Солнечногорский путевой дворец

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 3 км
Описание маршрута
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию по теме развития промышленности на территории Московской губернии во времена правления Петра I и промышленные предприятия Московской области сегодня, роль Екатерины II в создании Солнечногорского путевого дворца, культурно-исторические объекты Московской области, связанные с именем Екатерины II, усадьба В.Н. Татищева в Болдино, музеи-усадьбы Московской области и их основная тематика. Программа экскурсии по Солнечногорскому путевому дворцу состоит из двух частей и направлена на расширение и закрепление знаний обучающихся по истории и литературе. Первая тема раскрывает влияние Петровских реформ на развитие промышленности в России, освоение Урала и строение металлургических и оружейных заводов. На основе жизни и деятельности В.Н. Татищева рассматриваются вопросы военной и государственной службы дворянского сословия. Назначение В.Н. Татищева на Урал и его роль в освоении Урала и строительстве металлургических заводов, научные труды, политическая деятельность при правлении Анны Иоанновны, последние годы жизни в усадьбе Болдино Солнечногорского района. Литературная тема посвящена поэту М.Ю. Лермонтову, его жизни и творчеству, отдельно рассматривается произведение «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
/upload/iblock/011/12m0yhm3ioj9fmi0yjkuuw16gzubmz4x.webp
/upload/iblock/3d3/s6f9310z0qmwyqjgvgkhb0kehn5qwikx.jpg
/upload/iblock/28f/me78cpao07e9aw4doupz2k8e01uqvc76.webp
/upload/iblock/96d/bvlk24954s0ewh7rod1sffyu1qvr34a0.jpg
/upload/iblock/e22/f4bau8lqit8iyqxkls35xv2a0gp20hee.jpg
/upload/iblock/7fa/8bzqg14yapgg74b1m7dofqt3om2a4ny7.jpg
/upload/iblock/011/12m0yhm3ioj9fmi0yjkuuw16gzubmz4x.webp
/upload/iblock/3d3/s6f9310z0qmwyqjgvgkhb0kehn5qwikx.jpg
/upload/iblock/28f/me78cpao07e9aw4doupz2k8e01uqvc76.webp
/upload/iblock/96d/bvlk24954s0ewh7rod1sffyu1qvr34a0.jpg
/upload/iblock/e22/f4bau8lqit8iyqxkls35xv2a0gp20hee.jpg
/upload/iblock/7fa/8bzqg14yapgg74b1m7dofqt3om2a4ny7.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 6-8 классов
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цели: • Расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебных процесс; • Воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.

Задачи: • Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • Разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; • Проведение образовательной экскурсии в Солнечногорском путевом дворце по следующим темам: 1. Развитие промышленности во времена правления Петра I. Строительство металлургических заводов на Урале. В.Н. Татищев – представитель дворянского сословия, инженер, историк, географ, государственный деятель. Его участие в научной, политической и экономической жизни России первой половины XVIII века. 2. Значение творчества М.Ю. Лермонтова в русской литературе, его произведение «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; • Формирование ключевых компетенций обучающихся; • Подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: • Увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • Разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • Разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; • Проведение образовательной экскурсии в Солнечногорском путевом дворце по следующим темам: 1. Развитие промышленности во времена правления Петра I. Строительство металлургических заводов на Урале. В.Н. Татищев – представитель дворянского сословия, инженер, историк, географ, государственный деятель. Его участие в научной, политической и экономической жизни России первой половины XVIII века. 2. Значение творчества М.Ю. Лермонтова в русской литературе, его произведение «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; • Формирование ключевых компетенций обучающихся; • Подготовка вопросов викторины по основным темам для закрепления материала.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд. –М.: Просвещение, 2017. – 368с. 2. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: человек в мировой худож.культуре. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.А. Солодовников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 256с.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предметы: «История России», темы: «Реформы Петра I, развитие промышленности, реформа сословных отношений»; «Литература», темы: «М.Ю. Лермонтов».
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа
Программа маршрута
Солнечногорский путевой дворец Программа экскурсии Тема 1. Развитие промышленности во времена правления Петра I. Строительство металлургических заводов на Урале. В.Н. Татищев – представитель дворянского сословия, инженер, историк, географ, государственный деятель. Его участие в научной, политической и экономической жизни России первой половины XVIII века. Тема 2. Значение творчества М.Ю. Лермонтова в русской литературе, его произведение «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Направление: историческое, литературно-биографическое Формат: образовательная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе учебной программы основного общего образования по предметам «История России», «Литература», изучаемым в 7 классе образовательных учреждений. Программа экскурсии включает в себя путевую информацию по теме развития промышленности на территории Московской губернии во времена правления Петра I и промышленные предприятия Московской области сегодня, роль Екатерины II в создании Солнечногорского путевого дворца, культурно-исторические объекты Московской области, связанные с именем Екатерины II, усадьба В.Н. Татищева в Болдино, музеи-усадьбы Московской области и их основная тематика. Программа экскурсии по Солнечногорскому путевому дворцу состоит из двух частей и направлена на расширение и закрепление знаний обучающихся по истории и литературе. Первая тема раскрывает влияние Петровских реформ на развитие промышленности в России, освоение Урала и строение металлургических и оружейных заводов. На основе жизни и деятельности В.Н. Татищева рассматриваются вопросы военной и государственной службы дворянского сословия. Назначение В.Н. Татищева на Урал и его роль в освоении Урала и строительстве металлургических заводов, научные труды, политическая деятельность при правлении Анны Иоанновны, последние годы жизни в усадьбе Болдино Солнечногорского района. Литературная тема посвящена поэту М.Ю. Лермонтову, его жизни и творчеству, отдельно рассматривается произведение «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 2. Наименования и адреса объектов: Музейно-выставочный центр «Путевой дворец» Адрес: г. Солнечногорск, ул. Красная, 84 Ожидаемый результат: Реализация экскурсионной программы способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по истории и литературе. Лекция-экскурсия в путевом дворце позволяет раскрыть более полно тему развития промышленности в период правления Петра I, вопросы военной и государственной службы дворянского сословия на основе биографических данных В.Н. Татищева, последние годы жизни которого прошли в усадьбе Болдино Солнечногорского района Московской области. Вторая часть экскурсии позволяет лучше понять значение творчества М.Ю. Лермонтова, связь его произведений с историческими личностями и событиями. Путевая информация дополняет исторический материал и позволяет сравнить промышленность Московской губернии того времени и сегодняшнего дня, получить информацию о культурно-исторических объектах Московской области. Благодаря основным сведениям, полученным во время поездки, обучающиеся смогут: 1. Понять влияние Петровских реформ на развитие промышленности России. 2. Оценить значительный вклад Московской области в экономику и культуру России. 3. Раскрыть значение творчества М.Ю. Лермонтова и связь с историческими событиями. 4. Познакомиться с жизнью и деятельностью своего земляка В.Н. Татищева – основателя уральских заводов и городов 5. Почувствовать гордость за свою Родину. Знакомство с культурно-историческим наследием нацеливает на дальнейшие путешествия по своему краю и своей стране. 4. Описание экскурсии: По пути следования к объекту посещения участники познакомятся с историей становления промышленности Московской области с Петровских времен до настоящего времени. Им будут представлены объекты культурно-исторического наследия, связанные по тематике с изучаемыми предметами в 7 классе. По ходу экскурсионной программы обучающиеся совместно с экскурсоводом обсудят влияние Петровских реформ на развитие промышленности России, освоение Урала, строительство металлургических и оружейных заводов, участие дворянского сословия в экономической и политической жизни государства на основе биографии известного русского экономиста, инженера, историка, государственного деятеля В.Н. Татищева, основные этапы жизни которого связаны с внешней и внутренней политикой Петра I и являются ярким примером служения Отечеству. Последние годы жизни он провел в усадьбе Болдино Солнечногорского района Московской области. Экспонаты «Дворянского зала» передают неповторимую обстановку усадьбы Середниково, где в 1829-1831 годах гостил М.Ю. Лермонтов. Рассказ экскурсовода затронет основные факты жизни и творчества поэта, речь пойдет о величине талантах и самых ярких произведениях М.Ю. Лермонтова, в том числе о «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В Солнечногорске установлен памятник великому поэту М.Ю. Лермонтову. На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии. Блоки вопросов касаются следующих тем: 1. Петровские реформы и развитие промышленности в первой половине XVIII века. Освоение Урала и строительство металлургических заводов. Основные этапы жизни и деятельности В.Н. Татищева. 2. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Его основные произведения и их значение для развития русской литературы. 5. Описание объектов посещения: «Дорожный зал», «Дворянская гостиная», «Купеческий зал» 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Наглядные пособия 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предметы: «История России», темы: «Реформы Петра I, развитие промышленности, реформа сословных отношений»; «Литература», темы: «М.Ю. Лермонтов». 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Экскурсия-беседа; • Викторина. 10. Путевая информация: - петровские реформы и создание промышленных предприятий и мануфактур в Московской губернии; - основные предприятия Московской области сегодня; - обзор объектов культурно-исторического наследия и экскурсионных программ, рекомендуемых для 7 класса. На обратном пути: Викторина: • Петровские реформы и их влияние на развитие промышленности в России. Освоение Урала. • Реформа сословных отношений. Обязанности дворянского сословия перед государством. Табель о рангах. • Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа развивает у обучающихся историческое сознание, восприятие современности как части истории страны, помогает в изучении истории и литературы, воспитывает чувство гордости за свою Родину.   Приложение №1 Викторина с ответами Общий блок вопросов: 1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году) А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929 2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²) А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км. 3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево) 4. В каких городах находятся монастыри? (А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна) А) Троице-Сергиева лавра: Б) Савино-Сторожевский: В) Новоголутвин: 5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка) 6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор) 7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие) 8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи) 9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью) 10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск) Блок вопросов, посвященных Солнечногорскому путевому дворцу: 1) С именем какого правителя России связан Солнечногорский путевой дворец? – Екатерина 2 2) Представителем какого сословия является В.Н. Татищев? - дворянского 3) С какими уральскими городами связано имя Татищева? – Екатеринбург, Пермь, Челябинск 4) Какие заводы и где строились во времена Петра 1? – металлургические, судостроительные, оружейные, ткацкие 5) Какие изменения произошли в образовании и как назывались школы в эпоху Петра 1? – Образование стало светским; Артиллерийская школа, Инженерная, Медицинская, Математических и навигационных наук. 6) Где провел последние годы жизни В.Н. Татищев? - в Болдино 7) Кто автор произведения «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? - М. Ю. Лермонтов 8) Какой исторический период охватывает это произведение? – правление Ивана Грозного 9) Какая усадьба связана с М. Ю. Лермонтовым в Подмосковье. – Усадьба Середниково 10) В какие годы в этой усадьбе жил знаменитый поэт. - 1829-1831 годы
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения: «Дорожный зал», «Дворянская гостиная», «Купеческий зал»
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьники примут участие в викторине по итогам экскурсии.