Государственный мемориальный музей-заповедник
Д.И. Менделеева и А.А. Блока
"В гостях у Блока"
Направление: историческое, литературно-биографическое
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области.
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы «В гостях у Блока» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися.
Программа экскурсии по музею-заповеднику Д.И. Менделеева и А.А. Блока нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименования и адреса объектов:
Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А. А. Блока»
Московская область, Солнечногорский район, деревня Гудино.
Ожидаемый результат:
При реализации программы экскурсии «В гостях у Блока» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода.
Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; умение внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия России и Московской области в частности.
Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Предметные результаты:
По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей революционной России, памятников культуры; понимать связь литературных произведений с эпохой их создания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий - «голос революции».
4. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления.
Старинная усадьба Шахматово была приобретена дедом Александра Блока в 1874 году. Можно сказать, почти вся жизнь поэта прошла в этом уютном деревянном доме: сначала маленького Александра привозили сюда на лето, затем, уже юношей, он познакомился с дочерью Д.И. Менделеева – соседа Блоков, обвенчался с ней и поселился здесь же, во флигеле. Обновлённая усадьба, теперь уже Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока, открыла двери для посетителей в 2001 году.
К изящному, но основательному деревянному дому с сиреневым фасадом и белыми наличниками ведёт усыпанная гравием дорожка. Гостей встретит высокое крыльцо-терраса, на котором так приятно слушать шум летнего дождя. Прихожая, гостиная и столовая, кабинет и жилые комнаты – вот нехитрая планировка дома. Хотя подлинные вещи Блока не сохранились – их уничтожил пожар 1921 года – сотрудники музея кропотливо воссоздали типичную обстановку конца XIX – начала XX века. Для восстановления дома немало сделали и известные люди: так, в Голубой гостиной вы увидите рояль, на котором играл Рахманинов, подаренный Мариэттой Шагинян. В экспозиции дома перед вами предстанут архивные фотографии, документы и мемории, факсимиле и прижизненные издания произведений Блока. Заглянув во флигель, участники смогут представить, как жила молодая чета Блока – Менделеевой, а в ходе прогулки по парку – прикоснуться к вековым деревьям, послушать шум берёзовых крон и выйти к пруду, у которого так любил проводить время поэт.
На обратном пути школьников ожидает викторина по итогам экскурсии – блок вопросов о Московской области и вопросов, посвященных экспозиции музея. Также учащиеся смогут самостоятельно подготовить вопросы для викторины, задать их одноклассникам и попытаться найти ответы вместе с остальными участниками. Метод обсуждения позволит закрепить полученные знания и применить их в дальнейшей практической деятельности.
5. Описание объектов посещения:
Усадьба в Шахматове - место паломничества поклонников поэтического гения Блока, красивейший уголок нашей России. Это и место, в котором стоит побывать каждому, кому небезразлична отечественная история и судьбы русской интеллигенции на самых крутых ее переломах. Участники смогут полюбоваться живописными окрестностями Шахматово – настоящим, завораживающим русским пейзажем, каждый раз по-новому великолепным - в багрянце ли осени, в узорчатом убранстве белой зимы или в летнем неуемном буйстве зелени, трав и цветов. Побывают на «возлюбленной поляне» со знаменитым Блоковским валуном, погуляют в великолепном старинном усадебном парке, с древними липами, березами и косматыми елями, который еще помнит шаги своего хозяина. В Шахматовском саду под купами жасмина и сирени все семейство собиралось на традиционные летние чаепития, на которые съезжался весь цвет Серебряного века. В усадебном доме будет возможно познакомиться с историей уникальной семьи Александра Блока, начиная с дедушки, Андрея Бекетова, «отца русских ботаников», выдающегося ученого и педагога, и бабушки Елизаветы Бекетовой – знаменитой переводчицы и хорошей приятельницы Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова. В доме воссоздана обстановка «золотого детства», «дворянского баловства» и очаровательного мира любящей семьи русской интеллигенции среди «благоуханной глуши маленькой усадьбы».
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
• Проектор, экран
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 9 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Эпоха войн и революций», «Трагический тенор эпохи»;
• 8 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Россия в XIX веке», «Россия 1900-1917гг.»; «Россия в первой половине ХХ в.»;
• 9 класс основного общего образования, предмет «История Отечества»: «1905 год: революция и самодержавие», «Завершающий период революции 1906-1907», «Серебряный век российской культуры.
9.Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Просмотр исторических видеоматериалов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала;
• Викторина.
10. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения:
Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ в.в. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки.
Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.
Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов.
Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы.
Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь.
В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви.
В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)).
В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России.
В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район).
Сегодня мы отправляемся в мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока. Усадьба в Шахматове – место паломничества поклонников поэтического гения Блока, красивейший уголок нашей России. Вы полюбуетесь живописными окрестностями Шахматово – завораживающим русским пейзажем, в каждое время года по-новому великолепным! Побываете на «возлюбленной поляне» со знаменитым Блоковским валуном, погуляете в великолепном старинном усадебном парке, с древними липами, березами и косматыми елями, который еще помнит шаги хозяина. В усадебном доме вы познакомитесь с историей семьи Александра Блока. В Тараканово, в подлинном здании старинной земской школы, находится музей А. Блока. Здесь вы познакомитесь с историей его великой любви и полюбуетесь самым романтичным памятником А. Блоку и его Прекрасной Даме.
На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать.
На обратном пути:
Викторина:
• Блок вопросов, посвященных истории Московской области:
1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния).
2) Сколько всего «районов» в Московской области? (64).
3)Главный дом усадьбы – дом, который сохранился со времен Блока? (Нет, В 1921 году усадьба выгорела дотла: точная причина пожара до сих пор неизвестна. Было ли это самовозгорание, или же местные крестьяне таким образом решились скрыть следы разграбления господского дома, не могут сказать даже историки).
• Блок вопросов, посвященных творчеству Блока:
1) В каком веке родился А.А. Блок? (19 век, 1880 год 28 ноября).
2) Причины первой русской революции и что считается ее началом? (Тяжелое положение рабочих: 12-14 часовой рабочий день, отсутствие жилья, произвол работодателей, нерешенность аграрного вопроса: общинное землевладение, уменьшение среднего надела на семью вследствие роста рождаемости, поборы со стороны государства, отсутствие гражданских свобод, поражение в русско-японской войне. Началом принято считать расстрел 9 января 1905 года войсками демонстрации рабочих, идущих к царю за петицией – кровавое воскресение).
3) Какой отклик обрела первая русская революция в творчестве А.А. Блока? (В поэзии Блока появляются новые мотивы: вьюги, метели, белого шума, хаоса).
4) В каком литературном направлении писал Блок и чем он характерен? (Символизм делится на два течения – старших и младших. К младосимволистам принадлежал А.Блок. Родоначальники – Мережковский, Вяч. Иванов, З. Гиппиус. Философия и эстетика – поэт – теург, посредник двух миров. Символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством).
5) Какие сборники стихов Блока вы знаете? (Стихи о Прекрасной Даме, Снежная маска, Итальянские стихи, Ante Lucem).
6) В каких произведениях звучит тема революции? («Балаганчик», «Снежная маска», «Двенадцать»).
7) Кто была жена Блока? (Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь химика Дмитрия Менделеева).
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народу, традициям нашей страны. Развивает у обучающихся историческое сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, её культуру, историю.