"Партизанская стоянка "Озеро Круглое"

Сложность маршрута: Экскурсия 2-3 дня

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Весна-лето-осень

2 дня 0 часов 43 км
Описание маршрута
Июль 41-го. В Бежице организован истребительный батальон. Задача - патрулировать улицы, охранять порядок в городе, ловить мародеров, а также сигнальщиков, которые по ночам ракетами наводили вражеские самолеты на важные объекты... Усиленно велась подготовка минеров, разведчиков. Комбатом назначили Александра Виноградова, комиссаром - Петра Рыжкова. Командир Александр Виноградов родился 29 августа 1898 года в семье служащего Брянского рельсопрокатного завода. Окончил в 1913 году школу ремесленных учеников, которую учредила княгиня М.К. Тенишева, известная меценатка. Работал на этом заводе слесарем. В 1918-м добровольцем вступил в Красную Армию - служил на бронепоезде, который построили здесь же. Вернувшись в родную Бежицу, работал на своем заводе, который стал носить название "Красный Профинтерн". Был бригадиром, мастером. Учился на вечернем рабфаке машиностроительного техникума. Цех, которым руководил Виноградов, стал одним из лучших. Его избрали депутатом городского Совета. В сентябре истребительный батальон стал называться партизанским. Многие из тех, кто записался в партизаны, думали, что воевать долго не придется: Красная Армия вот- вот погонит чужеземца на запад. "Надо быть готовыми ко всему", - говорил Батя. Так называли своего командира молодые бойцы. Для фашистов, которые готовы были заплатить за голову Виноградова большие деньги, он был "Ивановым". К февралю 1942 года Бежицкий объединенный партизанский отряд включал уже 14 самостоятельных подразделений. Его общая численность превышала 900 человек. За голову Виноградова гестапо обещало 40 тысяч марок. Но, как писал родным он сам, «наши партизанские головы за деньги не купишь». До конца своей партизанской жизни отряд носил имя Виноградова. Самые смелые операции вошли в «Историю Великой Отечественной войны». Виноградовцы пустили под откос 123 эшелона врага, подорвали 20 танков и 267 автомашин, взорвали 5 складов, 8 мостов. На братской могиле погибших партизан сооружен обелиск, в основании которого - изображение ордена Отечественной войны. Среди фамилий погибших на мемориальной стеле есть имя командира отряда Александра Ивановича Виноградова. Он пал смертью храбрых 26 июля 1942 года. Отряд был назван его именем. Обелиск на месте стоянки был открыт еще в 1944 году, а немного позже восстановлены землянки. На пилоне выбиты слова: "Великие подвиги бессмертны. Слава о Вас переживет века, память о Вас хранит Родина". На мемориальной стеле увековечены имена партизан, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1943 годах. Восстановлены партизанские землянки. Автор заповедника у Круглого озера - архитектор В. Городков. В последние годы по инициативе администрации Брянской области здесь проведены масштабные работы. Отремонтирована и расширена дорога до стелы, установлены памятные знаки, указатели и гранитные плиты, благоустроена зона отдыха, восстановлены землянки. Большой вклад в реконструкцию мемориала внесли работники предприятий города и области. Партизанский заповедник в урочище "Круглое озеро" на месте стоянки Бежицкого городского партизанского отряда имени А. И. Виноградова - дань памяти героическим подвигам отважных мстителей из пролетарской Бежицы.
/upload/iblock/57d/hvqtb7vuj8nm03mm58psku06xde2qc7s.jpg
/upload/iblock/fab/kn8qrzvhu1s68ong76e84tgj2cnrjvgd.jpg
/upload/iblock/57d/hvqtb7vuj8nm03mm58psku06xde2qc7s.jpg
/upload/iblock/fab/kn8qrzvhu1s68ong76e84tgj2cnrjvgd.jpg
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся (воспитанники) общеобразовательных организаций 5-11 классов, студенты, взрослая туристская группа.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Нет
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Воспитание любви к родному краю, осознание нравственной ценности причастности к судьбе Отечества его прошлому, настоящему, будущему. Формирование патриотических чувств и активной жизненной позиции.

Изучение памятных мест Брянского края, связанных с историей Великой Отечественной войны. Методы убеждения (диалог, диспут, убеждение, развернутый рассказ, инструктаж) направлены на формирование взглядов обучающихся; методы упражнений (задания, поручения, пример) способствуют организации деятельности учащихся, методы оценки и самооценки (критика, самокритика, соревнования, поощрение) стимулируют самоанализ и самооценку, оценку поступков. Для подростков и обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование. На основе полученного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы). По окончанию маршрута предлагается оформить результаты полученных знаний в виде проекта, презентации, выступления

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Мемориальные комплексы и памятные места, посвященные увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны
Образовательные задачи маршрута
Изучение памятных мест Брянского края, связанных с историей Великой Отечественной войны. Методы убеждения (диалог, диспут, убеждение, развернутый рассказ, инструктаж) направлены на формирование взглядов обучающихся; методы упражнений (задания, поручения, пример) способствуют организации деятельности учащихся, методы оценки и самооценки (критика, самокритика, соревнования, поощрение) стимулируют самоанализ и самооценку, оценку поступков. Для подростков и обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование. На основе полученного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы). По окончанию маршрута предлагается оформить результаты полученных знаний в виде проекта, презентации, выступления
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
История Брянского края. ХХ век./Горбачев О.В., Колосов Ю.Б,. Крашенников В.В., Лупоядов В.Н., Тришин А.Ф.- Клинцы, 2003.-450 с. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей. Из истории монастырей и пустыней Брянского края.- Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999 г, 443 с. Соколов Я.Д. Брянск-город древний: Историко-краеведческие очерки.- Брянск: ЗАО «Издательство « Читай-город», 2006. – 640с., ил. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях…- «Дебрянск», 2000. – 660с.; ил.155
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы основного общего образования: предметная область «общественно-научные предметы» (учебные предметы «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»); - в рамках внеурочной деятельности направления: туристско- краеведческое, естественнонаучное, социально-гуманитарное, индивидуальные проекты; - дополнительные общеразвивающие программы туристско- краеведческой, естественнонаучной, социально-гуманитарной направленности; - программы воспитания / воспитательной работы; - программы школьного музея. Образовательные и воспитательные эффекты: - совершенствование деятельности образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников и создании для них оптимальных условий для культурного и духовно-нравственного развития; - активизация краеведческой деятельности и вовлечение большего количества детей, занимающихся исследовательской и туристско- краеведческой работой; - осознание участниками программы ответственности за судьбу малой родины, формирование гордости за сопричастность к культурному достоянию предыдущих поколений; - развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся; - совершенствование содержания, форм краеведческих мероприятий, развитие краеведения и экскурсионной работы как комплексной воспитательной системы.
Описание пути следования по маршруту
В маршрут входит посещение исторических мест, связанных с партизанским движением на Брянщине: п. Фокинское лесничество – памятник казненным женщинам – озеро Круглое – предполагаемое место гибели А.И. Виноградова – стоянка партизанского отряда им. А.И. Виноградова – оз. Круглое – о/л «Искорка» - п. Дарковичи.
Программа маршрута
В маршрут входит посещение исторических мест, связанных с партизанским движением на Брянщине: п. Фокинское лесничество – памятник казненным женщинам – озеро Круглое – предполагаемое место гибели А.И. Виноградова – стоянка партизанского отряда им. А.И. Виноградова – оз. Круглое – о/л «Искорка» - п. Дарковичи.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
п. Фокинское лесничество – памятник казненным женщинам – озеро Круглое – предполагаемое место гибели А.И. Виноградова – стоянка партизанского отряда им. А.И. Виноградова – оз. Круглое – о/л «Искорка» - п. Дарковичи.
Дополнительная информация и (или) условия
До начальной точки маршрута можно добраться автобусом или маршрутным такси с Бежицкой автостанции. От конечной точки маршрута можно уехать на маршрутном такси №40 от ост. Дарковичи. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты: Аварийный азимут на всем протяжении маршрута на Восток до трассы Брянск-Дятьково и далее, вдоль нее в Южном направлении до поворота на о/л «Искорка». От этого поворота до лагеря 2 км. От Камня памяти на юг по асфальтовой дороге до п. Шибинец (пешком или на попутной машине), от поселка на автобусе (Фокино- Шибинец-Бежица) до Бежицы, или на автобусе №40 (идет через «Самолет» до ост. «Мясокомбинат»). До Бежицы можно так же доехать на маршрутном такси №110 или с пересадкой на Дарковичах на маршрутке №40 (идет так же как и автобус №40). Есть ограничения по здоровью. Внимание! В районе маршрута плохая сотовая связь.