Солнечногорский путевой дворец
Программа экскурсии
Тема 1. Развитие промышленности во времена правления Петра I. Строительство металлургических заводов на Урале. В.Н. Татищев – представитель дворянского сословия, инженер, историк, географ, государственный деятель. Его участие в научной, политической и экономической жизни России первой половины XVIII века.
Тема 2. Значение творчества М.Ю. Лермонтова в русской литературе, его произведение «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Направление: историческое, литературно-биографическое
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предметам «История России», «Литература», изучаемым в 7 классе образовательных учреждений.
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию по теме развития промышленности на территории Московской губернии во времена правления Петра I и промышленные предприятия Московской области сегодня, роль Екатерины II в создании Солнечногорского путевого дворца, культурно-исторические объекты Московской области, связанные с именем Екатерины II, усадьба В.Н. Татищева в Болдино, музеи-усадьбы Московской области и их основная тематика.
Программа экскурсии по Солнечногорскому путевому дворцу состоит из двух частей и направлена на расширение и закрепление знаний обучающихся по истории и литературе.
Первая тема раскрывает влияние Петровских реформ на развитие промышленности в России, освоение Урала и строение металлургических и оружейных заводов. На основе жизни и деятельности В.Н. Татищева рассматриваются вопросы военной и государственной службы дворянского сословия.
Назначение В.Н. Татищева на Урал и его роль в освоении Урала и строительстве металлургических заводов, научные труды, политическая деятельность при правлении Анны Иоанновны, последние годы жизни в усадьбе Болдино Солнечногорского района.
Литературная тема посвящена поэту М.Ю. Лермонтову, его жизни и творчеству, отдельно рассматривается произведение «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
2. Наименования и адреса объектов:
Музейно-выставочный центр «Путевой дворец»
Адрес: г. Солнечногорск, ул. Красная, 84
Ожидаемый результат:
Реализация экскурсионной программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по истории и литературе.
Лекция-экскурсия в путевом дворце позволяет раскрыть более полно тему развития промышленности в период правления Петра I, вопросы военной и государственной службы дворянского сословия на основе биографических данных В.Н. Татищева, последние годы жизни которого прошли в усадьбе Болдино Солнечногорского района Московской области.
Вторая часть экскурсии позволяет лучше понять значение творчества М.Ю. Лермонтова, связь его произведений с историческими личностями и событиями.
Путевая информация дополняет исторический материал и позволяет сравнить промышленность Московской губернии того времени и сегодняшнего дня, получить информацию о культурно-исторических объектах Московской области.
Благодаря основным сведениям, полученным во время поездки, обучающиеся смогут:
1. Понять влияние Петровских реформ на развитие промышленности России.
2. Оценить значительный вклад Московской области в экономику и культуру России.
3. Раскрыть значение творчества М.Ю. Лермонтова и связь с историческими событиями.
4. Познакомиться с жизнью и деятельностью своего земляка В.Н. Татищева – основателя уральских заводов и городов
5. Почувствовать гордость за свою Родину.
Знакомство с культурно-историческим наследием нацеливает на дальнейшие путешествия по своему краю и своей стране.
4. Описание экскурсии:
По пути следования к объекту посещения участники познакомятся с историей становления промышленности Московской области с Петровских времен до настоящего времени. Им будут представлены объекты культурно-исторического наследия, связанные по тематике с изучаемыми предметами в 7 классе.
По ходу экскурсионной программы обучающиеся совместно с экскурсоводом обсудят влияние Петровских реформ на развитие промышленности России, освоение Урала, строительство металлургических и оружейных заводов, участие дворянского сословия в экономической и политической жизни государства на основе биографии известного русского экономиста, инженера, историка, государственного деятеля В.Н. Татищева, основные этапы жизни которого связаны с внешней и внутренней политикой Петра I и являются ярким примером служения Отечеству. Последние годы жизни он провел в усадьбе Болдино Солнечногорского района Московской области.
Экспонаты «Дворянского зала» передают неповторимую обстановку усадьбы Середниково, где в 1829-1831 годах гостил М.Ю. Лермонтов. Рассказ экскурсовода затронет основные факты жизни и творчества поэта, речь пойдет о величине талантах и самых ярких произведениях М.Ю. Лермонтова, в том числе о «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
В Солнечногорске установлен памятник великому поэту М.Ю. Лермонтову.
На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов касаются следующих тем:
1. Петровские реформы и развитие промышленности в первой половине XVIII века. Освоение Урала и строительство металлургических заводов. Основные этапы жизни и деятельности В.Н. Татищева.
2. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Его основные произведения и их значение для развития русской литературы.
5. Описание объектов посещения:
«Дорожный зал», «Дворянская гостиная», «Купеческий зал»
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предметы: «История России», темы: «Реформы Петра I, развитие промышленности, реформа сословных отношений»; «Литература», темы: «М.Ю. Лермонтов».
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Экскурсия-беседа;
• Викторина.
10. Путевая информация:
- петровские реформы и создание промышленных предприятий и мануфактур в Московской губернии;
- основные предприятия Московской области сегодня;
- обзор объектов культурно-исторического наследия и экскурсионных программ, рекомендуемых для 7 класса.
На обратном пути:
Викторина:
• Петровские реформы и их влияние на развитие промышленности в России. Освоение Урала.
• Реформа сословных отношений. Обязанности дворянского сословия перед государством. Табель о рангах.
• Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, восприятие современности как части истории страны, помогает в изучении истории и литературы, воспитывает чувство гордости за свою Родину.
Приложение №1
Викторина с ответами
Общий блок вопросов:
1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году)
А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929
2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²)
А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км.
3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево)
4. В каких городах находятся монастыри?
(А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна)
А) Троице-Сергиева лавра:
Б) Савино-Сторожевский:
В) Новоголутвин:
5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка)
6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор)
7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие)
8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи)
9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью)
10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск)
Блок вопросов, посвященных Солнечногорскому путевому дворцу:
1) С именем какого правителя России связан Солнечногорский путевой дворец? – Екатерина 2
2) Представителем какого сословия является В.Н. Татищев? - дворянского
3) С какими уральскими городами связано имя Татищева? – Екатеринбург, Пермь, Челябинск
4) Какие заводы и где строились во времена Петра 1? – металлургические, судостроительные, оружейные, ткацкие
5) Какие изменения произошли в образовании и как назывались школы в эпоху Петра 1? – Образование стало светским; Артиллерийская школа, Инженерная, Медицинская, Математических и навигационных наук.
6) Где провел последние годы жизни В.Н. Татищев? - в Болдино
7) Кто автор произведения «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? - М. Ю. Лермонтов
8) Какой исторический период охватывает это произведение? – правление Ивана Грозного
9) Какая усадьба связана с М. Ю. Лермонтовым в Подмосковье. – Усадьба Середниково
10) В какие годы в этой усадьбе жил знаменитый поэт. - 1829-1831 годы
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения:
«Дорожный зал», «Дворянская гостиная», «Купеческий зал»