Двухдневный поход по Брянской области по маршруту: "город Брянск-урочище Данный бор-река Болва-ручей Чистенка-озеро Гришино-ручей Чистенка-Орловские дворики"

Сложность маршрута: Экскурсия 2-3 дня

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

2 дня 0 часов 8 км
Описание маршрута
В маршрут входит посещение исторических мест, связанных с партизанским движением на Брянщине: памятники на месте гибели бойцов роты Григория Климова, памятник неизвестному партизану, «Партизанский родник», памятная табличка на месте партизанской переправы через реку Болва, памятный знак о первых боях Бежицких партизан.
/upload/iblock/4ff/uouy2egfixm0elyyv73dyhs0ivfnrm6u.jpg
/upload/iblock/4ff/uouy2egfixm0elyyv73dyhs0ivfnrm6u.jpg
Расположение маршрута
В городской и природной среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся общеобразовательных организаций: - возраста (10 – 16 лет) - ступени образования: 5-10 класс, в том числе с углубленным изучением предметной области «Истории», «Экологии», «История Брянского края»
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Воспитание любви к родному краю, осознание нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Формирование патриотических чувств и активной жизненной позиции.

Методы убеждения (диалог, диспут, развернутый рассказ, инструктаж) направлены на формирование взглядов обучающихся; методы упражнений (задания, поручения, пример) способствуют организации деятельности учащихся, методы оценки и самооценки (критика, самокритика, соревнования, поощрение) стимулируют самоанализ и самооценку, оценку поступков. Для подростков и обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование. На основе полученного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы).

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Наличие памятников, посвящённых Великой Отечественной войне по маршруту следования
Посещение музеев
Мемориальные комплексы и памятные места, посвященные увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны
Образовательные задачи маршрута
Методы убеждения (диалог, диспут, развернутый рассказ, инструктаж) направлены на формирование взглядов обучающихся; методы упражнений (задания, поручения, пример) способствуют организации деятельности учащихся, методы оценки и самооценки (критика, самокритика, соревнования, поощрение) стимулируют самоанализ и самооценку, оценку поступков. Для подростков и обучающихся старшего школьного возраста применяются личностное общение и учебно-профессиональная деятельность, вовлечение в рассуждение, беседу, размышление, учебное проектирование. На основе полученного материала формулируется собственное аргументированное мнение, выдвигаются предположения (гипотезы).
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
История Брянского края. ХХ век./Горбачев О.В., Колосов Ю.Б,. Крашенников В.В., Лупоядов В.Н., Тришин А.Ф.- Клинцы, 2003.-450 с. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей. Из истории монастырей и пустыней Брянского края.- Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999 г, 443 с. Соколов Я.Д. Брянск-город древний: Историко-краеведческие очерки.- Брянск: ЗАО «Издательство « Читай-город», 2006. – 640с., ил. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях…- «Дебрянск», 2000. – 660с.; ил.155
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
- образовательные программы основного общего образования: предметная область «общественнонаучные предметы» (учебные предметы «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»); - в рамках внеурочной деятельности направления: туристско- краеведческое, естественнонаучное, социально-гуманитарное, индивидуальные проекты; - дополнительные общеразвивающие программы туристско- краеведческой, естественнонаучной, социально-гуманитарной направленности; - программы воспитания / воспитательной работы; - программы школьного музея. Образовательные и воспитательные эффекты: - совершенствование деятельности образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников и создании для них оптимальных условий для культурного и духовно-нравственного развития; - активизация краеведческой деятельности и вовлечение большего количества детей, занимающихся исследовательской и туристско- краеведческой работой; - осознание участниками программы ответственности за судьбу малой родины, формирование гордости за сопричастность к культурному достоянию предыдущих поколений; - развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся.
Описание пути следования по маршруту
В маршрут входит посещение исторических мест, связанных с партизанским движением на Брянщине: памятники на месте гибели бойцов роты Григория Климова, памятник неизвестному партизану, «Партизанский родник», памятная табличка на месте партизанской переправы через реку Болва, памятный знак о первых боях Бежицких партизан.
Программа маршрута
1 день Место сбора - магазина «Линия – 2» в Бежицком районе города Брянска. Данное место удобно как место сбора, в магазине «Линия - 2» можно закупить необходимые продукты. 10:00 - 10:45 - от магазина «Линия – 2» по пешеходному переходу переходим улицу Ульянова, выходим к улице Бурова и движемся по ней в сторону реки Болва. На пешеходном переходе переходим на левую сторону по ходу движения. Примерно через 30 мин. выходим к мосту, переходим по нему реку Болва и через 100 – 150м по тропке спускаемся с дороги налево, находим удобную поляну и делаем привал 10:45 – 11:00 – привал. 11:00 – 11:45 - по лесной дороге вдоль реки Болва движемся на север примерно 2 км. Данный район называется урочище Данный бор, на него имеется карта для спортивного ориентирования, данный участок движения можно использовать для отработки навыков ориентирования по спортивной карте. Примерно через 40 мин. выходим к железной дороге, переходим через неё, выбираем удобное место. 11:45 – 12:00 – привал. 12:00 – 12:45 - продолжаем движение на север по грунтовой дороге вдоль реки Болва. Справа примерно в 500 м дома поселка Радица – Крыловка. Через 2,5 км дорога поворачивает на северо-восток и через 300 м входим в сосновый лес, через 200 м лес заканчивается, можно сделать привал с перекусом, при необходимости перепаковать рюкзаки (есть оборудованное место для отдыха: стол, скамейки). 12:45 – 13:15 – привал с перекусом 13:15 – 14:15 - по дороге по полям на север примерно 1200 м, затем 200 м на северо-запад входим с лес урочища «Белая круча», в котором в годы Великой Отечественной войны мужественно сражались партизаны. По лесной дороге 2 км выходим на поляну с развилкой дорог. На развилке по дороге, ведущей на север через 70 м выходим к мосту через речей Чистенка (на карте цифра 1). Далее через 250 м выходим на просеку, по ней на запад 50 м выходим на дорогу, по которой 200 в юго-западном направлении выходим к месту гибели бойцов роты Григория Климова (на карте цифра 2). 14:15 – 15:00 – рассказ о боевых действиях Бежицкого партизанского отряда в Карачижско - Крыловском лесу, трагической гибели бойцов роты Климова, осмотр памятников на месте гибели роты Григория Климова, уход за памятниками. 14:15 – 15:00 - на север по дороге примерно 1 км выходим к озеру Гришина (на карте цифра 4). Справа от дороги у могилы с надгробной плитой находится памятник неизвестному партизану. Рядом с памятником, слева от дороги, находится родник, который, по словам Алексея Афанасьева, так и называется «Партизанский родник». В данном месте организуется бивуак. который можно разбить на поляне возле дороги, отойдя от могилы неизвестного Партизана. 15:00 – 17:00 – организация бивуака, приготовление обеда, обед 17:00 – 18:30 - радиальный выход к месту переправа партизанская через реку Болва. 18:30 – 23:00 - приготовление ужина, ужин, вечерние досуговые мероприятия, игры. 2 день: 8.00 – 10.00 – приготовление завтрака, завтрак, сворачивание бивуака. 10.00 – 10.45 – возвращаемся к мосту через ручей Чистенка и далее к Т-образной развилке на поляне за ручьем Чистенка. 10:45 – 11:00 – привал. 11.00 – 11.45 – по дороге в восточном направлении примерно через 2 км выходим к старому Жиздринскому большаку (дорога, которую местные жители называют «лесенка» - так как большая часть дороги проходит по болотистой местности, большая часть дороги выложена поперечными стволами деревьев, поэтому напоминает лесенку). Здесь находится памятный знак о первых боях Бежицких партизан и деревянный шалаш. 11:45 – 12:00 – привал. 12.00 – 12.45 – по старому Жиздринскому большаку выходим к Орловским дворикам. Отъезд в Брянск железнодорожным транспортом.
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Бежицкий район г. Брянска
Дополнительная информация и (или) условия
Проезд группы – к месту сбора на общественном транспорте, возвращение в Брянск на железнодорожном транспорте.