Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока "В гостях у Блока"

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 5 км
Описание маршрута
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области. Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений. Особенности программы «В гостях у Блока» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по музею-заповеднику Д.И. Менделеева и А.А. Блока нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
/upload/iblock/ff5/t9weladl3rpz8pf022tehyvlztezlq0x.jpeg
/upload/iblock/ad2/ywjrdjvbygzbnqshs6wq3tyda6ewcmqb.jpg
/upload/iblock/c43/jj3tcpf89u23oo400w19a1fkbi9skkel.jpg
/upload/iblock/866/pqfz2qzsw9hgtkrfp6yhuh2od4vewux8.jpg
/upload/iblock/051/0of5m504tz3wn9igafn3rox3t7otosi8.jpeg
/upload/iblock/ff5/t9weladl3rpz8pf022tehyvlztezlq0x.jpeg
/upload/iblock/ad2/ywjrdjvbygzbnqshs6wq3tyda6ewcmqb.jpg
/upload/iblock/c43/jj3tcpf89u23oo400w19a1fkbi9skkel.jpg
/upload/iblock/866/pqfz2qzsw9hgtkrfp6yhuh2od4vewux8.jpg
/upload/iblock/051/0of5m504tz3wn9igafn3rox3t7otosi8.jpeg
Расположение маршрута
В природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 5 -9 классы
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цель: Формирование представления о культурно-историческом наследии музея-заповедника Д.И. Менделеева и А.А. Блока, создание условий для усвоения новых знаний по программе «В гостях у Блока», обобщение изученного материала по темам: «Эпоха войн и революций», «Трагический тенор эпохи», «1905 год: революция и самодержавие», «Россия в первой половине ХХ в.», «Завершающий период революции 1906-1907», «Серебряный век российской культуры»; ознакомление учащихся с историческим процессом эпохи революции 1905 года и откликом в литературе.

Задачи: Образовательная: расширить понятийную базу по учебным предметам, за счёт включения в неё новых элементов; Развивающая: повысить интерес к культурно-историческому процессу; сформировать мотивацию к дальнейшему изучению истории, литературы, художественной культуры; развить память и внимание. Воспитательная: развить духовность и эстетический вкус путем соприкосновения с памятниками, реликвиями, коллекциями, составляющими наследие истории и культуры России.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: Образовательная: расширить понятийную базу по учебным предметам, за счёт включения в неё новых элементов; Развивающая: повысить интерес к культурно-историческому процессу; сформировать мотивацию к дальнейшему изучению истории, литературы, художественной культуры; развить память и внимание. Воспитательная: развить духовность и эстетический вкус путем соприкосновения с памятниками, реликвиями, коллекциями, составляющими наследие истории и культуры России.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Ляшенко Л.М. История России: XIX – начало XX в. 9 кл.: учебник / Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В, Симонова. – М.: Дрофа, 2016. – 351 с. 2. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский. – 20-е изд. –М.: Просвещение, 2013. – 383с. 3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 9 кл. В 2ч. Ч.2: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 282с. 4. Андреев И.Л. История России: конец XVII - XVIII в. 8 кл: : учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова, Л.М. Ляшенко, И.А. Артасов. – М.: Дрофа, 2016 – 219с. 5. Иванова Е. Александр Блок: Последние годы жизни. — СПб. : Росток, 2012. — 608 с. — ISBN 978-5-94668-098-1.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 9 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Эпоха войн и революций», «Трагический тенор эпохи»; • 8 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Россия в XIX веке», «Россия 1900-1917гг.»; «Россия в первой половине ХХ в.»; • 9 класс основного общего образования, предмет «История Отечества»: «1905 год: революция и самодержавие», «Завершающий период революции 1906-1907», «Серебряный век российской культуры.
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока "В гостях у Блока" Направление: историческое, литературно-биографическое Формат: образовательная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области. Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений. Особенности программы «В гостях у Блока» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по музею-заповеднику Д.И. Менделеева и А.А. Блока нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма. 2. Наименования и адреса объектов: Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А. А. Блока» Московская область, Солнечногорский район, деревня Гудино. Ожидаемый результат: При реализации программы экскурсии «В гостях у Блока» у обучающихся будут сформированы следующие УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода. Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; умение внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия России и Московской области в частности. Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. Предметные результаты: По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей революционной России, памятников культуры; понимать связь литературных произведений с эпохой их создания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий - «голос революции». 4. Описание экскурсии: На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах. Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления. Старинная усадьба Шахматово была приобретена дедом Александра Блока в 1874 году. Можно сказать, почти вся жизнь поэта прошла в этом уютном деревянном доме: сначала маленького Александра привозили сюда на лето, затем, уже юношей, он познакомился с дочерью Д.И. Менделеева – соседа Блоков, обвенчался с ней и поселился здесь же, во флигеле. Обновлённая усадьба, теперь уже Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока, открыла двери для посетителей в 2001 году. К изящному, но основательному деревянному дому с сиреневым фасадом и белыми наличниками ведёт усыпанная гравием дорожка. Гостей встретит высокое крыльцо-терраса, на котором так приятно слушать шум летнего дождя. Прихожая, гостиная и столовая, кабинет и жилые комнаты – вот нехитрая планировка дома. Хотя подлинные вещи Блока не сохранились – их уничтожил пожар 1921 года – сотрудники музея кропотливо воссоздали типичную обстановку конца XIX – начала XX века. Для восстановления дома немало сделали и известные люди: так, в Голубой гостиной вы увидите рояль, на котором играл Рахманинов, подаренный Мариэттой Шагинян. В экспозиции дома перед вами предстанут архивные фотографии, документы и мемории, факсимиле и прижизненные издания произведений Блока. Заглянув во флигель, участники смогут представить, как жила молодая чета Блока – Менделеевой, а в ходе прогулки по парку – прикоснуться к вековым деревьям, послушать шум берёзовых крон и выйти к пруду, у которого так любил проводить время поэт. На обратном пути школьников ожидает викторина по итогам экскурсии – блок вопросов о Московской области и вопросов, посвященных экспозиции музея. Также учащиеся смогут самостоятельно подготовить вопросы для викторины, задать их одноклассникам и попытаться найти ответы вместе с остальными участниками. Метод обсуждения позволит закрепить полученные знания и применить их в дальнейшей практической деятельности. 5. Описание объектов посещения: Усадьба в Шахматове - место паломничества поклонников поэтического гения Блока, красивейший уголок нашей России. Это и место, в котором стоит побывать каждому, кому небезразлична отечественная история и судьбы русской интеллигенции на самых крутых ее переломах. Участники смогут полюбоваться живописными окрестностями Шахматово – настоящим, завораживающим русским пейзажем, каждый раз по-новому великолепным - в багрянце ли осени, в узорчатом убранстве белой зимы или в летнем неуемном буйстве зелени, трав и цветов. Побывают на «возлюбленной поляне» со знаменитым Блоковским валуном, погуляют в великолепном старинном усадебном парке, с древними липами, березами и косматыми елями, который еще помнит шаги своего хозяина. В Шахматовском саду под купами жасмина и сирени все семейство собиралось на традиционные летние чаепития, на которые съезжался весь цвет Серебряного века. В усадебном доме будет возможно познакомиться с историей уникальной семьи Александра Блока, начиная с дедушки, Андрея Бекетова, «отца русских ботаников», выдающегося ученого и педагога, и бабушки Елизаветы Бекетовой – знаменитой переводчицы и хорошей приятельницы Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова. В доме воссоздана обстановка «золотого детства», «дворянского баловства» и очаровательного мира любящей семьи русской интеллигенции среди «благоуханной глуши маленькой усадьбы». 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Наглядные пособия • Проектор, экран 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 9 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Эпоха войн и революций», «Трагический тенор эпохи»; • 8 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Россия в XIX веке», «Россия 1900-1917гг.»; «Россия в первой половине ХХ в.»; • 9 класс основного общего образования, предмет «История Отечества»: «1905 год: революция и самодержавие», «Завершающий период революции 1906-1907», «Серебряный век российской культуры. 9.Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Просмотр исторических видеоматериалов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала; • Викторина. 10. Путевая информация: На пути следования к объекту посещения: Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ в.в. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки. Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию. Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов. Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы. Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь. В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви. В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)). В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России. В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район). Сегодня мы отправляемся в мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока. Усадьба в Шахматове – место паломничества поклонников поэтического гения Блока, красивейший уголок нашей России. Вы полюбуетесь живописными окрестностями Шахматово – завораживающим русским пейзажем, в каждое время года по-новому великолепным! Побываете на «возлюбленной поляне» со знаменитым Блоковским валуном, погуляете в великолепном старинном усадебном парке, с древними липами, березами и косматыми елями, который еще помнит шаги хозяина. В усадебном доме вы познакомитесь с историей семьи Александра Блока. В Тараканово, в подлинном здании старинной земской школы, находится музей А. Блока. Здесь вы познакомитесь с историей его великой любви и полюбуетесь самым романтичным памятником А. Блоку и его Прекрасной Даме. На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать. На обратном пути: Викторина: • Блок вопросов, посвященных истории Московской области: 1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния). 2) Сколько всего «районов» в Московской области? (64). 3)Главный дом усадьбы – дом, который сохранился со времен Блока? (Нет, В 1921 году усадьба выгорела дотла: точная причина пожара до сих пор неизвестна. Было ли это самовозгорание, или же местные крестьяне таким образом решились скрыть следы разграбления господского дома, не могут сказать даже историки). • Блок вопросов, посвященных творчеству Блока: 1) В каком веке родился А.А. Блок? (19 век, 1880 год 28 ноября). 2) Причины первой русской революции и что считается ее началом? (Тяжелое положение рабочих: 12-14 часовой рабочий день, отсутствие жилья, произвол работодателей, нерешенность аграрного вопроса: общинное землевладение, уменьшение среднего надела на семью вследствие роста рождаемости, поборы со стороны государства, отсутствие гражданских свобод, поражение в русско-японской войне. Началом принято считать расстрел 9 января 1905 года войсками демонстрации рабочих, идущих к царю за петицией – кровавое воскресение). 3) Какой отклик обрела первая русская революция в творчестве А.А. Блока? (В поэзии Блока появляются новые мотивы: вьюги, метели, белого шума, хаоса). 4) В каком литературном направлении писал Блок и чем он характерен? (Символизм делится на два течения – старших и младших. К младосимволистам принадлежал А.Блок. Родоначальники – Мережковский, Вяч. Иванов, З. Гиппиус. Философия и эстетика – поэт – теург, посредник двух миров. Символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством). 5) Какие сборники стихов Блока вы знаете? (Стихи о Прекрасной Даме, Снежная маска, Итальянские стихи, Ante Lucem). 6) В каких произведениях звучит тема революции? («Балаганчик», «Снежная маска», «Двенадцать»). 7) Кто была жена Блока? (Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь химика Дмитрия Менделеева). 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народу, традициям нашей страны. Развивает у обучающихся историческое сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущения сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся уважение, милосердие, чувства гордости за свою Родину, её культуру, историю.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Усадьба в Шахматове
Дополнительная информация и (или) условия
На обратном пути школьников ожидает викторина по итогам экскурсии – блок вопросов о Московской области и вопросов, посвященных экспозиции музея