Серпуховский историко-художественный музей
Программа экскурсии
Тема: Русская культура и искусство XVI –XVIII веков.
Направление: историческое, этническое, искусствоведческое.
Формат: образовательная экскурсия.
Регламент:
Проезд к объекту посещения – 1,5 часа;
Экскурсионная программа на объекте посещения – 2 часа;
Проезд обратно – 1,5 часа.
1. Пояснительная записка:
Программа экскурсии для обучающихся средних и старших классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе Примерной программы основного общего образования для 7-х классов образовательных учреждений.
Особенности программы «Русское искусство XVI -XVIII веков» — ее интегративность как по отдельным темам, так и по межпредметным связям, что даёт возможность блочно преподнести важную информацию, делая более легким восприятие и усвоение материала обучающимися.
Программа экскурсии по Серпуховскому историко-художественному музею, нацелена на расширение культурно-исторического кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, формирование у обучающихся чувства патриотизма.
2. Наименования и адреса объектов:
ГАУК МО «Серпуховский историко-художественный музей»
Московская область, г. Серпухов, ул. Чехова, 87.
Ожидаемый результат:
По результатам освоения программы учащийся сможет применять основные хронологические понятия и термины (век, эпоха); использовать приёмы исторического анализа; описание характерных, существенных черт государственного устройства, религиозных верований людей; описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в прошлые века, памятников культуры, событий истории; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. Учащийся будет знать смысл терминов и понятий «экспозиция», «маринист», «передвижники», «фовизм», «кубизм».
4. Описание экскурсии:
На пути следования к объекту посещения участники узнают об истории возникновения Московской области, этапах ее развития, современной специфике, объектах культурного значения, расположенных в ее границах.
По ходу экскурсионной программы обучающиеся смогут начать знакомство с музеем, особенностями его географического положения, с историей его развития и становления.
В музее участники ознакомятся с экспозицией, разделенной на две тематические части. Первая — полотна русских художников 16-18 столетий и коллекция русских икон. Среди них Верещагин, Левитан, Айвазовский, Поленов и многие другие. Вторая часть — работы западных мастеров, среди которых можно выделить Микеле. Кроме того, в собрании есть предметы прикладного искусства мастеров из Франции, Италии, Германии, Нидерландов и других стран Западной Европы.
Русское искусство XVIII века представлено в музее в основном портретами второй половины столетия: «Портрет чиновника военной коллегии», ранее приписывавшийся Ф. С. Рокотову, «Портрет неизвестного офицера Гатчинской гвардии» кисти неизвестного художника (предположительно друга Д. Г. Левицкого), парные графические портреты старика и старухи А. О. Орловского, «Мальчик с флейтой» неизвестного мастера венециановской школы. Представляет интерес коллекция провинциального купеческого портрета, собранная у потомков купеческих родов Плотниковых, Мазуриных, Бердоносовых, Сериковых.
В парадных интерьерах особняка — Каминном и Белом залах — экспонируется живопись салонно-академического направления и работы маринистов: Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский, И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио.
В зале передвижников можно увидеть небольшую коллекцию работ В. Е. Маковского, этюд Н. А. Ярошенко «Цыганка» и жанровую композицию И. М. Прянишникова «В ожидании шафера».
На обратном пути школьникам будет предложена викторина на тему Русская культура и искусство XVI –XVIII веков.
5. Описание объектов посещения:
В отделе Западноевропейского искусства XVI—XIX вв. представлены:
Фламандская и Нидерландская школы:
работы учеников Рембрандта:
Эберхард Кейль, «Старуха за рукоделием» (1650 год)
Изак де Яуддервилль, «Ученый в кабинете» (1630 год)
«Голова Мадонны», неизв. автор (XVI век)
Мартен Пепейн (1575—1643), «Обращение Савла»
Ян Янсенс, «Святой Иероним» (XVII век)
Ян Викторс, «Уличный лекарь» (XVII век)
Итальянская школа:
Джованни Антонио Пеллегрини, «Моисей источает воду из скалы»
Германская школа:
Антон Графер (1736—1813), портрет А. И. Дивова
6. Материально-техническое оснащение:
• Экспонаты музея
• Наглядные пособия
• Интерактивные панели
• Проектор, экран
8. Привязка к ФГОС:
Экскурсионная программа служит освоению, повторению и закреплению знаний:
• 7 класс основного общего образования, предмет «История Отечества», темы: «Рождение Российской империи», «Правление Екатерины II», «Быт россиян в XVII веке»;
• 7 класс основного общего образования, предмет «Литература», темы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;
• 7 класс основного общего образования, предмет «МХК», темы: «Жизнь человека в искусстве», «Художественный канон в искусстве», «Символический канон в искусстве», «Мир и человек в художественных образах».
9. Описание интерактивной формы подачи материала во время экскурсии:
• Просмотр исторических видеороликов, совместный анализ и обсуждение увиденного материала;
• Викторина.
10. Путевая информация:
На пути следования к объекту посещения школьники услышат рассказ об истории Московского княжества, территории, основных занятиях населения и Московской области сегодня; информация об основных объектах показа и экскурсионных программах Подмосковья.
На обратном пути:
• Викторина на тему Русская культура и искусство XVI –XVIII веков.
11. Заключительная часть:
Экскурсионная программа служит созданию условий для формирования у обучающихся нравственных ценностей – любовь и уважение к Родине, народу, семье. Развивает у обучающихся историческое сознание с позиций: осознания себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитывает у обучающихся чувство русской идентичности, причастности к истории народного искусства.
Приложение №1
Викторина с ответами
Общий блок вопросов:
1. Когда Московская область образовалась? (в 1929 году)
А)1940 Б)1708 В) 1917 Г)1929
2. Площадь территории Московской области составляет? (45 900 км²)
А) 46тыс кв. км. Б) 101 тыс. кв. км. В) 41 тыс. кв. км.
3. Назовите центры народных промыслов. (Жостово, Гжель, Ликино-Дулево)
4. В каких городах находятся монастыри?
(А – Сергиев Посад, Б – Звенигород, В – Коломна)
А) Троице-Сергиева лавра:
Б) Савино-Сторожевский:
В) Новоголутвин:
5. Назовите наукограды Подмосковья. (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка)
6. Какая отрасль промышленности развита в Гжели? (фарфор)
7. Назовите писательские гнезда Подмосковья. (Тишайшее сельцо Захарово (Одинцовский район) - здесь прошло детство Пушкина, Середниково (М.Ю.Лермонтов), Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово , Аксаков, Салтыков – Щедрин и многие другие)
8. В каком городе находится завод по выпуску вагонов метро? (Мытищи)
9. Назовите области, с которыми граничит Московская область. (на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке с Ярославской областью, на северо-востоке и востоке с Владимирской областью, на юго-востоке с Рязанской областью, на юге с Тульской областью, на юго-западе с Калужской областью и на западе со Смоленской областью)
10. Назовите города, расположенные на реках. (Клязьма - Химки, Королёв, Ногинск; Ока - Ступино, Коломна, Серпухов; Протва – Верея; Осетр - Зарайск и Серебряные Пруды, Дубна – Дубна; Нара - Наро-Фоминск и Серпухов. Лама - самый древний город Подмосковья – Волоколамск)
Блок вопросов, посвященных Серпуховскому музею:
1) Картины какого жанра представлены в музейном собрании? (например, портретный жанр).
2) Кто является ярчайшими представителя портретной живописи в России XVIII века? (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В. Боровиковский, С. Щукин, Н. Аргунов).
3) Зал, посвященный портрету XIX века, затрагивает уникальное явление в художественной культуре, какое? (Творчество крепостных и провинциальных живописцев).
4) Как вы понимаете академическое направление живописи? (Соединение античного искусства и искусства эпохи Возрождения, характерна идеализированность натуры, помпезность и высокое техническое мастерство, совмещение салонной живописи, романтизма и реализма)
5) В контексте каких событий зародилось Товарищество передвижников художественных выставок? (В контексте противопоставления себя академизму, вдохновляясь народничеством. Зародилось в конфликте с Академией художеств в соревновании за золотую медаль: отказ написания картины на заданную тему и выбор свободной художникам был дан отказ и 14 человек покинули Академию. Событие получило название «Бунт четырнадцати», так была создана артель художников – независимое объединение).
6) Каким художественным принципам подчинялись художники-передвижники? (картины социальной направленности, натурализм изображения, реализм).
7) Группировка «Бубновый валет» образовалась в художественной традиции XX века и выступала с какими принципами? (Цель – порвать с традициями реалистической живописи и выступали за формализм в живописи. Авангардистская группировка, сформировавшаяся после скандальной выставки в Москве. Для них важно уйти от академизма и реализма к живописно-пластическим решениями стиля Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма)
Крупные населенные пункты маршрута
и ключевые объекты маршрута
Описание объектов посещения:
В отделе Западноевропейского искусства XVI—XIX вв. представлены:
Фламандская и Нидерландская школы:
работы учеников Рембрандта:
Эберхард Кейль, «Старуха за рукоделием» (1650 год)
Изак де Яуддервилль, «Ученый в кабинете» (1630 год)
«Голова Мадонны», неизв. автор (XVI век)
Мартен Пепейн (1575—1643), «Обращение Савла»
Ян Янсенс, «Святой Иероним» (XVII век)
Ян Викторс, «Уличный лекарь» (XVII век)
Итальянская школа:
Джованни Антонио Пеллегрини, «Моисей источает воду из скалы»
Германская школа:
Антон Графер (1736—1813), портрет А. И. Дивова