Жостовская фабрика декоративной росписи
«Жостово или секрет бархатного букета»
Направление: искусствоведческое, профориентационное.
Формат: интерактивная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области.
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы «Жостово или секрет бархатного букета» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися.
Программа экскурсии по Жостовской фабрике декоративной росписи нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименования и адреса объектов:
Жостовская фабрика декоративной росписи
Московская область, д. Жостово, Дивная ул., стр. 15.
Ожидаемый результат:
При реализации программы экскурсии «Жостово или секрет бархатного букета» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода.
Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; умение внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Подмосковья.
Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Предметные результаты:
По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; Учащийся будет знать смысл терминов и понятий - «многоцветковая композиция», «тенежка», «привязка».
3. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, историей его развития и становления, особенностями географического положения, культурного значения.
Вначале экскурсовод познакомит участников с Жостовским промыслом, проведя экскурсию по единственному в мире музею «картин на металле». Эта экскурсия позволит прикоснуться к истории промысла, начиная с момента его возникновения, последующая экскурсия по Жостовской фабрике расскажет о его сегодняшнем дне. После теоретической части ребят ожидает творческий мастер-класс по декоративной росписи подносов. Во время мастер-класса художники раскроют секреты «жостовского букета», расскажут, как работать с чистыми цветами и смешивать оттенки прямо на поверхности, научат прорисовывать контуры и не забывать о воздушной перспективе.
На обратном пути школьников ожидает викторина по итогам экскурсии – блок вопросов о Московской области и вопросов, посвященных экспозиции музея. Также учащиеся смогут самостоятельно подготовить вопросы для викторины, задать их одноклассникам и попытаться найти ответы вместе с остальными участниками. Метод обсуждения позволит закрепить полученные знания и применить их в дальнейшей практической деятельности.
4. Описание объектов посещения:
Жостовская фабрика декоративной росписи
Музей Жостовской фабрики декоративной росписи
5. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
• Проектор, экран
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «История», темы: ««Культура России второй половины XVIII века»;
• 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах».
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Мастер-класс;
• Викторина.
10. Путевая информация
На пути следования к объекту посещения:
Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ вв. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки.
Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.
Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов.
Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы.
Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь.
В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви.
В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)).
В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России.
В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район).
Сегодня мы отправляемся на Жостовскую фабрику декоративной росписи. С давних времен география русского народного художественного промысла тесно связана с Подмосковьем. Недалеко от города Лобня расположена деревня Федоскино, которая известна своими замысловатыми шкатулками и лаковыми миниатюрами. В селе Вербилки Дмитровского района уже почти 250 лет изготавливают рукотворный фарфор. А самые красивые платки до сих пор ткут в Павловском Посаде. В Раменском районе в художественных мастерских Гжель воплощаются традиции керамического народного промысла. При слове «Жостово» ассоциация подбирает к нему пару «расписные жостовские подносы». И сегодня нам предстоит узнать, в чем же особенность этого уникального промысла, возникшего много лет назад.
На обратном пути будет проведена викторина по материалам, которые вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько запоминайте всю информацию, и готовьте свои вопросы, вы сможете задать их своим одноклассникам.
На обратном пути:
Викторина:
• Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области:
1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния).
2) Какие вы знаете известные музеи-усадьбы, расположенные на территории МО, а может их вы уже посещали? («Архангельское», «Абрамцево», «Мелихово», «Мураново» и пр.).
3) В каком регионе возник промысел? (На Урале).
• Блок вопросов, посвященных росписи подносов:
1) Какие цвета использовались мастерами для создания фона? (Черный и красный цвет).
2) Какие элементы и узоры используются при росписи? (Простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы).
3) Какие цветы используются в композиции? (Роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки).
4) Какая техника выполнения композиции? (Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных).
5) Какие этапы выполнения рисунка? (Грунтовка, замаленок, тенежка прокладка, бликовка, чертежка, привязка).
6) Что подразумевает под собой Тенежка и Привязка? (Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально. Привязка: на данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной).
7) Что значит «уборка»? (Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции).
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народному искусству, семейным ценностям. Развивает у обучающихся народное сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, сочувствие к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества, чувства гордости за свою Родину и готовность ее защищать.