Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 3 км
Описание маршрута
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию об авторе и его творческой жизни. Программа экскурсии по усадьбе «Мураново» нацелена на расширение литературно-биографического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
/upload/iblock/1b5/09s99h0vm0t3sujh736e1hfmjx6s909r.jpg
/upload/iblock/0e6/ieo1tfdgj5746oirkf1qkzkb1emkcu8x.jpg
/upload/iblock/5f5/yvflsa1laru2g3lt52skgis68ihvthm1.jpg
/upload/iblock/af3/v9ginfxto4q6l3zev0fnago1d19827ka.jpeg
/upload/iblock/59b/57n9yfw27iqylhpnc0b7ypklh4p1p7nf.jpg
/upload/iblock/ffc/fsyipp737fa9z7xj8gwsnj98jdpqw8hv.jpg
/upload/iblock/1b5/09s99h0vm0t3sujh736e1hfmjx6s909r.jpg
/upload/iblock/0e6/ieo1tfdgj5746oirkf1qkzkb1emkcu8x.jpg
/upload/iblock/5f5/yvflsa1laru2g3lt52skgis68ihvthm1.jpg
/upload/iblock/af3/v9ginfxto4q6l3zev0fnago1d19827ka.jpeg
/upload/iblock/59b/57n9yfw27iqylhpnc0b7ypklh4p1p7nf.jpg
/upload/iblock/ffc/fsyipp737fa9z7xj8gwsnj98jdpqw8hv.jpg
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 6-8 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цель: • Повышение интеллектуального, духовного и культурного уровня школьников; • Внедрение инновационных методов обучения и воспитания.

Задачи: • Расширение образовательного пространства до уровня Московской области; • Расширение и закрепление знаний по школьному предмету «Литература»; • Воспитание гражданско-патриотической позиции; • Формирование ключевых компетенций обучающихся, таких как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: • Расширение образовательного пространства до уровня Московской области; • Расширение и закрепление знаний по школьному предмету «Литература»; • Воспитание гражданско-патриотической позиции; • Формирование ключевых компетенций обучающихся, таких как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд. –М.: Просвещение, 2017. – 368с. 2. Пигарёв К. В. Мураново: (К пятидесятилетию со дня основания музея-усадьбы Мураново имени Ф. И. Тютчева). — М.: Московский рабочий, 1970. — 160 с. — 35 000 экз.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Русская литература 19 века», «Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева», «Основные темы творчества»;
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева Программа экскурсии Тема 1. Русская литература 19 века. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Основные темы творчества поэта. Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева. Направление: литературно-биографическое Формат: образовательная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе учебной программы основного общего образования по литературе, изучаемая в 7 классах образовательных учреждений. Программа экскурсии включает в себя путевую информацию об авторе и его творческой жизни. Программа экскурсии по усадьбе «Мураново» нацелена на расширение литературно-биографического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма. 2. Наименования и адреса объектов: ГАУК МО «Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева» Московская область, Пушкинский муниципальный район, поселение Ашукино, деревня Мураново. Реализация программы экскурсии направлена на формирование у обучающихся УУД. - Углубление знаний по темам, изучаемым в 7 классе, таким как «Русская литература 19 века», «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева», «Основные темы творчества поэта», «Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева»; - Погружение в историю того времени; - Осмысление связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - Вырабатывание ценностных ориентиров обучающихся, способность осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; - Формирование навыков деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях; - Развитие коммуникации, поддержание беседы; - Умение работать в команде. 4. Описание экскурсии: На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах. На экскурсии обучающиеся ознакомятся с усадьбой «Мураново», который является литературно-мемориальным музеем, созданным потомками Ф. И. Тютчева на базе родовой усадьбы. В 90-е годы возникла идея открытия данного музея. Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева считается особенной, здесь каждый метр пространства связан с жизнью автора, с его творческой натурой. Участники получат информацию о творчестве Ф. И. Тютчева, узнают историю таких известных родов России как Энгельгардты, Боратынские, Путяты, Тютчевы, судьба которых в разные годы была неразрывно связана с усадьбой Мураново. На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и усадьбе Мураново и творчества Ф.И. Тютчева. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти. 5. Описание объектов посещения: Усадебный дом, усадебный парк, Детский домик, Домовую церковь Спаса Нерукотворного, Липовую аллею, Флигель Эрнестины Федоровны. 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Наглядные пособия 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Русская литература 19 века», «Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева», «Основные темы творчества»; 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Экскурсия-беседа; • Викторина по итогам посещения экскурсии. 10. Путевая информация: • Основные сведения о Московской области: • Туристический потенциал; • Литературные усадьбы Подмосковья. На обратном пути: Викторина: • Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области: • Блок вопросов о пейзажные лирики; • Блок вопросов, посвященные творчеству Ф.И. Тютчева. 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народному искусству, семейным ценностям. Развивает у обучающихся народное сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Формирует желание путешествовать по родной стране.   Приложение №1 Викторина с ответами Общий блок вопросов: 1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году) А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929 2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²) А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км. 3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево) 4. В каких городах находятся монастыри? (А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна) А) Троице-Сергиева лавра: Б) Савино-Сторожевский: В) Новоголутвин: 5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка) 6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор) 7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие) 8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи) 9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью) 10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск) Блок вопросов, посвященных музею-заповеднику «Усадьба Мураново»: 1) Какие мотивы пронизывают поэзию Тютчева? (Экзистенциальные, поэзия сознания своего бытия, смысла жизни, одиночества, конфликт Мира и человека). 2) Какую периодизацию стихотворений Тютчева можно выделить? (400 стихотворений Юрий Лотман разделил на 3 периода: 1- начальный, 1810 – начало 1820-х, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века; 2 - вторая половина 1820-х — 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма и шиллеровского пантеизма; 3 - 1850-е — начало 1870-х годов. Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник»). 3) В мурановской коллекции есть коллекция дагеротипов, что это? (Технология фотографии). 4) Как вы понимаете смысл «Денисьевского цикла»? (Объединение стихотворений, посвященных Елене Денисьевой, своего рода роман в стихах). 5) Какие стихотворения Тютчева вы знаете? («Осенний вечер», «Умом Россию не понять», «О как убийственно мы любим» «Люблю грозу в начале мая», «Зима недаром злится, пришла её пора», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»). 6) Чему уделялось наибольшее внимание в усадьбе? (Саду и цветам: «Сирень в цвету. Скоро зацветет жасмин… Наслаждаюсь теплом и розами… Мальвы чудные, пышные и кудрявые… прекрасный бордюр из настурций… много левкоев»). 7) В каком стиле выполнена усадьба? (Стиль русского зодчества и садово-парковой архитектуры).
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Объекты посещения: Усадебный дом, усадебный парк, Детский домик, Домовую церковь Спаса Нерукотворного, Липовую аллею, Флигель Эрнестины Федоровны.
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и усадьбе Мураново и творчества Ф.И. Тютчева.