Музей Завода Ордена Дружбы Народов «Объединение Гжель»
«Семь веков мастерства».
Направление: искусствоведческое, профориентационное.
Формат: интерактивная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 2 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа;
Проезд обратно – 2 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии, включающая в себя посещение музеев-заповедников, усадеб, архитектурных памятников русского исторического наследия, рассчитана на развитие культурного и эстетического сознания через освоение художественного пространства России, в частности, Московской области.
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы «Семь веков мастерства» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися.
Программа экскурсии по музею завода «Объединения Гжель» нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименования и адреса объектов:
Музей Завода Ордена Дружбы Народов «Объединение Гжель»
Московская область, Раменский район, п/о Ново-Харитоново, д. Турыгино, д. 280, Административный корпус "Объединение Гжель".
4.
Ожидаемый результат:
При реализации программы экскурсии «Семь веков мастерства» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способность испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с русским искусством и культурой; осознание эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимой части человеческой жизни.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель программы с помощью экскурсовода.
Познавательные: способность ориентироваться в пространстве музея; умение внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; представлять логику развития культурного наследия Подмосковья.
Коммуникативные: способность задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Предметные результаты:
По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; учащийся будет знать смысл терминов и понятий - «техника гжель», «кобальт».
3. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
Обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления.
Экскурсия проводится по 5 залам музея и производственным цехам предприятия (около 8 цехов).
В здании административного корпуса «Объединения Гжель» располагается музей истории промысла Гжель, крупнейшего в России. Он является единственным музеем, в котором последовательно воссоздана вся история становления местной традиции. В этом его уникальность.
В Музее представлены более 3500 экспонатов. Это и самые ранние образцы посуды XIV-XV веков, найденные при археологических раскопках на территории Гжели, и прекрасные образцы майолики периода расцвета XVIII века, и более поздние изделия, фаянс и полуфаянс с бело-синей и цветной росписью; тончайший «Кузнецовский фарфор», начало которому было положено в Гжели; грубые поделки конца XIX – первой половины ХХ века, периода забвения и упадка, когда, казалось, художественные традиции гжельского промысла утеряны безвозвратно. И, наконец, произведения возрожденной Гжели, начиная с середины ХХ века и до наших дней.
Экскурсия состоит из 2-х частей: производство и музей. На старейшем гжельском производстве экскурсовод проведёт участников по всем цехам предприятия и расскажет весь технологический цикл производства фарфора, а в музее можно узнать историю Гжели и увидеть самую большую коллекцию гжельских изделий - более 3500 экспонатов от 14-15вв. до наших дней.
Экскурсия сопровождается показом уникальных видеоматериалов о предприятии, о гжельских художниках и сподвижниках гжельского промысла, чьи биографии стали легендой.
Для экскурсантов оборудована фотозона с уникальной 3-метровой моделью вазы.
Для сохранения традиций и истории народного художественного промысла Гжель будет проведен мастер-класс, где каждый участник сможет почувствовать себя скульптором, художником.
На обратном пути школьникам будет предложена викторина по итогам посещения экскурсии – блоки вопросов по истории Московской области и объекту посещения. Вопросы направлены на закрепление полученных знаний, составленные по принципу, предполагающему дискуссию, обращению к собственным записям, фотографиям. Данная практика позволит закрепить полученные в рамках экскурсии знания и настроит работу долговременной памяти.
4. Описание объектов посещения:
Первый зал экспозиции раскрывает историю керамики Гжели. В зале представлены артефакты с раскопок. История Гжели насчитывает почти 7 веков. Второй зал - Лауреатский - посвящен сподвижникам гжельского промысла: Салтыкову и Бессарабовой, Дунашовой и Азаровой и др. Третий зал – Майоликовый. Самобытность этого вида керамики завоевывает сердца многих с первого раза. Четвертый зал – Непрерывного гжельского образования: детский сад, училище, ВУЗ. Детские и студенческие работы поражают своей вдохновенностью и наивностью. Пятый - Зал гжельских художников – работы около 30 ведущих и заслуженных гжельских художников представлены в это зале. Здесь же демонстрационный стол, на котором вы увидите необычный для Гжели сервиз «Малахит».
Коллекция музея насчитывает более 3500 тысяч экспонатов, большая часть которых — авторские образцы. Знакомство с ними предоставит редкую возможность открыть для себя малоизвестные факты о гжельском промысле и людях его создавших, позволит ощутить динамику развития промысла и ощутить красоту и эстетику художественного промысла Гжель. Познакомит с историей целых династий гжельского промысла.
Экскурсанты смогут познакомиться не только с историей, но и воочию увидеть весь процесс создания фарфоровых гжельских изделий в производственных цехах предприятия. Узнать, что такое «шликер», утельный, политой обжиг, как серая роспись превращается в голубую, почему заготовки окунают в красную и белую жидкости. Перед ними пройдет весь трудоемкий, но невероятно увлекательный процесс созидания. Все изделия на предприятия изготавливаются традиционным ручным способом по специальной технологии.
5. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
• Интерактивные панели
• Проектор, экран
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «История», темы: ««Культура России второй половины XVIII века».
• 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Просмотр видеороликов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала;
• Мастер-класс;
• Фотозона;
• Викторина.
10. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения:
Московская область - один из наиболее индустриальных регионов Центральной России с развитым сельскохозяйственным производством, высоким научным потенциалом. Подмосковье известно как место, где в памятниках истории, культуры и искусства сохраняются исконные традиции русского народа. Московская область тесно связана с важнейшими событиями истории России: это и Куликовская битва 1380 года, и феодальная война московских князей середины XV века. и события петровского времени, и отечественная война 1812 года, и имена известных русских военных и политических деятелей, таких как Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. На рубеже XX века Московская область (или как она называлась тогда - Московская губерния) занимала 29,2 тысячи кв.верст и состояла из 13 уездов. По переписи 1897 года в Московской губернии проживало 2,4 миллиона человек, в том числе 1,1 миллиона - в городах. В промышленном отношении губерния была одной из важнейших областей империи. В ХVIII-ХIХ вв. зародились многие художественные промыслы. Всемирную славу получила деревянная игрушка богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная роспись села Федоскино, Гжельский фарфор, декоративные металлические подносы села Жостово, а также произведения мастеров- ювелиров, изделия резчиков по кости и превосходные образцы кружевоплетения и вышивки.
Сегодня Московская область — это 46 тысяч квадратных километров земли, ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.
Подмосковье бережно хранит память о выдающихся деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое вдохновение многие художники слова, чародеи музыки, мастера кисти и резца. На земле Московской жили и творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов... И сегодня это обетованный край писателей, художников, композиторов.
Московская область — один из лидеров России по количеству культурных памятников. Их здесь более 6000. В области находятся древние города, храмы и действующие монастыри, старинные усадьбы, бережно хранящие секреты своих предков, сотни музеев. Многие из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каждый «район» Московской области, а их всего 64, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей. Например, в Волоколамском районе - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе - Казанская церковь (1754 год), Церковь Рождества Богородицы (XVII век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы.
Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь.
В Дмитровском районе не менее 200 объектов исторического наследия, из них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом Васнецова. В районе большое количество преклонных церквей. К древнейшим (кроме Успенского собора в Дмитрове и храмов монастырских комплексов) относятся Никольская, Успенская и Покровская (1720-е) церкви.
В Подмосковье более 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 великолепных церквей (самые известные и давние - белокаменная Никольская церковь в поселке Каменское Наро-Фоминского района(XIV век), Успенский собор в городке Звенигород(15 век)).
В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обликом и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород принадлежат к туристским центрам России.
В Подмосковье масса выставочных залов и картинных галерей, более 70 музеев, наиболее известными из которых значатся: музей-усадьба "Архангельское" (Красногорский район), музей А. П. Чехова "Мелихово" (Чеховский район), музей "Абрамцево" (Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический заповедник (Можайский район).
Сегодня мы отправляемся в музей завода «Объединение Гжель» на программу «Семь веков мастерства».
Первая часть ожидающей нас экскурсии – это история завода, как предприятия народного художественного промысла Гжель. В нем показан большой ассортимент выпускаемой продукции, представлена портретная галерея скульпторов и художников, принесших славу заводу за свою 25-летную историю! Предприятие, построенное на месте пустыря, не только облагородило территорию, но и выпускает экологически чистую продукцию, сертифицированную по всем стандартам.
Вторая часть поведает об истории Гжельской земли и, в частности, об истории развития Гжельского промысла. Гончарное производство существовало на этой земле еще с XIV века. Рецепт русского фарфора на основе гжельских глин в 1745г. был разработан впервые в России русским ученым Виноградовым Д.И., сподвижником и современником М.В. Ломоносова. А уже в 1803 году фарфоровое производство пришло на Гжельскую землю. Во дворах стали открываться маленькие заводики с небольшим горном, выпускающие изделия со своим личным клеймом. Дальнейшее развитие промысла привело к тому, что фарфоровые изделия стали выпускаться с росписью в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью. И это сделало Гжельский фарфор узнаваемым во всем мире!
Славу Гжельской земле создают не только изделия, но и люди. В музее рассказывается о тех, кто внес ощутимый вклад в историю промысла, развитие промышленности на нашей земле. Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой, Т. С. Дунашовой. Есть здесь свои поэты, писатели. О них тоже нас ожидает рассказ.
Гжельская земля – это не только глина и фарфор, это сама земля, это природа, что нас окружает. В музее рассказывается о таких интересных местах, как Гжельский стратотип, природный срез земли, которому насчитывается тысячи лет. И который, относится к меловому периоду. Есть рассказ и об уникальной орхидее, Венерин башмачок, которая произрастает в лесу возле д. Коняшино и цветет раз в 17 лет.
На обратном пути будет проведена викторина по той информации, которую вы получите сегодня на экскурсии. Так что хорошенько всё запоминайте, записывайте, фотографируйте, готовьтесь спрашивать и отвечать.
На обратном пути:
Викторина:
• Блок вопросов, посвященных истории России и Московской области:
1) Как раньше называлась Московская область? (Московская губерния).
2) Какие вы знаете известные музеи-усадьбы, расположенные на территории МО, а может их вы уже посещали? («Архангельское», «Абрамцево», «Мелихово», «Мураново» и пр.).
3) Чем славилась деревня Гжель? (Глиной).
• Блок вопросов, посвященных русской народной живописи:
1) Что расписывают в технике гжель? (Керамику).
2) Что отличает технику гжель от других видов народной живописи? (Кобальтовые оттенки, яркая майолика и гармонией рисунков и орнаментов).
3) Что значит майолика и что за цвет – кобальт? (Разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. Цвет кобальт – это темный насыщенный синий).
4) Каким способом выполняется рисунок в технике гжель: ручным или механическим? (Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным).
5) Сколько лет промыслу? (Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее).
6) Какие тематики распространены в технике гжель? (Сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи; орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки; растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви; животные (чаще всего это птицы).
7) Какой набор инструментов необходим для создания рисунка на керамике? (Палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта).
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народному искусству, семейным ценностям. Развивает у обучающихся народное сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся чувство русской идентичности, причастности к истории народного искусства.