jpg
/upload/iblock/0c5/gmoz15ukpb9n659rg2cvjx3y09h7nd9d.jpg
/upload/iblock/94d/bxre20g6xj8069ykk1u8vznyjes10zpu.jpg
/upload/iblock/dd6/roruwuw5c3bq0frpbw74ic7833hhwvkr.jpg
/upload/iblock/784/2xwzip8aghsnjp0b1ub6zhgcs7e33xb6.jpg
/upload/iblock/72c/c5m3w0jg93ldyrpjxawfy2hglgxj66sz.jpg
/upload/iblock/0c5/gmoz15ukpb9n659rg2cvjx3y09h7nd9d.jpg
/upload/iblock/94d/bxre20g6xj8069ykk1u8vznyjes10zpu.jpg
/upload/iblock/dd6/roruwuw5c3bq0frpbw74ic7833hhwvkr.jpg
/upload/iblock/784/2xwzip8aghsnjp0b1ub6zhgcs7e33xb6.jpg
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
обучающиеся 5-11 классов
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Нет
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

проявить у обучающихся интереса и ценностного отношения к истории, народным традициям и обычаям, природе и культуре родного края.

-актуализация и расширение знаний и опыта, полученных обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ географии, истории; -создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей проявлению для развития интеллектуальных и творческих способностей ей обучающихся; -способствовать проявлению познавательного интереса к истории, природе и культуре родного края; -создание условий для развития интереса к изучению географии, истории, геологии. На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого/ экспедиционного материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ).

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Образовательные задачи маршрута
-актуализация и расширение знаний и опыта, полученных обучающимися на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ географии, истории; -создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей проявлению для развития интеллектуальных и творческих способностей ей обучающихся; -способствовать проявлению познавательного интереса к истории, природе и культуре родного края; -создание условий для развития интереса к изучению географии, истории, геологии. На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого/ экспедиционного материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ).
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
1. https://vk.com/public144824581 2. https://www.bai-taigatuva.ru/e/455-arzhaan-shivilig#gsc.tab=0 3. .Кара-кыс Аракчаа. Слово об аржаанах Тыва. – издательство «ПолиКом», Москва. – 1995.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
-образовательные программы основного общего образования (естествознание (окружающий мир, история, география, биология, основы безопасности жизнедеятельности) в рамках внеурочной деятельности - дополнительные общеобразовательные программы (туристскокраеведческая, естественно-научная направленности) - программы предпрофессиональной подготовки - программы воспитания /воспитательной работы
Описание пути следования по маршруту
Маршрут начинается из села Бай-Тал на автомобиле по грунтовой дороге. Бай-Тал (богат ивами) это название села. Село находится у р. Хемчик. Раньше на территории села росли ивы, был обильный тальник. Ива была уничтожена, чтобы построить село. На тех местах теперь стоит село Бай-Тал. Население села 1864 человек. Действуют 3 оператора сотовой связи — Билайн, МТС и Мегафон. Инфраструктура села: средняя общеобразовательная школа, детский сад, дом культуры, администрация села. Автодорога местного значения. Подъезжаем к первому объекту показа по нитке маршрута к реке Хемчик. Место, где берет свое начало легендарная река Хемчик. Хемчик левый приток Енисея. Длина реки составляет 320 км, площадь ее водосборного бассейна-27 000 км2. Хемчик замерзает в ноябре и остается скованным льдом до конца апреля - начала мая. Через мост проходим реку Хемчик и продолжаем путь к озеру Мешпен-Холь. Озеро находится на пути к источнику Шивилиг. Озеро между горами Хол-Даа (озеро-гора) и Туралыг-Оваазы (насыпь, курган). Мешкен-Хол имеет два пупка: маленький и большой. На поверхности озера – мох желтоватого цвета, который имеет соленый вкус. С давних времен там все лето птицы разводят своих птенцов. Это осеннее стойбище чабанов. Существует легенда о том, что в озере обитает бык-производитель. Шерсть у него напоминает чешую рыб. Через 25 км подъезжаем к минеральному источнику Шивилиг. Шивилиг (еловый). Шивилиг самый известный в настоящее время – источник Шивилиг, который отличается высоким содержанием радона. Кроме лечебного источника, она работает и как туристическая база. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, навыков безопасного поведения в социальной и природной среде. Приготовление пищи на костре, туристы участвуют в приготовлении пищи. Песни у костра. Обзорная экскурсия по источнику Шивилиг. Держим путь пешком до местечки Эр-Хиндии,Кыс-Хиндии. Близ источника Шивилиг есть удивительные места под названием Эр-Хиндии, Кыс-Хиндии. Там находятся чудо камни, напоминающие мужские и женские начала. Эти камни помогают от бесплодия. Люди, у которых нет детей, специально приезжают, чтобы помолиться этим камням и попросить у них детей. Многие знающие люди говорят, что это помогает. Эр-Хиндии (первая часть слова означает человека мужского пола, мужчину, вторая часть-пупок или можно дословно перевести как мужское начало), Кыс-Хиндии (девушка и пупок, женское начало). Отъезд домой.
Программа маршрута
село Бай-Тал - озеро Мешпен-Хол - минеральный источник "Шивилиг" - местечки Эр-Хиндии, Кыс-Хиндии
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
с.Тээли, с.Бай-Тал с.Кызыл-Мажалык
Высотный график маршрута
Дополнительная информация и (или) условия
Доступность маршрута для обучающихся с ОВЗ различных нозологий, в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором), при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки.