«Подвиги выпускников Школы юнг ВМФ в военной истории Архангельской области»

Сложность маршрута: Экскурсия 2-3 дня

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Весна

2 дня 0 часов 7 км
Описание маршрута
Предлагаемый маршрут представляет собой двухдневную пешеходную экскурсию по местам, связанным с памятью о соловецких юнгах и военной истории Архангельской области с посещением учреждений, занимающихся работой с детьми по военной и спортивной подготовке. Данный маршрут знакомит ребят с историей создания и особенностями обучения в Школе юнг ВМФ на Соловецких островах, подвигами юных героев, знаменитыми выпускниками, объектами исторического наследия регионального значения, героическими и самоотверженными действиями местных жителей, рассказывает о детстве архангелогородцев, опаленного войной. Участники маршрута попробуют на практике освоить элементы по военно-спортивной подготовке будущих героев. Программа маршрута предполагает интерактивную и поисковую деятельность. Результат поисковой деятельности обучающиеся могут представить на заключительном этапе маршрута.
/upload/iblock/2cc/afh586wux8qy8fmu60ne2rt5c32z3j9x.jpg
/upload/iblock/3d8/qk72tmd47p50l0rf6aqpqeuyn2khrwao.jpg
/upload/iblock/cb6/gafra84x2xk2gvd0ddzq0w75v1udpd35.jpg
/upload/iblock/3fc/2cllus1hdk4q0g8wrgcbrur7q83dk1g9.jpg
/upload/iblock/47e/is1tukxmhbkix0ngyy36ei1x59xunlcu.jpg
/upload/iblock/b46/dnfzsxmrnwq93dwodchnuhfqfdfkwzb0.jpg
/upload/iblock/b3d/schqz66sv8l7we85dd2lusnk79fhx0ij.jpg
/upload/iblock/5dc/nlnc33uwxa6t6z5b23n5vzu2ysnjhn9j.jpg
/upload/iblock/71b/pc2e0t4wkeh1mazwq84zu55zniwws92s.jpg
/upload/iblock/dca/crbueukz6uism3pcw3fsdg0rodn35nli.jpg
/upload/iblock/ef1/wgh62x83n1hgwhnox3uvey7n2pgxl3xl.jpg
/upload/iblock/c3c/i2yf58ovpl7zd7swchwwblru84uwmnax.jpg
/upload/iblock/591/piolk2czofw2o46jd919gws8gcevy8pa.jpg
/upload/iblock/2cc/afh586wux8qy8fmu60ne2rt5c32z3j9x.jpg
/upload/iblock/3d8/qk72tmd47p50l0rf6aqpqeuyn2khrwao.jpg
/upload/iblock/cb6/gafra84x2xk2gvd0ddzq0w75v1udpd35.jpg
/upload/iblock/3fc/2cllus1hdk4q0g8wrgcbrur7q83dk1g9.jpg
/upload/iblock/47e/is1tukxmhbkix0ngyy36ei1x59xunlcu.jpg
/upload/iblock/b46/dnfzsxmrnwq93dwodchnuhfqfdfkwzb0.jpg
/upload/iblock/b3d/schqz66sv8l7we85dd2lusnk79fhx0ij.jpg
/upload/iblock/5dc/nlnc33uwxa6t6z5b23n5vzu2ysnjhn9j.jpg
/upload/iblock/71b/pc2e0t4wkeh1mazwq84zu55zniwws92s.jpg
/upload/iblock/dca/crbueukz6uism3pcw3fsdg0rodn35nli.jpg
/upload/iblock/ef1/wgh62x83n1hgwhnox3uvey7n2pgxl3xl.jpg
/upload/iblock/c3c/i2yf58ovpl7zd7swchwwblru84uwmnax.jpg
/upload/iblock/591/piolk2czofw2o46jd919gws8gcevy8pa.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Учащиеся 8-11 классов.
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Создание условий для воспитания чувства патриотизма и активной жизненной позиции, уважения к историческому наследию и прошлому своей Родины, формирования отношения к подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне на примере выпускников Школы юнг ВМФ, чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны.

Расширить знания по истории страны в годы Великой Отечественной войны на примере Школы юнг ВМФ на Соловецких островах. Разъяснить понятие «Соловецкие юнги», подвести к пониманию, что в ходе Великой Отечественной войны были юные герои, которые есть и в наше время. Сохранение исторической памяти о Школе юнг ВМФ и юных защитниках Отечества через знакомство с фотовыставкой, посвященной школам юнг, действующим на территории страны в годы Великой Отечественной войны, просмотр документальных фильмов с личными историями ветеранов-юнг и их подвигами. Cформировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину через погружение обучающихся в атмосферу изучаемых событий.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Расширить знания по истории страны в годы Великой Отечественной войны на примере Школы юнг ВМФ на Соловецких островах. Разъяснить понятие «Соловецкие юнги», подвести к пониманию, что в ходе Великой Отечественной войны были юные герои, которые есть и в наше время. Сохранение исторической памяти о Школе юнг ВМФ и юных защитниках Отечества через знакомство с фотовыставкой, посвященной школам юнг, действующим на территории страны в годы Великой Отечественной войны, просмотр документальных фильмов с личными историями ветеранов-юнг и их подвигами. Cформировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину через погружение обучающихся в атмосферу изучаемых событий.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Учебно-методический комплекс культурно-познавательного маршрута «Подвиги выпускников Школы юнг ВМФ в военной истории Архангельской области» Авторская группа: Ластина Елена Александровна, педагог-организатор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества», г. Архангельск; Амосова Анна Егоровна, педагог дополнительного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества», г. Архангельск; Прудова Марина Михайловна, педагог дополнительного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества», г. Архангельск. Возраст обучающихся: 8-11 класс (14-18 лет). Название маршрута: «Подвиги выпускников Школы юнг ВМФ в военной истории Архангельской области». Нитка маршрута: ГБУК АО «Севмормузей» (выставка о деятельности школ юнг на Севере в годы Великой Отечественной войны) – пешеходная экскурсия с использованием аудиогида и выполнением тематических заданий (памятник Петру I – памятный знак «400 лет основания лоцманской службы России» – стела «Архангельск – Город воинской славы» – Аллея Славы – памятник «Участникам Северных конвоев 1941-1945 годов» – Монумент Победы – памятник Юнгам Северного флота – памятник адмиралу Кузнецову Н.Г.) – МБУ ДО СШ Парусный центр Норд им. Ю.С. Анисимова – ГАУ АО «Патриот» – памятник детям войны. Аварийно-опасные участки на маршруте: 1. Во второй день маршрута особое внимание уделяется технике безопасности на воде во время посещения МБУ ДО СШ Парусный центр Норд им. Ю.С. Анисимова, педагог проводит инструктаж по ТБ, одеваются спасательные жилеты. 2. Для безопасного передвижения группы от памятника детям войны до памятника Юнгам Северного флота особое внимание уделяется правилам дорожного движения и технике безопасности на дороге. Педагог проводит инструктаж по ТБ, организует безопасный переход по регулируемому пешеходному переходу на перекрестке пр. Троицкий и ул. Карла Маркса. I. Вводный блок Культурно-познавательный маршрут «Подвиги выпускников Школы юнг ВМФ в военной истории Архангельской области» представляет собой двухдневную пешеходную экскурсию по местам, связанным с памятью о Соловецких юнгах и военной истории Архангельской области с посещением учреждений, занимающихся работой с детьми по военно-спортивной подготовке. Данный маршрут позволит познакомиться обучающимся с историей создания и особенностями обучения в школе юнг ВМФ, подвигами юных героев, знаменитыми выпускниками, объектами исторического наследия регионального значения, героическими и самоотверженными действиями местных жителей, рассказывает о военном детстве архангелогородцев. Маршрут успешно интегрируется с программами основного общего и дополнительного образования. Программа маршрута имеет цели и задачи, которые совпадают с образовательными и воспитательными составляющими деятельности в 8-11 классах и раскрываются в рамках посещения образовательного маршрута. На сегодняшний день, в зависимости от программы, школьники изучают период Великой Отечественной войны по девятнадцати учебникам истории, которые входят в Федеральный перечень учебников. Например, учебник «Война и общество» под редакцией Е.В. Пчелова предполагает изучение в 10 классе темы о Соловецких юнга, которую можно расширить за счет посещения маршрута. Школьная программа вскользь затрагивает историю Соловецкой школы юнг, где педагог может посветить данной теме не более 10-15 минут одного урока, остальные вопросы по теме отдав на самостоятельное изучение. Маршрут разработан и может быть использован для расширения рабочей программы учебного предмета «История» в 10 классе в рамках реализации ФГОС СОО, а также быть хорошим подспорьем для учащихся 8-9 классов, которые придут в 10 класс уже с определённым багажом знаний по истории Школ юнг ВМФ. Маршрут может быть использован в качестве дополнения к рабочей программе воспитания образовательных учреждений (раздел – патриотическое воспитание) и стать традиционным ко дню основания школы юнг ВМФ на Соловецких островах (25 мая 1942 года). Двухдневная программа маршрута ориентирована на обучающихся 8-11 классов (в том числе для детей с ОВЗ) и может быть адаптирована под каждую отдельную группу с учетом их временных и физических возможностей. Программа маршрута предполагает интерактивную и поисковую деятельность. Результат поисковой деятельности учащиеся представят на заключительном этапе маршрута в виде презентации. Цели маршрута: - ознакомление обучащихся Российской Федерации с военно-историческим прошлым нашей страны в годы Великой Отечественной войны на примере школы юнг ВМФ на Соловецких островах; - создание условий для воспитания чувства патриотизма и активной жизненной позиции, уважения к историческому наследию и прошлому своей Родины, формирования отношения к подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне на примере выпускников Школы юнг ВМФ, чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны. Задачи маршрута: - расширить знания о школе юнг ВМФ в Архангельской области, разъяснить понятие «Соловецкие юнги», подвести к пониманию, что в ходе Великой Отечественной войны были юные герои, которые есть и в наше время; - способствовать развитию умений анализировать, систематизировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; - сохранение исторической памяти о школах юнг ВМФ и юных защитниках Отечества через знакомство с фотовыставкой, посвященной школам юнг, действующим на территории страны в годы Великой Отечественной войны, просмотр документальных фильмов с личными историями ветеранов-юнг и их подвигами; - сформировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину через погружение обучающихся в атмосферу изучаемых событий. Участие в познавательном маршруте «Подвиги выпускников Школы юнг ВМФ в военной истории Архангельской области» позволит дополнительно приобрести и конкретизировать следующие умения и навыки: • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений и процессов; • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события времен существования школы юнг на Соловецких островах, понимать роль школ юнг в истории Великой Отечественной войны; • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значение внешнеполитических событий и войн; • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; • целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности. II. Учебно-дидактический блок Авторами подготовлены раздаточные материалы: факты о школе юнг ВМФ, задания по объектам пешеходной экскурсии, кроссворд по теме, викторина, подобран материал и записана аудиоэкскурсия по маршруту (создан аудиогид на бесплатной интернет платформе izi.travel). Составлены рекомендации для педагогов по внесению маршрута в образовательный и воспитательный процесс. Так же описаны основные ТСО, которые учащиеся будут использовать во время маршрута. Учащимся в рамках подготовки к участию в экскурсионном маршруте необходимо скачать и установить на телефон мобильное приложение izi.TRAVEL. Для облегчения работы педагога даны материалы и ссылки, которые позволят увлечь обучающихся темой маршрута и подготовить к восприятию нового материала. Стоит отметить, что участие в маршруте предполагает формирование УУД, которые подробно описаны в технологической карте, представленной в таблице 1. Программа маршрута имеет цели и задачи, которые совпадают с образовательными и воспитательными составляющими деятельности в 8-11 классах и раскрываются в рамках посещения познавательного маршрута. Представленный маршрут рассчитан на 2 дня и предполагает знакомство обучающихся 8-11 классов с историческими событиями, связанными с деятельностью школы юнг ВМФ на Соловецких островах. На сегодняшний день, в зависимости от программы, школьники изучают период Великой Отечественной войны по девятнадцати учебникам истории, которые входят в Федеральный перечень учебников. Например, учебник «Война и общество» под редакцией Е.В. Пчелова предполагает изучение в 10 классе темы о Соловецких юнга, которую можно расширить за счет посещения маршрута. Школьная программа вскользь затрагивает историю Соловецкой школы юнг, где педагог может посветить данной теме не более 10-15 минут одного урока, остальные вопросы по теме отдав на самостоятельное изучение. Маршрут разработан и может быть использован для расширения рабочей программы учебного предмета «История» в 10 классе в рамках реализации ФГОС СОО, а также быть хорошим подспорьем для учащихся 8-9 классов, которые придут в 10 класс уже с определённым багажом знаний по истории Школ юнг ВМФ. Также маршрут может быть использован в системе дополнительного образования детей в рамках реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности. Маршрут может дополнить программу воспитательной работы классного руководителя, рабочую программу воспитания образовательных учреждений (раздел – патриотическое воспитание). Ряд объектов маршрута дает возможность оптимизировать процесс обучения за счет использования различных демонстрационных материалов и современных технических средств обучения, которые вовлекают обучающихся в познавательный и исследовательский процесс за счет применения разнообразных педагогических технологий: выставка, посвященная школам юнг в ГБУК АО «Севмормузей», экспозиция «Блиндаж Победы» и мастер-класс по стрельбе в ГБУК АО «Патриот», мастер-классы по гребле и спасательным работам в МБУ ДО СШ Парусный центр Норд им. Ю.С. Анисимова, аудиогид, раздаточные материалы с тематическими заданиями, фактами, видеоматериалы и пр. Программа познавательного маршрута включает следующие этапы: 1. Подготовительный этап в образовательном учреждении На подготовительном этапе можно познакомить обучающихся с презентацией маршрута и обозначить ключевые моменты рассматриваемого исторического периода в рамках учебного процесса. Для этого педагог может использовать предложенные в УМК дидактические материалы: 1. Маршрут на платформе аудиогида izi.TRAVEL https://izi.travel/ru/8035-obrazovatelnyy-marshrut-podvigi-vypusknikov-shkoly-yung-vmf-v-voennoy-istorii-arhangelskoy-oblasti/ru; 2. Ссылки на документальные фильмы о юнгах: • Соловецкие юнги https://www.youtube.com/watch?v=zdXZF0QCj6s • Соловецкая школа юнг https://www.youtube.com/watch?v=GnKR_vlLTYk&t=393s • Школа юнг, 1943 г. Соловецкие острова, Белое море, Северный флот, кинохроника. https://www.youtube.com/watch?v=Kvz55VXvf4s • Соловецкие юнги. Спасибо маленькому герою https://www.youtube.com/watch?v=NWLHdiWDW1U До начала посещения маршрута обучающимся можно предложить решить проблемную ситуацию: найдена бескозырка без ленточек, почему она без ленточек и кому она принадлежит. После поиска информации ребята высказывают свои предположения и подходят к теме познавательного маршрута. Обучающимся предлагается заранее скачать и установить на смартфон мобильное приложение izi.TRAVEL. Педагог должен заранее познакомить обучающихся с мобильным приложением, возможностями его использования на маршруте. 2. Выбор направления проектно-исследовательской деятельности. Во время следования по маршруту обучающимся рекомендуется вести путевой дневник, в котором они могут отразить свои впечатления, факты и события, которые их заинтересовали. Такой дневник можно вести в любой удобной форме, как бумажной, так и электронной. Для более детальной погруженности обучающихся в тему маршрута предлагается проведение исследовательской и проектной деятельности, которая будет направлена на расширение знаний по истории и позволит получить новые компетенции. После поиска информации ребята высказывают свои предположения и вместе с педагогом формируют примерный список тем и план поисковой работы по выбранным темам, среди которых могут быть: 1. История создания школы юнг ВМФ на Соловецких островах. 2. Специальности юнг. 3. Боевые подвиги юнг. В зависимости от выбора темы можно подготовить исследовательскую работу или проект, который может участвовать в конкурсах различного уровня. 3. Реализация культурно-познавательного маршрута Маршрут предполагает направлен на активное вовлечение детей в процесс изучения темы. Необходимость самостоятельно выделять из общего объёма необходимые сведения для итоговой работы обеспечивает активность детей на протяжении всего маршрута, а также позволяет потренировать навыки поиска, анализа, систематизации информации. Командная работа позволяет дополнительно развить коммуникативные навыки, умение договариваться, распределять задачи в команде. Перед прохождением маршрута дети делятся на две команды, каждая команда выбирает командира, придумывает название. Задача каждой команды на протяжении первого дня вести сбор фактов и материалов для представления результатов своей поисковой работы по итогу прохождения второго дня маршрута. Во время прохождения памятных мест с использованием аудиогида, выполняя задания по памятникам, команды получают карточки с фактами о жизни и обучении юнг. Во всех остальных событиях команды фиксируют информацию самостоятельно. Тема для каждой команды определяется жеребьевкой: «История Соловецкой школы юнг: мальчики с бантиками» или «Специальности юнг. Морские профессии сегодня». 4. Рефлексия результатов образовательного маршрута. Итогом посещения образовательного маршрута должны стать устные презентации по двум темам, которые готовили команды в течение двух дней. Полученные материалы могут стать основой для внеурочной деятельности, классных часов, школьных воспитательных мероприятий, пополнить экспозиции школьных музеев. Приобретенные знания и навыки ведения исследовательской и проектной деятельности могут стать основой научных работ по различным темам. По желанию педагогов и обучающихся темы могут быть изменены или добавлены новые: «Школа Соловецких юнг и ее известные выпускники», «Первая школа юнг», «Н.Г. Кузнецов: принимаю ответственность на себя», «Командиры – наставники», «Памятные места Архангельской области, связанные с Соловецкими юнгами». В зависимости от выбора обучащихся и педагогов можно подготовить исследовательскую работу или проект, который может участвовать в конкурсах различного уровня. Наглядно-иллюстративные материалы. Программа маршрута «Подвиги выпускников Школы юнг ВМФ в военной истории Архангельской области» имеет высокий уровень когнитивного воздействия и будет интересна подросткам и педагогам, так как она наглядна и достаточно интерактивна. Посещение экскурсионных объектов маршрута дает возможность оптимизировать процесс обучения за счет использования различных демонстрационных материалов и современных технических средств, которые вовлекают учащихся в познавательный и исследовательский процессы. Знакомство с экспозицией в музее, просмотр документального фильма помогает визуализировать информацию о деятельности школ юнг на Севере в годы Великой Отечественной войны и о героизме и мужестве соловецких юнг Северного флота. Демонстрация макета судна с рассказом о конструктивных его элементах и видах такелажа, посещение исторического музейного объекта «Блиндаж Победы», включающего в себя воссозданную землянку, просмотр демонстрации оружия Победы усиливают погружение в изучаемую среду. Мастер-класс по вязанию морских узлов, стрельбе, гребле на ЯЛ-6 и аварийно-спасательным работам с использованием спасательного конца Александрова, позволяют не только увидеть наглядно часть процесса обучения юнг, но и практически освоить навык гребли и стрельбы. Непосредственное знакомство с памятными местами с использованием аудиогида, выполнение тематических заданий по каждому из них, сбор фактов о жизни и обучении юнг, создание презентации, – все это расширяет, углубляет, закрепляет представление об изучаемых событиях. Погружение за счет наглядности, интерактивности, практикоориентированности позволяет обучающимся почувствовать себя одним целым с такими же, как они ребятами – юнгами. Дополнительными материалами могут стать: • Соловецкие юнги https://www.youtube.com/watch?v=zdXZF0QCj6s • Соловецкая школа юнг https://www.youtube.com/watch?v=GnKR_vlLTYk&t=393s • Школа юнг, 1943 г. Соловецкие острова, Белое море, Северный флот, кинохроника. https://www.youtube.com/watch?v=Kvz55VXvf4s • Соловецкие юнги. Спасибо маленькому герою https://www.youtube.com/watch?v=NWLHdiWDW1U III Методический блок Методический блок маршрута «Подвиги выпускников Школы юнг ВМФ в военной истории Архангельской области» включает в себя основные этапы движения, продолжительность, содержание экскурсий, объекты показа. Все это отражено в технологической карте (Таблица 1). На всех этапах деятельности учащихся авторами прописаны формируемые УУД, а также даны методические указания и приемы деятельности, позволяющие решить основные цели программы. Описана деятельность педагога, экскурсовода и учащихся на всех этапах маршрута. Рекомендуемые направления исследовательских и проектных заданий и материалы для самостоятельного изучения: 1. Школа Соловецких юнг и ее известные выпускники 2. Первая школа юнг 3. Н.Г. Кузнецов: принимаю ответственность на себя 4. Командиры – наставники 5. Памятные места Архангельской области, связанные с Соловецкими юнгами. В зависимости от выбора учащихся и педагогов можно подготовить исследовательскую работу или проект, который может участвовать в различных конкурсах. Литературу для педагога Представлена в рекомендованном библиографическом списке, созданного к 80-летию со дня основания Соловецкой школы юнг Центральной городской библиотекой имени М.В. Ломоносова https://arhlib.ru/resursyi/nashi-izdaniya/bibliograficheskie-ukazateli/ (расположен отдельным Приложением к маршруту) 1. Беднарчик И. А. «Мы, юнги флота, крепки как бронь...». Северяне – воспитанники Соловецкой школы юнг: / Ирина Беднарчик; редакторы: Василий Абрамовский, Наталья Королькова. – Архангельск: Лоция, 2022. – 221 с. 2. Соловецкая школа юнг: как мальчишки воевать учились: к 80-летию со дня основания Соловецкой школы юнг: рекомендат. библиогр. список / Муницип. учреждение культуры город. окр. «Город Архангельск» «Централиз. библ. система», Центр. гор б-ка им. М. В. Ломоносова; [сост. С. В. Михеева; ред. Т. С. Рудная]. - Архангельск, 2022. – 27 с. 3. Филатов В.В. Учебно-методическое пособие «История Соловецкой школы юнг» URL:http://lit.lib.ru/f/filatow_w_w/text_0370-4.shtml 4. Юнги Великой Отечественной/Г.Н. Нехлебаева, Л.А. Симакова [и др.]/под ред. Н.А. Пономаревой. – Архангельск: ООО «Медиа Технологии», 2022. – 64 с. Художественная литература для детей: 1. Вишнев, П. П. Юнги: повесть: [для детей] / П. П. Вишнев; [ил.: Н. И. Кисляков]. - Архангельск: Кн. изд-во, 1961. - 143 с. 2. Воронцов А.П. Юнгаши. · Ленинград: Детская литература, 1985.- 128 с. (Электронный вариант книги: https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/209701-aleksandr-voroncov-yungashi.html) 3. Гузанов, В. Г. Не спустивший флага: повести: [для старшего и среднего школьного возраста] / В. Г. Гузанов ; художник В. Н. Сысоев. - [2-е изд.]. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1986. - 365, с. 4. Гузанов, В. Г. Соловецкие паруса: [для старшего школьного возраста] / В. Г. Гузанов. - Мурманск: Книжное издательство, 1982. - 208 с. 5. Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки. (Аудиокнига: https://www.youtube.com/watch?v=FdtTlo-74QQ) 6. Пикуль, В. С. Мальчики с бантиками: [повесть: для среднего школьного возраста] / Валентин Пикуль. - Москва: АСТ: Астрель, 2009. – 365 с. (Электронный вариант книги: https://www.litres.ru/book/valentin-pikul/malchiki-s-bantikami-125594/chitat-onlayn/ 7. Саксонов, В. И. Повесть о юнгах; Дальний поход: повести: [для старш. возраста] / В. И. Саксонов ; рис. И. Браславского. - Москва: Детская литература, 1971. - 208 с. 8. Сиделкин, Л. В матросской робе хлопчик... / Л. Сиделкин // Моряк Севера. - 2009. - 5 авг. - С. 4 9. Юнга: [стихотворение] / В. Лушников // Волна. - 2000. - 25 июля. - С. 10. IV. Блок оценочных средств Блок оценочных материалов включает в себя такие контрольно-измерительные материалы, которые позволят закрепить знания и умения учащихся, полученные в рамках прохождения маршрута «Подвиги выпускников Школы юнг ВМФ в военной истории Архангельской области». Нужно отметить, что по ходу посещения маршрута, учащиеся ведут путевой дневник, в котором они записывают свои наблюдения, факты, информацию необходимую для итоговой презентации, фиксируют то, что показалось интересным. Дневник позволит также сохранить впечатления и эмоции от посещения маршрута. По маршруту обучающиеся двигаются командами, которые соревнуются между собой, решая тематические задания по памятным местам, отвечая на вопросы викторины, решая кроссворд, защищая итоговую презентацию по заданной теме. Это не только позволяет проверить знания, но и ведет к сплочению детского коллектива. Таким образом, маршрут располагает материалами, которые позволяют проверить уровень знаний обучающихся. Материалы размещены в Приложении к маршруту.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы основного общего образования (данный маршрут предназначен для расширения рабочей программы учебного предмета «История» (10 класс в рамках реализации ФГОС СОО); - дополнительные общеобразовательные программы; - программы предпрофессиональной подготовки; - рабочая программа воспитания
Описание пути следования по маршруту
Пешеходная экскурсия по г. Архангельску от ГБУК АО «Севмормузей» на набережной Северной Двины (посещение выставки о деятельности школ юнг на Севере в годы Великой Отечественной войны (о героизме и мужестве соловецких юнг Северного флота и юнг Беломорской военной флотилии, о воспитанниках школ юнг Северного Государственного морского пароходства и Народного комиссариата рыбной промышленности Советского Союза, мастер-класс по вязанию морских узлов с рассказом о конструктивных элементах судна, видах такелажа) (по согласованию). Экскурсия по набережной Северной Двины с использованием аудиогида IZI Travel (Памятник Петру I – Памятный знак в честь 400-летнего юбилея лоцманской службы России – Стела «Архангельск – Город воинской славы» – Аллея Славы - памятник Участникам Северных конвоев – Монумент Победы – памятник Юнгам Северного флота – памятник адмиралу Н.Г. Кузнецову). В рамках маршрута решение тематических заданий игры-поиска «Факты о школе юнг ВМФ» (по желанию). Переезд в МБУ ДО Спортивная школа Парусный центр Норд. Участие в мастер-классе по гребле на ял-6 и аварийно-спасательных работах с использованием спасательного конца Александрова по согласованию). Переезд в ГАУ Архангельской области «Патриот». Просмотр документальных фильмов с личными историями ветеранов-юнг и их подвигами, посещение исторического музейного объекта «Блиндаж Победы», просмотр демонстрации оружия Победы, участие в мастер-классе по стрельбе (по согласованию). Презентация поисковой деятельности школьников по заданным темам (по желанию), рефлексия. Посещение памятника Детям войны/памятника Соловецким юнгам с возложением цветов. Программа маршрута может быть адаптирована под каждую отдельную группу с учетом ее временных, финансовых и физических возможностей.
Программа маршрута
1 день. ГБУК АО «Севмормузей» (наб. Северной Двины, д. 80) Программа (по согласованию): посещение выставки о деятельности школ юнг на Севере в годы Великой Отечественной войны (о героизме и мужестве соловецких юнг Северного флота и юнг Беломорской военной флотилии, о воспитанниках школ юнг Северного Государственного морского пароходства и Народного комиссариата рыбной промышленности Советского Союза; мастер-класс по вязанию морских узлов с рассказом о конструктивных элементах судна, видах такелажа. Продолжительность 1 ч. 20 мин. (продолжительность может быть скорректирована под участников программы по согласованию). Пешеходная экскурсия по памятным местам (набережная Северной Двины) Программа : экскурсия по памятным местам с использованием аудиогида IZI Travel (Памятник Петру I – Памятный знак в честь 400-летнего юбилея лоцманской службы России – Стела «Архангельск – Город воинской славы» – Аллея Славы – памятник Участникам Северных конвоев – Монумент Победы – памятник Юнгам Северного флота – памятник адмиралу Н.Г. Кузнецову); решение тематических заданий игры-поиска «Факты о Школе юнг ВМФ» в командах (по желанию). Продолжительность с аудиогидом – 50 мин., без аудиогида – 30 мин., с выполнением тематических заданий - 1 ч. 10 мин. 2 день МБУ ДО Спортивная школа Парусный центр Норд (ул. Советская, д. 1) Программа (по согласованию): мастер-классе по гребле на ял-6; мастер-класс по аварийно-спасательным работам с использованием спасательного конца Александрова. Продолжительность 1 час 30 мин. (продолжительность может быть скорректирована под участников программы по согласованию). ГАУ Архангельской области «Патриот» Программа (по согласованию): 1. Посещение выставки «Юнги Победы». Фотовыставка посвящена школам юнг, действующим на территории страны в годы Великой Отечественной войны. Выставка размещена на 19 стендах и включает в себя: фотоматериалы, информацию о школах и их выпускниках, и предлагается просмотр кинохроники по данной теме. Продолжительность экскурсии по выставке – 30 минут. 2. Просмотр документальных фильмов, посвященных Школе юнг ВМФ на Соловецких островах. Предлагаемые для просмотра фильмы: «Книга памяти. Соловецкая школа юнг Военно-морского флота 1942-1945 гг.» (документальный фильм). Безусловная ценность документального жанра – живой голос юнг-ветеранов, их воспоминания от первого лица, восстановленный последовательный рассказ о событиях. Автор – Александр Антонов. «Соловецкий меридиан» – фильм-воспоминание производства студии «Поморфильм», в котором юнги-ветераны вспоминают свою соловецкую юность. При создании кинофильма использованы кадры разных лет российских телекомпаний, военные архивы, любительские съёмки, архивы студии «Поморфильм». Автор - Владимир Лойтер. 3. Выставка «Блиндаж Победы». Исторический музейный объект «Блиндаж Победы» включает в себя воссозданную землянку, включающую атрибутику военного времени, в том числе оружие. Посещение музейного объекта сопровождается рассказом об основных событиях Великой Отечественной войны, а также о бытовых условиях на фронте. Экскурсия погружает в атмосферу и время Великой Отечественной войны. Интересно то, что юнги проживали в таких же землянках, что несомненно подходит и дополнит для рассказа о бытовых условиях юнг. Выставку «Блиндаж Победы» можно дополнить просмотром тематического фильма, рассказом и демонстрацией оружия Победы. Продолжительность экскурсии по выставке без дополнений – 20 минут. Продолжительность экскурсии по выставке с дополнениями – 30 минут. Мастер-класс по стрельбе (продолжительность зависит от количества человек). Презентация поисковой деятельности обучающихся по заданным темам, тематическая викторина и т.д., рефлексия могут быть проведены руководителем группы в ГАУ Архангельской области «Патриот» (по согласованию) или в образовательной организации с использованием УМК маршрута. Программа и продолжительность мероприятий в рамках программы могут быть скорректированы по согласованию с ГАУ Архангельской области «Патриот») Памятник «Детям войны» (возложение цветов) Продолжительность - 15 минут.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
ГБУК АО «Севмормузей» – Памятник Петру I – Памятный знак в честь 400-летнего юбилея лоцманской службы России – Стела «Архангельск – Город воинской славы» – Аллея Славы - памятник Участникам Северных конвоев – Монумент Победы – памятник Юнгам Северного флота – памятник адмиралу Н.Г Кузнецову – МБУ ДО Спортивная школа Парусный центр Норд – ГАУ Архангельской области «Патриот» –памятник Детям войны/памятник Соловецким юнгам.
Дополнительная информация и (или) условия
Ссылка на маршрут в аудиогиде: https://izi.travel/ru/8035-obrazovatelnyy-marshrut-podvigi-vypusknikov-shkoly-yung-vmf-v-voennoy-istorii-arhangelskoy-oblasti/ru Ссылка на схему маршрута и УМК с Приложениями https://pionerov.ru/rrcenter/marshschoolturism/mt1.html ГБУК АО «Севмормузей» https://northernmaritime.ru/ Режим работы музея: 10:00 -18:00 – вторник-пятница 11:00 - 19:00 – суббота, воскресенье Выходной – понедельник Четвертый четверг каждого месяца - санитарный день Каждый третий четверг месяца возможно бесплатное посещение музея без проведения экскурсии и мастер-класса. О планировании посещения тематического мероприятия необходимо заранее уведомить сотрудников музея. т.:8 (8182) 20-55-16 e-mail: sevmormuz@mail.ru Адрес: г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 80 МБУ ДО Спортивная школа Парусный центр Норд https://nordparus29.ru/ ВКонтакте: https://vk.com/nordsail29 Режим работы: 09:00 - 17:00 – вторник-четверг (13:00 - 14:00 – обед) 09:00 - 16:30 – пятница (13:00-14:00 – обед) Выходной – суббота, воскресенье Стоимость (по согласованию). О планировании посещения тематического мероприятия необходимо заранее уведомить сотрудников МБУ ДО «Спортивная школа «Парусный центр «Норд». т.: 8 (8182) 24-95-86 Адрес: г. Архангельск, ул. Советская, д. 1 e-mail: nordparus29@yandex.ru, sport@nordparus29.ru ГАУ Архангельской области «Патриот» https://patriotcentr29.ru/contacts/ Режим работы: 09.00-17.00 – понедельник-пятница (суббота, воскресенье – по согласованию) Стоимость (бесплатно). О планировании посещения тематических мероприятий необходимо заранее уведомить сотрудников ГАУ АО «Региональный центр патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе Патриот». т.: 8 (8182) 211422 е-mail: patriotcentre@yandex.ru Адрес: г. Архангельск пр. Троицкий д. 118 Место для горячего питания: кафе «Блин Хаус» Адрес: проспект Троицкий, д. 81 т.: 8 (8182) 21-15-24