Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева
Сложность маршрута: Однодневная экскурсия
Тип маршрута: Пеший
Сезонность: Круглогодичный
1 день 0 часов
3 км
Описание маршрута
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию об авторе и его творческой жизни.
Программа экскурсии по усадьбе «Мураново» нацелена на расширение литературно-биографического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 6-8 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти
Цели и задачи маршрута
Цель: • Повышение интеллектуального, духовного и культурного уровня школьников; • Внедрение инновационных методов обучения и воспитания.
Задачи: • Расширение образовательного пространства до уровня Московской области; • Расширение и закрепление знаний по школьному предмету «Литература»; • Воспитание гражданско-патриотической позиции; • Формирование ключевых компетенций обучающихся, таких как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи:
• Расширение образовательного пространства до уровня Московской области;
• Расширение и закрепление знаний по школьному предмету «Литература»;
• Воспитание гражданско-патриотической позиции;
• Формирование ключевых компетенций обучающихся, таких как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу:
1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд. –М.: Просвещение, 2017. – 368с.
2. Пигарёв К. В. Мураново: (К пятидесятилетию со дня основания музея-усадьбы Мураново имени Ф. И. Тютчева). — М.: Московский рабочий, 1970. — 160 с. — 35 000 экз.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Русская литература 19 века», «Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева», «Основные темы творчества»;
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева
Программа экскурсии
Тема 1. Русская литература 19 века. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Основные темы творчества поэта. Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева.
Направление: литературно-биографическое
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе учебной программы основного общего образования по литературе, изучаемая в 7 классах образовательных учреждений.
Программа экскурсии включает в себя путевую информацию об авторе и его творческой жизни.
Программа экскурсии по усадьбе «Мураново» нацелена на расширение литературно-биографического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименования и адреса объектов:
ГАУК МО «Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева»
Московская область, Пушкинский муниципальный район, поселение Ашукино, деревня Мураново.
Реализация программы экскурсии направлена на формирование у обучающихся УУД.
- Углубление знаний по темам, изучаемым в 7 классе, таким как «Русская литература 19 века», «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева», «Основные темы творчества поэта», «Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева»;
- Погружение в историю того времени;
- Осмысление связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Вырабатывание ценностных ориентиров обучающихся, способность осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- Формирование навыков деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях;
- Развитие коммуникации, поддержание беседы;
- Умение работать в команде.
4. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
На экскурсии обучающиеся ознакомятся с усадьбой «Мураново», который является литературно-мемориальным музеем, созданным потомками Ф. И. Тютчева на базе родовой усадьбы. В 90-е годы возникла идея открытия данного музея. Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева считается особенной, здесь каждый метр пространства связан с жизнью автора, с его творческой натурой.
Участники получат информацию о творчестве Ф. И. Тютчева, узнают историю таких известных родов России как Энгельгардты, Боратынские, Путяты, Тютчевы, судьба которых в разные годы была неразрывно связана с усадьбой Мураново.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и усадьбе Мураново и творчества Ф.И. Тютчева. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти.
5. Описание объектов посещения:
Усадебный дом, усадебный парк, Детский домик, Домовую церковь Спаса Нерукотворного, Липовую аллею, Флигель Эрнестины Федоровны.
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Русская литература 19 века», «Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева», «Основные темы творчества»;
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Экскурсия-беседа;
• Викторина по итогам посещения экскурсии.
10. Путевая информация:
• Основные сведения о Московской области:
• Туристический потенциал;
• Литературные усадьбы Подмосковья.
На обратном пути:
Викторина:
• Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области:
• Блок вопросов о пейзажные лирики;
• Блок вопросов, посвященные творчеству Ф.И. Тютчева.
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народному искусству, семейным ценностям. Развивает у обучающихся народное сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Формирует желание путешествовать по родной стране.
Приложение №1
Викторина с ответами
Общий блок вопросов:
1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году)
А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929
2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²)
А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км.
3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево)
4. В каких городах находятся монастыри?
(А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна)
А) Троице-Сергиева лавра:
Б) Савино-Сторожевский:
В) Новоголутвин:
5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка)
6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор)
7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие)
8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи)
9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью)
10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск)
Блок вопросов, посвященных музею-заповеднику «Усадьба Мураново»:
1) Какие мотивы пронизывают поэзию Тютчева? (Экзистенциальные, поэзия сознания своего бытия, смысла жизни, одиночества, конфликт Мира и человека).
2) Какую периодизацию стихотворений Тютчева можно выделить? (400 стихотворений Юрий Лотман разделил на 3 периода: 1- начальный, 1810 – начало 1820-х, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века; 2 - вторая половина 1820-х — 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма и шиллеровского пантеизма; 3 - 1850-е — начало 1870-х годов. Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник»).
3) В мурановской коллекции есть коллекция дагеротипов, что это? (Технология фотографии).
4) Как вы понимаете смысл «Денисьевского цикла»? (Объединение стихотворений, посвященных Елене Денисьевой, своего рода роман в стихах).
5) Какие стихотворения Тютчева вы знаете? («Осенний вечер», «Умом Россию не понять», «О как убийственно мы любим» «Люблю грозу в начале мая», «Зима недаром злится, пришла её пора», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»).
6) Чему уделялось наибольшее внимание в усадьбе? (Саду и цветам: «Сирень в цвету. Скоро зацветет жасмин… Наслаждаюсь теплом и розами… Мальвы чудные, пышные и кудрявые… прекрасный бордюр из настурций… много левкоев»).
7) В каком стиле выполнена усадьба? (Стиль русского зодчества и садово-парковой архитектуры).
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Объекты посещения:
Усадебный дом, усадебный парк, Детский домик, Домовую церковь Спаса Нерукотворного, Липовую аллею, Флигель Эрнестины Федоровны.
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и усадьбе Мураново и творчества Ф.И. Тютчева.