Музей Богородской фабрики художественной резьбы по дереву
"Мир Богородской Игрушки"
Направление: искусствоведческое, профориентационное.
Формат: интерактивная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области.
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы «Мир Богородской Игрушки» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися.
Программа экскурсии по Музею Богородской фабрики художественной резьбы по дереву нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименования и адреса объектов:
Музей «Богородской фабрики художественной резьбы по дереву», Богородская фабрика художественной резьбы по дереву.
Сергиево-Посадский район, п. Богородское, д. 79/б.
Ожидаемый результат:
При реализации программы экскурсии «Мир Богородской Игрушки» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода.
Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; умение внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Подмосковья.
Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Предметные результаты:
По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха, период); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; Учащийся будет знать смысл терминов и понятий «резьба», «артель».
3. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления.
На экскурсии по Богородской фабрике художественной резьбы по дереву участники узнают: когда была вырезана первая игрушка в селе Богородском, как она выглядела, в чем особенность местной техники резьбы, какое значение имеет сюжет игрушки.
Посетители музея смогут увидеть большую коллекцию Богородских игрушек, заглянуть на действующую фабрику, а также принять участие в творческом мастер-классе.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и объекту посещения. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти.
4. Описание объектов посещения:
1. Музей «Богородской фабрики художественной резьбы по дереву».
2. Богородская фабрика художественной резьбы по дереву.
5. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
• Проектор, экран
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «История», темы: ««Культура России второй половины XVIII века»;
• 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах».
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Мастер-класс;
• Викторина.
10. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения:
Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ вв. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки.
Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.
Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов.
Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы.
Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь.
В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви.
В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)).
В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России.
В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район).
Сегодня мы отправляемся в музей Богородской фабрики художественной резьбы по дереву на программу «Мир Богородской игрушки».
Город Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки, но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада.
И сегодня нам предстоит узнать, в чем же особенность этого уникального промысла, возникшего много лет назад.
На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать.
На обратном пути:
Викторина:
• Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области:
1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния).
2) Какие вы знаете известные музеи-усадьбы, расположенные на территории МО, а может их вы уже посещали? («Архангельское», «Абрамцево», «Мелихово», «Мураново» и пр.).
3) На берегу какой реки расположился город Богородск? (Кунья).
• Блок вопросов, посвященных Богородскому ремеслу:
1) Какие породы дерева используются в изготовлении игрушки? (Мягкие породы: липы, осины).
2) Как называли Сергиев Посад как исторический центр игрушечного дела России? («Русская игрушечная столица» или «столица игрушечного царства»).
3) Какова легенда возникновения богородской игрушки? (По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской»).
4) К какому временному промежутку относится возникновение промысла? (Точную дату сложно установить, исследователи относят возникновение резной игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков).
5) В каком сословии возник промысел? (Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Посадское - городское).
6) Какие сюжеты появляются в изображении игрушек? (Выполнение фигур животных, многофигурных композиций типа лубка. Лубок – вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки).
7) Какая отличительная черта промысла? (Изготовление движущихся игрушек Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка).
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народному искусству, семейным ценностям. Развивает у обучающихся народное сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся чувство русской идентичности, причастности к истории народного искусства.