Серпуховский историко-художественный музей

Сложность маршрута: Однодневная экскурсия

Тип маршрута: Пеший

Сезонность: Круглогодичный

1 день 0 часов 2 км
Описание маршрута
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 7-х классов образовательных учреждений. Особенности программы «Русское искусство XVI -XVIII веков» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по Серпуховскому историко-художественному музею, нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма
/upload/iblock/733/yqs6jvi9gsjg9mnn6pktwm48pr368gdn.jpg
/upload/iblock/ae3/2xv4sexud15unhchzx3l22u8usy6mn01.jpg
/upload/iblock/69f/1l3kbwukyokksy12yldvrexw02948d5l.jpg
/upload/iblock/203/j6uzzhnb1ibu0r6epsuj0vhgy33xz4af.jpg
/upload/iblock/83f/efs0ax2m5fk6vspsc2wzihaiiozegur6.jpg
/upload/iblock/733/yqs6jvi9gsjg9mnn6pktwm48pr368gdn.jpg
/upload/iblock/ae3/2xv4sexud15unhchzx3l22u8usy6mn01.jpg
/upload/iblock/69f/1l3kbwukyokksy12yldvrexw02948d5l.jpg
/upload/iblock/203/j6uzzhnb1ibu0r6epsuj0vhgy33xz4af.jpg
/upload/iblock/83f/efs0ax2m5fk6vspsc2wzihaiiozegur6.jpg
Расположение маршрута
В городской среде
Целевая аудитория маршрута
Обучающиеся образовательных организаций 5-8 классов
Доступность маршрута для детей с ОВЗ
Да
Региональный реестр познавательных маршрутов
Перейти

Цели и задачи маршрута

Цели: • расширение и закрепление знаний обучающихся по изучаемым предметам путем интеграции образовательных экскурсий в учебный процесс; • воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения через познание своей области.

Задачи: • увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; проведение образовательных экскурсий в Серпуховском историко-художественном музее • по теме: Русская культура и искусство XVI –XVIII веков.

Что интересного на маршруте?
Использование автотранспорта
Посещение музеев
Образовательные задачи маршрута
Задачи: • увеличение образовательного пространства учебных организаций на основе использования культурно-исторического наследия и туристских ресурсов Московской области; • разработка образовательных экскурсий в качестве инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения; • разработка путевой информации для получения дополнительных сведений по основной теме и подготовительного этапа для восприятия последующей экскурсии на объекте показа; проведение образовательных экскурсий в Серпуховском историко-художественном музее • по теме: Русская культура и искусство XVI –XVIII веков.
Учебно-методический комплекс (литература о маршруте)
Ссылки на литературу: 1. Коровина В.Я. Литература 7 класс В 2ч. Ч1. [В.П,Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин] – М.: Просвещение, 2016 – 304с. 2. Андреев И.Л. История России: конец XVII–XVIII в. 7 класс.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016 – 253с. 3. Андреев И.Л. История России: Конец XVII-XVIII века, 8 класс: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2019 – 224с. 4. Данилов А.А. История России: XIХ век, 8 класс: учебник/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2018 – 287с. 5. Загладин Н.В. История России: XX — начало XXI века, 9 класс: учебник/Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., – М.: Русское слово, 2013– 328с. 6. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 класс.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2013. – 204с. 7. Куценко Е.В. «Серпуховский историко-художественный музей», Мелихово, 2005.
Описание возможностей интеграции в образовательные программы общего и/или дополнительного образования
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Рождение Российской империи», «Правление Екатерины II», «Быт россиян в XVII веке»; • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; • 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах».
Описание пути следования по маршруту
Проезд к объекту посещения – 2 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 3 часа; Проезд обратно – 2 часа.
Программа маршрута
Серпуховский историко-художественный музей Программа экскурсии Тема: Русская культура и искусство XVI –XVIII веков. Направление: историческое, этническое, искусствоведческое. Формат: образовательная экскурсия. Регламент: Проезд к объекту посещения – 1,5 часа; Экскурсионная программа на объекте посещения – 2 часа; Проезд обратно – 1,5 часа. 1. Пояснительная записка: Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 7-х классов образовательных учреждений. Особенности программы «Русское искусство XVI -XVIII веков» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися. Программа экскурсии по Серпуховскому историко-художественному музею, нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма. 2. Наименования и адреса объектов: ГАУК МО «Серпуховский историко-художественный музей» Московская область, г. Серпухов, ул. Чехова, 87. Ожидаемый результат: По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства, религиозных верований людей; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в прошлые века, памятников культуры, событий истории; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий «экспозиция», «маринист», «передвижники», «фовизм», «кубизм». 4. Описание экскурсии: На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах. По ходу экскурсионной программы обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления. В музее участники ознакомятся с экспозицией, разделенной на две тематические части. Первая — полотна русских художников 16-18 столетий и коллекция русских икон. Среди них Верещагин, Левитан, Айвазовский, Поленов и многие другие. Вторая часть — работы западных мастеров, среди которых можно выделить Микеле. Кроме того, в собрании есть предметы прикладного искусства мастеров из Франции, Италии, Германии, Нидерландов и других стран Западной Европы. Русское искусство XVIII века представлено в музее в основном портретами второй половины столетия: «Портрет чиновника военной коллегии», ранее приписывавшийся Ф. С. Рокотову, «Портрет неизвестного офицера Гатчинской гвардии» кисти неизвестного художника (предположительно друга Д. Г. Левицкого), парные графические портреты старика и старухи А. О. Орловского, «Мальчик с флейтой» неизвестного мастера венециановской школы. Представляет интерес коллекция провинциального купеческого портрета, собранная у потомков купеческих родов Плотниковых, Мазуриных, Бердоносовых, Сериковых. В парадных интерьерах особняка — Каминном и Белом залах — экспонируется живопись салонно-академического направления и работы маринистов: Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский, И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио. В зале передвижников можно увидеть небольшую коллекцию работ В. Е. Маковского, этюд Н. А. Ярошенко «Цыганка» и жанровую композицию И. М. Прянишникова «В ожидании шафера». На обратном пути школьникам будет предложена викторина на тему Русская культура и искусство XVI –XVIII веков. 5. Описание объектов посещения: В отделе Западноевропейского искусства XVI—XIX вв. представлены: Фламандская и Нидерландская школы: работы учеников Рембрандта: Эберхард Кейль, «Старуха за рукоделием» (1650 год) Изак де Яуддервилль, «Ученый в кабинете» (1630 год) «Голова Мадонны», неизв. автор (XVI век) Мартен Пепейн (1575—1643), «Обращение Савла» Ян Янсенс, «Святой Иероним» (XVII век) Ян Викторс, «Уличный лекарь» (XVII век) Итальянская школа: Джованни Антонио Пеллегрини, «Моисей источает воду из скалы» Германская школа: Антон Графер (1736—1813), портрет А. И. Дивова 6. Материально-техническое оснащение: • Экспонаты музея • Наглядные пособия • Интерактивные панели • Проектор, экран 8. Привязка к ФГОС: Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний: • 7 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Рождение Российской империи», «Правление Екатерины II», «Быт россиян в XVII веке»; • 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; • 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах». 9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии: • Просмотр исторических видеороликов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала; • Викторина. 10. Путевая информация: На пути следования к объекту посещения школьники услышат рассказ об истории Московского княжества, территории, основных занятиях населения и Московской области сегодня; информация об основных объектах показа и экскурсионных программах Подмосковья. На обратном пути: • Викторина на тему Русская культура и искусство XVI –XVIII веков. 11. Заключительная часть: Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народу, семье. Развивает у обучающихся историческое сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся чувство русской идентичности, причастности к истории народного искусства.   Приложение №1 Викторина с ответами Общий блок вопросов: 1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году) А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929 2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²) А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км. 3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево) 4. В каких городах находятся монастыри? (А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна) А) Троице-Сергиева лавра: Б) Савино-Сторожевский: В) Новоголутвин: 5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка) 6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор) 7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие) 8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи) 9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью) 10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск) Блок вопросов, посвященных Серпуховскому музею: 1) Картины какого жанра представлены в музейном собрании? (например, портретный жанр). 2) Кто является ярчайшими представителя портретной живописи в России XVIII века? (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В. Боровиковский, С. Щукин, Н. Аргунов). 3) Зал, посвященный портрету XIX века, затрагивает уникальное явление в художественной культуре, какое? (Творчество крепостных и провинциальных живописцев). 4) Как вы понимаете академическое направление живописи? (Соединение античного искусства и искусства эпохи Возрождения, характерна идеализированность натуры, помпезность и высокое техническое мастерство, совмещение салонной живописи, романтизма и реализма) 5) В контексте каких событий зародилось Товарищество передвижников художественных выставок? (В контексте противопоставления себя академизму, вдохновляясь народничеством. Зародилось в конфликте с Академией художеств в соревновании за золотую медаль: отказ написания картины на заданную тему и выбор свободной художникам был дан отказ и 14 человек покинули Академию. Событие получило название «Бунт четырнадцати», так была создана артель художников – независимое объединение). 6) Каким художественным принципам подчинялись художники-передвижники? (картины социальной направленности, натурализм изображения, реализм). 7) Группировка «Бубновый валет» образовалась в художественной традиции XX века и выступала с какими принципами? (Цель – порвать с традициями реалистической живописи и выступали за формализм в живописи. Авангардистская группировка, сформировавшаяся после скандальной выставки в Москве. Для них важно уйти от академизма и реализма к живописно-пластическим решениями стиля Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма)
Крупные населенные пункты маршрута и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения: В отделе Западноевропейского искусства XVI—XIX вв. представлены: Фламандская и Нидерландская школы: работы учеников Рембрандта: Эберхард Кейль, «Старуха за рукоделием» (1650 год) Изак де Яуддервилль, «Ученый в кабинете» (1630 год) «Голова Мадонны», неизв. автор (XVI век) Мартен Пепейн (1575—1643), «Обращение Савла» Ян Янсенс, «Святой Иероним» (XVII век) Ян Викторс, «Уличный лекарь» (XVII век) Итальянская школа: Джованни Антонио Пеллегрини, «Моисей источает воду из скалы» Германская школа: Антон Графер (1736—1813), портрет А. И. Дивова
Дополнительная информация и (или) условия
На пути следования к объекту посещения школьники услышат рассказ об истории Московского княжества, территории, основных занятиях населения и Московской области сегодня; информация об основных объектах показа и экскурсионных программах Подмосковья. На обратном пути участникам экскурсии будет предложена викторина на тему Русская культура и искусство XVI –XVIII веков.